Публикации за 2012 год

Выступление заместителя Председателя Совета Федерации В.А. Штырова на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья под председательством Президента России В.В. Путина в Ново-Огарёво 29 ноября 2012 года

В.А. ШТЫРОВ: Совет Федерации как палата регионов плотно зани­мается проблемами Дальнего Востока. И мы, конечно же, участвовали в рабочей группе Госсовета, которую Олег Николаевич Кожемяко воз­главлял. В принципе, согласны с содержанием и выводами доклада и документов, которые рабочая группа представила.

Но что касается практических решений, мы считаем, что мер, о которых здесь, на президиуме Госсовета, говорилось, в том числе тех, о которых говорили Вы, уважаемый Владимир Владимирович, недостаточно для того, чтобы сдвинуть ситуацию на Дальнем Востоке. Здесь инерция негативных процессов настолько велика, что нужны комплексные, решительные, революционные, если хо­тите, меры. В этой связи Совет Федерации предлагает принять три новых закона, касающихся Дальнего Востока.

Первое – Госпрограмма развития Дальнего Востока. Я сомнева­юсь, чтобы она в качественном виде была сделана к концу первого квар­тала следующего года, потому что сейчас программа Госпрограммы фак­тически не существует, и не потому, что она формально не утверждена, а потому что в ней никакого со­держания нет. И то, о чём говорил Олег Николаевич, что многие нор­мативные документы не содержат идеологии комплексных решений, это как раз в первую очередь каса­ется проекта Госпрограммы.

Я не буду останавливаться на всех его недостатках, просто ска­жу, к примеру, о двух вопросах. Они из разряда ключевых для все­го Дальнего Востока и для всех сторон его жизни.

Один из них – проблема электро­энергетики. Мы должны наконец-
то поставить перед собой задачу создать объединённую энергосистему Дальнего Востока и соединить её с действующей единой энергосисте­мой страны. Это ключ к снижению тарифов и уменьшению аварийности в электроэнергетике нашего макрорегиона. Но такая задача даже не ставится в проекте Госпрограммы, а всё, что касается энергетики, в нём по мелочам: проведём реконструкцию котельных и заменим оборудо­вание на электростанциях немножко там, немножко сям, протянем сюда и туда локальные внутрисистемные ЛЭП вместо падающих от старости и ветхости. На этом всё.

Или другой пример. Дальний Восток – это зона деятельности крупных государственных корпораций и крупных акционерных обществ с уча­стием государственного капитала. Многие из них планируют здесь свою деятельность и собираются реализовать масштабные инвестиционные проекты. Далеко ходить не надо – Восточная газовая программа. По своему масштабу она значительно превосходит Федеральную целевую программу «Дальний Восток и Забайкалье» за весь период её действия с 1996 года. Значит, Восточная газовая программа должна быть в центре нашей Государственной программы развития Дальнего Востока и Забай­калья, потому что для неё надо создавать инфраструктуру, для неё надо готовить кадры, для неё надо решать социальные вопросы. Но ведь в проекте Госпрограммы (его делал Минрегион) она находится за кадром, только в упоминании. Возможно, это недостатки методики, недостат­ки порядка формирования государственных программ. Как делать фе­деральные целевые, мы знаем. Вот государственные – это новое дело. А может, просто безыдейность и отсутствие стратегического взгляда.

Надо поработать ещё над проектом Госпрограммы, причём по­работать радикально. Тогда, когда под руководством теперь уже Министра по делам Дальнего Востока Виктора Ивановича Ишаева она будет доработана, мы предлагаем её принять федеральным зако­ном. Почему федеральным законом принять Госпрограмму?

Потому что она должна стать директивой для органов госу­дарственного управления – раз, и для государственных монопо­лий – два.

Пункт второй. Она должна быть защищена статьёй бюджета.

Ведь мы выполнили предыдущую Федеральную целевую программу только на 40 процентов с точки зрения финансирования. Мы что – даль­ше так и будем при любом случае, при любой бюджетной трудности, как флюгер болтаться?

Пункт третий. Она должна быть сигналом, маяком для бизнеса. Бизнес должен знать: вот такие-то события будут проходить на Дальнем Востоке в ближайшие 15 лет, надо идти туда. Она долж­на иметь и психологическое воздействие на людей – на дальнево­сточников и на тех, кто хотел бы работать на Дальнем Востоке. Эта Госпрограмма должна быть символом будущего, символом развития.

Одной Госпрограммы мало. Это директива для государства, ну а как завлечь бизнес на Дальний Восток? Поэтому предлагаем при­нять второй закон, который имеет условное название «Социаль­но-экономическое развитие Дальнего Востока». Этот закон, мы предлагаем, чтобы состоял из шести блоков.

Первый блок – это налоговые льготы и преференции. Предлага­ем не ждать, когда будет создано новое предприятие, а уже сегодня все действующие предприятия Дальнего Востока освободить от налога на прибыль в федеральной части. Это настолько малая величина в доход­ной части консолидированного бюджета, что Минфин России даже не заметит потерю.

Предлагаем заняться немедленно дифференциацией НДПИ. Не со­бирать НДПИ совсем нельзя, он содержит в себе часть, которая пред­ставляет собой абсолютную ренту, она должна принадлежать собствен­нику. Если её не берём, значит, мы бесплатно раздали свои ресурсы. Но другая часть НДПИ есть, по сути дела, дифференциальная рента. Её дифференцировать по видам, качеству, географии месторождения не­обходимо. Предприятия обрабатывающего сектора должны получить ещё большие налоговые льготы и преференции. Ведь Виктор Иванович Ишаев правильно говорил, что они все поголовно убыточные, с них и брать-то нечего, они не могут даже сформировать для себя оборотный капитал. На самом деле у нас есть десяток предложений по налогам, ко­торые могут лечь в первый раздел закона.

Второй раздел – свободные экономические зоны. Необходимо упростить процедуру их создания на Дальнем Востоке. Надо, чтобы они создавались на основании трёх официальных документов: предложение субъекта Федерации, одобрение Минвостока, решение Правительства России. Безо всяких аукционов, конкурсов, которые мы, дальневосточ­ники, бесконечно проигрываем. Надо расширить диапазон разрешён­ных видов деятельности внутри свободной экономической зоны, пото­му что многие производства, которые можно было бы там разместить, сегодня запрещены законом. Предлагаем упростить управление уже существующими зонами, передать все эти функции Минвостоку, а не каким-то московским структурам, которые никогда там не бывают.

Третий раздел предлагаемого второго закона – государственно­частное партнёрство (ГЧП). Надо описать в законе модели это­го партнёрства. Здесь справедливо говорилось о необходимости государственно-частного партнёрства не только в производственной, но и в социальной сфере. Но надо обязательно описать их конкретные модели. Например, создания частниками инфраструктуры за счёт нало­говых отложенных платежей. Или другие. У нас ведь даже уже действую­щие на принципах ГЧП так называемые комплексные проекты, напри­мер развитие Южной Якутии, не регламентированы законом. Отсюда и размытость взаимной ответственности государства и бизнеса, невыпол­нение обязательств обеими сторонами, угрозы срыва проектов.

Четвёртый раздел – это, конечно же, упрощение всех органи­зационных и разрешительных процедур для бизнеса. Надо создать такую систему, например в строительстве, какой она была во Владиво­стоке во время подготовки к Саммиту АТЭС, распространить её на весь Дальний Восток. Есть ещё предложения по упрощению процедур, кото­рые связаны с освоением природных ресурсов. Все они предлагаются к включению в этот раздел закона.

Пятый раздел – это тарифная политика. Здесь может быть ряд решений сразу. Законодательно надо, например, усреднить сетевой тариф на передачу электроэнергии по всей Российской Федерации. Вообще-то говоря, надо присматриваться к тому, что происходит и с точки зрения приватизации естественных монополий на Дальнем Вос­токе. Есть ли там, скажем, место и почва для того, чтобы проходила приватизация железнодорожного транспорта. Смотрите: вагонный парк приватизировали, а тарифы на аренду вагонов повысились в пять раз.

И, наконец, шестой раздел – это то, что касается социальных вопросов. Необходимо вернуться к анализу законов о гарантиях и ком­пенсациях для дальневосточников и северян, об их пенсиях. Некоторые положения в этих законах, конечно, настолько устарели, что их невоз­можно выполнить, но надо вынуть оттуда то, что можно сейчас сделать. Например, бесплатный проезд в отпуск один раз в два года с Дальнего Востока и Крайнего Севера в центральные районы России надо сделать для всех, потому что это человеческое общение людей разных регио­нов, сохранение единого социального, культурного пространства, мен­тальной общности страны.

В шестой главе этого закона должны быть меры по закреплению ка­дров, жилищному обеспечению, бесплатному выделению земли, ма­теринскому капиталу и другим социальным вопросам, чтобы сделать Дальний Восток привлекательным для жизни людей.

В дополнение к первым двум мы предлагаем принять ещё третий закон – это закон, который связан с организационными решения­ми: о создании государственной корпорации по развитию Дальнего

Востока. Мы считаем, что всё-таки необходимо её создавать. Конечно, не в том виде, как Сергей Кужугетович Шойгу предлагал. Он фактически повторил «Дальстрой» НКВД 1930-х годов. В таком виде корпорация не может быть создана. Но это не значит, что она не нужна совсем.

Почему нужна корпорация в дополнение к Минвостоку и под контролем Минвостока? Потому что министерство как орган государственной власти и управления не может вступать в не­посредственные юридически обязывающие отношения с коммер­ческими структурами. А необходимость в этом есть, например при организации государственно-частного партнёрства в проек­тах по созданию новых промышленных кластеров в зоне БАМа и ряде других. Функцию ответственного представителя, уполно­моченной государством стороны таких проектов и возьмёт на себя корпорация.

А где взять источники финансирования деятельности этой корпора­ции? Вот мы предлагаем попробовать так сделать: на какую-то дату, ска­жем, на 1 января 2014 года, зафиксировать все налоговые поступления в федеральный бюджет, которые платят юридические лица и физические лица – дальневосточники. Весь прирост, начиная со следующего года, 10 или 15 лет направлять в специальный фонд, который может быть по­том использован для финансирования проектов через эту корпорацию. И другие источники мобилизовать.

Мы предлагаем принять эти три закона как старт, а дальше посмо­трим, как будут события развиваться.

В.В. ПУТИН: Где у Вас все это изложено? Обобщите и отдайте мне.

Ново-Огарёво, 29 ноября 2012 г.