1. НАШИ ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ _image002Во время рабочего визита в Якутию Президента Российской Федерации Владимира Путина состоялось совещание по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), крупнейшего по территории субъекта России. После вступительной речи В.В.Путина, обозначившего круг рассматриваемых на совещании вопросов, с докладом выступил Президент Якутии Вячеслав Штыров.

Доклад

Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на совещании с участием Президента России Владимира Путина в г. Якутске 6 января 2006 года.

I

От имени всех якутян я хотел бы поблагодарить вас за то внимание, которое оказывают Президент и Правительство Российской Федерации проблемам Крайнего Севера, особенно в последние годы. Это и проведение Госсовета в Салехарде, и последнее совещание в Магадане, и сегодняшнее наше совещание по проблемам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

1. НАШИ ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ _image004Республика Саха (Якутия) – это субъект Российской Федерации, имеющий территорию 3 миллиона квадратных километров (что равняется Индии), при этом 40% нашей территории находится за Полярным кругом. 100% территории РС (Я) – зона вечной мерзлоты. В Якутии самый суровый климат на нашей планете, и амплитуда температур достигает 100 градусов.

Сельское хозяйство

Все особенности северных территорий – ведение северного хозяйства, организация социальной жизни, если хотите, особый духовный склад северян, который описан в литературе и науке, присущи Республике Саха (Якутия) в полной мере. Может быть, мы даже эталон северного региона. Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы все-таки отличаемся от других северных регионов Российской Федерации и от других северных регионов нашей планеты. В Республике Саха (Якутия) существует целая отрасль народного хозяйства – сельское хозяйство, и примерно 40% жителей Якутии – селяне. Это сотни тысяч человек, это значительный объем сельскохозяйственного производства.

1. НАШИ ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ _image008

В этой связи Республика Саха (Якутия), конечно же, тратит значительные средства (до четырех миллиардов рублей в год) на прямую поддержку сельского хозяйства, не считая других программ, которые осуществляются на селе. И, конечно, этот фактор необходимо учитывать и при межбюджетных отношениях, и при построении бюджета Российской Федерации. Этот фактор необходимо учитывать и при формировании федеральных программ.

1. НАШИ ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ _image006

Я специально заостряю внимание на этом вопросе, потому что не только в текущей деятельности Правительства России по поддержке сельского хозяйства, но и в национальном проекте по развитию агропромышленного комплекса полностью исчезли такие отрасли, которые традиционны для Севера, – оленеводство, коневодство, как будто их не существует вообще. О них в программах ничего не сказано, на них программы не распространяются. Для Якутии и других северных регионов, конечно же, такой подход мы считаем неправомерным. И поэтому первый вопрос, который хотели перед вами поставить уже при характеристике нашего региона, – это необходимость распространения всех федеральных программ на все отрасли северного сельского хозяйства.

Промышленность

Но, несмотря на все природно-климатические и экономико-географические сложности, которые есть в Республике Саха (Якутия), республика достаточно стабильно развивается и по многим показателям занимает ведущие места в Дальневосточном федеральном округе и в Российской Федерации. Скажем, по объему добавленной стоимости и валового регионального продукта на душу населения мы входим в 15 ведущих регионов России. По общему объему валового регионального продукта занимаем первое место в Дальневосточном федеральном округе. Это связано и с большими масштабами сельского хозяйства, но прежде всего – с деятельностью нашей промышленности.

1. НАШИ ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ _image012

Промышленность республики опирается на хорошую минерально-сырьевую базу, и я не преувеличу, если скажу, что нет такого минерального ресурса на планете, которого бы не было в Республике Саха (Якутия). Среди них я хотел бы выделить в первую очередь алмазы: 82 процента всех запасов алмазов Российской Федерации находится в Якутии, и самое главное – почти все потенциальные месторождения алмазов тоже находятся здесь. В Республике Саха (Якутия) очень хорошая минерально-сырьевая база для благородных металлов, только на балансе наших золотодобывающих предприятий находится сейчас около 1,5 тысячи тонн золота, которое может быть добыто. Я уже не говорю о тех месторождениях, которые находятся либо в резерве, либо будут еще открыты. На территории республики находится самый крупный в мире угольный бассейн – Ленско-Тунгусский. Якутия занимает первое место по запасам нефти и газа в Дальневосточном федеральном округе, превосходя Сахалинскую область.

1. НАШИ ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ _image014

Я хотел бы остановиться еще на том, что для новых отраслей промышленности, которые связаны с высокими технологиями, научно-техническим прогрессом, очень важно, что у нас есть месторождения редких и цветных металлов, которые используются в новых технологиях, например, в нанотехнологиях. Это месторождения сурьмы, ниобия и других минералов. Вообще в принципе минерально-сырьевая база Республики Саха (Якутия) на сегодняшний день такова, что у нас стоит на балансе 1500 месторождений общей стоимостью 1,3 триллиона долларов. Из них только 3,6% передано недропользователям, в их распоряжении находятся недровые богатства на сумму примерно 47 миллиардов долларов. Это сегодняшний день. А потенциальные запасы оцениваются в 5 триллионов долларов.

Итоги четырех лет работы

Опираясь на природные ресурсы, на развитое сельское хозяйство, Республика Саха (Якутия) строит свою экономическую жизнь. Мы работаем по пятилетним планам. Последний пятилетний план был разработан на период с 2002 по 2006 годы. Мы ставили перед собой задачу за это время увеличить валовой региональный продукт на 15%. Почему мы так ставили задачу, так формулировали? Потому что к началу планового периода, к сожалению, в республике накопилось очень много разных проблем, которые прежде всего были связаны с тем, что в результате выхода из кризиса 1990-х годов, плюс два наводнения, которые нас постигли, у нас, по сути дела, была подорвана инфраструктура. В аварийном состоянии находились магистральные газопроводы. Мы испытывали жесточайший дефицит электроэнергии в Центральной Якутии, где проживают почти полмиллиона человек. Были недостроенные дороги, огромное количество ветхого жилья и так далее. Ну, и состояние предприятий было таково, что примерно 60% предприятий были убыточные, а 2,5 тысячи были к тому времени объявлены банкротами. Поэтому, естественно, мы ставили перед собой задачу на этот пятилетний период времени подтянуть инфраструктуру, провести мероприятия по оздоровлению и реструктуризации предприятий, особенно базовых, таких, как авиакомпании, предприятия угольной промышленности и других отраслей, и решить первоочередные задачи, связанные с поднятием уровня жизни населения. Потому что к началу 2002 года значительная часть, более 30%, жителей Республики Саха (Якутия) по уровню доходов находилась ниже черты бедности. Вот такие задачи были поставлены.

1. НАШИ ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ _image016

По итогам четырех лет я могу сказать, что они в основном выполняются.Если говорить о валовом региональном продукте как интегральном показателе работы экономики республики, то на сегодняшний день за четыре года мы осуществили прирост на 13% и в последнем году пятилетки (в 2006-м) добьемся плановых показателей – 15%.

Выросли объемы промышленной продукции как в реальном, так и в номинальном выражении, выросли объемы сельского хозяйства. Я обращаю ваше внимание на то, что вложенные в сельское хозяйство средства дают эффект. Например, в 2002 году каждый рубль, направленный на поддержку сельскохозяйственного производства, давал примерно на 2,5 рубля новой продукции, а в 2005 году – уже на 3 рубля. Это говорит о том, что все эти действия оправданы.

1. НАШИ ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ _image018

Главной проблемой была убыточность предприятий, банкротство многих из них. За четыре года удалось значительно увеличить прибыль в целом по народному хозяйству республики. И особенно важно, что если в 2002 году 90% прибыли было получено в алмазной промышленности, то к 2005 году ситуация изменилась за счет роста в других отраслях.

Такие неплохие показатели в экономике позволили нам увеличить доходы консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия). Я также обращаю ваше внимание на структуру доходов консолидированного бюджета – наши собственные налоговые доходы за это время вырастают и занимают больший удельный вес в структуре доходов.

И в то же время обращаю внимание, что неналоговые доходы, которые мы получаем, в основном это арендная плата от акционерной компании «АЛРОСА», и она, несмотря на то, что снижается в удельном весе наших доходов, все равно продолжает занимать серьезное место – 23%. И поэтому, когда мы говорим о тех или иных преобразованиях в компании, мы должны иметь в виду, что выпадет 23% наших доходов.

За это время удалось привлечь инвестиции от разных компаний, не только государственные, в экономику Республики Саха (Якутия). Вы видите, что произошел рост в целом почти вдвое. И очень важно, что не только в алмазную промышленность, но и в другие отрасли. В республике начали работать такие крупные компании, как «Сургутнефтегаз», акционерное общество «Российские железные дороги», «Евразхолдинг» и целый ряд других предприятий, которых раньше не было. Это тоже положительный результат.

С точки зрения самых главных, ключевых проектов, которые удалось осуществить за счет этих инвестиций, – это, конечно, в первую очередь инфраструктурные проекты. Введена Вилюйская гидроэлектростанция. Все мы знаем про Бурейскую ГЭС в Амурской области. Мы тоже ввели новую электростанцию. Увеличены мощности после реконструкции Якутской ГРЭС, и теперь мы не имеем дефицита электроэнергии. Строится третья нитка магистрального газопровода с газовых месторождений на Якутск. Мы форсировали реку Лену с нашим газопроводом. Ликвидировали основные грунтовые разрывы на республиканских дорогах и теперь имеем проезд по всей республике – с запада на восток почти на четыре тысячи километров.

В то же время, конечно же, инвестиции вкладывались и в основное производство. Построены горнообогатительныекомбинаты в алмазной промышленности – самый лучший на планете сегодня, пожалуй, Нюрбинский горнообогатительный комбинат; два золотодобывающих предприятия. Начато строительство двух угольных шахт.

Решались первоочередные социальные проблемы. Для Республики Саха (Якутия) самое главное – это школы, которые пришли в ветхость, точно так же, как ветхое жилье, поэтому существует специальная программа, которая предусматривает ввод 15 школ каждый год. По этому показателю мы занимаем первое место в Российской Федерации.

Удалось увеличить доходы населения, они выросли как в номинальном, так и в реальном выражении. И сегодня значительно меньше – примерно в полтора раза – населения живет ниже черты бедности, чем это было на старте.

Республика Саха (Якутия) занимала «первое» место по задолженности по зарплате на 1 января 2002 года – как по массе задолженности, так и по относительным показателям, хоть на один рабочий день, хоть на одного человека. К счастью, мы эту задачу на сегодняшний день практически решили.

Мы отдаем себе отчет, что в ходе реализации своего плана у нас есть очень много нерешенных проблем по целому ряду отраслей, предприятий, направлений деятельности, в том числе по структурным изменениям в экономике, а также по тем вопросам, о которых вы говорили: развитие малого, среднего бизнеса и так далее. Но это рабочие вопросы, которые мы знаем, будем над ними работать дальше, и думаем, что основные задачи пятилетки выполним.

1. НАШИ ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ _image020

Существует один вопрос, с которым мы не в силах справиться, и мы, я прямо скажу, не решили его. Это уровень жизни пенсионеров Республики Саха (Якутия). До сих пор пенсионеры у нас имеют доходы ниже прожиточного минимума, ниже того минимума, который, вообще-то говоря, определен как физиологический минимум. На самом деле эта ситуация характерна не только для нас, но и для других субъектов северных территорий, для субъектов Федерации Дальнего Востока. Мы обращались много раз с разными законодательными инициативами, создавали совместные группы с Пенсионным фондом России, обращались в Правительство, но перед нами “железобетонная стена”. К сожалению, не смогли этот вопрос решить и поэтому ставим его в очередной раз. Необязательно принимать наши инициативы, можно пользоваться инициативами других субъектов Федерации, скажем, Сахалинской области, но этот вопрос необходимо решать

II

Что будет дальше?

Это основные, краткие итоги работы за ту пятилетку, которую мы разработали и которую выполняем. Что будет дальше? Сейчас мы начинаем очередной плановый период и подготовили ориентировки, на основании которых уже делаем индикативные планы на 2007-2011 годы и на период до 2015 года. Здесь мы ставим более серьезные задачи: увеличение валового регионального продукта в два раза, потом – в 2,4 раза и решение целого ряда проблем, которые сегодня сдерживают развитие республики.

Как будем этого добиваться? Мы планируем, что существующие отрасли промышленности Республики Саха (Якутия) и отрасли народного хозяйства должны работать устойчиво, обеспечивая небольшой рост из года в год. Обеспечить их устойчивую работу- это, вообще говоря, самостоятельная сложная задача. А плюс к этому в разных отраслях будет реализован целый ряд проектов, которые позволят нам увеличить валовой региональный продукт и все остальные показатели республики.

Показатели в отраслевом разрезе имеют расшифровку в конкретных проектах. Я сейчас охарактеризую несколько из них, самые главные.

Прежде всего, хотел бы остановиться на периоде с 2005-го по 2010 годы, на первом периоде. Есть новые проекты, которые мы должны реализовать, чтобы удвоить валовой региональный продукт. С другой стороны – существует целый ряд проектов, направленных на поддержание достигнутого уровня производства действующих предприятий. Я на примере одного из алмазных месторождений хочу сказать о том, что мы уже выбрали алмазы, которые можно было взять открытым способом, и теперь построили и дальше продолжаем строить шахту глубиной в тысячу метров. Таких шахт за три года нам надо построить три, каждая из них стоит около одного миллиарда долларов. Это необходимо только для того, чтобы поддержать существующий уровень добычи алмазов на период до 2015 года. Я еще раз повторяю, сама по себе проблема поддержания уровня промышленности в той ситуации, как есть – сложная, и нам необходимо ее решить. Плюсом к этому должны быть новые проекты.

Есть проект освоения Эльгинского месторождения каменного угля. Это гигантское месторождение, запасы которого разведаны, и этот уголь предназначен как для внутреннего потребления, для энергетики Российской Федерации и металлургии, поскольку она уже сегодня испытывает дефицит в коксе, так и для работы на экспорт. Потенциальные покупатели, которые уже определены и с которыми есть предварительные соглашения, – это Япония и Южная Корея. Этот проект имеет потенциальных инвесторов, потенциальных кредиторов, потенциальных покупателей. Осталось сделать последнее. В связи с тем, что ОАО «РЖД» приняло решение о продаже незавершенного строительства железной дорогиУлах-Эльга и своей доли в Эльгинском месторождении и объявлен конкурс, после того, как кто-то из участников конкурса одержит победу (возможно, это будет “АЛРОСА”, возможно, другие), предприятия Российской Федерации), с ним мы дальше этот проект продолжим. Уже готово технико-экономическое обоснование, готова экспертиза, выполненная международными экспертными компаниями, готовы предварительные соглашения о кредитовании этого проекта.

Мы рассчитываем, что этот проект будет в основном осуществлен за счет кредитных средств, но 30% стоимости, которые составляют 2,2 миллиарда долларов, должны быть за счет взноса участников. Проект реальный, и мы должны его выполнить.

 

Второй проект – развитие месторождений рудного золота в Республике Саха (Якутия). Мы рассчитываем увеличить добычу золота на 10 тонн. Сегодня мы добываем 20 тонн золота. Прирост будет достигнут за счет трех инвестиционных проектов,которые осуществляет у нас компания «Полюс» – дочернее предприятие «Норильского никеля», которая уже в этом году 100 миллионов долларов вкладывает в эти проекты. Кроме того, другие предприятия увеличат добычу за счет освоения новых технологий.

Здесь есть проблемы, которые связаны с энергообеспечением и с решением транспортных вопросов, но я на них останавливаться не буду, поскольку решение по этим проблемам попало в протокол Магаданского совещания 22 ноября 2005 года.

Третий проект, который уже начат, – освоение нефтяных месторождений. Наши главные месторождения находятся на юго-западе Якутии, самое крупное из них – это Талаканское. И уже принято Правительством России решение о строительстве нефтепровода Тайшет-Находка, мы подключаемся к этому нефтепроводу в точке, которую нам указала«Транснефть». До нее надо построить свой подводящий нефтепровод. Работы на самом месторождении ведутся полным ходом. Затрачено уже несколько сотен миллионов долларов, после ввода промысла объем товарнойпродукции будет – около двух миллиардов долларов. Для сравнения- примерно столько же дает сегодня акционерная компания«АЛРОСА».

В принципе на первый случай, на начальный период работы месторождения, инфраструктуры по принятой временной схеме хватит, но здесь целая серия месторождений, которые, в том числе, находятся в Иркутской области, и знаменитое Верхнечонское, идругие. Поэтому рано или поздно нам придется решать серьезную проблему создания постоянной инфраструктуры: это автомобильная дорога из Усть-Кута до Ленска и постоянная линия электропередачи от Вилюйской гидроэлектростанции, которая находится в районе Мирного, до Усть-Илимской ГЭС. Месторождение разрабатывает«Сургутнефтегаз» за свой счет. Строительство трубы начинается соследующего года. В этом году сделан рабочий проект и проведена экологическая экспертиза. На промысле ведутся буровые работы попостоянной схеме, продолжается геологоразведка.

Что касается планов на 2010-2015 годы, это не значит, что мыприступим к их осуществлению именно в 2010 году. Чтобы ихреализовать, уже сейчас должна вестись подготовка. Это и создание инфраструктуры, и решение вопросов по схемам развитияместорождений, и так далее.

В этот период времени ключевым для нас, будет являться освоение Чаяндинского газового месторождения.Покапредполагается, что добытый газ отправится потребителям по газопроводу вдоль трассы БАМ. Но существуют и более рациональные маршруты: от нашего Чаяндинского месторождения на восток, через юг Якутии, Амурскую область, Хабаровский край в Приморье с ответвлениями в Китай и Южную Корею. К ним подключатся сахалинский газ в Хабаровске. На западе газКовыктинского месторождения тоже будет закольцован в эту систему, хотя большая часть газа с Ковыкты должна уйти в объединенную систему газопроводов европейской части России.

Этот план проработан нами с «Газпромом». К сожалению, пока он не нашел практического воплощения, потому что Правительство Российской Федерации должно утвердить схему развития газовой промышленности на востоке страны. Возможно, в этот план будут внесены какие-то изменения, может, по очередности освоения месторождений. Факт в том, что дело не движется, пока не утверждена схема. Следом за ее утверждением необходимо проводить аукционы по нашим месторождениям. Из-за отсутствия схемы главное наше месторождение – Чаяндинское – уже три года ставится на проведение аукционов и три года с них снимается. Последний раз его сняли в декабре 2005 года. Поэтому Правительству РФ необходимо принять решение по схеме газоснабжения Дальнего Востока и под нее провести аукционы на наши месторождения.

Это сферы сотрудничества с «Газпромом», но, я думаю, здесь может найтись место и для «Сургутнефтегаза», который рядом осваивает нефтяное месторождение, для акционерной компании «АЛРОСА» и других потенциальных инвесторов. Заинтересованность проявляют и китайские национальные компании, они у нас частые гости. По этому вопросу, который находится в компетенции Правительства Российской Федерации, надо принимать решение.

Ясно, что такой масштабный проект тоже потребует создания инфраструктуры. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что и дорожная, и энергетическая сети в принципе совпадают с той, что необходимо сделать для нефтяной промышленности, поэтому это общая инфраструктура, это работа на будущее.

В этот период времени, с 2010 по 2015 годы, планируем реализовывать проект освоения железорудных месторождений в Южной Якутии, так как уже сегодня многие металлургические предприятия испытывают дефицит железной руды и импортируют ее в основном из стран СНГ. Появляется востребованность этих месторождений, у которых хорошие качественные характеристики и, самое главное – благодаря строительству железной дороги они, наконец-то, могут быть востребованы.

Наконец, с Российским акционерным обществом «ЕЭС России» мы ведем совместную работу по созданию Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Он будет представлять собой комплекс из четырех электростанций в Южной Якутии, работающих на гидроресурсах, что особенно важно, так как Республика Саха (Якутия) имеет 22 процента всех гидроресурсов Российской Федерации. Это позволит, во-первых, решить окончательно все проблемы с энергоснабжением Дальнего Востока, а во-вторых, обеспечить экспорт электроэнергии в Китай.

РАО «ЕЭС России» заключило предварительное соглашение об экспорте 40 миллиардов киловатт-часов в Китайскую Народную Республику. Тогда не будет хватает электроэнергии здесь, на Дальнем Востоке. Вот они и будут возмещены нашим проектом и некоторыми другими решениями. Проект создания Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса дорогой – 8,2 миллиарда долларов, но он имеет очень высокую эффективность за счет исключительно хороших параметров створов на реках, на которых будет создан. В этом году начинается разработка технико-экономического обоснования.

Это главные проекты следующей пятилетки, которые и должны дать нам искомые результаты по развитию республики.

Хочу заметить, что эти проекты имеют значение не только для нас, не только для Дальнего Востока, но и для всей Российской Федерации.

Я еще раз хочу акцентировать внимание, что в принципе, за исключением двух вопросов – по Эльгинскому угольному и поЧаяндинскому месторождению газа, где еще предстоит решить, кто там будет участником, инвестором и акционером, по всем остальным уже есть инвесторы, владельцы лицензий, планы. Мы должны работать с ними и требовать выполнения. Здесь важно создание условий для того, чтобы они могли осуществить эти инвестиции. А условия заключаются в двух вещах: решении транспортной проблемы республики и решении энергетической проблемы.

Транспортная проблема

 

Самый южный участок республики – это территория, где мы сегодня осуществляем круглогодичный завоз грузов. Все остальное – это сезонный завоз грузов, либо в арктическую навигацию по Северному морскому пути, либо в речную навигацию по нашим рекам: Лене, Индигирке, Колыме и другим. В этой связи и возникает целая серия проблем в экономике Республики Саха (Якутия). На основании транспортной стратегии Российской Федерации была разработана транспортная стратегия Республики Саха (Якутия), которая соответствующим образом согласована в министерствах и ведомствах, прежде всего вМинистерстве транспорта РФ, и совместно с нами осуществляется.

Основная задача – достроить железную дорогу до Якутска (Беркакит-Томмот – Якутск). Очень важно, чтобы, придя в Якутск, железная дорога была подкреплена развитием других видов транспорта. Это должно быть сделано синхронно: железная дорога до Якутска, мост через реку Лену, автомобильные дороги. Автомобильная дорога «Колыма», федеральная дорога, на картах есть, на самом деле там грунтовые разрывы и не хватает четырех больших мостов. Она должна быть достроена, как и автомобильная дорога «Вилюй», которая уходит на запад Якутии, как раз на нефтяные и газовые месторождения. Автомобильная дорога «Амга» идет в важный золотодобывающий регион Республики Саха (Якутия). Есть ряд других дорог, которые хотя и имеют меньшее значение, но важны для нас. Все должно быть сделано синхронно, только тогда мы сможем получить эффект от железной дороги.

Одновременно необходимо произвести реконструкцию Якутского воздушного узла, поскольку он является одним из ключевых на северо-востоке страны, потому что даже с приходом железной дороги все равно часть грузов и пассажиров, почту мы будем перевозить авиационным транспортом. Больше того, эти перевозки возрастут, потому что улучшится транспортная доступность в целом по республике.

Необходимо решать и традиционную нашу проблему – это работа на реках по дноуглублению и выпрямлению русел.

Все эти вопросы согласованы на всех уровнях и являются частью транспортной стратегии Российской Федерации, и мы в своей повседневной работе считаем это самой главной задачей. Почему я еще раз акцентирую внимание на этом? Да потому, что нужен системный подход. Взять хотя бы историю 2006 года: мы были удовлетворены всеми бюджетными заявками, проектировками, которые были выполнены по части дорожного строительства в Республике Саха (Якутия). Мы прошли все инстанции – министерство, Правительство РФ, бюджетные комитеты. Но в ночь перед принятием бюджета в третьем чтении все деньги из Республики Саха (Якутия) перекочевали на другие объекты по неизвестным причинам.

Точно так же существует вечная проблема дноуглубления. Один раз затопило Ленск. Каждый год Правительство Российской Федерации выделяет на наши реки 200 миллионов рублей, но каждый год это идет не как норма, а как дополнительные расходы.

Мы просили бы, чтобы наша транспортная стратегия была утверждена на федеральном уровне и мы бы вместе по ней работали. Какой от этого получим эффект? Зона круглогодичного завоза в Республику Саха (Якутия) распространится на половину территории республики. Но важно и то, что в этой половине республики проживает 91 процент населения и производится 95 процентов всей нашей продукции. Плюс к этому все те проекты, о которых я говорил, – и Эльга, и каскад Учурской ГЭС, и золотодобывающие новые проекты, и нефть, и газ – они все попадают как раз в эту зону круглогодичной доступности. Так что это важно не только для улучшения общего экономического состояния Республики Саха (Якутия), но и для реализации этих больших инвестиционных проектов.

Электроэнергетика Якутии

На сегодняшний день мы имеем достаточно генерирующих мощностей. Но проблема заключается в том, что все наши главныеэнергорайоны (Южно-Якутский в городе Нерюнгри, Центрально-Якутский в городе Якутске и Западно-Якутский в городе Мирном) изолированы друг от друга. Мы не имеем возможности передавать избыточные мощности для реализации тех или иных проектов. Поэтому главная задача, которую мы должны решить, – это соединение всех трех энергосистем в одну. Учитывая, что с запада Якутии в Иркутскую область до Усть-Илима необходимо вести новую линию электропередач для снабжения нефтяной и газовой промышленности, получается, что с соединением трех якутских энергосистем мы решаем глобальную задачу – создание объединенной энергосистемы Дальнего Востока с объединенной энергосистемой центра и запада страны. Вопрос в принципе согласован с РАО «ЕЭС», и мы сейчас начинаем работу по этим проектам.

Хотел бы обратить также внимание на то, что значительная часть Республики Саха (Якутия) – весь север – не имеет постоянных энергетических источников и находится в зоне децентрализованного энергоснабжения.

На протяжении шести лет, начиная с 2000 года, совместно с РАО «ЕЭС России» мы осуществляем совместную программу, которая называется «Развитие малой энергетики в Республике Саха (Якутия)». Экономический эффект – 800 миллионов рублей в год, благодаря программе мы снижаем почти вдвое завоз топлива в северные районы. Поэтому считаем, что эту программу надо продолжить. Сейчас осуществляем ее за счет средств РАО и за счет собственных средств, но очевидно, что необходимо подключить и федеральные средства, и, самое главное, распространить деятельность этой программы на весь Крайний Север. Это было бы чрезвычайно полезно и эффективно.

Сегодня у нас появилась новая проблема. Начиная с 2007 года, будет на практике реализована схема реформирования РАО «ЕЭС» применительно к Дальнему Востоку. От нас отходит Южно-Якутский энергорайон, где находится самая эффективная на Дальнем Востоке тепловая электростанция – Нерюнгринская ГРЭС. В связи с чем возникает проблема с урегулированием тарифов. Мы просили бы рассмотреть вопрос возможности получения определенных дотаций.

Получается, что в результате эти, казалось бы, огромные глобальные проблемы, связанные с развитием инфраструктуры (транспортные и энергетические), тоже сводятся к конкретным проектам, конкретным решениям, которые либо проработаны, либо уже существуют. Теперь надо их свести в одно целое и работать дальше. Я думаю, что при условии таких решений мы справимся с той задачей, которую перед собой поставили. Для этого у нас все есть, и планы до 2015 года вполне реальны.

 

III

Реализация приоритетных национальных проектов

Я хотел бы остановиться на проблемах, которые у нас и в других субъектах Дальнего Востока возникли при реализации приоритетных национальных проектов. Прежде всего, медицина. Мы предлагаем использовать наш Национальный медицинский центр как базовый для получения федерального заказа на лечение, может быть, и из других субъектов Федерации. Но есть еще другая проблема. Она касается 10 тысяч рублей, которые должны получать медики приближенного к населению звена. Здесь проблема в том, что получать эту доплату медики смогут, если выполнят норматив по численности обслуживания населения: педиатры – 800 человек, терапевты общего назначения – 1700 человек. У нас и в других субъектах Дальнего Востока (особенно в сельской местности) они обслуживают значительно меньше населения из-за огромных расстояний. Потому в этом году примерно 30 процентов наших врачей не будут получать эти доплаты. Так трактуетМинздравсоцразвития России.

Но эту проблему можно решить. Например так, как она решена применительно к педагогам, получающим 1000 рублей за классное руководство. Если у тебя нет достаточного количества учеников, скажем, не 14 человек в сельской школе, а только 10, значит, 1000 рублей делится на 14 и умножается на 10. Наверное, и здесь можно применить такие механизмы.

Во всяком случае, этот вопрос требует решения, потому что он вызывает непонимание и неудовольствие медиков и всего населения.

Это не только наш вопрос, это вопрос и других субъектов Дальнего Востока. И в этом случае я выражаю нашу интегрированную точку зрения.

Еще одна проблема – программа по ветхому жилью. Национальный проект решения жилищной проблемы министерствами и ведомствами Российской Федерации развернут таким образом, что из него начисто исчезла программа сноса ветхого жилья. Она реализовывалась в России на протяжении многих лет, мы очень довольны нашим взаимодействием с федеральным правительством и благодарны ему за то, что в последние годы смогли столько снести. Но теперь ее действие прекращается, снос ветхого жилья должны делать инвесторы за свой счет. В принципе, возможно, такая схема годится в Москве или Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде или Новосибирске, потому что там рентабельность (разница между себестоимостью и продажной ценой) строительства жилья достигает 200-300%. У нас ввиду низкой платежеспособности населения рентабельность составляет от 5 до 10 процентов. Конечно же, строители не могут включать стоимость сносимого жилья в стоимость квартир, не могут сносить и за свой счет.

Эта проблема существует и в Амурской области в зоне БАМа, и в Магаданской области. Поэтому мы просили применительно к Дальнему Востоку и Крайнему Северу сохранить эту федеральную подпрограмму сноса ветхого жилья в составе национального проекта. Мы просто не в состоянии справиться с ней самостоятельно, хотя делаем в этой области очень много: только за четыре года снесли около 500 таких домов.

 

Штыров В.А. Устойчивое развитие: проекты

и перспективы. Статьи, выступления, интервью

Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 год.

– Якутск: Библиотека Президента

Республики Саха (Якутия), 2007. – с. 4-14.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here