Вячеслав Анатольевич Штыров — основатель угольного терминала в бухте Мучке Хабаровского края
29/04/2023
К 70-летию Второго Президента Республики Саха (Якутия) Штырова В.А
Именно он, понимая наиважнейшее значение наличия транспортно-перегрузочной инфраструктуры с выходом на море для экономики республики, дальнейшего развития добывающих отраслей республики, обосновал необходимость отдельного порта для якутских грузов, выбрал и утвердил из множества вариантов лучшее место для будущего терминала, обеспечил согласование с множеством федеральных, краевых, местных, отраслевых органов власти, организовал создание, финансирование и работу структуры который начал заниматься проектированием планированием и строительством будущего терминала.
Поэтому основателем транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки сыпучих грузов, расположенного в морском порту Ванино, бухте Мучке (Хабаровский край), не без основания можно считать Второго Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова.
Создание грузового терминала для сыпучих грузов входящего в Топ-5 самых мощных российских терминалов имеет огромное значение для экономики не только для экономики Дальнего Востока, но и всей России. Особенно на свете тех последних событий, происходящих в стране и в мире.
История строительства угольного терминала в бухте Мучке, Хабаровского края
11 сентября 2020 года в Ванинском районе Хабаровского края, в бухте Мучке «ВаниноТрансУголь», дочка УК «Колмар», запустила первую очередь крупнейшего в России угольного терминала. Комплекс предназначен, прежде всего, для транспортировки высококачественных коксующихся углей УК «Колмар», добываемых в Якутии на горно-обогатительных комплексах «Денисовский» и «Инаглинский». Проектная мощность терминала 24 млн. тонн в год, а мощность первой очереди составляет 12 млн. тонн в год.
Терминал имеет самое современное оборудование производительностью 6 тыс. тонн в час: вагоноопрокидыватели, конвейерные галереи, пересыпные станции, стакеры-реклаймеры и судопогрузочные машины.
Ввод в эксплуатацию нового современного экологически чистого угольного терминала в бухте Мучке имеет стратегическое значение, ибо это придает особое значение Ванинско-Совгаванскому промышленно-транспортному узлу и в целом территории прибрежных морских районов. Ведь не только создаются дополнительные рабочие места на самом терминале, но и вовлекается в экономическую деятельность малый и средний бизнес. Поскольку резидент ТОР «Южная Якутия» и Свободного порта Владивосток УК «Колмар» — социально ответственная кампания, район получилдополнительный импульс не только в экономическом развитии, но и в общественно-социальной сфере.
С чего это все начиналось?
«Когда экономика России после кризиса 90-х годов относительно стабилизировалась, возникли новые грузопотоки. Например, начал в больших объёмах двигаться уголь из Кузбасса на Восток. Ранее продукция его угольной промышленности традиционно направлялась на запад и для сибирских потребителей, а теперь рынки изменились и такие крупнейшие компании как «СУЭК», «КРУ» и другие заняли все портовые мощности на Дальнем Востоке. Они либо их выкупили, либо имели долгосрочные соглашения с портовиками. Поэтому для нас возникла дилемма – а что же делать? Тем более, что в условиях рынка мы выступали конкурентами по отношению к другим дальневосточным и сибирским компаниям. Пропускных возможностей существовавших терминалов просто не хватало на всех. Эта проблема касалась не только компаний республики, но и другие тоже искали возможности для организации новых портов»
Вячеслав Штыров
В начале 2000-х годов Наше Постоянное представительство Якутии по Дальнему Востоку в г. Хабаровске на себе прочувствовала возрастающую напряженность в возможностях грузовых морских терминалов, железнодорожных путей для якутских грузов в портах Приморского и Хабаровского краев. В то время «Якутуголь» был еще республиканским ГУП-ом и мы достаточно часто начали получать задания от Правительства Якутии по проталкиванию экспортных грузов в портах, поиску «брошенных поездов» по всей линии Дальневосточной железной дороги, по разбору недоставленных грузов. Ситуация с каждым годом усугублялась и не было видно положительного, системного решения проблемы.
Зимой 2003-04 года, в одной из таких поездок в порт Ванино, в побережье Татарского пролива пришла мысль о создании собственного терминала для якутских грузов способного решить наши проблемы коренным образом. Первые предложения об этом не нашли должного понимания у некоторых руководителей республики. Приходилось слышать высказывания как:
«Запомни Георгий, порт «Восточный» в Находке, создавался для нерюнгринских углей, и он работал, работает и будет работать на них» или «Мы договоримся с кузбасскими чтоб они отправляли свои угли на запад, а мы на восток».
Первый разговор по этой проблеме с Президентом Республики Саха(Якутия) Штыровым В.А. состоялся в начале 2000-х годов во время визита официальной делегации Якутии в Японию. Когда делегация ехала на скоростном поезде «Синкансэн» из Ниигаты в Токио, мы с Вячеслав Анатольевичем оказались в соседних местах. В разговоре была высказана наша идея, каким мы видели, создания терминала для якутских грузов на территории Ванинского узла с возможным привлечением японских партнеров. Вячеслав Анатольевич внимательным образом выслушал, расспросил у меня как сейчас решаются проблемы, о нашем видении ситуации не только в Ванино, но и в других портах в целом. На этом закончили.
По приезду из Японии мы сразу получили от него задание собрать информацию, осмотреть все удобные для терминала бухты, заливы всего морского побережья Дальнего Востока, начиная с самой южной бухты Троица Приморского края, заканчивая портами Николаевска-на-Амуре, Аяна Хабаровского края.
Начались многочисленные поездки, командировки, в основном на автомашинах по всему морскому побережью Дальнего Востока. Посещены, осмотрены и изучены все наиболее подходящие места для терминала. Были проведены многочисленные встречи на местах с краевыми, местными, военными властями, федеральными органами, научными, проектными организациями имеющих отношение к проблеме портов. По мере возможности собрана и проанализирована информация о ситуации в них, изучены их возможности, проводимая собственниками политика и т.д.
Начата была работа с возможными патрнерами, инвесторами. Например, в конце февраля, в начале марта 2005 года большая группа японских специалистов возможных партнеров проекта, под руководством Постпредства, с участием Минпрома Якутии в лице Голубенко Алексей Владимировича, проплыла на морском пароме из Холмска (Сахалин) в Ванино и далее проехала на железной дороге до Комсомольска-на-Амуре, с целью изучения ситуации по маршруту.
В начале 2005 года результаты работы были сведены в отчетную записку и направлены В.А. Штырову. В отчете как результат исследования приводились обоснования перспективности возможных пунктов перевалки угольной продукции из республики через Ванинский транспортный узел Хабаровского края к бухте Мучке, и, как вариант, рассматривалось строительство нового терминала в свободном наличном резерве муниципального земельного участка.
Предложенное место будущего терминала было оптимальным со всех точек зрения. Во-первых, глубины более 30 метров позволяли свободно швартовать – «панамаксы» (суда св. 120 тыс. тн. водоизмещения) без дополнительных работ, ледовая обстановка благодаря так называемому Татарскому течению даже в самые холодные периоды позволяет обходиться без ледоколов, удобная инфраструктура: рядом в 5 км. железнодорожная станция Токи, площади, позволяющие свободно расположить инфраструктуру терминала, а было необходимо свыше 200 гектаров земли, решить вопросы энергетики, водоснабжения и т.д. Главным камнем преткновения был вопрос пропускной способности железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре-Ванино, Совгавань. Сложность преодоления железнодорожными составами хребта Сихотэ-Алинь через Кузнецовский перевал было проблемой всего Ванинско-Совгаваньского узла. Проблема впоследствии разрешилась модернизацией схемы преодоления перевала по линии РЖД на федеральном уровне.
Порт Ва́нино — российский морской порт федерального значения в глубоководной бухте Ванино. Второй по грузообороту морской порт в Дальневосточном бассейне. Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. Порт является транспортным узлом, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям. С 1973 г. работает морская железнодорожная переправа Ванино-Холмск.
В апреле 2005 года, в городе Советская Гавань и поселке Ванино побывала большая делегация Правительства Республики Саха (Якутия) под руководством В.А. Штырова. Решался вопрос по выбору места строительства терминала для перевалки якутского угля с железнодорожного транспорта на морские суда.
Перед этим в г. Хабаровске состоялась встреча с Губернатором Хабаровского края Виктором Ивановичем Ишаевым, где строительство терминала было поддержано руководителем региона.
В ходе визита делегация Якутии встретилась с руководством администраций Ванинского и Советско-Гаванского районов, федеральными, краевыми органами имеющих отношение к проблеме, обошла все побережье, выходила на буксире на бухту и осмотрела все места, выбирая площадку для будущего строительства.
«В начале тысячелетия главной задачей муниципалитетов Хабаровского края было привлечение инвесторов, социальная политика требовала дополнительных ресурсов и не малых. Была проведена огромная работа по изменению сложившихся стереотипов о якобы бесперспективности прибрежных территорий Ванинского района… …Многие наши друзья до сих пор вспоминают период взаимодействия с командой прежнего руководителя Якутии – Президентом Вячеславом Штыровым. Он лично возглавил свою делегацию, сам обошел все побережье и собственным глазами осматривал наши бухты, выбирая площадку для будущего строительства. Вопрос стоял так — сделать выход Якутии к морскому побережью через морской порт Ванино, создать свой форпост в б. Мучке, через который вести торговлю со всем миром. В. Штыров как всегда смотрел намного лет вперед, он думал о комплексном развитии своей территории и прежде всего о создание продукции с добавленной стоимостью, глубокой переработки»,
Богдан Мусянович, Глава Ванинского района в 1999-2008 гг.
Вячеслав Анатольевич Штыров, наш второй Президент, в начале 60-х годов, почти два года жил и учился в школе в Советской Гавани. Тогда его отец командовал подводной лодкой, которая в это время находилась на ремонте здесь, в судостроительном заводе.
По итогам поездки было принято окончательное решение о строительстве угольного терминала в бухте Мучке Порта Ванино, возле мыса Ая, даны соответствующие поручения, задания Правительству республики и в том числе нашему Представительству.
Представительством Якутии по ДФО была проведена вся подготовительная работа по вопросам отвода и согласования строительства угольного терминала в бухте Мучке, оказано содействие в заключении договора аренды земельного участка площадью 240 га (10 августа 2005 года).
По результатам визита в Хабаровский край был организован пул республиканских компаний, учредивших специальное общество — ООО «Саха (Якутская) транспортная компания» — «Сахатранс». Генеральным директором вновь созданного предприятия назначили Заместителя постоянного представителя Кучаева Эдуарда Раисовича. Эдуард Раисович с самого начала разработки строительства вел от имени представительства этот проект, поэтому отлично разбирался во всех перипетиях, нюансах развития проекта и он, как никто другой, подходил на эту высокую должность. Его компетентность, понимание вопроса, подходы к решению возникающих проблем во многом стали залогом успешной реализации амбициозного проекта.
В период с 2005 по 2011 годы «Сахатрансом» велась разработка проектно-сметной документации по созданию угольного терминала. Проект был включен в Государственную программу республики «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», Федеральную целевую программу «Стратегия развития транспортной системы РФ на 2015-2020 годы».
«В те годы многим казалось, что дело это далекое, трудноосуществимое, нужен огромный объем инвестиций, много технических проблем. Но мы верили, что сможем выполнить задуманное. И несмотря ни на какие обстоятельства и трудности этот проект никогда не прекращался…
… Да, были проблемы технико-экономические, сложности с финансированием. Но тем не менее мы хоть малыми шагами, но двигались вперёд, продолжали заниматься этим проектом. Когда «Якутуголь» влился в состав «Мечела», руководство головной компании приняло решение отказаться от участия в проекте и выкупило уже действующий Ванинский порт. Однако другие участники проекта продолжили работу. Особо надо отметить Сергея Цивилева, который был генеральным директором компании «Колмар», объединяющей предприятия по добыче, обогащению и транспортировке угля на Дальнем Востоке. Именно благодаря его усилиям проект получает сейчас завершение».Вячеслав Штыров
С 2013 года строительство транспортно-перегрузочного комплекса в порту Ванино осуществляет компания «ВаниноТрансУголь», являющаяся 100% дочерним обществом компании «Колмар».
В район пришли не только современные технологии, но и высокая, передовая общественно-политическая культура, формируется новая социальная инфраструктура, основанная на высоком интеллекте, духовности и нравственности. Наш проект «Пути Великих свершений» в 2019 году, в ходе Историко-этнографической экспедиция «Пути Великих свершений: 75 лет Победы-остров Сахалин» посетил еще строящийся объект компании «ВаниноТрансУголь». Помимо этого, в эфире главного республиканского телеканала НВК «Саха» был показан репортаж о работе экспедиции.
«Если говорить в целом –на побережье Дальнего Востока от Посьета до Де-Кастри есть ещё множество подходящих заливов и бухт. Просто потенциал этих бухт не раскрыт по той причине, что к ним нет подъездных железнодорожных путей. И чтобы создать в них портовые мощности надо проложить Транссихотэ-алиньскую железную дорогу от Сергеевки в Приморье до Селихино в Хабаровском крае, а от неё подходы к побережью. Новые порты на Дальнем Востоке нужны не только для экспортно-импортных операций, но и для транзита иностранных грузов через Россию. А, самое главное, для нужд отраслей специализации Дальнего Востока в общероссийском разделении труда. Вот почему, скажем, продукции отечественной рыбной промышленности так мало на рынке Сибири и центра страны? Потому что нет специализированных портовых мощностей. Их надо создавать синхронно с развитием железных дорог»
Вячеслав Штыров
Георгий Никонов.
Видео: Вячеслав Штыров о транспортной инфраструктуре Дальнего Востока, России и о многом другом