Вячеслав Штыров: Эльга – уникальный проект, имеющий всероссийское значение
Публикации за 2024 год
YAKUTIA.INFO. Глава Якутии Айсен Николаев в ходе летней встречи в Якутске пригласил президента РФ Владимира Путина посмотреть на Эльгинский угольный проект. Отметим, что даже сами якутяне мало знают, что собой представляет этот крупный промышленный проект в Южной Якутии.
Между тем очевидно, что Эльгинский проект появился не вчера – его сегодняшнему активному развитию предшествовала активная целенаправленная работа еще с советских времен. Он продолжил вставать на ноги в сложные1990-е, а затем оформляться в 2000-е годы.
Одним из государственных деятелей, фактически поднимавших Эльгу, был бывший глава Якутии, ныне Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров. Человек с колоссальным опытом, знаниями и результатами в сфере промышленности.
В связи с этим редакция «Якутия.Инфо» связалась с экс-главой республики, чтобы он рассказал нам и нашим читателям – в чем же значимость Эльгинского угольного проекта для республики, Дальнего Востока и страны в целом. Говоря проще, почему Айсен Сергеевич пригласил Владимира Владимировича именно на Эльгу.
К нашей радости, Вячеслав Анатольевич охотно откликнулся на нашу просьбу. И дал довольно подробный аналитический расклад по Эльгинскому проекту. Как создавался, развивался и что от него следует ожидать в перспективе.
Вячеслав Штыров – человек с колоссальным опытом, знаниями и результатами в сфере промышленности
История Эльгинского проекта
— Как известно, проект развития Эльгинского угольного комплекса являлся одним из ключевых в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (Схема Якутия-2020) – нашей стратегической программы, благодаря которой была создана основа современной экономики республики.
Работа по этому проекту, конечно же, началась гораздо раньше.
Геологоразведочные работы непосредственно на Эльгинском месторождении углей начались еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов в рамках еще Советской программы развития Дальнего Востока. Целью этих работ был существенный прирост запасов угля в Южно-Якутском угольном бассейне в связи с возрастающими экспортными потребностями нашей страны. А самое главное – в связи с планируемым созданием дальневосточного металлургического комбината на базе южно-якутских месторождений железных руд и углей, необходимость которого была обусловлена прежде всего оборонными потребностями.
Впервые непосредственно и предметно я познакомился с Эльгинским проектом в начале 1990-х годов, когда был вице-президентом и премьер-министром республики. В то время на Эльге активно вела работы Южно-Якутская геологоразведочная экспедиция. Тогда эта экспедиция была одним из крупных геологических предприятий на Дальнем Востоке. Численность ее работников насчитывала более 2,5 тысяч человек, и они выполняли такие объемы работ, которые некоторые края и области вместе взятые выполняли за год. Эльга была главным объектом для экспедиции, там были сосредоточены значительные ее силы. Целью была защита запасов месторождения в Правительстве страны в самые короткие сроки.
Возглавлял тогда Южно-Якутскую геологоразведочную экспедицию Валерий Николаевич Котенев. Это геолог до мозга костей, вся его жизнь связана с геологией. Он начинал с рабочей должности и стал руководителем очень крупного предприятия. Валерий Николаевич был буквально энтузиаст и фанат Эльги.
Несколько раз я бывал в Чульмане, где находилась Южно-Якутская геологоразведочная экспедиция. Вместе с геологами и угольщиками мы обсуждали ход работ и перспективы проекта. Тогда планировалось, что разработка Эльгинского месторождения будет задачей «Якутугля».
«Якутуголь» возглавлял Анатолий Васильевич Баулин, широко известный в республике и далеко за ее пределами горняк, шахтер, орденоносец. Он пользовался большим авторитетом в отрасли.
Вместе с угольщиками было проработано несколько вариантов организации работ на Эльге, прежде всего логистика проекта. Рассматривалось несколько вариантов строительства железной дороги. Один из них предусматривал выход железной дороги с Эльги прямо на Аян, порт на Охотском море в Хабаровском крае. Другой – строить железную дорогу от Эльги до Нерюнгри. Были и иные. Прорабатывались технологические схемы отработки месторождения, типы планируемой к применению техники. Особое внимание уделялось плану мероприятий начального периода – как мы там должны в чистом поле высаживаться.
Короче говоря, уже в начале 1990-х годов республика активно занималась этим проектом. Правительство Якутии непосредственно участвовало во всех вопросах, которые были связаны с будущим освоением Эльгинского месторождения.
Должен особо отметить, что геологоразведочные работы в 1990-е годы финансировались из бюджета республики, потому что федеральное финансирование прекратилось. Поэтому то, что мы успешно завершили геологоразведочные работы и успешно защитили запасы по Эльгинскому проекту – это, конечно, заслуга республики.
Трудности в запуске Эльги
— Конечно, в 1990-е годы, в условиях всеобщей разрухи в ходе реформ в стране, чрезвычайно сложно было изыскать финансовые ресурсы. Именно для возможности привлечения инвестиций тогда было создано акционерное общество «Эльгауголь». Акционером стала компания «Якутуголь», и потом мы привлекли РАО «РЖД» в надежде на то, что они будут участвовать в строительстве железной дороги.
Однако проект принципиально не мог быть реализован в условиях того хаоса, который был в 1990-х годах. Его очередь наступила только в начале 2000-х годов. Правительство республики, уже в мою бытность президентом республики, начиная с 2002 года активно возобновило поиски решений, которые могли бы помочь найти нам финансовые ресурсы для старта проекта на Эльгинском месторождении. Прорабатывались варианты, кое-какие работы ввелись по части геологоразведки, рекогносцировке на местности.
Президент Якутии Вячеслав Штыров с геологами Южно-Якутской геологической экспедиции на Эльгинском месторождении углей, 2005 год
Очень мешало делу еще и то, что в начале 2000-х годов очень резко обострился вопрос о принадлежности «Якутугля». Правительство Российской Федерации настаивало на том, что «Якутуголь» принадлежит федеральному правительству, это федеральная собственность. На основании того, что действие соглашения о разграничении собственности между Республикой Саха (Якутия) и Российской Федерацией, подписанное Михаилом Николаевым и Борисом Ельциным, закончилось в середине 1990-х годов. После этого правительство республики не предпринимало мер для урегулирования вопросов по «Якутуглю». А кроме того, Минюст и Росимущество России давали заключение, что само соглашение о разграничении собственности между республикой и федерацией было незаконным в отношении топливно-энергетического комплекса. А значит, «Якутуголь» автоматически является федеральной собственностью. Более того, Правительством России он был поставлен в план приватизации. То есть «Якутуголь» у республики должны были забрать и продать без всяких компенсаций, на что имелись законные основания.
В этих условиях, конечно же, было невозможно финансировать Эльгинский проект как за счет государственных средств, так и с привлечением каких-нибудь инвесторов.
Несколько лет президентом и правительством республики проводилась огромная работа по защите интересов республики в отношении угольной промышленности. Дело закончилось судебным разбирательством. В результате Правительство республики добилось следующего. Было установлено, что да, необходимо выполнять федеральные законы, раз федеральное правительство поставило предприятие в план приватизации, то акции «Якутугля» будут выставлены на аукцион, но доходы от продажи пойдут не в федеральный, а в республиканский бюджет. Хочу особо отметить, что этого важного решения не было бы без поддержки Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Республике было поручено провести аукцион по «Якутуглю». В результате аукциона главным акционером «Якутугля» стала компания «Мечел». А надо сказать, что, когда проводился аукцион, Правительство Республики Саха (Якутия) настояло, чтобы в условия аукциона был вписан пункт о том, что победитель не только получает акции «Якутугля», но и обязуется начать освоение Эльгинского месторождения углей.
Это было принципиально важно, потому что мы понимали, что перспектива всей угольной промышленности Республики Саха (Якутия) напрямую связана с развитием Эльги. В результате победитель аукциона – компания «Мечел» была вынуждена (как признавалось позже руководство компания) заниматься Эльгинским месторождением.
Во имя Нерюнгри
— А почему Правительство Республики Саха (Якутия) и в 1990-е годы, и в середине 2000-х годов так активно занималось Эльгинским проектом и было главным локомотивом в деле начала его освоения? Потому что мы отдавали себе отчет в том, что Нерюнгринский угольный разрез имеет ограниченный срок жизни. И не за горами то время, когда добыча угля будет закономерно падать. А значит, необходимо предпринимать целый комплекс мер для того, чтобы сохранить город Нерюнгри, вдохнуть в него новую жизнь. Необходимо было реализовать целую серию угольных проектов для того, чтобы загрузить Нерюнгри, чтобы город получил новые перспективы и возможности. Это была главная задача, все остальное — уже отходило на второй план. Вокруг Нерюнгри началось строительство сразу нескольких новых угольных шахт – «Денисовская», «Инаглинская», «Денисовская Восточная».
Нерюнгринский район. На строительстве шахты «Денисовская», 2008 год
Но этого было мало. Нужен был большой новый проект, потому мы и планировали, что начнется освоение Эльги и Нерюнгри станет для нее базовым городом. Одновременно с этим в Нерюнгринском и Олекминском районах началась подготовка к реализации проектов по добыче железной руды. И уже после 2020 года намечалось строительство металлургического комбината в районе города Нерюнгри.
То есть Эльга – это часть комплексной задачи, связанной с судьбой нашего города Нерюнгри.
Надо отдать должно компании «Мечел», она стала заниматься Эльгинским проектом самым активным образом. Была построена железная дорога Улак-Эльга, длиной 321 км. У меня в памяти до сих пор торжественный момент начала стройки в 2009 году, это было в районе Улака Амурской области. Тогда было уложено первое звено. В 2010 году начались подготовительные работы на самом месторождении. Мы вместе с губернатором Амурской области Олегом Николаевичем Кожемяко, участвовали в забитии первого колышка в развитие Эльгинского проекта.
Уже в 2014 году был добыт 1 млн тонн угля, а дальше добыча приблизилась к 5 млн тонн. Но надо сказать, что компания «Мечел» испытывала огромные финансовые трудности. Это было связано в том числе с тем, что им пришлось вложить значительные средства в строительство железной дороги. И другие финансовые проблемы у них возникли. Это послужило причиной смены владельца месторождения.
Новая жизнь Эльгинского проекта
— Когда в 2020 году у нас появился новый инвестор, компания «А-Проперти», то, конечно, Эльга получила совершенно новую жизнь, потому что события начали развиваться очень динамично. Я бы даже сказал, что их можно сравнить с тем, как быстро развивалась в советское время алмазная промышленность. Больше того, я думаю на Эльге по динамике принятия решений, по темпам строительства производственных мощностей, инфраструктуры, наверное, события превосходят даже советские проекты. Это действительно новая страница в жизни не только Эльги, но и в жизни нашей республики, Дальнего Востока это действительно достижение современной российской экономики. И мы должны отдать должное «А-Проперти».
На сегодняшний день «Эльгауголь» – это мощное предприятие, заметное, солидное. В 2023 году, то есть в прошлом году, на Эльге добыто более половины всего угля, которые было произведено в Республике Саха (Якутия) – 21,3 млн тонн. Я хочу напомнить, что в советское время Якутия была значимым угледобывающим регионом России. Но мы никогда больше 20 млн тонн угля в год не добывали, а тут одно предприятие превзошло этот уровень. На Эльге сегодня действуют семь обогатительных фабрик, еще 4 фабрики планируется запустить в этом году. И тогда мощность по добыче и переработке угля достигнет до 50 миллионов тонн.
Это будет уникальное предприятие, потому что в мире нет такого, которое на одном разрезе добывало бы 45 миллионов тонн угля. Причем уголь этот достаточно качественный. Он низкосернистый, низкозольный. У него прекрасные коксующиеся качества, поэтому он пользуется большим спросом на международном рынке.
Компания «Эльгауголь» развернула строительство железной дороги на берег Тихого океана. Железная дорога будет иметь длину 626 км. 470 км пути уже уложено или 75% от 626 км. Увеличение мощности угольного комплекса, новая железная дорога, новый порт на берегу Охотского моря — это совершенно уникальный проект, которому в истории современной России невозможно найти аналога. Потому что за счет собственных средств предприятие создает и производственные мощности, и инфраструктуру – порт и железную дорогу такой огромной протяженности, и обеспечивает себе рынки. Таких аналогов просто нет. Ни один проект нельзя сравнить с этим. Даже проекты освоения месторождений нефти и газа. Ведь там очень большие средства в инфраструктуру для поддержки этих проектов вкладывало и вкладывает государство. Возьмем, например, нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». Линии электропередачи для этого проекта построены по настоянию правительства республики за счет федеральных средств. Мы заложили это строительство в Схему Якутия-2020 и настояли на возведении этих высоковольтных ЛЭП затем, чтобы обеспечить безопасность нефтегазовых трубопроводов и соединить Западный энергорайон Якутии с Южным. И это в том числе стало одним из локомотивов развития Дальнего Востока.
Ну а «Эльгауголь» строит инфраструктуру за свой счет. Это очень важно.
Железнодорожная инфраструктура Эльгинского проекта
Очень важно и то, что в ходе реализации Эльгинского угольного проекта очень активно используется техника отечественного или союзного государственного производства. На месторождении работают уральские экскаваторы, белорусские самосвалы. Специально для новой железной дороги российскими машиностроительными предприятиями проектируются и строятся новые тепловозы.
Если говорить о значении этого угольного комплекса, то оно далеко превосходит республиканское – оно имеет общероссийское значение. И является ключевым проектом Национальной программы развития Дальнего Востока и Программы развития угольной промышленности страны. От деятельности этого предприятия будет зависеть экономическая устойчивость не только республики, но и всего Дальнего Востока и в целом, можно сказать, Российской Федерации.
Перспективы освоения Эльги
— Если говорить о перспективах, то, конечно же, надо иметь в виду следующее. Вот представьте себе Южную Якутию. В Южной Якутии находится один из крупных каменноугольных бассейнов нашей страны. Таких бассейнов, на самом деле, у нас в стране не так много: Донбасс, Печора, Подмосковный бассейн, Кузбасс, Канско-Ачинский, Иркутский, Сахалинский и Южно-Якутский. Я бы не сказал, что по запасам, которые сегодня поставлены на баланс (считается, что сейчас запасы оценены примерно на 57 миллиардов тонн угля), наш Южно-Якутский каменноугольный бассейн самый большой в стране. Но на самом деле он имеет огромные перспективы по увеличению балансовых запасов. И самое главное, что конечно, на разных месторождениях нашего бассейна разные по качеству угли, но в целом это очень высококачественные угли с низкой зольностью, большой теплотворной способностью и низкой сернистостью, низким содержанием фосфора. То есть это, как сегодня модно говорить, угли премиум класса. Поэтому угольная промышленность в Якутии имеет большие перспективы.
А сам наш Южно-Якутский каменноугольный бассейн разделен на четыре района: это Усмунский район, Алдано-Чульманский, Гонамский и Токкинский. Если взять провинцию в целом, то районы отделяются друг от друга разными геологическими структурами, а в целом вот эти четыре района совокупно
составляют провинцию.
Начало провинции находится у реки Олекма и тянется на 750 километров до реки Идюм. А в меридиональном отношении ширина провинции составляет до 120 километров. Представляете себе, такая огромная территория и площадь.
Так вот, в Алдано-Чульманском районе находится Нерюнгринская группа месторождений угля. А Эльга находится в Токкинском угленосном районе. Между ними лежит Гонамский угленосный район, который практически не исследован геологами. Там большие перспективы. Надо организовывать геологоразведочные работы, двигаясь по линии Нерюнгри – Эльга. Тогда у нас будет единый угледобывающий бассейн. Придет время и железная дорога будет проложена между Эльгой и Нерюнгри. Потому что эльгинские угли должны послужить не просто для экспортных поставок, но в первую очередь для создания мощнейшей металлургической базы Российской Федерации на Дальнем Востоке в районе Нерюнгри.
Вообще, вопрос о создании новой металлургической базы рассматривался многократно, еще Советским правительством и еще в довоенное время. Связано это было прежде всего с вопросами экономической и оборонной безопасности нашей страны. А реальные очертания он приобрел в середине 1980-х годов. Тогда в директивах очередного партийного съезда было черным по белому было написано – необходимо приступить к созданию Южно-Якутского ТПК и дальневосточного металлургического комбината на базе месторождений железной руды и угля Нерюнгри.
Вот эту линию мы должны продолжать. Иными словами, мы должны соединить наши угли с нашими рудами и создать мощнейшее металлургическое производство. Некоторые говорят, что нет, ничего такого не надо, в современном мире господствуют синтетические материалы. Но посмотрите статистику: начиная с 2000 года, потребление металлопродукции в мире каждый год увеличивается примерно на 1%. То есть прошло четверть века, и потребление металла тоже возросло на четверть. И я думаю, что в будущем оно будет только расти. Вот это главное перспективное направление.
Кроме того, мы должны иметь в виду, что в районе Эльги есть месторождения и иных полезных ископаемых. Например, огромное месторождение мрамора. Надо поработать по части редкоземельных элементов, марганца и других необходимых стране металлов. Необходимо также создать мощный энергокомплекс на базе эльгинских углей. Я имею в виду так называемый промпродукт. То есть отходы обогащения углей могут быть на эти цели использованы. И это действительно, наряду с гидроэлектростанциями, которые надо создавать в рамках Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, в совокупности может стать мощнейшей энергетической базой для нашей страны и для поставок электроэнергии за рубеж.
То есть впереди очень хорошие перспективы, которые необходимо реализовать.
Ярко выраженная социально-ориентированная компания
— Очень важно, что компания «Эльгауголь» уже сегодня демонстрирует свою ярко выраженную социальную ориентированность. Подписано с правительством республики специальное соглашение на пять лет об участии в социально-экономическом развитии Якутии. Предусматривается, что без малого один миллиард рублей будет выделен на эти цели в качестве безвозмездных перечислений помощи по специальным программам со стороны «Эльгаугля». Эти средства пойдут на развитие системы здравоохранения, образования, на заботу о детях.
Это важно еще и потому, что компания, которая приобретает известность как мощнейшая производственная, становится и ярко выраженной социально ориентированной компанией.
Я хочу отметить, что на Эльге сегодня работает порядка 12 тысяч человек на всем комплексе, а планируется, что там будет 20-25 тысяч человек. Значит, сегодня надо думать о том, что а) возможно там создать постоянный поселок; б) важно, чтобы там работали якутяне, в том числе вахтовым методом. Базовым городом для вахты должен стать город Нерюнгри, возможно город Якутск. Потому что на Эльге построен аэропорт и наши ребята могут там вполне вахтовым способом работать из Нерюнгри и Якутска. И составлять костяк кадрового состава этого предприятия, а не ориентироваться на гастарбайтеров. Это работа, которой необходимо очень активно заниматься.
У Эльги есть специальная программа по привлечению кадров из Якутии, но в рамках нее эта работа должна быть целенаправленной. Причем она должна быть обоюдной. Надо создать специальную ипотечную схему для строительства жилья в базовых городах республики для ребят, которые будут начинать работать там, на Эльге. Может быть, предоставить больше льгот, чем при дальневосточной ипотеке. Именно целевым назначением: отработал, допустим, 10-15 лет, тогда тебе вообще этот кредит спишется. Может быть, такую схему продумать.
Надо поддержать и отметить очень активную работу «Эльгаугля» с Южно-Якутским технологическим колледжем, с филиалом СВФУ в Нерюнгри по подготовке кадров. Очень хорошо, что «Эльгауголь» поддерживает развитие IT-технологий, разные конкурсы, которые проводятся по киберспорту и другие.
Но еще больший вклад в экономику республики был бы, если бы в угольную промышленность привлекались наши специалисты по IT-технологиям в качестве подрядчиков. Более активно надо развивать сотрудничество с Якутским научным центром, Академией наук Республики Саха (Якутия).
Одним словом, есть над чем работать, только эта работа должна быть системной и целенаправленной.
Иногда спрашивают, а можно ли Эльга заменить компанию «АЛРОСА»? Я думаю, что у этих компаний разная стезя с разными точками приложения усилий. «АЛРОСА» – это стержень Западной Якутии, «Эльга» – один из основных проектов Южной Якутии. Конечно, они не могут заменить друг друга в этом смысле. Просто надо сотрудничать, надо работать над тем, чтобы изучать опыт компаний, работающих на территории республики. Я думаю, что вот такие решительные, активные действие «Эльгаугля» по созданию собственного производства, инфраструктуры, их интерес к сопряжённым отраслям, в том числе с точки зрения диверсификации производства, должны послужить эталоном, образцом для той же самой «АЛРОСА», которая явно отступила от когда-то намеченного курса на создание вертикально интегрированной, диверсифицированной горно-геологической компании и сегодня превращается просто в заурядное предприятие.
В этом отношении, конечно, алмазникам надо поучиться у «Эльгаугля».
Владимир Путин в Якутии, обсуждение вопросов социально-экономического развития республики, 2009 год