Все говорят «да», но ничего не предпринимают
15/06/2010
Так охарактеризовал на пресс-конференции Премьер-министр, Вице-президент Республики Саха Вячеслав Штыров ситуацию с кредитованием завоза грузов в навигацию этого года в регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока России.
У нас в республике сложилась сверхкритическая ситуация с завозом грузов производственно-технического назначения, продовольствия и товаров первой необходимости в навигацию этого года.Пожалуй, такой ситуации не было в предыдущие времена, хотя и раньше были трудности различного характера,в частности, организационного. Но сегодня нам, попросту говоря, нечего возить из речного порта Осетрово в Республику Саха. На причалах южных ворот Якутии нет грузов.
Это не значит, что мы не готовились всю зиму к навигации-93. В принципе у нас заключены договоры на полный объем поставок продовольствия, товарно-материальных ценностей, приведен в полную готовность и выведен на работу флот, который уже сейчас завез все грузы на Амгу, Вилюй и другие малые реки. Но дальнейшая перспектива доставки грузов совершенно неопределенна. Все это связано с тем, что Якутия не имеет достаточных кредитных ресурсов на завоз товаров.
В чем причины сложившейся, повторюсь, столь критической ситуации? Вы знаете, что Правительство Российской Федерации проводит жесткую кредитную политику. И это объяснимо. Ведь одной из причин инфляции является постоянный «выброс» значительных сумм кредитов в народное хозяйство. Поэтому и идет жесткое ограничение как финансовых, так и кредитных ресурсов. Мы согласны с такой политикой и считаем, что это в принципе правильно. Но тем не менее, при проведении данных мер необходимо учитывать специфику отдельных регионов, в частности, Крайнего Севера. Это касается не только Республики Саха, но и Камчатки, Чукотки, Ямала, севера Красноярского края, других районов, где завоз грузов производится так называемым «разовым залповым методом», когда за короткое время северной и арктической навигации необходимо завезти все количество товаров для жизни и работы на целый год. А для этого, что называется одномоментно, требуется огромное количество денег. Предприятия их не могут получить.
Здесь необходимо вернуться немного назад, в 70-е годы. Именно тогда предприятия были лишены оборотных средств и переведены на систему кредитования. Другими словами, если раньше предприятия могли накапливать деньги, пускать в оборот, покупать необходимую им продукцию, то после известной «косыгинской реформы», они такой возможности не имеют, и с тех пор необходимые финансы брались в кредит под небольшой процент. Сейчас же положение изменилось. Собственных оборотных средств нет, процентные ставки увеличились до 113% по минимуму против 1-5 в прошлом. Но даже и на этих кабальных условиях кредитов не выделяют.
Следует сказать здесь и о сезонной специфике работы многих наших горнодобывающих предприятий. Ярким примером тому служит Депутатский оловодобывающий комбинат. Ему, как и многим, сейчас надо завезти все необходимое на год вперед. Для этого нужны деньги. А ведь Депутатский ГОК в течение этого года ничего еще не продал. Его продукция, произведенная за это время, лежит на берегу реки Яны, и только сейчас начнется его реализация. Следовательно, деньги появятся только в конце навигации, а к тому времени водный путь надежно покроется льдом… Все названные выше особенности Крайнего Севера совершенно не учитываются в кредитной политике Российской Федерации. В течение всего июня у меня, других руководителей республики были встречи со всеми вице-премьерами России, за исключением В.Шумейко, и с Премьер-министром В.Черномырдиным. Все знают о чрезвычайной ситуации, сложившейся у нас. На словах все признают, что под завоз грузов у нас должна быть какая-то гибкая кредитная политика, но дальше слов ничего не делается.
Учитывая серьезность положения, я сказал В.Черномырдину, что у нас складывается ситуация, сходная с той, какая сложилась в начале 1930-х годов на Украине. Чем обернулись тогда ошибки в экономической политике, думаю, не нужно напоминать…А ведь голод тогда возник на хлебородной Украине буквально на пустом месте. Премьер-министр ответил тогда, что ситуация чрезмерно драматизируется. Но закончился июнь, и время показало, что все поставленные проблемы до сих пор не решаются. Более того,даже те вопросы, которые, казалось бы, решены (к примеру, о выделении 30 млрд. рублей под залог нефтепродуктов), за целый месяц так и остались лишь на бумаге. Вина за это лежит на Минтопэнерго России, не сумевшем распорядиться деньгами по назначению и отправить их нам.
Ситуация, повторюсь, становится все более критической. Естественно, мы не сидим сложа руки. Президент сейчас находится в Москве, решает эти проблемы. На днях и я вылетаю в столицу, но, судя по всему, сложности остаются. И причина, на мой взгляд, кроется в том, что новое Правительство России не только не имеет какой-то региональной политики, но многие и понятия не имеют, за исключением вице-премьеров Ю. Ярова и О.Лобова, что такое Россия как страна. Этот упрек можно полностью адресовать министру финансов Б.Федорову. Такое впечатление, что экономику он знает только по учебникам.
Учитывая сложившуюся ситуацию, я, как глава Кабинета министров Республики Саха, считаю, что дальнейшее положение дел с завозом грузов становится нетерпимым. Сейчас Правительством разрабатывается план введения чрезвычайного положения на территории Республики Саха, одним из пунктов которого предусматривается возможная продажа драгоценных металлов и камней на свободных рынках для того, чтобы на вырученные деньги закупить все необходимое, чтобы спасти Республику. Считаю также ошибочной кредитную политику России. Будем ставить вопрос о том, чтобы Вице-премьер, Министр финансов РФ Б. Федоров покинул свой пост.
Недавно Президент России Б.Ельцин подписал распоряжение об отмене предварительной оплаты за товары, поставляемые на Крайний Север. Повлияет это положительно на завоз грузов вЯкутию?
Вообще, положение с предоплатой считаю абсурдным. Она должна проводиться после поставок, а в качестве предоплаты лишь частично. Словом, как стороны договорятся. Сделано это было вродес благой целью стабилизировать экономику. Чем это обернулось? Я уже приводил пример Депутатского ГОКа. Но вся беда в том, что, несмотря на всю строгость законов, распоряжений, указов и т.д., принимаемых в России, их никто не выполняет. Думаю, что и это распоряжение Ельцина ждет такая же судьба. Примеры уже есть. И еще: этот вопрос касается только решения взаиморасчетов. На проблему выделения кредитов он никак не повлияет.
Кстати, Б.Ельциным подписан ряд документов о выделении нам кредитов. Но это также ничего до сих пор не решило.
От кого конкретно зависит выделение кредитов?
В первую очередь от Кредитной комиссии и ее председателя Б. Федорова, уже много раз называвшегося. 24 июня было селекторное совещание, где Вице-премьер О.Лобов еще раз подчеркивал значение Крайнего Севера и, в частности, его природных ресурсов. В общем, риторики много, но за ней абсолютно ничего нет, она материально не подтверждается. Об этом на совещании говорили практически все регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока. В Правительстве России те, кто понимает эти проблемы, не имеют доступа к распределению кредитов, а те, кто ими распоряжается, пускают их куда угодно, но только не на крайние нужды. В столице этих людей называют «чикагскими мальчиками»…
Вячеслав Анатольевич, Вы сказали, что Республика Саха под обеспечение завоза будет продавать на свободном рынке драгоценные металлы и камни. Из каких фондов?
Это, конечно, крайняя мера. Но если дойдет до этого, то реализовывать будем из того, что добываем. Сейчас мы обязаны продавать в Комдрагмет России, но в течение долгого времени мы не получили от него ни рубля. А продавать будем на свободном рынке тому, кто захочет купить. Нам нужны деньги! И немедленно!
В какой форме республика предпримет демарш по отношению к Министру финансов России?
Мы обратимся к Президенту России с изложением фактов проведения неверной кредитной и финансовой политики министром, и, как субъект Российской Федерации, внесем предложение о кадровой перемене. Это точка зрения Правительства Республики Саха (Якутия). Подчеркиваю, что речь идет не только о Якутии, но и обо всем российском Севере, Арктике и Дальнем Востоке.
Вы говорили, в основном, о накоплении и отправке грузов через Осетрово. А как обстоят дела во Владивостокском порту?
Там накоплено около 60% необходимых грузов для наших арктических районов. Но причина и недостаточного накопления товаров, и их невывоза та же — нет средств.
Подчеркну. Мы — не нищие. Якутия входит в десятку лучших регионов России по производственным показателям. Падение производства остановилось, по некоторым отраслям наблюдается рост: по производству угля, например, нарастили выпуск товаров народного потребления, многие предприятия у нас являются высокорентабельными. Другими словами, спасать нас не надо, просто федеральное Правительство должно правильно и грамотно выполнять свои обязанности регулятора кредитной массы. Нельзя Тулу, находящуюся в 100 км от Москвы и располагающую крупным транспортным узлом, сравнивать с Якутском или Паланой на Камчатке. В Правительстве России нет теории снабжения, кредитования регионов Севера.
Если говорить вообще об экономической политике, то что это за борьба с инфляцией, когда кредиты «зажимаются», а заработная плата повышается? Последнее обстоятельство и породило инфляционный всплеск. Очевидно, что следовало улучшить материальное положение малоимущих, пенсионеров, а то ведь минимальная зарплата возросла в 2 раза по всей России, в том числе и у достаточно богатых людей. Боремся с инфляцией, а цены не контролируются. Самый последний пример — отпуск цен на уголь. Сложилось впечатление, что борьба Правительства РФ с инфляцией держится на одном звене — жесткой монетарной политике.
Что Вы имели в виду, когда говорили о введении в Республике Саха (Якутия) чрезвычайного положения?
Мы будем вынуждены «завернуть» все финансовые ресурсы, находящиеся у предприятий на завоз товаров, на спасение республики. Поставим под контроль деятельность всех банков в Якутии. Средства пустим на закупку и доставку муки, круп, сахара. Все остальные операции проводиться не будут.
Возможно, несмотря на различные квоты, запреты и т.д., будем продавать на свободном рынке все, что пользуется спросом, включая, как уже говорил, драгоценные металлы и камни.
Как были использованы уже полученные кредиты?
Вся кредитная масса, за исключением незначительных нарушений, составляющих от общей суммы 5-6%, была использована по назначению. Особенно это касается завоза товаров первой необходимости, нефтепродуктов и продукции материально-технической необходимости.
Геннадий ЕРМАКОВ.
«Правительственный вестник», 1 июля 1993 г.