15/06/2021

Закончив Академию общественных наук при ЦК КПСС и защитив кандидатскую диссертацию, в 1991 году В. А. Штыров возвращается в Якутию и его назначают министром строительства.

Время было сложное, в стране произош­ли радикальные изменения. Республика Саха (Якутия) после принятия Декларации о сувере­нитете в составе Российской Федерации, под­писания Федеративного договора, заключения ряда соглашений с Правительством России осуществляла политику формирования государ­ственности, укрепления экономической само­стоятельности. Эти процессы не могли не отраз­иться на деятельности отдельных министерств и ведомств.

В этот период Вячеславу Анатольевичу как министру строительства пришлось, в первую очередь, учитывать динамику и многообразие происходящих изменений в экономике респу­блики. Налицо было расширение и усложнение круга вопросов, решаемых в стенах министер­ства. Но, как говорится, министр В. А. Штыров не был новичком в строительной сфере, не был «кабинетным» руководителем. Путь, пройден­ный им от рядового прораба до заместителя на­чальника крупного строительного объединения «Вилюйгэсстрой», позволил новому министру в краткие сроки войти в курс дела, наметить ма­гистральные пути развития строительного ком­плекса республики.

Между тем В. А. Штыров лучше, чем кто-либо, понимал то, что строительство — это самая тяжёлая отрасль в условиях перехода к рынку. У потенциальных заказчи­ков не было средств для строительства. В целом по Российской Федерации в те годы строительство на собственное развитие получало самый низкий процент капиталь­ных вложений от объёма национального дохода. Во весь рост в республике встала проблема производства строительных материалов. Явно обозначился технологиче­ский кризис. Те материалы, которые производились в республике, стали дорогостоя­щими и на порядок устарели. Вячеслав Анатольевич взялся за работу, засучив рука­ва, недаром темой его кандидатской диссертации была перестройка строительного комплекса на примере Якутии.

Начало девяностых годов было временем, жить в котором было и трудно, и инте­ресно. На конец 1991 года были назначены первые выборы Президента республики. В. А. Штыров принимает предложение М. Е. Николаева и дает согласие идти на вы­боры в качестве вице-президента. В одном интервью, которое дал вице-президент после победы, Вячеслав Анатольевич обронил: «Я дал согласие после долгих раз­думий».

Президент и вице-президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев и В.А. Штыров. г. Якутск. 1995г.

И действительно было о чём подумать. Он хорошо знал социально-экономическое состояние республики, положение дел на селе. Будучи Министром строительства, он побывал во многих районах республики, видел сельское бездорожье, социальные проблемы, сравнивал уровень жизни на селе и в промышленных центрах. Думал он в те дни и о личности Михаила Ефимовича Николаева, которого неплохо знал дли­тельное время.

Было ясно, что в ведении Президента республики будут политические, го­сударственные вопросы. Вице-президент должен был заниматься социально­экономическими проблемами. В интервью, данном в январе 1992 года, сразу после избрания, на иронический вопрос корреспондента о возможных разногласиях с Пре­зидентом Вячеслав Анатольевич открыто и честно ответил: «По многим принципи­альным вопросам наши взгляды сходятся. А в повседневной, практической работе достаточно сложно быть всегда единодушными. Но мы все хорошо понимаем, что слово Президента должно быть окончательным и решающим». И эти слова не разо­шлись с его делами.

В. А. Штыров начал свою работу в качестве вице-президента на исключительно трудном этапе развития республики. Ему пришлось в этот период принимать ответ­ственные решения по самым важным вопросам социально-экономического разви­тия. Уже в апреле 1992 года произошли события большой политической и экономи­ческой важности. На внеочередной XI сессии Верховного Совета республики была выработана позиция Якутии по отношению к Федеративному договору, что дало воз­можность нашей делегации подписать этот договор. Республика заняла своё место в политической структуре России, получив при этом максимум возможностей для при­нятия самостоятельных решений по коренным вопросам социально-экономического развития. Под руководством В.А. Штырова в этот период шло создание механизмов взаимодействия между двумя правительствами, министерствами Республики Саха и Российской Федерации. Это была длительная и многоплановая работа. Вячеслав Анатольевич хорошо понимал, что именно эта работа позволит заложить основы са­мостоятельной экономической политики, направленной на то, чтобы реализовать по­тенциал республики на благо народа.

Между тем было ясно, что экономическая самостоятельность — не самоцель. Она должна служить развитию республики и созданию достойных условий жизни её граждан. Правительство Якутии разработало концепцию экономического строитель­ства в условиях перехода к рынку, и это не было некой академической программой типа «500 дней».

В этой концепции была с самого начала заложена возможность её реализации. Впервые для регулирования общего состояния экономики были определены и свя­заны три параметра — политика заработной платы, политика цен и политика соци­альной защиты. В 1992 году в республике, по сравнению с другими регионами Рос­сийской Федерации, была самая высокая заработная плата. Правительство респу­блики вернулось к вопросу контроля цен. Впервые в это время был взят курс на осу­ществление политики помощи конкретному человеку.

Сегодня, с высоты пройденного пути, начало девяностых годов кажется «золо­тым» временем для республики. Российская Федерация по многим экономическим вопросам шла навстречу инициативам республики. Якутия в то время считалась од­ним из политических лидеров среди регионов России. Во многом решения Республи­
ки Саха сказывались на решениях других субъектов Федерации. Сравнительно лег­ко, на взгляд обывателя, решались вопросы разграничения собственности между ре­спубликой и Федерацией, была создана компания «Алмазы России-Саха». Но все эти решения давались для республики непросто, потребовалась очень серьёзная, экономически обоснованная, тактически выверенная работа. И эту работу возглав­лял вице-президент республики В. А. Штыров.

Якутия. Алданский район. На строительстве объектов Томмотского промышленного узла. Министр жилищно¬коммунального хозяйства Якутии А.В. Попов, генеральный директор ОАО «Алданслюда» А.В. Зыков, вице¬президент, Премьер-министр Якутии В.А. Штыров. г. Томмот. 1994 г.

Оказалось, что подписанный Федера­тивный договор входит в противоречие с законами и постановлениями российского Правительства. Остро встал вопрос о разделе собственности. После долгих дебатов было подписано соглашение о разграничении собственности, без которого не могли работать ни Федеративный договор, ни экономическое соглашение. Благодаря на­стойчивости, дальновидности Вячеслава Анатольевича была реализована деклара­ция о собственности республики.

Идея создания компании «Алмазы России-Саха» с самого начала вызывала бурное сопротивление центра, где не хотели терять власть над алмазами. Ал­мазная промышленность всегда была ключевой отраслью для республики, но та­кой же она являлась и для Российской Федерации. Для республики в то время это не давало практически ничего, кроме сильного воздействия на экологическую обстановку. Потребовалась очень большая работа, чтобы были подписаны доку­менты о создании этой компании. Тогда, в 1992 году, уже было ясно, что вновь созданная компания со временем сравнится с самыми известными в мире ал­мазодобывающими фирмами. Была разработана концепция развития алмазо­
бриллиантового комплекса, которая была принята на самом высшем уровне. Пре­зидент России Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об акционерной компании по добыче и реализации алмазов «Алмазы России-Саха». 20 процентов алмазов стали оста­ваться в распоряжении республики.

В мае 1992 года В. А. Штырову было поручено исполнять обязанности Премьер- министра республики. Надо отметить, что это решение было вполне логичным в соз­давшейся ситуации. Практически вице-президент республики уже руководил рабо­той исполнительной власти.

1992-1994 годы останутся у нас в памяти как время реформ Гайдара и «дикой» приватизации по Чубайсу. Гайдаровская реформа не учитывала ни нюансов север­ного завоза, ни особого положения северян, потому возникла критическая ситуация с кредитованием предприятий и самой жизнедеятельности населения. Ваучериза­ция, проведенная в России в сжатые сроки, нацеленная на то, чтобы всё немедлен­но продать и акционировать, была в республике проведена, если можно так выра­зиться, мягко. Ваучеры действовали в республике, но основные предприятия всё же остались под контролем государства.

Якутия. Сунтарский улус. На алмазогранильном заводе в с. Сунтар. 1995 г.

Благодаря тому, что во главе Кабинета министров стоял в те бурные годы реформ именно В. А. Штыров, экономика республики выстояла, социальное напряжение не достигло опасного порога. Просматривая газеты тех лет, можно судить о том, како­во было «рулить» вопросами социально-экономического развития, когда положение дел доходило до введения чрезвычайного экономического положения. В частности, из-за отсутствия кредитования завоза грузов. Авария в Депутатском… Проблемы становления компании «Алмазы России-Саха»… Создание гранильной промышлен­ности в республике. Реформирование крупных предприятий: «Куларзолото», «Депутатсколово», шахты «Сангарская»… Проблемы села, падение сельскохозяйствен­ного производства. Это далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые стояли перед Правительством республики и перед премьер-министром.

У федерального Правительства в тот период не было какой-либо региональ­ной политики в области промышленности. Хотя Правительство России возглавлял В. Черномырдин, гайдаровская политика продолжалась. Реформы шли полным ходом, но под другими вывесками. Так называемая шоковая терапия была безжа­лостной. Прилагая огромные усилия для стабилизации экономического развития республики, Вячеслав Анатольевич признался в одном из интервью: «Я не могу, как Премьер-министр, быть человеком, раздающим обещания. Я должен говорить всю правду. Коренного улучшения в социальной сфере, подъёма уровня жизни ожидать трудно».

Это было сказано в начале 1994 года. Но всё-таки, несмотря на все трудно­сти, республике удалось выстоять в это сложнейшее время. Период бурных реформ Якутия прошла с наименьшими потерями среди других регионов Севера и Дальне­го Востока. Несомненна в этом заслуга и Президента республики М. Е. Николаева, и Кабинета министров во главе с В. А. Штыровым.

Якутия, Томпонский район, п. Хандыга. 1953 г.

При общем тяжёлом финансовом положении республики более или менее об­надёживающей становилась деятельность компании «Алмазы России-Саха». В эти годы она получила лицензию и квоту на экспорт, осуществила первую продажу ал­мазов на мировых рынках. По полному праву эту компанию можно назвать детищем, выпестованным В. А. Штыровым. Конечно, не под силу одному человеку было ре­шение вопросов создания и развития такой компании, но упорство, целеустремлен­ность Вячеслава Анатольевича позволили компании встать на ноги. Он был в числе тех немногих, кто ещё тогда, десять лет назад, говорил, что якутские бриллианты будут лучшими в мире. И время доказало это.

Вячеслав Анатольевич Штыров родился в Якутии. Это обстоятельство, на мой взгляд, сыграло огромную роль в его судьбе. По якутским поверьям то место, где отпала пуповина ребенка, будет счастливым для него и он всегда тянется душой в эти края. Закончив вуз, Штыров вернулся в Якутию, прошёл путь от прораба до руко­водителя крупной строительной организации, был направлен на учёбу в Академию общественных наук при ЦК КПСС. Вернувшись, он в сложнейших условиях гайда­ровских реформ, будучи вице-президентом практически возглавлял экономический блок исполнительной власти.

В большой степени благодаря ему мы пережили без больших социальных потрясений и «500 дней», и ваучеризацию, и невыплаты зар­плат Серьёзен его вклад в становление компании «АЛРОСА», которая и поныне остается единственной бюджетообразующей отраслью. Об этих годах его работы в республике добрым словом вспоминают многие.


Наталья Харлампьева
Народный Президент / А. В. Кривошапкин. — М.: ООО «АП СТОЛИЦА», 2015. —416 с., 333 ил.
ISBN 978-5-905379-38-3