25/04/2024

Вообще, то, что происходит с транспортной инфраструктурой Ленска повергает в ступор. Казалось бы – крупнейший добывающий район, крупнейшие российские компании работают тут, а у людей нет элементарного – возможности нормально передвигаться. А теперь еще и персонал в аэропорту Ленска сокращают, и работники подозревают, что на его месте вообще сделают просто посадочную площадку. Тогда что ждет район – вообще транспортный коллапс?
Начнем, конечно же, с автодорог по которым можно добраться до ближайших аэропортов.
Первое – как попасть в аэропорт Талакан, который расположен в том же Ленском районе? Дороги общего пользования к нему нет, а есть только технологическая дорога. Много лет назад все кому не лень обвиняли крупные компании («Транснефть», «Сургутнефтегаз») в том, что, мол, они дорогу построили, а ездить по ней не дают. Но дорога-то технологическая и проезд по ней требует специальных разрешений. Понятно почему: надо обеспечить безопасность магистрального нефтепровода ВСТО, объекта общегосударственного значения. Вот и маются люди, оформляя разрешения.
Но здесь самое главное другое – что мешало за эти годы построить для ленчан дорогу? Ведь Ленский район один из немногочисленных в России районов-доноров бюджета. Почему до сих пор этого не было сделано?
Вернемся на пару десятков лет назад.
Еще в бытность президентом Якутии Вячеслава Штырова после упорных споров с федеральными структурами было решено, что федеральная автодорога «Вилюй» (Иркутск – Тулун – Якутск) на своём западном участке пройдёт южным маршрутом: Мирный – Ленск – Пеледуй – Витим – Непа – Верхнемарково. А не так, как этого хотел «Росавтодор» – по северному маршруту из Мирного прямиком только через месторождения нефти и газа мимо всех населённых пунктов Ленского района.
Логика абсолютно понятна. Раз уж строить федеральную дорогу, так в первую очередь для людей, а не для недропользователей. Вот если б это все было сделано (а планы эти были заложены в федеральные программы, но с уходом Штырова с поста руководителя региона дело было отложено, а потом и вовсе забылось «Росавтодором»), то не было бы у Ленского района никаких проблем с автодорогой.
В 2020 году республика снова поставила вопрос о необходимости строительства автодороги «Вилюй» по южному варианту. Но на сегодня, по последней информации, вопрос до конца не решён.
А ведь эта же дорога могла бы решить и еще один очень больной вопрос – автодорога «Мухтуя» на участке от Мирного до Ленска была бы приведена в нормативное состояние. Сейчас она республиканская, а если бы стала федеральной, то было бы совершенно другое дело. Весной, осенью на этом участке дороги машины в принципе проехать не могут, стоят, скошенные набок. Потому что на содержание дороги республика не имеет достаточно средств, которые к тому же невовремя и некачественно осваиваются как пишут СМИ. Раньше её содержала «Алроса», но компания же сбрасывает с себя все, и осталась дорога как будто сама по себе.  Вот и трудно добраться до аэропорта в Мирном.
А теперь грянула новость с аэропортом Ленска – сокращение персонала, сокращение вылетов-прилетов.
Более того, ранее аэропорт Ленска должен был быть реконструирован (также как и многие другие аэропорты по Якутии), но по словам представителя ФКП «Аэропорты Севера», «когда-то Ленск был в этой программе, но его сняли из этой программы, то есть развития дальнейшего ожидаемого — а мы долго смотрели — не предполагается».
Интересно, а если аэропорт сделают площадкой, то людям придется ездить в аэропорт «Талакан»? И снова будет «Сургутнефтегаз» виноват?
В общем, все это не поддается никакому уразумению.
Крупнейший нефтегазовый центр не только республики, но и России – Ленский район. Он должен быть не то что обеспечен дорогами, он должен быть во всех смыслах образцом. Потому что вот оно – реальное развитие Дальнего Востока, где люди не только должны хотеть работать, но и жить. Должны же это понимать и в Минвостокразвития, и в Минтрансе России.
А по факту мы имеем ровно противоположное. Ленский район превратился в проблемный. И транспортный вопрос – это лишь верхушка айсберга. Доходит до того, что коренные жители Витима уезжают на постоянное место жительства в другие города, а оттуда летают на вахту в Якутию.
И ведь Ленск – это не Нижнеянск на отшибе земли, куда ни приехать, ни заехать, потому что он реально далеко. Это же нефтегазовый центр на Западе Якутии!
Не хочется здесь делать каких-то оценок. Пусть читатель сделает их сам. Но скажу одно – при таком подходе к дальневосточным территориям никакого развития здесь не будет. Люди будут уезжать, уезжать и еще раз уезжать. И правильно будут делать, добавлю я. При таком отношении к людям, к семьям, к детям – нечего здесь делать.
Маргарита Нифонтова.
Источник.