09/09/2024

Проблем в сфере электроэнергетики в стране в целом, и в Якутии, в частности, с каждым годом становится все больше. Но вопрос не только и не столько в том, что где-то на местах допускаются перекосы. Вопрос в целом, что система управления и работы электроэнергетики выстроена неверно. А в итоге страдают население, предприятия, регионы. И особенно все это чревато для таких субъектов, как Якутия  – с лютыми морозами, огромными расстояниями, и накопленных в энергетике проблем.

Не так давно стало известно, что конкурс на строительство новой генерации в энергосистеме Юга не состоялся. Только одна компания подала заявку, но и то неправильно. Иными словами компаний, которые хотели бы строить новые объекты генерации в южной части России, попросту не нашлось.

Казалось бы, почему? Ведь это не Крайний Север, куда и материалы-то с трудом можно доставить, не говоря уже о коротком строительном цикле и так далее. Как поясняют, компании посчитали невыгодным предложение – вложений будет много, а финансовой отдачи мало.

То же самое произошло в 2022 году со строительством объектов для Бодайбинского энергоузла – никто не пришел на конкурс, и в итоге правительство назначило «Интер РАО» строителем новой ТЭС в Якутии.

То есть ситуация, когда энергокомпании не желают строить новые объекты генерации на кажущихся им невыгодными условиях, они не единичны. Это уже сложившаяся система. Но дело в том, что в том же южном энергорайоне в этом году произошел настоящий энергетический коллапс. Регионы по несколько суток сидели без электричества. Называлась причина – слишком жаркая погода, а потому слишком высокое потребление. А как же? У нас же, что ни случись, всегда погода виновата.

Но по факту это, конечно, не так. Основная причина, и об этом не раз говорили эксперты отрасли, что нет нормальной системы планирования в электроэнергетике страны. А потому все пущено на самотек и в результате происходят вот такие коллапсы, как в этом году. На юге все больше заявок на техприсоединение, потребность в электроэнергии растет. Но, как показал последний конкурс, желающих строить новые объекты генерации нет.

То есть в стране в плане энергетики сложилась парадоксальная ситуация. Объектов генерации не хватает на Юге и Дальнем Востоке, спрос на электроэнергию в обоих регионах непрерывно растет. Причем этот рост прогнозируется и на далекую перспективу. Тарифы на электроэнергию постоянно повышаются. Казалось бы, в условиях рынка такой устойчивый спрос с выгодными тарифами должен был бы стимулировать приток инвестиций в строительство энергомощностей. Но желающих строить их нет. И вот тут возникает логичный вопрос: как такое может быть?

Дело в том, что в начале 2000-х годов небезызвестным Чубайсом была проведена реформа системы электроэнергетики страны. Он вместе с компанией раздербанил единую энергосистему, разделив ее на отдельные части. Так перестало существовать РАО ЕЭС.
Называлась причина, по которой это было сделано, – в энергетике страны должен быть рынок, который сам собой все отрегулирует, и инвестиции в энергетику пойдут, в чем она очень нуждается. И вот с такими «благими» намерениями для энергетики была вымощена дорога в хаос.

Потому что уже спустя непродолжительное время эксперты в области энергетики констатировали – чубайсовская реформа провалилась. Никаких инвестиций в энергетику не пришло. За это время (а прошло уже более 20 лет) практически ни одного крупного объекта генерации частные компании не построили. Если что и было сделано, так руками госкомпаний или за счет прямых инвестиций государства.

То есть по факту получилось так: энергетику раздали по частным руками, государство потеряло контроль над стратегической отраслью и теперь вынуждено заставлять компании делать то, что нужно стране. А те сопротивляются – у нас же рынок, как так можно?

Получилось, что бизнес – в одной стороне, и проблемы индейцев (как в той известной поговорке) его не волнуют, а государство – в совершенно другой стороне и вынуждено что-то делать, пытаться договариваться, рулить процессом в ручном режиме.

Раньше, когда энергосистема страны была единой, сверхприбыль от работы наиболее эффективных (находящихся близко к потребителю, имеющих доступ к недорогому топливу и так далее) электростанций прямиком шла на снижение тарифов и на аккумуляцию средств для строительства генерации. Но теперь же этого нет.
Суперприбыльные электростанции (их хозяева, точнее) снимают сливки и, как правило, тратят их на собственные нужды, даже не утруждая себя тем, что нужно модернизировать собственные производственные мощности. Не говоря уже о том, что надо с кем-то делиться ради снижения тарифов и строительства новых объектов генерации. А наименее прибыльные электростанции влачат жалкое существование и вынуждены надеяться на помощь и без того дотационных бюджетов регионов. Они же выполняют социальную функцию, как заявляет, к примеру, генеральный директор компании «Якутскэнерго».
То есть, если подытожить, то в энергетике сложилась порочная система, которая никак не выгодна государству, населению. Вот к чему привела на практике реформа Чубайса.

Более того, за время ее «внедрения» исчезли крупнейшие монтажно-строительные организации, специализирующиеся на строительстве объектов электроэнергетики. Раньше они были в составе единой системы и стабильно получали заказы на работу. Потом остались сами по себе. А потом, с вводом нового закона о тендерах, и вовсе почили в бозе.

Почему? Да потому что подряды начали выигрывать компании, дающие самую низкую цену. А у самих, как правило, за душой ни шиша (уж простите, но точнее не скажешь). Что делает такой горе-подрядчик? Он нанимает еще одного, а тот другого. Но где брать реальных исполнителей, которые хоть что-то построят в конце концов? А нанять как стрингеров из тех самых некогда крупных и профессиональных коллективов, которые знают и умеют работать.

Вот и все, круг замкнулся.

То есть у государства (считай, нас с вами) не осталось ни добросовестных компаний, которые думают об интересах дела, электроэнергетики в целом. Ни профессиональных строительных коллективов, способных качественно и в срок сделать работу. Потому-то и случаются на объектах аварии одна за другой. Как недавно в Приморье, где почти весь регион остался без света. Как в Якутии в 50-градусные морозы в прошлом году, когда выяснилось, что на объектах ФСК изначально стояли не те муфты, и они не выдержали суровых якутских морозов.

Кроме как развалом в российской энергетике такую ситуацию не назовешь.

Как теперь быть? Вопрос, конечно, хороший. Гораздо проще разрушать то, что было налажено и работало как часы. Теперь же ситуация непростая.

С технологической точки зрения сейчас как минимум нужно связать всю страну воедино технически, чтобы в случае аварийных ситуаций была возможность перебрасывать электроэнергию с одного участка на другой. Или же делать это от тех энергорайонов, где есть переизбыток электроэнергии, и перенаправлять ее туда, где не хватает. В Якутии, кстати, этого упорно добивался бывший руководитель республики Вячеслав Штыров. В итоге (опять же благодаря грамотному планированию) в 2019 году были объединены Западный, Центральный и Южный энергорайоны республики и соединены с Единой энергосистемой России. Планировалось соединение Якутской энергосистемы с Магаданской и Иркутской. Такие решения были поддержаны тогдашними премьер-министрами России Михаилом Фрадковым и Владимиром Путиным.

Вот примерно в таком же духе и надо двигаться, соединять воедино всю энергосистему страны. Плюс, как считает Вячеслав Штыров, нужно строить высоковольтные линии постоянного тока, работать над сверхпроводимостью при обычных температурах, чтобы снизить потери в энергосетях и упростить передачу электроэнергии на длительные расстояния. Для нашей огромной страны с гигантскими расстояниями между регионами это было бы революцией в энергетике.

Одним словом, нужно идти вперед, технически совершенствовать российскую энергетику. Это же наша основа, наше будущее. Причем здесь речь идет о техническом соединении всех энергосистем в единое целое под централизованным диспетчерским управлением, а не об организационно-экономическом. Уж если кому-то нравятся рынок и частные энергокомпании, можно оставить нынешний бизнес структуры энергетики такой как есть.

Но при этом нужно осознать, что в действующей системе экономического регулирования отрасль электроэнергетики страны эффективно существовать не может. Ведь уже сейчас это наглядно видно на примере бесконечных аварий и отключений от электроэнергии целых регионов. Так что уж если мы встали на рыночный путь, и не намереваемся от него отказываться, то необходимо создавать организационно-экономические механизмы по повышению эффективности работы отрасли.

Например, вводить налог на сверхприбыль, которую получают некоторые энергокомпании, если она не направляется на инвестиции в энергетику. Ведь зачастую эта сверхприбыль получена не за счет эффективного управления этими энергокомпаниями, а за счет более эффективного топлива, близкого расположения к источникам топлива и к потребителям.

Это типичная ситуация, когда прибыль образуется не от деятельности предприятия, а, по сути дела, является рентным доходом. Этот доход может быть изъят в пользу государства, как изымаются, например, сверхдоходы газовиков и нефтяников. Если, конечно, речь идет о том, что сверхприбыль не направляется на развитие объектов генерации.

Сложно сказать, когда все это дойдет до принимающих решения людей, но пока что мы барахтаемся в каком-то болоте и даже не можем нормально конкурс провести на строительство энергообъектов… Вот такая реальность.

Маргарита НИФОНТОВА.