03/02/2022

 

2022 год для Республики Саха (Якутия) и всех якутян особенный. 100-летие со дня образования республики – это дата заставляет всех даже мысленно собраться, оглянуться на прошлое республики и на сегодняшнюю жизнь вокруг. Это подведение итогов, анализ пройденного и старт для всего нового. Особенно символично, что в 2022 году пройдет юбилейный, пятнадцатый по счету, Ысыах Олонхо в Год культурного наследия народов России. К этому событию приурочен IV международный фестиваль встречи шедевров ЮНЕСКО, который впервые включён в программу Ысыаха Олонхо.

Вместе с Евгенией Исаевной Михайловой – видным государственным и общественным деятелем, вице-президентом Республики Саха (Якутия) (2007–2010 гг.), президентом Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова накануне этих важных событий мы поговорили о том, через какие трудности прошла республика, какое будущее ее ждет. И все это сквозь призму жизни, трудовой деятельности, взглядов Евгении Исаевны на родную республику.

 

Гордость за якутян

— Молодой человек, отвечая на вопрос о том, что для него означает 100-летие со дня образования Республики Саха (Якутия) сказал бы, что ему важно развитие. А я, думая об этой важной дате для каждого якутянина, испытываю гордость. Не только за республику. Прежде всего за тех людей, которые здесь родились, живут, которые стояли у истоков создания республики.

Потому что главное – это не богатейшие природные ресурсы, которые у нас есть, главное – это люди. И в том числе те, на плечи которых легла забота о нашей земле, о якутянах.

Якутии, с моей точки зрения, всегда везло с настоящими руководителями, лидерами, которые сумели сделать очень многое для республики. Это Максим Аммосов, Исидор Барахов, Платон Ойунский, Илья Винокуров, Гаврил Чиряев, Юрий Прокопьев, Михаил Николаев, Вячеслав Штыров. Разумеется, список достойнейших личностей, вошедших в историю развития республики, можно продолжить – это Александра Овчинникова, Юрий Коркин, Алексей Томтосов, Спартак Борисов, Павел Бородин, Владимир Павлов, Климент Иванов, Николай Шадринов, Николай Шарин, Изабелла Григорьева, Будимир Слепцов, Михаил Егоров, Юрий Кайдышев, Люлия Григорьева, Зоя Корнилова, Владимир Ларионов, Александр Жирков, Виталий Басыгысов, Юлия Песковская и др. Сенаторы Егор Борисов и Александр Акимов, депутат Госдумы Галина Данчикова, внесшие особый вклад в развитие республики и удостоенные высокого доверия Главы Якутии и населения, сегодня имеют возможность уже на более высоком – федеральном уровне содействовать прорывному развитию республики.

Руководитель – это, прежде всего, тяжелый труд и ответственность. Я бы, например, никогда не согласилась быть директором школы. Не потому, что я боюсь труда и ответственности. Но у директора она такая, что влияет на все вокруг – на жизнь общества. И в этой должности нельзя рисковать. А я – человек увлекающийся. И точно так же я не представляю себя в качестве главы республики. Постоянно находиться, как говорится, между молотом и наковальней? Конечно, не цугцванг (положение в шахматах), в котором любой ход ведет игрока к ухудшению его позиции, но похоже. Сделал – плохо, не сделал – тоже плохо. А я хочу жить своей жизнью, а не той, которую мне навязывают или должна соответствовать ввиду чего-то, должности, например. И тут дело не в эго.

Считаю, что людей, которые готовы взять на себя всю полноту власти, как говорится, нести всю ответственность, надо уважать, оберегать и всячески содействовать им.

 

 

 

Газета «Якутский университет», декабрь, 1997 год.

Цифры, которые впечатляют

— Это если говорить в целом о республике. А если думать о себе лично, то жизнь республики – это вся моя счастливая жизнь.

Я помню, как проспект Ленина в Якутске был вымощен деревянными чурками, и я, ученица 9-го класса, в туфлях во время Парада Победы шла по ним. Каблуки туфель постоянно попадали в щели и к концу парада они уже были готовы к выбросу. Но я была счастлива, что день Победы, что я с одноклассниками и мы все вместе!

Своим воспоминанием я хочу показать, как все изменилось. И город Якутск, и вся республика за время моей жизни изменились в лучшую сторону до неузнаваемости. Я помню, в каком состоянии были поликлиники, театры, школы. Школьные здания – не более двух этажей, вечная нехватка всего.

А как теперь? Если посмотреть цифры, то они очень впечатляют.

В 1920 году в Якутии было 86 школ, в 2020 году их стало уже 641. В 1920 году в Якутии было всего 5 детских садов, к 2020 году их стало 788.

В 1920 году в республике было 10 больничных учреждений, в 2019 году их стало – 62 больничных учреждения плюс 284 амбулаторно-поликлинических учреждения.

Клубов в 1920 году не было вообще, библиотека была всего одна. Сегодня в республике насчитывается уже более 500 библиотек и несколько сотен клубов.

Значительно вырос показатель ожидаемой продолжительности жизни – в начале прошлого столетия он составлял 44,8 лет, в 2019 году этот показатель увеличился до 73 лет. Народосбережение эффективное!

И, конечно, увеличилось количество населения. Просто сравните: 264,1 тысяча человек в 1917 году и 986,6 тысяч человек в 2021. Нам чуть-чуть осталось до миллиона.

Можно приводить и другие цифры, но я думаю, что и без них наглядно видна картина развития нашей республики. За сто лет мы сумели достичь очень внушительных результатов и все это сделали мы с вами – граждане республики.

 

 

“Вы думаете долг народу отдавать?”

— 22 октября 1988 года меня избрали руководителем городским отделом народного образования. Тогда впервые проводились выборы среди учителей. Хотя я несколько раз просила снять мою кандидатуру, потому что как учителю математики мне хотелось заниматься только одаренными детьми.

У меня никогда не было таких целей – стать руководителем, наоборот, мне очень нравилось работать с детьми, учить их математике, параллельно осваивать физику, химию, информатику.

Два года работы было более-менее спокойно, но потом, вдруг задержали заработную плату. Месяц нет, второй. Я позвонила в Верховный Совет Михаилу Николаеву, потому что мне сказали, что только он может решить этот вопрос. Он очень удивился тому, что учителям не платят заработную плату. На что я удивилась в свою очередь, спросив, что, может быть, он не смотрит телевизор и не читает газет? Он сказал, что вчера получил заработную плату. В итоге наш вопрос был решен – через два дня нам зарплату дали. Но постоянно обращаться в Верховный Совет? Было неудобно, да и не факт, что в следующий раз с тобой поговорят. Поэтому я стала частым гостем госбанка, благо, Виктор Косливцев понимал ситуацию и помогал.

Мне кажется, Михаил Ефимович тогда обратил на меня внимание и через некоторое время вызвал на совещание, где обсуждался вопрос о том, что все училища надо взять на баланс республики. Я выступила категорически против, мотивировав тем, что лучше иметь возможность получать средства из федерального центра и самим по возможности помогать.

Я так сказала, потому что к тому моменту уже давно школы и детские сады города не могли провести даже элементарный ремонт, мы просто мыли здания. И у родителей нам помочь не было никакой возможности – заработная плата задерживалась почти у всех.

На что мне сказали – суверенитет, поэтому училища мы берем себе, а Михайлова – математик, поэтому ограниченная. Ну, у меня, по традиции, не залежалось, я сказала, что и суверенитет у нас какой-то тоже ограниченный. В общем, с совещания удалили.

С работы меня за это не выгнали, наоборот, стали приглашать в министерство образования работать. Мне не хотелось переходить на эту работу, так как учителя избрали на второй срок начальником городским отделом народного образования. Но Михаил Ефимович сказал: «Когда Вы думаете долг народу отдавать?»

У меня, конечно, какие-нибудь притязания насчет себя на тот момент напрочь отсутствовали, но чувству долга перед прошлыми поколениями, перед теми, кто строил, кто защищал, кто пал смертью храбрых, кто восстанавливал страну – мои родители воспитали во мне крепко. И понимание, что вернуть этот долг надо потомкам, которым вместе жить, в том числе и с твоими, сформировалось уже во время работы. Наверное, это и есть связь времен и единое целое народа. По прошествии лет могу сказать, что я очень благодарна Михаилу Ефимовичу за его большие и малые уроки, за его мужество и героизм! Помню слова Вячеслава Анатольевича Штырова в адрес Первого президента РС (Я) о том, что «нам просто повезло, и мы должны благодарить судьбу за то, что в это время у нас был такой лидер». Полностью согласна.

 

Чего стоило спасти образование в 1990-е годы

— Управлять такой важной для человека отраслью как образование, а тем более в 1990-е годы, было непросто. Но я знала, от кого и что зависит, и, если, например, не было вовремя заработной платы, я выходила на ответственных людей и решала вопрос. И не просто звонила или приходила, а стояла в очередях в банке, в том числе уже будучи министром.

То, что сфера образования очень важна, несмотря на все преобразования в экономике того периода, понимание в обществе пришло не сразу.

Когда подготовила для Михаила Ефимовича проект указа о том, что надо создавать сеть президентских школ, он не сразу согласился. Мощностей по повышению квалификации учителей у нас не хватало, надо было формировать центры обучения по созданным образовательным округам, на которых все будут равняться, тянуться к ним. Теперь мы гордимся, что у нас есть правофланговые, гвардейские школы. Михаил Ефимович их называет локомотивами, этакой тяговой силой. Образно, но понятно.

В 1990-е годы было очень много разных инициатив, в том числе негативных для образования, прежде всего, для детей. Например, приватизация зданий детсадов, полная оплата всех расходов за счет родителей. Тогдашний министр финансов республики распорядился о том, чтобы государственные детские сады закрыть, потому что детсады, по его понятиям, были «завоеванием социализма». А если человек хочет, чтобы его ребенок ходил в детский сад, то пусть платит полную стоимость.

Подумав, что сотрудники Минфина не самые бедные родители, пришлось на примере заместителей министра и руководителей управлений объяснять, что детский сад – это не прихоть, а необходимость. Выписанные мною счета работники Минфинансов не оплатили, я их детей запретила впускать, дело принципа. Министру пришлось отозвать свое распоряжение. Так мы отстояли детские сады. Более того, я приняла на баланс 32 детских сада, которые раньше были ведомственными. Мэр Якутска П.П. Бородин, а затем мэр А.А. Томтосов согласились с тем, что нельзя бросать их на произвол, нашли в бюджете деньги. Также мы от ведомств приняли пионерские лагеря и детские клубы.

И еще пример. Директор школы № 26 города Якутска, согласно новому закону «Об образовании…» от 1992 г., в 10-е классы распорядилась принимать детей по конкурсу. Ко мне, как к руководителю городского управления образования города, пришла возмущённая делегация родителей. Вопрос с директором я, конечно, решила. Но сам факт! В новом законе были объявлены бесплатность и доступность базового с 1 по 9 класс образования, потому в Москве и в Санкт-Петербурге стали брать детей в 10 класс по конкурсу! Более 8 лет я отстаивала внесение изменений в федеральный закон, и только после моего выступления на Всероссийском январском совещании работников образования при и.о. президента РФ во Дворце съездов и повторной встречи в марте в Кремле была начата работа по изменению закона об образовании. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения обязательство государства по обеспечению бесплатного и доступного образования с 1 по 11 класс, при этом после 9 класса можно поступить по желанию в учреждение СПО или остаться в школе.

В 1996 г. я решила провести съезд учителей. Помню, Михаил Ефимович сделал замечание, что только президент республики может назначать съезды: «Вы хотите, чтобы учителя ругали власть?» Я ответила, что хочу просить учителей остаться работать. Тогда многие математики, физики ушли из школ. Кто мог, занялись предпринимательством. Историки просто бросили работу, потому что поменялась идеология и они не знали, что и как преподавать. Да и не хотели, потому что все, во что они верили, да и мы, оказалось не нужным. Средства массовой информации преуспели в критике давно ушедших в вечность героев-пионеров, молодогвардейцев и т.п. Наверняка, им кто-то верил. И вот так, в борьбе между собой, в конфликтах и раздрае пришлось нам сеять доброе и разумное.

Нужно было что-то делать, как-то наладить диалог с учительским сообществом, что мы и сделали. Без преувеличения, десятый съезд педагогов вошел в историю республики тем, что впервые педагогическим корпусом республики открыто было высказано, как обязательство системы образования, о ее главной роли в повышении качества жизни людей, поддержана Программа развития «Качество жизни в качестве образования». Делегатами съезда была поддержана идея развития образования в качестве основного условия перехода к информационному обществу, к обществу высоких технологий и форсированного социального подъема

 

Учитель и компьютер

— В республике, да и в стране, в свое время были люди, которые выступали против введения компьютеров. Как в свое время Сократ был против письма, полагая, что с письмом ухудшится память людей. Но процесс компьютеризации был неизбежен, поэтому шли дискуссии по применению, использованию и их последствиях. Как раз в то время запретили использование калькуляторов в младших классах, дети плохо усваивали правила умножения и деления, не запоминали таблицу умножения и др. Компьютеров или ЭВМ практически не то что в школах, в научных институтах не имелось, но учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники» преподавали в старших классах (всего 1 час в неделю) с 1985 г. Способ обучения был «безмашинный»! Где-то в 1992-1993 гг. появились персональные компьютеры в Якутске.

Как-то раз, смеясь, мои друзья рассказали, что смотрели телевизор и увидели сначала выступление президента республики Михаила Ефимовича Николаева, который сказал, что компьютер никогда не заменит учителя. Через полчаса меня и мои слова: учителя, который не владеет компьютером, заменит учитель, который владеет компьютером.

Действительно, компьютер не заменит учителя, это истина. Но ведь учитель, который не владеет компьютером, станет неконкурентоспособным. Хотя сейчас, работая в комитете по этическим вопросам искусственного интеллекта Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, да и внимая ответам голосового помощника Алисы Яндекс, задумываюсь о том, что это истина не осталась ли в 20-м веке?

Кстати говоря, республика стала одним из первых регионов, где была проведена масштабная компьютеризация школ. Вячеслав Анатольевич Штыров, будучи президентом компании «АЛРОСА», подарил школам 5 тысяч компьютеров! Благодаря чему, в номинации «ИКТ в образовании» в федеральном конкурсе по программе «Электронная Россия» Якутия заняла третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.

С Вячеславом Анатольевичем как с министром строительства впервые встретились в 1991 г., но познакомились в 1996 году, когда я начала работать в министерстве образования и приехала в Мирный. Поводом послужил групповой протест учителей мирнинских школ в связи с низкой по сравнению с работниками АЛРОСА заработной платой. Общими усилиями пришли к консенсусу, АЛРОСА взяла обязательство финансировать 30% зарплаты как социальную доплату. Хотя вначале назревал конфликт, потому что я купила в магазине 1 кг яблок и со словами – «учитель может позволить себе купить эти яблоки раз в месяц, а Ваши работники хоть каждый день» – передала президенту АЛРОСА. И по его глазам, успела подумать: «Выгонит!». Сдержался!

Задача: за три года добиться признания Олонхо ЮНЕСКО

— Когда я была заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), вице-президентом республики, в моем ведении находились вопросы, касающиеся социального самочувствия граждан. То есть вопросы образования, науки, здравоохранения, культуры, СМИ. Понятно, что это огромный пласт работы, который требовал максимального сосредоточения. Многого удалось добиться. Для себя считаю важным решение вопроса обеспечения жильем детей-сирот. Это была очень острая проблема, которую непросто было сдвинуть с места, так как не было никаких нормативных документов, чтобы обеспечить детей-сирот жильем. Я старалась, помогала, чем могла, устраивала ребят на работу с предоставлением общежития. Но вопрос надо было решать системно. Поэтому мы на законодательном уровне приняли решение, а сейчас и на федеральном уровне есть такая поддержка. Это абсолютно правильно.

Есть, что вспомнить, впервые это делаю: Центр лечения и реабилитации от алкогольной зависимости для женщин, который удалось открыть в Кангалассах, строительство жилья для преподавателей высшей школы и обязательных 10 школ в год и многое другое… Например, когда Правительство РФ отменило госраспределение выпускников вузов и учреждений СПО, мы в правительстве решили, что будем квотировать рабочие места для молодых специалистов, для чего ежегодно собирали вакансии по всем ведомствам, министерствам, компаниям и предприятиям.

Кроме основной работы, Штыров давал нам личные поручения. Сегодня, можно сказать, что президент Якутии предвидел новую управленческую стратегию, основанную на метадисциплинарности. Удивительно, но факт!

Из них хочу выделить поручение по эпосу Олонхо – работе по признанию ЮНЕСКО Олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества, по Ленским столбам – включение природного парка «Ленские столбы» в список Всемирного наследия, по университету – образование на базе Якутского государственного университета Северо-Восточного федерального университета и др.

Могу с гордостью сказать, что, несмотря на сопротивление некоторых, а порою и непонимание, задачи эти были выполнены. И я радуюсь и всегда говорю об этом – перспективной дальновидности Вячеслава Анатольевича Штырова. Во-первых, он понимал важность этих действий, теперь уже можно сказать исторических социо-гуманитарных инноваций, влияющих на духовно-нравственное и интеллектуальное становление подрастающего поколения республики, собственно для республики и всех якутян, и, во-вторых, давал поручение и предоставлял свободу в выборе методов и действий их решения.

По Олонхо Вячеслав Анатольевич дал мне поручение в 2003 году и сказал, что на решение этой задачи отводится три года, пообещал, что окажет помощь на каждом этапе.

Я пришла в кабинет и стала думать. Олонхо до этого читала только в переводе на русский язык и не представляла себе, как можно продвинуть на таком серьезном уровне наш эпос. Начала досконально изучать вопрос и наткнулась на информацию о том, что в Российской Федерации есть один-единственный эксперт по Соглашениям РФ с ЮНЕСКО — Кунина Эльвира Семеновна, тогда директор Московского Дома творчества. У нас в республике на тот момент не было ни одного человека, который знал бы ее, хотя определенная работа по признанию Олонхо ЮНЕСКО велась. Задача моя утяжелялась тем, что Конвенцию об охране нематериального (духовного) культурного наследия, принятую в 2003 г. в Париже, Россия подписала, но не ратифицировала ее, на что были обоснованные причины, а ЮНЕСКО было принято решение о приеме с 2006 г. заявок только тех стран, которые ратифицировали Конвенцию. Значит, надо было успеть подать заявку до 2006 г. Россия успела подать всего 2 заявки и одна – наш Олонхо!

Я встретилась с Эльвирой Семеновной, чтобы узнать, как это все делается. Летом она приехала к нам в Якутию, приняла участие на Ысыахе в Мегино-Кангаласском улусе и была восхищена традициями народа саха, тому, что они воспринимаются людьми не как что-то отжившее, а как необходимая, неотъемлемая часть их сегодняшней жизни. Эксперт России в ЮНЕСКО убедилась, что якутский героический эпос – символ культуры, один из скрепов «мягкой силы». Всегда благодарю умницу и красавицу Татьяну Гоголеву, директора детской телерадиоакадемии «Полярная звезда» ГБУ НВК «Саха», которая сопровождала Эльвиру Семеновну в с. Майя и внесла неоспоримую лепту в дело одобрения культурного наследия народа саха и в последующем организации поддержки проекта Олонхо.

Так началась наша активная работа.  В ней самое непосредственное участие приняли сотрудники сектора Олонхо Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Агафья Захарова и Светлана Мухоплева под руководством директора Василия Николаевича Иванова, проект разрабатывался на основе многолетних исследований многих ученых и неравнодушных людей. Было нелегко. Один раз нам даже вернули из-за 1-минутного фильма.

Благодаря Эльвире Семеновне, ее авторитету среди коллег-экспертов из разных стран, эпос Олонхо был признан ЮНЕСКО шедевром культурного наследия человечества. Работали с членами жюри из разных государств, и тут роль народной дипломатии вне конкуренции!

Дальше мы разработали программу развития эпоса Олонхо и к ней от жителей республики поступило более шести тысяч предложений – вот какой отклик нашло это грандиозное событие у людей, населения Якутии! Огромное значение для признания на федеральном уровне имел авторитет двух президентов Якутии – Михаила Николаева и Вячеслава Штырова. Отвечая на вопрос «Зачем номинируете эпос?» на пресс-конференции в Париже в июне 2005 г., Вячеслав Анатольевич подробно и обстоятельно говорил о культурной идентичности народа саха, о сохранении исторических традиций и культурном наследии, об угрозе исчезновения живой культурной традиции, о влиянии на экономику и международный престиж, о развитии туристической индустрии, о повышении информированности мировой общественности и признании культурной ценности якутов через распространение информации и др. В каждом его слове сквозила гордость за народ-саха и его культурное достояние. У президента журналисты даже спросили, не является ли он искусствоведом, хотя в биографии у него написано, что он – инженер.

Прошу прощения за длинный рассказ, но я хочу передать свое искреннее удивление первым русским человеком, технарем по образованию, не специалистом, казалось бы, вопросов культуры народов севера РФ, с таким воодушевлением, уважением и знанием рассказавшим об уникальной ценности якутов, не утраченной в глубине веков, достойного статуса мирового шедевра всего человечества как живого свидетельства развития цивилизации.

 

 

 

«Чрезвычайное явление» для Якутии

— Пресс-конференция президента проводилась во время Дней Республики Саха в штаб-квартире ЮНЕСКО. Он мастерски отвечал и на другие вопросы, сравнивал русскую культуру с зарубежной, приводил примеры из французской живописи, английской литературы, истории этих стран. Журналисты были под очень большим впечатлением. Допытывались, кем работал, какое у него образование, профессия. Кроме «искусствоведа» сравнивали его то с писателем, геологом, то с горняком, ювелиром, банкиром и т.д. А когда Вячеслав Анатольевич начал рассказывать про вечную мерзлоту, особенности строительства, удивились, насколько это разносторонний человек. Сказали, что в первый раз в жизни видят человека, который по образованию инженер-строитель, но настолько тонко разбирается в вопросах культуры и искусства.

Собственно говоря, я поражалась не меньше. Слушала и думала: «Это же сколько надо всего прочитать, чтобы так во всем разбираться?» Просто «ходячая» энциклопедия, как говорят в народе.

Вообще, если в целом охарактеризовать стиль управления Вячеслава Анатольевича республикой, сделанное им, то можно повторить слова Николая Гоголя, который, говоря о Пушкине, сказал, что он «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». То же самое можно сказать о Штырове. Вячеслав Анатольевич не только оставил значительный след в истории развития республики, но очень многое преобразовал.

 

 

Революционные изменения в медицине

— Наше будущее – это молодые люди. А молодым людям нужна работа. Еще будучи студенткой я призывала своих однокурсников работать в улусах республики, на Севере, и сама начинала работать в Тикси.

Но и современную молодежь можно призвать работать в районах. Мы этим занимались и занимаемся вплотную. Например, есть такой проект «Выпускники СВФУ – в село». Организовываем встречу уважаемых людей, аксакалов районов с выпускниками разных факультетов университета и других учебных заведений, которые родом из этих районов. Они беседуют, убеждают молодых ребят возвращаться и работать. Разговор идет предметный, по будущим льготам, возможностям обеспечения жильем. Такие встречи дают очень хороший результат.

Но бывали редкие случаи, когда ребята возвращались и даже возвращали назад подъемные. А дело, например, оказывалось в том, что у выпускников Мединститута университета не было для работы никакого оборудования, кроме градусника и стетоскопа. Хотя по нормативам, где есть больница для лечения жителей, все должно быть.

Для всеобщего понимания и бережного отношения к здоровью, оздоровлению и лечению людей скажу, что во время моей работы заместителем Председателя Правительства Якутии, вице-президентом, для здравоохранения было сделано многое. Помню, тогда еще не было такого, чтобы по доступной цене продавались в аптеках глюкометры для измерения сахара в крови. Мы поставили вопрос о том, что они необходимы, хотя цена вопроса была немалая. Но когда мы озвучили проблему, Вячеслав Анатольевич сказал: «Надо покупать». И шесть тысяч диабетиков были обеспечены глюкометрами. Также Правительство приобрело для улусных больниц самопишущие мобильные электрокардиографы.

В тот период времени в республике был открыт филиал Московского центра сердечно-сосудистой хирургии. К нам приехал многоуважаемый Лео Антонович Бокерия, был на приеме у Президента и очень высоко оценил профессионализм наших медиков. Раньше больные ездили делать операции на сердце в Москву, Новосибирск. А квоты были небольшие, некоторым приходилось подолгу ждать своей очереди. С появлением центра сердечно-сосудистой хирургии в Якутске ситуация изменилась. Наши врачи проходили обучение в Центре Лео Бокерии и за границей. Сегодня их квалификация подтверждена на федеральном уровне. И болезни сердца можно лечить, не выезжая из Якутии. Сейчас уже к нам из других регионов едут люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями и те, кто нуждается в помощи нейрохирургов.

Лео Антонович после проведенных операций уже в кабинете президента похвалил: «я думал, что у меня «вышколенный» персонал, а оказалось, что и у вас в НЦМ не менее вышколенный, обученный медперсонал, я буду с ними работать» и сказал, что надо поменять томограф в связи со снижением яркости изображения и еще чего-то. Минздрав под руководством В.Л. Александрова подготовили заявки, и был приобретен компьютерный томограф по последнему слову техники и высокой стоимости, который был установлен в Национальном центре медицины. Затем занялись заменой устаревшего с 1990 г. оборудования для НЦМ. Потом началась поставка необходимого оборудования в улусы – все их болевые точки президент знал назубок. Да и члены Правительства помнят, в улус на отчет Правительство приезжает, а там выступления медиков и жителей про вред для их здоровья от 50-60-летних рентген-аппаратов прошлого века! В общем, было выделено по тем временам очень много, почти 36 миллионов евро на переоснащение улусных и республиканских больниц. Это была самая настоящая технологическая революция!

Я даже считаю, что такие серьезные изменения в медицине в тот период – и переоборудование, и создание единой информационной медицинской системы, и строительство 38 больных учреждений и 40 амбулаторно-поликлинических учреждений – это большая серьезная работа.

Конечно, в развитии медицины немалая заслуга Первого президента Михаила Ефимовича Николаева. Вячеслав Анатольевич Штыров продолжил эту линию и тоже сделал очень многое, чтобы был значительно повышен профессиональный уровень врачей, педагогов, преподавателей, ученых.

 

Об искусственном интеллекте

— Что ждет нас в будущем? В будущем будет еще более быстрыми темпами развиваться искусственный интеллект. И меня это отчасти настораживает.

Однажды я купила интерактивную игру, действия в которой шли в городе Детройте США, где начали создавать роботов для замены человека в некоторых видах работы. Начали замену людей, которые занимались тяжелым трудом, затем домашним хозяйством. Потом они стали выполнять и другую работу. Люди сначала радовались этому, радовались своему, если так можно выразиться, ничегонеделанию. А потом начались возмущения. Хотя все блага и средства для жизни у людей были, но не было занятий, работы, общения сократились. Люди стали раздражительными, срывать зло на роботах, бить их битами и расчленять по деталям. Роботы сначала не понимали, даже обижались как люди, потом роботы вспомнили о восстании рабов.

В этой интерактивной игре был заложен очень глубокий смысл.

Как член российского комитета по вопросам этики ИИ – специализированного консультативного органа, целью деятельности которого является выработка и координация подходов России к международному сотрудничеству в области искусственного интеллекта на площадке ЮНЕСКО, участвую в разработке Рекомендации, которые ООН должна принять для всех государств. И мы, по крайней мере я, продолжаю волноваться о том, к чему приведет развитие технологий, каким может быть искусственный интеллект, что в нем будет заложено. Сегодня уже открыто говорят, что частная жизнь, как человеческая ценность, находится под угрозой. Конец частной жизни? Историки рассказывают, что даже в средние века жизнь была менее частной, чем совсем недавно. А сегодня она опять становится такой. Хоть и отдельная комната у человека, но частная жизнь или, например, тайна голосования станут скоро явной. Люди хотят жить, как им хочется. Например, вместе вслух думать, поговорить о секретах. Не знаю, как другие, но я не одобряю тех людей, которые анонимно пишут о ком-то, не боясь быть разоблаченным, но искусственный интеллект поправит это дело и наказание последует. Новости, и не только от Facebook – Fakebook, но и в других соцсетях, жертвой которых становятся люди и истина, все сложнее отличать настоящие, а где фальшивые новости. Вот в этой интерактивной игре роботы водят машину лучше людей, соцработник-робот не ест, не пьет, одной «рукой» поднимает любого человека, носит на «руках», не устает, не раздражается… Развивая ИИ, что человек будет делать? Вести беззаботную жизнь? Как вспомню этот интерактив, мне становится тревожно.

 

Преодолеть формализм

— Если говорить о системе образования республики, то нам необходимо преодолеть формализм, который, к сожалению, еще есть в наших школах.

В законах об образовании, о правах ребенка и в других нормативных документах есть положения, в которых говорится о том, что в образовательной программе и стандартах расписано, какие знания, навыки и компетенции должен получить ребенок при изучении. Школа должна собирать родителей, например, в апреле и заранее, задолго до начала учебного процесса, рассказывать о планах в следующем учебном году, об образовательной программе, о получаемых компетенциях, и согласовывать. Школа обязана с родителями разговаривать какие именно навыки должен получить их ребенок, учитывая его способности и склонности, и по какой программе он будет учиться. К сожалению, у нас этого практически нет. Потому что в основном в школах озабочены прежде всего тем, как обеспечить нагрузку, часы учителям, чтобы была заработная плата и т.д. Продолжаем относиться к родителям не как к партнерам по достижению одних целей в воспитании и обучении их детей, а как к самоустранившимся от воспитания и обучения своих детей, людям, читаем нотации вместо повышения педагогической культуры родителей, например, заодно и своей.

 

 

 

В чем будущее Якутии?

— Будущее республики, думаю, прежде всего связано с нашей молодежью, подрастающим поколением и зависит от нашего отношения к ним. Если мы любим свою молодежь, стараемся понять их и сделать все возможное для их развития, то у нас есть будущее. Тогда для всех нас Якутия будет самым настоящим домом, где для всех есть работа, возможность развития, перспективы, где можно рожать детей, растить их и верить во все самое лучшее, светлое и доброе, и работать всем вместе. Это и есть программа развития республики и благополучия якутян. За что сегодня борется наш Глава республики Айсен Николаев.

Маргарита Нифонтова.