Восточная газовая программа: во главу угла надо ставить государственные интересы
Публикации за 2006 год
Из интервью Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова НВК «Саха» по итогам встречи с Президентом России В.В. Путиным 31 октября 2006 года
Вы знаете, что наши встречи с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным проходят ежегодно, как правило, ближе к концу года. На этот раз обсуждались вопросы и текущего характера, и стратегического развития Республики Саха (Якутия).
Если говорить о текущей ситуации, то Президента России интересовало в первую очередь то, как самый северный, холодный, удалённый регион в Российской Федерации подготовился к зиме, как прошла навигация, какие есть проблемы. Должен сказать, что навигация в этом году прошла успешно, завезены все необходимые грузы. Есть небольшие проблемы в некоторых улусах, но они носят рабочий характер, мы с ними справимся. Будет сложная зимовка в сельском хозяйстве. Правительство республики подготовило необходимые финансовые резервы и решило организационные вопросы по внутриреспубликанскому перемещению кормов, поэтому я думаю, что перезимуем нормально.
Подготовка к зиме жилищно-коммунального хозяйства в основном завершена. Собственно говоря, зима уже началась. На протяжении последних пяти лет, слава Богу, не было крупных аварий. Надеемся, что и этот зимний период благополучно переживём.
Вторая группа вопросов касалась стратегии развития Республики Саха (Якутия). Вы знаете, что по итогам совещания, которое проходило в Якутске в январе текущего года, Президентом Российской Федерации подписан перечень поручений. Самое главное поручение касается разработки Схемы размещения и развития производительных сил Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Я доложил Президенту, что проект Схемы разработан в установленные сроки и направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. После того как она пройдёт согласования и будет одобрена, приступим к её реализации.
Основные положения этого нашего документа стратегического планирования предусматривают, что к 2020 году республика станет регионом с высокоразвитой диверсифицированной экономикой. Для этого необходимо реализовать целый ряд крупнейших инвестиционных проектов, которые носят общенациональный характер, направлены на развитие всего Дальнего Востока, всей Российской Федерации. Это проекты в горнодобывающей, нефтяной, газовой, химической промышленности, чёрной и цветной металлургии, сельском хозяйстве и других отраслях. Нам надо решить много инфраструктурных вопросов межрегионального и общероссийского масштаба: строительство железнодорожных линий и федеральных автодорог, магистральных трубопроводов и линий электропередач.
Это задачи, которые нам под силу решить только с помощью Правительства Российской Федерации, объединением усилий всех заинтересованных участников. Безусловно, крайне важна и поддержка наших планов Президентом Российской Федерации, и мы эту поддержку получили. В.В. Путин подробно интересовался ходом дальнейшего продвижения Схемы, главными заложенными в ней параметрами и конкретными проектами.
Отдельный вопрос, который обсуждался на этой встрече, это развитие газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Должен сказать, что Президент России прекрасно владеет проблематикой нефтегазового комплекса во всех её деталях.
Хочу ещё раз с благодарностью к нему напомнить, что именно В.В. Путин принял известное решение о выборе нашего, «северного», варианта трассы магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), которая теперь пройдёт через Республику Саха (Якутия). Благодаря этому решению, началось ускоренное развитие нефтяной промышленности Якутии. Совсем недавно проведено совместное совещание Правительства республики с руководством ОАО «Сургутнефтегаз». Его наши средства массовой информации достаточно широко освещали. На этом совещании поставлена задача в конце 2008 года запустить первый нефтяной промысел на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении в Ленском районе и добыть за год 1 миллион тонн нефти, а затем постепенно довести добычу до 10 миллионов тонн в год. По сути дела, это создание новой отрасли народного хозяйства республики – нефтяной промышленности. Старт дан.
Теперь для нас крайне важно, как будут развиваться события в газовой промышленности. Самое время этим заниматься, поскольку по поручению Правительства Российской Федерации акционерное общество «Газпром» заканчивает разработку программы развития газовой промышленности на востоке страны. Она имеет полное название «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона» или по другому – Восточная газовая программа. Мы участвуем в подготовке этой программы, так как являемся неотъемлемой частью Дальнего Востока и должны играть одну из ведущих ролей в её реализации. Сейчас, когда завершается сама разработка и начинается официальное рассмотрение Восточной газовой программы, когда не за горами то время, когда Правительство России будет утверждать её, надо особенно активно работать, чтобы все наши идеи и интересы были учтены.
Сразу могу сказать, что Правительство Республики Саха (Якутия) во многом не согласно с тем, что предлагает «Газпром». Наша точка зрения была выражена на специальном совещании в городе Хабаровске, которое проводилось под эгидой полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе К.Ш. Исхакова. Я выступал с содокладом, где критиковал позицию «Газпрома», считая, что разработанная им программа не соответствует требованиям времени, задачам, которые ставят Президент и Правительство Российской Федерации в области развития газовой промышленности на востоке страны.
Ведь главная задача – газификация всех дальневосточных субъектов Федерации. Только на этой основе можно снизить тарифы жилищно-коммунального хозяйства, как у нас в Якутии, так и в Амурской области, Приморье, Хабаровском крае, Еврейской автономной области. И второе важнейшее направление – создание на востоке страны мощной газоперерабатывающей и газохимической промышленности, производств синтетических композитных и конструкционных материалов. Это и новое развитие, и новые рабочие места. В газпромовской версии Восточной газовой программы вроде и создаётся мощная газодобывающая промышленность в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, но решение ключевых задач, о которых я говорил, относится на неопределённый срок.
В самом деле, давайте посмотрим на сроки и очередность реализации основных проектов предлагаемого «Газпромом» варианта Восточной газовой программы. Предполагается, что на базе известных крупнейших месторождений будет создано четыре новых центра добычи газа: Сахалинский, Якутский, Иркутский и в Эвенкии. Это правильно. Первым будет создан Сахалинский центр. И это верно, ведь на Сахалине уже давно идут работы по обустройству газовых промыслов, строится газопровод с острова на Хабаровск через Комсомольск-на-Амуре.
Но надо иметь в виду, что объёмов сахалинского газа, с учётом его контрактации в рамках соглашений о разделе продукции, недостаточно уже для газификации Приморского края, не говоря о более отдалённых от Сахалина субъектах Федерации Дальнего Востока – Амурской области, Еврейской автономии. Казалось бы, логично вторым развивать Якутский центр добычи газа и строить газопровод Ленск – Хабаровск. Но в Восточной газовой программе «Газпром» предлагает после Сахалина создавать Иркутский центр газодобычи на базе Ковыкты, а Якутию отнести на третью очередь за 2025 год. Теперь представьте себе огромную территорию с двумя центрами газодобычи в районе Байкала и на Сахалине и пустым пространством между ними.
Где же тут газификация субъектов Федерации Дальнего Востока? Где газохимия Якутии и Амурской области? Только во второй половине XXI века. Вот почему мы настаиваем, чтобы одновременно с Сахалином уже в 2007 году, максимум – в 2009, были начаты работы по созданию Якутского центра добычи газа и системы его транспорта через весь Дальний Восток на Тихий океан.
Есть и другой вопрос. В первых вариантах Восточной газовой программы вокруг вновь создаваемых центров добычи газа предполагалось строительство газовых сетей для подачи газа ареалам находящихся рядом потребителей. Магистральные же газопроводы между центрами газодобычи не рассматривались как объекты первоочередного значения. Их строительство планировалось по мере необходимости, обусловленной падением добычи в том или ином центре. После критики таких подходов схема изменена. Теперь сразу определяется маршрут главной магистрали, связывающей все газовые центры Восточной Сибири и Дальнего Востока между собой и с Единой системой газоснабжения России, заканчивающейся сейчас в Красноярском крае. Строиться она будет по частям.
Само по себе это абсолютно правильное решение. Встаёт только вопрос о выборе трассы магистрального газопровода. В последнем по времени варианте Восточной газовой программы предполагается, что он пойдёт вдоль Байкало-Амурской железной дороги. То есть опять повторяется ошибка, которая была у нефтяников. Но ведь уже взвешены все «за» и «против», приняты решения, исправившие эту ошибку. Сейчас магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» уже проектируется и начинает строиться совсем по другой, чем БАМ, «северной» трассе.
По сути дела, это уже готовая трасса и для магистрального газопровода. Не буду повторять все доводы в пользу такого решения, скажу только, что ко всем преимуществам «северной» трассы добавляется эффект от экономии затрат на инфраструктуру при прохождении магистральных нефтепровода и газопровода, как говорят, в одном коридоре. Один коридор, а не БАМ – это тоже наша позиция.
Точку зрения Правительства Республики Саха (Якутия) на основные положения Восточной газовой программы я излагал на Комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса при Председателе Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкове, теперь доложил Президенту России. В.В. Путин поддерживает, что нельзя на все вопросы развития газовой промышленности смотреть глазами «Газпрома», хотя это и государственная компания, но у него есть и собственные корпоративные интересы, не всегда совпадающие с потребностями государства в целом и субъектов Федерации. Нужно рассматривать и альтернативы. Президент дал поручение провести специальное совещание по нашим предложениям.
Понятно, что мы считаем газовую тему настолько важной для страны, Дальнего Востока, Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), что довели свою точку зрения по ключевым вопросам разрабатываемой Восточной газовой программы до Президента Российской Федерации. Это не значит, что мы не работаем по другим каналам. Состоялись мои очередные встречи с руководством ОАО «Газпром», на которых обсуждались все детали будущего развития газовой промышленности на востоке страны. Я вновь подтвердил, что республика до конца будет отстаивать свои позиции. Какие конкретно?
Первое, мы говорим о том, что надо немедленно, с 2007 года, начать освоение газовых месторождений Республики Саха (Якутия), которые уже сейчас стоят на балансе в Государственной комиссии по запасам. Прежде всего, это гигантское Чаяндинское газонефтеконденсатное месторождение. Второе, надо безотлагательно начать выставлять на аукционы перспективные участки недр для того, чтобы можно было привлечь недропользователей, которые могли бы развернуть геологические работы по учёту газовых запасов, начать освоение и других газовых месторождений, кроме Чаянды.
Третье, необходимо так проложить трассу магистрального газопровода, связывающего основные центры добычи газа на востоке страны, чтобы он проходил через главные месторождения газа, а не на удалении от них на 500 километров и больше. Поэтому этот маршрут должен совпадать с маршрутом магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Четвёртое, газ должен не просто добываться и направляться на экспорт, а в первую очередь должен пойти на газификацию субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Саха (Якутия). Мы ведём свою программу газификации, но это только центральная Якутия, а нам надо охватить и юг: Ленск, Олёкминск, Алдан, Нерюнгри и в перспективе восток республики. Вот наши основные позиции.
Должен сказать, что, начиная с хабаровской встречи, с тех упорных споров, которые там возникли, учитывая, что примерно такую же позицию, как Якутия, занимают другие субъекты Федерации Дальнего Востока, мы получили определённую поддержку в Министерстве промышленности и энергетики, в Министерстве природных ресурсов и в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации. Она основывается на общем понимании государственных интересов. Принимая это во внимание, «Газпром» уже заявил, что откорректирует существенным образом свои планы.
В частности, магистральный газопровод переместится примерно в один коридор с нефтепроводом ВСТО, и это решение уже принято, а освоение Чаяндинского месторождения приблизится во времени с 2025 года на середину следующей пятилетки. Если это всё будет действительно отражено в Восточной газовой программе, мы поддержим её при рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Пока это только устно выраженная позиция, надо продолжать работу, чтобы она была зафиксирована в официальных документах. Я думаю, мы этого добьёмся, потому что это действительно важно и в интересах всей страны и Республики Саха (Якутия).
Пресс-служба Президента и
Правительства Республики Саха (Якутия)
«Якутия», 3 ноября 2006 г.