Новые рынки АТР для России: желание-то есть, а возможности?
06/04/2022
Европа в своих несбыточных мечтах мечтает отказаться от российских энергоресурсов. Сначала Польша, которая исторически больше остальных «любит» Россию, первой отказалась от российского угля. А на эту страну приходилось 3 процента российского экспорта угля. Как стало известно сегодня, Евросоюз вводит эмбарго на ввоз российского угля. А векдь в 2021 году Россия увеличила его поставки в Европу на 10,3%, до 50,4 млн тонн.
Некоторые экспортеры спешно заявили, что переориентируют свои поставки, которые раньше шли в страны Евросоюза, на страны АТР.
Очень бы хотелось знать, каким образом они намерены сделать это. БАМ и Транссиб будут до конца реконструированы только в 2024 году, и то если все будет нормально. А до этого между поставщиками угля в страны АТР идет настоящая конкуренция — кому и сколько вывозить по перегруженным железнодорожным магистралям. Дошло до того, что компания «Эльгауголь» самостоятельно хочет строить железную дорогу до Охотского моря.
Еще до событий февраля текущего года Россия начала переориентировать экспортные потоки энергетического угля с Запада на Восток: если в 2019 году на Азию приходилось порядка 45–47% всех экспортных поставок, то по итогам 2021 года было уже более 53%.
Так что все эти планы переориентировать поставки угля в страны АТР пока что представляются больше мечтами.
Если же посмотреть на ситуацию шире, то опять же идет разбалансировка усилий государства. Из-за того, что единые центры принятия решений отсутствуют и произошла эта ситуация с перегрузкой БАМа и Транссиба. Если бы заранее просчитали, какая компания и сколько и где будет добывать, то и спохватились бы заранее.
А теперь, как говорится, жареный петух уже клюнул. Планы по расширению сотрудничества со странами АТР есть, а возможности крайне ограничены.
Как тут не вспомнить целые кампании по дискредитации строительства БАМа в конце 1980-х, строительства АЯМа до Якутска, а теперь и железнодорожного моста через реку Лена.
Нда, товарищи, все-то у нас сикось-накось.
Маргарита Нифонтова.
На видео – грамотное обоснование строительства железнодорожного моста через реку Лена Государственного советника Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова.