19/04/2023

В прошлом году исполнилось 100 лет со дня образования Якутской АССР. Больше узнать о самобытной земле и населяющих ее людях можно с помощью уникального проекта «Пути великих свершений». Его руководитель Георгий Никонов занимается систематизацией и обобщением истории и этнографии в глобальном процессе расширения России и освоения огромных пространств Северо-Востока, Дальнего Востока, Тихоокеанского побережья и Арктики. В рамках проекта производится выпуск различных изданий, передач, фильмов, создание музейной экспозиции.

Вниманию читателей нашего журнала предлагается интервью со вторым Президентом Республики Саха (Якутия) с 2002 по 2010 год, а ныне Государственным советником Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым. Тема программы: «Дороги или направления? О транспортных магистралях Якутии и Дальнего Востока». Ведь Республика Саха является одним из лидеров в России по строительству современных дорог, зачастую в малодоступных местах.

Все дороги ведут через Якутию

– В XXI веке Республика Саха приступила к масштабному дорожному строительству, – начал беседу Вячеслав Анатольевич. – В основу была положена концепция создания опорной сети автомобильных дорог, которая пронизывает наши бескрайние территории с востока на запад и с юга в ее центральную часть. Постепенно к этой опорной сети стали присоединять населенные пункты и промышленные предприятия, расположенные на некотором удалении.

К примеру, несколько лет мы трудились, прокладывая дорогу Якутск – Амга – Усть-Мая. Ее открытие дало возможность замахнуться на федеральный проект по выходу Якутии к Охотскому морю по кратчайшему пути через Нелькан в Аян, это в Хабаровском крае. Поскольку в нем заинтересованы были два субъекта РФ, то к работе подключился губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев. В итоге появилась идея продолжить еще и трассу между горными хребтами от порта Аян вдоль Охотского моря до поселка Полина Осипенко на Байкало-Амурской магистрали до Комсомольска-на-Амуре. Для жителей Республики Саха это будет самый короткий маршрут в Хабаровский край и Приморье, который принесет огромную выгоду сельскому хозяйству и промышленности всего Дальнего Востока.

Это, кстати, не единственный незавершенный проект в сфере транспорта. Почему бы не вспомнить так и не построенного дублера трассы «Уссури» – автодорогу Хабаровск – Находка. В идеале нужно проложить автотрассы до всех удобных морских гаваней на востоке страны, включая Николаевск-на-Амуре, Лазарев, Чумикан, Охотск и другие. В каждой из этих гаваней настоятельно требуется размещение новых морских портов, предприятий судостроительной и судоремонтной промышленности. Это должен быть настоящий морской фасад России на Тихом океане.

Эти места богаты и полезными ископаемыми. Большинство их кладовых давно известны нашим геологам.

Взять, к примеру, угольное месторождение Эльга в юго-восточной части Якутии. Только доказанные запасы составляют 2,2 миллиарда тонн коксующего топлива. И тут не обойтись без железной дороги на Тихоокеанское побережье. Здравый смысл подсказывает, что это наиболее оптимальный путь. С 2020 года строится железная дорога длиной в 500 км к порту Эльга на берегу Охотского моря. К концу прошлого года построено 80 км. Однако добыча угля ведется уже пять лет, продукция вывозится через 321-километровую ветку к БАМу и далее по этой магистрали в Совгавань. Но этот маршрут гораздо длиннее прямого выхода к Тихому океану. К тому же БАМ чрезмерно перегружен и не справляется с растущими грузовыми потоками.

И вот теперь мы подошли к главной проблеме. Россию с запада на восток связывает всего одна железнодорожная магистраль. И БАМ является лишь веткой Транссиба, поскольку они сходятся в Тайшете. Несколько лет назад наводнение в Иркутской области размыло мосты в Тулуне. Из-за этого ЧП прервалось автомобильное сообщение Восточной Сибири с Дальним Востоком. Если бы эта река ниже по ее течению размыла и железнодорожный мост в Тайшете, то и железнодорожное сообщение было бы прерывно. Страна фактически распалась бы на две части в логистическом отношении. Это самая настоящая угроза единству и целостности нашей страны, которая гораздо опаснее многих других.

– Что, на Ваш взгляд, нужно предпринять? Какие первоочередные задачи по строительству транспортной инфраструктуры стоят перед регионом и всей Россией?

– Срочно надо делать две трансконтинентальные широтные железнодорожные магистрали – Северо-Сибирскую и Трансарктическую.

Давайте расшифруем. В Сибири и на Дальнем Востоке несколько отдельных веток отходят от Транссиба на север к местам добычи полезных ископаемых и проживания там людей. Эти конечные точки надо связать «железкой». По моему мнению, маршрут следующий: Магадан – Якутск – Усть-Илимск – Белоярск – Сургут – Северный Урал – побережья Белого и Баренцева морей. Мы должны связать наши порты на Северном Ледовитом океане с портами на Тихом океане. Это и есть Северо-Сибирская магистраль (Севсиб). Она важна только для экономики, но и для безопасности государства. Ведь эта магистраль пройдет параллельно Транссибу. Если что-то случится на одной трассе, то есть возможность провезти грузы по другой. В том числе войска, военную технику, оружие и боеприпасы.

Связь между собой портов на Северном Ледовитом океане на северо-западе нашей страны особенно важна сейчас. Если у России возникнут серьезные проблемы с Эстонией, Латвией и Литвой, то порты Прибалтики для нас автоматически закроются, а Эстония вместе с Финляндией заодно перекроет и проход по Финскому заливу. Такая же ситуация может возникнуть и в Черном море, когда страны НАТО надавят на Турцию, чтобы она перекрыла проливы Босфор и Дарданеллы. Тогда грузоперевозки между РФ и мировым рынком могут затормозиться.

Надо строить еще и Новоахрангельский глубоководный порт и порт в Индиге, которой планировался к сооружению еще во времена императора Николай II.

Когда мы говорим о Трансарктической магистрали, то речь идет о ветке вдоль Северного Ледовитого океана. Часть ее уже существует. Мурманск связан железнодорожной линией с Северной железной дорогой, которая идет до Лабытнанги. Сейчас начинается строительство так называемого Северного широтного хода от Лабытнанги через Салехард и Надым в Коротчаево (вблизи Уренгоя). Эта дорога необходима для реализации масштабных газовых, газохимических, нефтяных проектов на Ямале и Гыданском полуострове. Дальше на принципах государственно-частного партнерства от Коротчаево ее надо продолжить на  Игарку, Дудинку. Кстати, это еще сталинский 501-й проект, который планировал связать Норильск с европейской частью России.

В более отдаленной перспективе наши дети доведут железную дорогу от Таймыра через север Якутии до Чукотки.

Все перечисленные дороги должны стянуть страну как обручи. Эту задачу хорошо понимали в царское время, пытались решить при советской власти, но воплотят в жизнь только сейчас и в перспективе. Сейчас завершено строительство АЯМ, это магистраль от Сковородино через Тынду, Нерюнгри, Алдан до Якутска. Между прочим, в начале 1950-х годов Иосиф Сталин поддержал этот проект. А технико-экономическое обоснование проекта АЯМ и дальше до поселка Хандыга в сторону Магадана было сделано в 1949 году! К реализации приступили только через 30 лет.

Необходимо строить железную дорогу от Нижнего Бестяха до Магадана, как часть Севсиба.

Об этом руководителями Якутии и Магаданской области (тогдашним губернатором Колымы Николаем Николаевичем Дудовым) ставился вопрос еще в 2005 году. Президент Владимир Владимирович Путин на совещании в Магадане нас тогда поддержал. Правительством России были выделены средства на геологическое изучение территорий. Была выявлена так называемая Яно-Колымская металлогеническая группа с отличными перспективами по золоту, серебру и редкоземельным элементам. Строительство железной дороги, приход линий электропередачи из Якутии на Магадан дают возможность для развития там крупных промышленных узлов. Поэтому железная дорога Нижний Бестях – Магадан быстро окупит себя. И это еще не учитываются перспективы добычи нефти и газа в северных акваториях Охотского моря – продолжении сахалинского шельфа. Свое развитие получит также рыбная промышленность, которая нуждается в перестройке, создании береговых фабрик по переработке сырья и быстрой доставке готовой продукции потребителям в Сибири и Европейской части страны.

А что можно рассказать о проекте железной дороги Сковородино – Джалинда?

– Речь идет о проекте по строительству железнодорожного перехода от Транссиба до реки Амур, это было важно с точки зрения повышения обороноспособности нашей страны и поддержки социально-экономического развития нашего приграничья в Приамурье. Следом рассматривался вариант создания мостового перехода от российского села Джалинда до китайского уезда Мохе. Ведь по Амуру можно сплавлять грузы параллельно Транссибу. Он был также обсужден на уровне Правительства Якутии и Амурской области.

Проект еще имеет и межгосударственный уровень. Ведь грузы из центрального Китая можно по кратчайшей прямой вывезти к портам Северного морского пути с перегрузкой товаров на реке Лена на суда класса «река-море». Путь Джалинда – Мохе крайне важен, так как он обеспечит вывоз грузов из Китайской Народной Республики через АЯМ и до Нижнего Бестяха, а там – перегрузка и прямой выход на Северный морской путь. Наша транспортная система получила бы стабильный грузопоток наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону. В Поднебесной выражали заинтересованность в этом проекте и готовность подключиться к его реализации.

Что касается новых портов на Тихом океане и новых железнодорожно-автомобильных выходов к ним, то эту задачу в России никто не отменял. Это особенно необходимо в плане обеспечения безопасности наших тихоокеанских рубежей. У Тихоокеанского флота должны быть дополнительные защищенные гавани помимо Петропавловска-Камчатского и Владивостока. Как известно, именно Охотское море является полигоном наших подлодок-ракетоносцев с баллистическим оружием на борту. Но у этой природой защищенной акватории должны быть дополнительные места подготовки, отдыха экипажей, ремонта кораблей, хранения боеприпасов, а их без наземных дорог к прибрежным базам строить долго и дорого.

Сама нынешняя жизнь нас подталкивает к строительству новых дорог с выходом к Тихому океану. Тем более, что Президент страны Владимир Путин на совещании по развитию транспортного комплекса заявил о необходимости строительства коридоров на восток с учетом перспектив XXI века.

Журнал “ОКНО в АТР”.