Долговременная программа развития Республики Саха (Якутия) – мощный фактор экономической интеграции регионов дальнего Востока
Публикации за 2006 год
Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на заседании Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в г. Якутске 25 ноября 2006 года
По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина, которое он дал в феврале 2006 года, Правительством Республики Саха (Якутия) разработан проект Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. В
настоящее время она находится на согласовании в министерствах и ведомствах Российской Федерации, предполагается, что в первом квартале следующего года она будет рассмотрена Правительством Российской Федерации.
Надо подчеркнуть, что это не первый программный документ для республики. В 1995 году Правительство Российской Федерации утвердило федеральную Программу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 10 лет, поэтому при разработке Схемы мы постарались сохранить преемственность между двумя стратегическими долговременными программами. С другой стороны, при этом нами были учтены итоги социально-экономического развития Якутии за последние годы.
Исходные позиции у нас примерно такие же, как и у других субъектов Российской Федерации. 1990-е годы прошлого столетия – это резкое падение объёмов производства, валового регионального продукта, чрезвычайные сложности в социальной сфере, тотальные дефициты бюджетов. Всё же Республика Саха (Якутия) прошла этот период менее болезненно, чем другие регионы страны. Это было обусловлено высокой степенью экономической самостоятельности республики, основанной на целой системе экономических договоров с Правительством Российской Федерации. Это позволило на первом этапе реформ осуществить в Якутии более мягкий переход к рынку, чем «шоковая терапия». Но со второй половины последнего десятилетия XX века положение резко ухудшилось. И в начале нового века в республике сложилась ситуация, которую иначе как кризисной назвать нельзя. Потребовалось пять лет упорной работы для стабилизации экономики, финансов и социальной сферы. Этому способствовало и общее улучшение ситуации в целом в Российской Федерации.
В 2002 году Правительством Республики Саха (Якутия) был разработан 5-летний индикативный план социально-экономического развития республики. Сегодня, когда мы планируем развитие республики до 2020 года, естественно, опираемся на итоги своей работы за прошедшие 5 лет. За эти годы в основном удалось выполнить главные задачи плана. Проведены масштабная реструктуризация и финансовое оздоровление, как отдельных предприятий, так и целых отраслей народного хозяйства республики. Установлена система постоянного мониторинга и контроля за деятельностью наиболее значимых предприятий Республики Саха (Якутия). Выработаны новые подходы к организации северного завоза, системы жилищно-коммунального хозяйства, тарифного регулирования, поддержки села, финансированию социальной сферы и капитального строительства.
По итогам 5 лет прирост валового регионального продукта (ВРП) составил примерно 15%, при этом все отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальная сфера выполнили свои плановые показатели и дали прирост продукции, работ и услуг. Это позволило решить первоочередные социальные задачи, которые стояли перед Правительством республики. В частности, за эти годы реальные доходы населения увеличились на 40%, введено 76 новых школ, более одного миллиона квадратных метров жилья, 56 объектов здравоохранения. Решены задачи по ликвидации задолженности по заработной плате – по состоянию на 1 января 2002 года республика занимала «первое» место в Российской Федерации по этому показателю, имея задолженность почти в 2,0 млрд. рублей. Теперь её нет. Реализован ряд инвестиционных проектов, которые позволили стабилизировать экономическую ситуацию в республике. Введены Светлинская ГЭС, один из самых мощных в мире по добыче алмазов Нюрбинский ГОК и ряд других промышленных предприятий.
Несмотря на эти позитивные итоги, мы подошли к такому времени, когда потенциал роста на старой экономической базе практически исчерпан. Отсюда – трудности с бюджетом, дальнейшим ростом доходов населения, решением социальных вопросов. Ведь пока мы работали только по наиболее острым из них. Вот почему требуются новые решения, вот почему Правительством Якутии подготовлен проект нашего нового долгосрочного стратегического плана – Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года.
Как и положено, в этой Схеме, генеральным разработчиком которой на тендерной основе был выбран Совет по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, изложено несколько сценариев развития республики. В результате был выбран один из них, который мы сочли оптимальным, и со следующего года он будет реализовываться.
Этот сценарий предусматривает, что до 2020 года валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия) должен вырасти почти в 3 раза. По ВРП в пересчёте на душу населения Якутия занимает четвёртое место в Российской Федерации, и эту позицию мы намерены сохранять и дальше. Реальные доходы населения увеличатся в 3,6 раза. И самое главное то, что по 9 из 11 пороговых показателей, связанных с обеспечением устойчивого роста и экономической безопасности, которые рассчитываются по методике Академии наук, республика достигнет нормативных значений.
Когда мы разрабатывали свой план, то, естественно, опирались на особенности экономики Республики Саха (Якутия), на её место в системе разделения труда в Российской Федерации. Она базируется, прежде всего, на минерально-сырьевых ресурсах и достаточно развитом сельском хозяйстве, этот сектор у нас один из ведущих на Дальнем Востоке. Учитывались и наши возможности, и экономико-географическое положение, и экстремальные природно-климатические условия.
Например, увеличения объёмов производства в алмазодобывающей промышленности не планируется. Но в то же время, только для того, чтобы сохранить достигнутый уровень на протяжении ближайших 40 лет, надо до 2014 года реализовать 4 инвестиционных проекта по строительству подземных рудников, каждый из которых стоит от 1 до 1,5 млрд. долларов. То же самое и в золотодобывающей промышленности: необходимо освоить новые технологии и ввести в эксплуатацию три новых ГОКа для поддержания того объёма добычи золота, который сложился на протяжении последних лет. Так же обстоит дело и в угольной промышленности, добыче олова и сурьмы.
Другая группа проектов рассчитана на ускоренный рост. Это инвестиционные проекты, которые дадут прибавку к валовому региональному продукту, объёму промышленного производства и бюджетным доходам. Они будут осуществляться в новых для республики отраслях. Нефтедобывающая промышленность – сегодня добывается 200 тысяч тонн нефти исключительно для потребностей Республики Саха (Якутия), а в конце расчётного периода будем добываться 12 млн. тонн нефти.
Газовая отрасль – добывается 1,6 млрд. кубометров газа и по этому показателю Якутия занимает 5-6-е места в Российской Федерации, а будет добываться 35 млрд. кубометров газа, и мы займём одну из ведущих в стране позиций. Появятся производство серебра и свинцово-цинковых концентратов, железных и урановых руд, минеральных удобрений, чёрная металлургия. Будет создан гидроэнергетический комплекс в Южной Якутии, призванный обеспечить потребности Республики Саха (Якутия), поставки электроэнергии для наших новых проектов, на внутренний рынок Российской Федерации и за пределы страны.
Ключом к осуществлению всех наших планов является синхронное развитие инфраструктуры. Это магистральные линии электропередач запад-восток и юг-север, объединяющие изолированные энергосистемы Якутии и связывающие через республику Дальневосточную систему «Восток» и единую энергосистему Российской Федерации, которая заканчивается в Иркутской области. Это железная дорога Берка- кит – Томмот – Якутск и далее на Магадан. Это опорная сеть федеральных автодорог «Колыма», «Лена», «Вилюй». Это магистральные нефте- и газопроводы из Восточной Сибири на Дальний Восток через Якутию. Это и наша будущая региональная инфраструктура.
Реализация Схемы потребует огромных средств. И возникает резонный вопрос, как обеспечить её финансовыми ресурсами. В настоящее время все проекты, включённые в программу, за исключением двух, на которых я ещё остановлюсь, имеют потенциальных инвесторов, лицензии на базовые месторождения выданы, подготовлены ТЭО, с инвесторами согласованы планы действии.
В качестве примера остановлюсь на создании Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. В октябре нынешнего года для организации работ по нему создана Дирекция, которая в 2007 году должна освоить 460 млн. рублей на проведение изыскательных работ, выбор створов, подготовку ТЭО. А в ноябре-декабре будет создана Дирекция по освоению Эльконской группы урановых месторождений в Республике Саха (Якутия). Это наш совместный проект с Росатомом. Возьмём нефтяную промышленность. Наши месторождения находятся в распределённом фонде, владельцами лицензий являются «Сургутнефтегаз», «Сибнефть» и целый ряд других предприятий, с которыми согласованы все планы до 2020 года, все инвестиции, объёмы товарной продукции, взаимные обязательства.
Что из этого большого перечня инвестиционных проектов находится под вопросом?
У нас не до конца отработан вопрос по созданию металлургического комплекса в Южной Якутии. Есть два варианта – либо освоение только железорудных месторождений, либо организация на их базе металлургического комплекса законченного цикла. Сейчас ТЭО разрабатываются, в первом квартале 2007 года мы эту работу завершим. Таким образом, все должно встать на свои места.
Нерюнгринский угольножелезорудный район
Мы до сих пор не согласовали наши позиции по развитию газовой промышленности. Вы знаете, что по поручению Правительства Российской Федерации ОАО «Газпром» должно разработать схему развития и размещения газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока (Восточная газовая программа). Теоретически срок предоставления этой схемы в Правительство Российской Федерации – 15 декабря 2006 года. Я не знаю, будет ли она готова к тому времени, потому что она ещё не согласована: у нас остаются спорные вопросы по последнему варианту схемы под названием «Восток-50».
Отмечу, что мы согласовали все основные позиции по развитию газовой промышленности за исключением сроков. По схеме, которую предлагает Газпром, освоение якутских месторождений газа откладывается на период за 2025 год и, соответственно, это скажется не только на выполнении нашей программы, но и на темпах газификации Дальневосточного федерального округа. Если этот вариант будет принят, то Амурская область, Еврейская автономная область и юг Республики Саха (Якутия) до 2025 года не получат газа. Справедливости ради скажу, что сближение наших позиций с «Газпромом» наметились. Сейчас мы с газовиками обсуждаем приближение сроков начала их работ в Якутии к 2009 году.
В целом, практически по каждому из мегапроектов, заложенных в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, инвесторы есть, ТЭО разработаны или разрабатываются, дело переведено в практическую плоскость.
Особо хочу обратить ваше внимание на следующий аспект. Проекты, которые задуманы, имеют значение не только для Республики Саха (Якутия), но и для Российской Федерации в целом, и особенно для Дальнего Востока. На слайде была показана схема прохождения магистральных нефтепровода и газопровода. Вы видите, что по нефтепроводу, который носит название «Восточная Сибирь – Тихий океан», в том числе и якутская нефть поступит на Дальний Восток, в частности в Хабаровский и Приморский края, где возможно развитие нефтеперерабатывающей промышленности.
В рамках Восточной газовой программы от существующей сегодня конечной точки единой системы газоснабжения страны в Красноярском крае магистральный газопровод из Восточной Сибири пройдёт через Иркутскую область и Республику Саха (Якутия) до Дальнего Востока и состыкуется в Хабаровске с газопроводом с Сахалина. Это создаёт предпосылки, во-первых, для газификации всех населённых пунктов и, прежде всего, жилищно-коммунального сектора юга Дальнего Востока и, во-вторых, для создания на базе в том числе и якутского газа, добыча которого достигнет 35 млрд. кубов или 1/3 от всех поставок, газохимической промышленности в Приморье или Амурской области.
Особое значение имеют энергетические и транспортные проекты, которые мы намереваемся реализовать в рамках нашей Схемы в Республике Саха (Якутия). Я упоминал о них в контексте решения чисто республиканских задач. Но есть и другое измерение – общедальневосточное. Так, предусмотренные Схемой линии электропередач по сути дела создают все предпосылки для создания Объединённой энергосистемы Дальнего Востока, которой сейчас нет. Посмотрите: ЛЭП Нерюн- гри – Якутск – Магадан (юг-север) соединят энергосистему «Восток», в которую входят «Дальэнерго», «Амурэнерго» и «Хабаровск-энерго» с энергосистемой Магаданской области. ЛЭП Усть-Илим – Ленск – Нерюн- гри (запад-восток) соединят ту же систему «Восток» с Сибирью. А вместе они создают из отдельных систем юга Дальнего Востока, Якутии и Магадана Объединённую энергосистему, интегрированную в большую энергетику страны.
Таким образом можно ликвидировать дефицит электроэнергии для развития золотодобывающей, нефтяной и газовой промышленности на севере Иркутской области и в Республике Саха (Якутия), обеспечить электроэнергией магистральные газопровод и нефтепровод из Восточной Сибири на Дальний Восток. А главное, это поможет обеспечить в ходе создания Объединённой энергосистемы более рациональный баланс производства электроэнергии и снизить тарифы, особенно учитывая дешевизну электроэнергии каскадов Колымских и Вилюйских ГЭС, Бурейской и Зайской ГЭС. Учитывая согласованный с РАО «ЕЭС России» проект создания Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, создаются возможности для полного обеспечения всех наших потребностей дешёвой гидроэнергией вплоть до экспорта электроэнергии в Китай.
Этот проект носит ярко выраженный межрегиональный характер и будет иметь большое значение не только для Республики Саха (Якутия), но в целом для всего Дальнего Востока и восточных регионов страны.
Я хотел бы обратить ваше внимание и на такой аспект. Появятся не только чисто отраслевые, но и макроэкономический эффект. Вот мы с вами неустанно ставим вопрос перед федеральным правительством, что необходимо заполучить деньги на компенсацию разницы тарифов на электроэнергию и тепло для Дальнего Востока. Конечно, это правильно, но с другой стороны, надо понимать, что глобальное решение этих задач находится в другой плоскости: необходимо снизить себестоимость производства тепла и электроэнергии. Это как раз и можно осуществить – в коммунальном секторе по теплу за счёт масштабной газификации, а в электроэнергетике за счёт применения дешёвой гидроэнергии. Энергетика требует особого внимания и координации многих сторон.
Вот, например, трасса ЛЭП проходит вдоль железной дороги, которую необходимо электрифицировать. И РАО «ЕЭС России», и ОАО «РЖД» имеют свои проекты электроснабжения, но там же проходят магистральные нефтегазопроводы «Транснефти» и «Газпрома». Каждый из них тоже разработал свою схему электроснабжения. Нам необходимо объединить усилия и для этого надо создать Координационный Совет. Этот вопрос – вопрос о создании координирующих органов – мы совместно с Анатолием Чубайсом ставили перед Председателем Правительства России. Тем более, Президент Российской Федерации давал поручение о том, что для контроля за строительством магистрального нефтепровода необходимо создать такие координирующие органы. Заложенные в нашей Схеме проекты развития транспортных магистралей: авто- и железнодорожных, водных и воздушных также можно и нужно рассматривать в контексте создания объединённой Дальневосточной инфраструктурной системы. Здесь тоже нужны совместные усилия.
Хотел бы обратить ваше внимание и на то, что решено выделить отдельно в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) проблематику Южной Якутии. Проведён тендер, который выиграл Институт региональной политики, сейчас он разрабатывает Проект развития Южной Якутии в рамках и как составную часть Схемы. Здесь надо вернуться к тому, что раньше называлось Южно-Якутским территориально-производственным комплексом.
Необходимо объединить усилия, прежде всего с Амурской областью, чтобы рассмотреть все вопросы в целом, о том, как использовать железорудные месторождения, которые есть в Республики Саха (Якутия) и в Амурской области, как нам на принципах государственночастного партнёрства развивать общую инфраструктуру, где будет металлургия. Совместно с амурчанами необходимо заняться этим отдельно и предметно.
Теперь о том, как мы собираемся дальше действовать. В первом квартале 2007 года Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) должна быть рассмотрена Правительством Российской Федерации. После этого мы переложим её на язык наших средне- и краткосрочных планов и конкретных действий по принятой в республике методике.
Штыров В.А. Устойчивое развитие: проекты, перспективы.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 г. –
Якутск: Библиотека Президента Республики Саха (Якутия), г. – С. 89-94