24/07/2023

Когда главный редактор журнала «Под стук колес» Юрий Городецкий предложил сделать материал – некий калейдоскоп ярких высказываний видного государственного и политического деятеля, второго президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова, я несколько даже растерялась. Дело в том, что масштаб, размах деятельности Вячеслава Анатольевича таков, что и не охватить не то что взглядом, а даже мысленно все не объять. И как человек дела, порой, он в такие жесткие перепалки вступал с федеральными руководителями, что можно составлять целый цитатник. Это знают многие, кто работал с ним.

Так вот, при такой многогранной личности и настолько большом количестве значимых, судьбоносных решений для будущего республики надо было определиться – о чем конкретно писать. Но тут на помощь пришла сама специфика издания. Как о чем? Конечно, о железной дороге!

 

Вы счастливы сегодня?

Сейчас мы, якутяне, даже не мыслим себе – а как это жить без железной дороги? У каждого в уме есть понимание, что железная дорога рядом и ей можно воспользоваться в любой момент. Хоть для собственного передвижения, хоть для перевозки грузов. Как говорится, к хорошему привыкаешь быстро.

А когда-то, году в 2012-м, когда дорога еще не была введена в постоянную эксплуатацию, я ехала на машине мимо железнодорожных путей в Алданском районе и не могла поверить, что это Якутия. До того немыслимым казалось, что в нашем таком суровом, настолько далеком от центра России месте, может быть такое чудо. «Ну, не может быть!», — думала я. Но глазам приходилось верить.

Какие же необыкновенные чувства я испытала в июле 2019 года, когда по рельсам железной дороги «Беркакит—Томмот – Якутск» ехала в вагоне Первого пассажирского… не описать словами.

Да что я. Вячеслав Анатольевич Штыров ехал этим же поездом, и какие мысли были у него в голове, какие чувства обуревали человека, который столько сил положил на эту железную дорогу, благодаря которому она и была построена, сложно даже представить.

Впрочем, в тот день журналисты брали у него интервью и так и сказали, что им кажется, что они едут не по якутской земле. На что Вячеслав Анатольевича сказал: «У меня-то как раз такие эмоции, что мы едем по родной земле, потому что и природа вся наша, и обстановка, и люди. Вот из окошка было видно много людей, они собирают грибы и приветствуют первый поезд – просто удивительно». Тогда журналист спросил: «Вячеслав Анатольевич, вы сегодня счастливы?». Ответ: «Конечно, конечно».

 

Газета «Правда» 1912 года – Якутии нужна железная дорога!

А теперь о том, почему же строительство железной дороги являлось вековой мечтой якутян. Об этом сказал Вячеслав Анатольевич во время торжественного митинга, посвященного открытию пассажирского движения в Нижнем Бестяхе в том же 2019 году.

Обычно начало строительства железной дороги до Якутска относят к 1985 году, когда вышло постановление правительства Советского Союза и когда реально были начаты первые работы. Но на самом деле история вопроса насчитывает гораздо больше лет. В 1912 году,  5 мая, вышел первый номер газеты «Правда». И там большевики критиковали царское правительство за то, что оно не строит железную дорогу на Якутск, а она необходима людям, необходима для развития северного края. Конечно, разные события, которые происходили в нашей стране – эпические, драматические, крупные события XXI века – не позволили советскому строительству сразу начать стройку. К ней вернулись лишь в 1980-е годы. А непосредственным толчком к началу строительства железной дороги на Якутск послужил Малый БАМ, когда железная дорога пришла в Беркакит. Руководство республики поставило вопрос перед руководством страны о необходимости продолжения строительства дороги. И этот вопрос был решен благодаря первым секретарям якутского обкома партии Гавриилу Иосифовичу Чиряеву, Юрию Николаевичу Прокопьеву. На уровне союзного правительства колоссальную поддержку этому проекту оказывал Николай Иванович Рыжков. Мы должны им все быть благодарны. Когда начались тяжелые 1990-е годы дорога оказалась бесхозной, надо прямо об этом сказать, ненужной. И тогда руководство республики было вынуждено взять на себя все заботы о ней. Развитие дороги тогда было невозможным, ставилась задача сохранить то, что есть и эта задача была выполнена.

 

Стойкость железнодорожных строителей Якутии сродни героизму в дни Великой Отечественной войны

Так что вопрос о строительстве железной дороги до Якутска большевики поднимали еще до революции. Вот ведь как было.

Но у страны нашей непростая история, что подтверждают и сегодняшние дни. Все время находятся государства, люди, которые хотят помешать развитию России. Война, государственный переворот 1990-х годов, тотальный разрыв всех хозяйственных связей. Хорошо, действительно, что хоть сохранили уже построенное и самое главное – коллективы транспортных строителей.

Вот как об этом говорит Вячеслав Анатольевич Штыров:

Надо отдать должное транспортным строителям – в 1990-е годы стройка не встала окончательно. Казалось бы, уже никаких перспектив, а они где-то искали крохи денег и ресурсов, продолжали что-то делать и следить за тем, что уже построено.

Это наши знаменитые БАМовцы, трудовые коллективы, которые прошли огонь и воду, во главе со своими бригадирами, инженерно-техническими работниками. Там, конечно, всякое бывало, но я должен сказать их стойкость сродни той, что люди проявляли в годы Великой Отечественной войны.

Не могу не отменить тогдашних руководителей транспортных строителей. Во многом благодаря их энтузиазму, воле, умению работать с людьми, брать на себя ответственность, принимать удары – удалось сохранить коллективы и стройка не умерла окончательно. Это, в первую очередь, Александр Николаевич Дудников, фигура номер один в транспортном строительстве Якутии, и Василий Владимирович Шимохин, который тогда был транспортным строителем, а сейчас начальник якутской железной дороги. Это и люди, которые работали в правительстве Якутии – Иван Данилович Черов, Артур Николаевич Алексеев, которые были заместителями председателя правительства республики, Владимир Михайлович Членов, который был министром транспорта, Дмитрий Дмитриевич Трофимов, возглавлявший совет директоров транспортного строительства, и другие.

На федеральном уровне огромный вклад в строительство железной дороги до Якутска внес выдающийся человек – Владимир Аркадьевич Брежнев, который возглавлял Минтрансстрой СССР, а потом — корпорацию «Трансстрой».

Они сохранили незаконченную дорогу и трудовые коллективы.

 

Не было никаких ресурсов, но… все получилось!

А теперь один малоизвестный факт – первое (!) заседание у вновь избранного президента Якутии в 2002 году Вячеслава Штырова было посвящено железной дороге. Вот насколько было понимание значимости возрождение этой затухшей стройки.

Потому что железная дорога – это жизнь во всех смыслах. Вокруг нее все кипит и вертится и никогда уже не застынет, что и демонстрируют сегодня блестяще показатели «Железных дорог Якутии» по всем фронтам. То пандемия, то санкции, вся экономика в кризисе, а наша якутская железнодорожная компания на коне. Точнее — на уложенных твердой рукой железнодорожных путях, поколебать которые не может даже вечная мерзлота. Не то что какие-то там мировые кризисы.

Вячеслав Штыров:

В начале 2000-х годов по сути дела нужно было возобновлять стройку фактически с чистого листа. За девяностые годы перед транспортными строителями накопилась большая заложенность, заработную плату люди не получали годами. Не было никаких ресурсов, ничего невозможно было купить – ни рельс, ни шпал, ничего.

Поэтому в 2002 году одним из самых первых моих решений на посту президента Якутии стало выделение 300 млн руб. на продолжение железнодорожного строительства. Конечно, это воспринималось с огромным облегчением, но не решало проблемы строительства. В этой связи началась упорная лоббистская работа, в хорошем смысле этого слова, и нам удалось убедить Правительство России в том, что эта стройка крайне необходима не только для Якутии, но и для всей страны. Потому что она решает проблемы республики, связанные с северным завозом, а в дальнейшем это путь на Магадан, и на запад – на нефтегазовые промыслы Восточной Сибири. И в 2004 году вышло постановление Правительства РФ о продолжении строительства железной дороги «Беркакит – Томмот – Якутск».

Сумма, выделенная по этому постановлению, была небольшой – 15 млрд руб. Было изначально понятно, что мы не уложимся. Как мы дойдем до Якутска за 15 млрд? Но постановление было принято, работы развернуты. А через некоторое время мы вновь появились в Москве и сумели выбить еще одно постановление, 2008 года, в соответствии с которым была выделена полная сумма для строительства железной дороги до Нижнего Бестяха.

На первом этапе мы достроили железную дорогу до города Томмот и по ней пошли грузовые и пассажирские поезда. И мы сразу же получили колоссальный эффект по количеству перевезенных пассажиров, а уж по количеству перевезенных грузов и говорить нечего. Появились хорошие перспективы по проектам, входящих в программу «Комплексное развитие Южной Якутии».

В 2005 году началось строительство железной дороги от Томмота на Якутск. По постановлению Правительства Российской Федерации 2008 года на это было выделено почти 50 млрд рублей. В 2011 году было уложено «золотое звено» в поселке Нижний Бестях. Но дальше возникли некоторые организационные вопросы, связанные с выделением оставшейся части средств. Мне приходилось выступать по этому вопросу в Совете Федерации. В конечном итоге Минфин РФ выделил необходимые средства. В 2019 году был дан старт пассажирского движения по Амуро-Якутской железнодорожной магистрали до поселка Нижний Бестях. Это стало очень важным событием и для республики, и для всей страны.

 

«Возьмите ручку и запишите»

Тут надо сделать одну ремарку. Вячеслав Анатольевич ходом прошелся по теме своего выступления в Совете Федерации. А ведь в свое время оно имело эффект разорвавшейся бомбы. Помню, как мне звонили и рассказывали, что даже в трудовых коллективах все вместе смотрели это выступление и удивлялись смелости и решимости сенатора от Якутии.

А суть вопроса такова, что тогдашний вице-премьер Аркадий Дворкович долго рассказывал сенаторам о том, как бурно развивается транспортная отрасль в стране, в том числе железнодорожная. А потом слово взял Штыров:

«Уважаемый Аркадий Владимирович, у меня к вам будет такая просьба: пожалуйста, достаньте ручку и запишите, что кроме этих обходов, подходов и других заходов в Российской Федерации строится железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск. По-иному она называется Амуро-Якутской железнодорожной магистралью.

Это единственная дорога, которая строится в стране. По ней выпущены два постановления правительства — 2004 года и 2008 года. Она должна была быть введена в эксплуатацию в 2013 году. Сейчас — 2016 год, она не введена.

В 2011 году Президент РФ (тогда Дмитрий Анатольевич Медведев) участвовал в укладке «золотого звена» на конечной станции этой железной дороги. На нее истрачено 47 млрд рублей, осталось 2 млрд. Два года стройка уже заморожена из-за организационных вопросов, которые касаются агентства железнодорожного транспорта, подрядчиков, заказчиков и так далее. Это как вообще понимать?».

Как сказал Вячеслав Анатольевич выше, деньги были выделены, дорога достроена и  пущена в постоянную эксплуатацию.

 

Якутские железнодорожники – настоящие первопроходцы

А теперь немного о перспективах. Их у якутской железной дороги необъятный простор в прямом и переносном смысле слова. По всем направлениям —  и на Запад, и на Восток, и в Китай. Так что в этом смысле наши якутские железнодорожники являются настоящими первопроходцами. Представляете, в центральной части все уже испещрено железнодорожными линиями, а у нас одна ветка и – мечтай о чем хочешь!

Вячеслав Штыров:

Будущее действующей железной дороги «Беркакит—Томмот—Якутск» связано с развитием угольных месторождений компании «Колмар», будущим освоением месторождений апатитов, железных, урановых руд в Южной Якутии. То есть от железной дороги как от ствола должны туда веточки пойти. И надо сегодня двигать эти проекты, и строить к ним железную дорогу, возможно, на условиях государственно-частного партнерства. Это одно направление.

А второе направление – это расширение использования самой железнодорожной линии. Например, мы сейчас говорим о пассажирском движении как о магистральных поездах. Скажем, Нижний Бестях –Хабаровск или Нижний Бестях – Москва. А надо внутри республики запускать электрички для местных перевозок из пункта в пункт так, чтобы можно было из Нижнего Бестяха до Улу доехать, если нужно. Или до Алдана покататься на лыжах. То есть сделать пригородное сообщение для практических нужд человека.

А если говорить о стратегии развития железных дорог Якутии, то надо не останавливаться, а двигаться дальше на Восток – на Магадан, и на Запад – на Ленск. На Запад – строить так называемую Северо-Сибирскую железнодорожную магистраль и выводить ее на Урал и на порты Атлантики, которые находятся на Севере – Индига, Архангельск и так далее.

А есть еще и проект строительства железнодорожной ветки от Джалинды до Сковородино. Это позволит нашим якутским грузам выходить на Китай, а их – поступать к нам. И вообще открывает множество новых перспектив.

Что касается строительства магистрали на Магадан, то мы традиционно думаем, что она пойдет из Якутска. Да, это так. Но на самом деле ее полная длина начинается в Усть-Куте и идет через Ленск, Якутск и на Магадан. А дальше эта железная дорога может пойти на Камчатку.

Для реализации всех этих планов в первую очередь нужно строить совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена. Почему он нужен как железнодорожный? Не только для того, чтобы завести ее в Якутск и избежать таким образом излишних перегрузок, перевалок или пересадки пассажиров, но и для того, чтобы он соединил магистраль, которая должна прийти с Запада из Усть-Кута через Ленск на Якутск, и ту, которая будет построена на Магадан. Вы можете сказать, что это какие-то фантазии. Ничего подобного. Капля камень точит. Если за это браться, то все эти вопросы можно решить и самое главное – их решение нужно людям, республике, стране.

***

Вот такая захватывающая история строительства якутской железной дороги.  Сколько всего пришлось преодолеть транспортным строителям, не передать словами. Достаточно сказать, что только в 1990- годы ее финансирование останавливали десятки раз. Что было потом – в 2000-е годы, как с трудом ее достраивали – вы, уважаемые читатели, убедились в этом сами. Но самое главное – все было сделано и вековая мечта якутян действительно сбылась. Но можно мечтать и дальше – чтобы можно было по железной дороге переехать по мосту через реку Лена, а потом оказаться в Ленске. А можно сесть на поезд и приехать в Магадан. Я была там, это очень красивый, интересный город и там много икры) Одним словом, предела мечтам нет. Главное – не переставать мечтать и понимать, что все реально.

А еще… Еще нужны такие как Вячеслав Анатольевич Штыров люди, которые способны сдвинуть с места несдвигаемое. И силой своей мысли, слова, действия заставить поверить всех окружающих, что и небывалое бывает. А тогда и работа спорится, и дело делается и ни у кого не возникает сомнения в том, что все получится!

Маргарита Нифонтова.

Журнал “Под стук колес”, июль 2023 года.