20/12/2020

Много лет назад один уважаемый человек, депутат, политик, прочитав одну из статей регионального издания, с сожалением изрек: «Чтобы понять Штырова, его идеи и принципы, стиль управления, его стремления, надо иметь определенный уровень». Тогда его слова заставили меня задуматься. Актуальность фраз «Все познается в сравнении» или «Мудрость приходит с годами» так или иначе ощущает на себе каждый думающий человек. И оглядываясь назад, сравнивая, анализируя развития, события в жизни нашей родной республики, все чаще и чаще ловишь себя на мысли, что «да, Штыров еще тогда говорил об этом», «да, он еще тогда поднимал эти вопросы».

Не может быть такого, чтобы президенты, что Михаил Николаев, что Вячеслав Штыров, что Егор Борисов, отойдя от активной политики, перестали болеть душой за Республику Саха, за ее жителей, за ее судьбу. Не может отец, условно став «дедом», перестать думать о своих выросших детях.

Поэтому мы попросили второго президента Республики Саха, Государственного Советника РС(Я) Вячеслава Штырова дать интервью Aartyk.Ru. К сожалению, обстоятельства сейчас не те, какие были раньше, потому вопросы были отправлены письменно и ответы получены, соответственно, тоже письменно. Забегая вперед, мы искренне благодарим Вячеслава Анатольевича за подробные и внимательные ответы и его помощника Маргариту Нифонтову за помощь в подготовке интервью, которое состоит из трех частей. Сегодня предлагаем вниманию читателя первую часть, посвященную вопросам управления и кадровой политики.

— Вячеслав Анатольевич, Вы довольно активно ведете медиа жизнь, периодически размещаете материалы в YouTube-каналах по актуальным темам не только по Якутии, но и ДФО, России. Какова Ваша аудитория?

— Во время работы в Совете Федерации я, как и другие сенаторы, должен был иметь свой сайт, на котором размещалась та или иная информация. В том числе на сайте было большое количество видеоматериалов, которые размещались и на ютуб-канале. Эти видеоматериалы носили для меня, как члена Совета Федерации, рабочий, вспомогательный характер. Допустим, при подготовке к тому или иному вопросу для выступления на пленарном заседании, или при подготовке к заседанию Совета по Арктике и Антарктике, Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Со временем таких материалов накопилось очень много, и они находились в бессистемном виде на сайте. Кроме того, к ним добавлялись еще разные текущие материалы – интервью, сюжеты, выступления на заседаниях и советах и в средствах массовой информации. Поэтому настало время привести этот массив информации в порядок. В итоге получился цикл видеоматериалов, начиная с 1992 года и до настоящего времени. В этой связи они могут представлять собой познавательный интерес с точки зрения истории республики. В них многие люди могут увидеть себя, вспомнить те или иные события.

Кроме того, во время командировок, встреч с людьми, возникают разные вопросы, ответы на которые могут представлять общественный интерес. Так появляются новые материалы. Весь этот массив сгруппирован на одном канале «Вячеслав Штыров».

Помимо этого, так уж получилось, что в течение длительного времени мы сотрудничали по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики, геополитическим и социально-экономическим проблемам с изданиями «Аргументы недели», «Наш современник», «Аргументы и факты», «Изобрский клуб» и другими. На их ютуб-каналах тоже иногда появляются наши совместные материалы. А что касается аудитории, то она достаточно обширна. Материалы не рассчитаны на ту или иную группу людей по интересам. Наоборот – они разной направленности и, соответственно, смотрит их разная аудитория.

С географической точки зрения среди зрителей преимущественно, конечно, якутяне и дальневосточники. Но есть материалы, которые интересуют и жителей других регионов. С точки зрения сфер деятельности зрители — люди разных профессий: селяне, промышленники, люди, занимающиеся умственным трудом. И, наконец, аудиторию канала представляют собой люди совершенно разных политических взглядов – можно услышать диаметрально противоположные мнения о материалах. Специальной статистики, конечно, не ведется, но об этом можно судить исходя из содержания комментариев, ответов и вопросов, которые есть на канале.

— Вы сейчас являетесь Госсоветником РС. Прислушивается ли республиканская власть к рекомендациям Госсоветника?

— Глава республики Айсен Сергеевич Николаев просит изложить свой взгляд и дать рекомендации по тем или иным вопросам социально-экономического развития республики. Конечно, это не частные вопросы, а вопросы перспективного стратегического характера. Например, о развитии транспортной системы республики, нефтегазового комплекса, горнодобывающей промышленности, развития Южной Якутии и другие.

Задача государственного советника – предоставить объективные материалы и возможные пути решения поставленных вопросов. Но надо иметь в виду: информация и предложения для главы республики бывают, конечно, полезны, однако окончательное решение принимает он сам. Руководитель республики находится в конкретной общественно-политической ситуации, он должен учитывать мнения очень многих людей, и не только исходя из идеальной модели возможного развития событий. Могут быть и другие точки зрения, известно ведь, что истина рождается в спорах. Кроме того, политика – есть искусство возможного. Глава живет не в абстрактном идеальном мире, а находится в конкретной ситуации с точки зрения ресурсных возможностей, отношения к событиям и жителей республики, и федеральных властей, ему надо учитывать очень большое количество обстоятельств. Поэтому любые советы для него только основа для принятия решения. И решения эти он принимает самостоятельно, несет за них политическую ответственность.

— Ваше мнение по последним кадровым назначениям в Якутии? Как должна осуществляться кадровая политика в целом?

— Что касается первой части вопроса, то не буду комментировать кадровые назначения. Потому что у меня есть принцип – не давать оценку действиям предшественников и преемников. Так как я отчетливо понимаю, что действия руководителя продиктованы не только идеальными мотивами и пожеланиями, но и вполне конкретными обстоятельствами. Многое из того, что служит поводом, мотивом к принятию решений, скрыто для внешнего мира, известно только ему самому. Кроме того, у каждого руководителя есть свой собственный опыт, интуиция и управленческие навыки. Во многом именно они предопределяют его решения. Что касается второй части вопроса, то кадровая политика – это часть общей системы управления.

Можно прочитать в учебниках, что существуют идеальные правила, как осуществлять кадровую политику. Они лежат в основе, предположим, конкурсной системы отбора кадров. Но надо иметь в виду, что все эти теории, конечно, представляют собой познавательный интерес, и нужно стремиться к идеальной модели, но на практике многое зависит от двух очень важных обстоятельств – от личности руководителя и от особенностей конкретной управленской ситуации. Мы же имеем дело с людьми, а не с формализованными кибернетическими системами. Кроме того, в современном мире все быстро меняется, а самое главное – эти изменения носят вероятностный характер. Это же не физика со своими жесткими законами.

Бросил камень – и он обязательно упадет на землю. Это общественные процессы. И как развернутся события с точностью до последней запятой, предугадать никому не дано. Поэтому на практике каждый руководитель, опираясь на общие представления, придерживается определённых принципов и сложившегося индивидуального стиля. Они предопределяются и теорией, и личным опытом. Вот я, например, в молодые годы наблюдал такую ситуацию. Назначается руководитель и он приезжает на место работы с целой командой. Может быть, это и давало какой-то сиюминутный эффект, но в долговременном отношении мы, молодые люди, видели, что такая политика ничего хорошего не приносит. Потому что наступают какие-то трудности, начальника переводят и его команда практически в полном составе уезжает с ним. И дело надо начинать сначала. С другой стороны, свои кадры, которые были до этого уехавшего начальника, оказались не востребованы, не росли и не могут заменить покинувшую предприятие команду. Кому на пользу такая ситуация, которую я называю «Бременские музыканты»?

Гастролируют по городам и весям, работая на себя без пользы для дела. Поэтому с тех далеких времен у меня сложился стойкий принцип, что опираться надо на тех людей, которые есть. Занимая разные должности на производстве и в правительстве Якутии, я всегда придерживался такого подхода. Есть люди в той или иной организации, структуре, в которую пришел руководитель, надо с ними и работать. Задача руководителя – найти в своем подчиненном что-то хорошее, полезное для дела, максимально дать ему возможность реализоваться, это с одной стороны, а с другой – постараться нивелировать его не лучшие черты, так, чтобы они не мешали делу. Какие люди есть, такие и есть. «Других писателей у нас нет», — как говорил Иосиф Виссарионович Сталин. Но этой мой подход, другие руководители считают по-иному. Тем более, что все зависит от задач, которые предстоит решать. Может, и вовсе не оказаться кадров нужной специализации, значит, нужно искать их.

Лишь бы это не носило постоянный и массовый характер, как в ситуации с «Бременскими музыкантами». Теория управления говорит о том, что в любой организации, коллективе есть формальная структура, когда формализованы функции сотрудников, определены их служебные обязанности, их регламент взаимодействия между собой. И есть неформальные структуры, которые складываются стихийно. Предположим, работает человек, круг обязанностей у него один, а он постоянно переходит в чужую сферу ответственности, или у него есть способности к тому, чтобы охватить более широкий круг обязанностей.

Так рождается неформальная структура и часто бывает так, что начальник начинает опираться на нее. Например, нужно решить какой-то вопрос – это должен сделать человек, которому положено по долгу службы, а руководитель опирается на мнение другого специалиста, не имеющего прямого отношения к выполнению такого рода задач. Надо всегда стремиться к тому, чтобы эти две структуры сближались. Избежать такого деления полностью нельзя, но стремиться к их объединению нужно. Для этого нужна четкая организация рабочего процесса, руководителю нужно воспринимать систему управления как машину, главная задача которой – достижение поставленной цели. И все должны работать дружно ради этого. И, конечно, очень важно создать нормальный морально-психологический климат, атмосферу.

Некоторые считают, что если между подчиненными есть распри, то это хорошо, так как можно манипулировать и управлять. На самом деле это неправильно, нужно стремиться, чтобы люди работали спокойно, проявляли себя и двигались к общей цели. Конечно, положа руку на сердце я не могу сказать, что всегда и во всем мне удавалось реализовывать эти принципы. Жизнь есть жизнь. Но к этому стремился. С другой стороны, и сами эти принципы не догма. (Продолжение интервью следует).

*** Туйаара НУТЧИНА, Aartyk.Ru

Источник: Aartyk.ru