Битва за Арктику
Публикации за 2018 год
Против кого мы собираемся сражаться в Арктике и зачем танкам «белый камуфляж»? Что ищут китайцы в Северном Ледовитом океане и чей на самом деле шельф? Обо всём этом главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ рассказывает член Совета Федерации, председатель Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации Вячеслав ШТЫРОВ.
В центре внимания всего мира
Вячеслав Анатольевич, в Совете Федерации вы отвечаете за арктическое направление. Недавно в английской газете Т’тез вышла статья о том, что Путин прорубает «новое окно» уже не в Европу, а в целый мир через Арктику. В тех краях наши «западные партнёры» заметили неприятно удивившую их активность России. За последнее время появилось 6 военных баз. На Параде 9 Мая впервые прошла тяжёлая бронетехника в «белом камуфляже», сооружаются новые взлётно-посадочные полосы. Говорят, что в ближайшие год-два появится до 30 новых аэродромов. В прошлом году в Арктике было построено 440 военных объектов. Зачем нам это окно и с кем воевать-то?
В последнее десятилетие отмечается буквально взрыв интереса к Арктике у многих стран мира. Раньше эта зона традиционно считалась сферой интересов восьми арктических государств, у которых хотя бы часть территории находится за Северным полярным кругом. В 1996 году они создали Арктический совет, в котором на уровне высоких должностных лиц министерств иностранных дел обсуждаются проблемы Арктики. В основном это вопросы экологии, взаимодействия в области спасения в воздухе и на воде, рациональное природопользование, положение коренных малочисленных народов.
Кроме того, существует так называемая «Арктическая пятёрка». Это государства, которые имеют непосредственно побережье Северного Ледовитого океана: Соединённые Штаты Америки, Канада, Дания (через Гренландию), Норвегия и Россия. В рамках их взаимодействия обсуждаются двусторонние и общие вопросы правового положения пространств Арктики.
Но сейчас ситуация изменилась кардинально. О своих интересах в Арктике заявляет Евросоюз в целом и отдельные в него входящие государства, расположенные, прямо скажем, далеко от северных широт. Заинтересованность проявляют страны Юго-Восточной Азии, особенно Китай. Причём их активность не декларативна, а носит практический характер: снаряжаются экспедиции, проводятся научные исследования. Ряд государств стали участниками Арктического совета в качестве наблюдателей.
В чём причина этого интереса?
Во-первых, это вопросы экономического характера – природные ресурсы, которые есть в Арктике. Во-вторых, возможность использовать арктические морские пути в качестве международных магистралей. Почему этот интерес именно сейчас приобрёл такое звучание? Да потому, что непосредственной причиной, толчком служит глобальное потепление. Арктика в последние годы постепенно освобождается ото льда. Необратим или цикличен этот процесс – это особый вопрос. Но даже если он продлится два-три десятилетия, этого достаточно при нынешней динамике технологического развития для интенсивного использования арктических ресурсов.
Но при всей важности экономики для России в Арктике я бы на главное место поставил вопрос обороны, военной безопасности.
Арктический щит страны
Именно с этим связана такая активность наших силовых структур в Арктике?
Мы на самом деле занимаемся не милитаризацией Арктики. Мы лишь восстанавливаем те позиции, которые были у нас в советское время с точки зрения обороны. Если бы произошёл гипотетический глобальный конфликт с нашим наиболее вероятным противником – США, как бы развивались события? Откуда нам ожидать главного удара? Гглавный удар стратегическим ядерным оружием будет нанесён через Северный полюс, потому что это самое короткое расстояние между США и Россией. Поэтому в Арктике были созданы мощные оборонительные системы ещё в старые времена.
В Советском Союзе?
И в Советском Союзе, и в США. Например, в Соединённых Штатах первая сплошная радиолокационная завеса для дальнего обнаружения ракет и самолётов была создана именно в Арктике. Она состояла из 12 главных наземных пунктов и более чем сотни других объектов. Заметьте, не вокруг Лос-Анджелеса или Сан-Франциско, не вокруг Нью- Йорка, а именно там, на Севере.
Соответственно, у нас тоже были выстроены оборонительные системы. Вся зона Арктики находилась под контролем ПВО. Кроме того, вдоль побережья Арктики была создана цепочка аэродромов от Кольского полуострова до Чукотки. Вы помните знакомые нам всем с детства названия из песен – Диксон, Тикси, Хатанга, Певек… На самом деле это всё пункты двойного назначения, где базировались в том числе истребители-перехватчики и обслуживались стратегические бомбардировщики. После развала Советского Союза всё это было брошено и разрушено. Мы сейчас не наращиваем там мощности, дай нам Бог восстановиться. Вот почему у нас такая большая военная активность.
Значение Арктики особенно возросло, когда в 2004 году Соединённые Штаты приняли свою авантюрную стратегию «мгновенного глобального удара». Она рассчитана в том числе на ударные возможности американского военно-морского флота. Они раньше планировали разместить несколько ударных флотских группировок в Норвежском, Северном, Баренцевом, Беринговом и Японском морях. Теперь, с глобальным потеплением, такие группировки могут появиться и в Карском, Восточно-Сибирском, Чукотском морях, в море Лаптевых.
Это требует наращивания наших ответных возможностей.
Кладовая планеты
Давайте вернёмся к мирным вопросам. Что такого есть в этой ледяной пустыне, что все так рвутся сюда?
На самом деле на шельфе Арктики находится примерно 25% оставшихся на планете ресурсов углеводородов. У нас перспективные на нефть и газ площади расположены во всех морях Северного Ледовитого океана от Баренцева до Чукотского. А Арктическое побережье России – это огромная территория, очень разнообразная с геологической точки зрения. Там и древние щиты выходят на поверхность, есть и относительно молодые складчатые области, и низменности. Соответственно, в недрах берега – никель, медные руды, апатиты, золото, платина, редкоземельные элементы, алмазы, урановые руды, те же углеводороды.
Фантастические запасы лежат там, где их ещё вчера невозможно было извлечь. Но технологии очень быстро совершенствуются. Например, в Африке добывают алмазы даже со дна моря. Мы в Советском Союзе в своё время делали эксперименты по добыче олова со дна Ледовитого океана, и в принципе получалось. Это было дорого, но доказано, что возможно. Сейчас, по мере удорожания всех ресурсов, интерес к любому из них возрастает во много раз.
Как это всё нам застолбить?
Сейчас разгорелась невидимая пока ещё широкой общественности борьба: кому же принадлежит Арктика? Вопрос непростой. Мы с детства помним пунктиры на школьных картах – границы полярных владений СССР, а потом России, идущие от наших границ с Норвегией и из Берингова пролива к Северному полюсу.
По факту такие же полярные владения имеют Соединённые Штаты Америки и Канада. Так сложилось исторически. Первые наши границы с Канадой проводились, когда она была доминионом Англии, а мы владели Аляской. Тогда этот «пунктирчик» и провели. Сейчас это линия разграничения владений США и Канады, поскольку Аляска, как известно, была продана американцам. Одновременно в момент продажи была зафиксирована линия раздела в Арктике владений США и России. Появился новый «пунктирчик». И так постепенно Арктика была разделена на секторы.
Но сейчас этот принцип подвергается сомнению. И неарктические страны – тот же Евросоюз – говорят:«К Арктике надо применять международную Конвенцию по морскому праву, подписанную в 1982 году». Но по ней нам принадлежат только 12 миль от берега. Это наши территориальные воды. Ещё 200 миль – это наша особая экономическая зона. А дальше уже открытое море, нейтральные воды. Тем, кто не входит в число Арктических государств, такой подход нравится гораздо больше, и понятно почему. Они говорят: «Это ничьё открытое море, любой может им пользоваться, а шельф и дно этого моря есть международное наследство. Достояние всего человечества».
Тогда нашей задачей становится доказать, что хоть шельф этого «ничейного» морского пространства принадлежит России.
Для этого надо представить доказательства, что подводные поднятия дна Ледовитого океана являются продолжением геологических структур материковой части нашей страны. Такие доказательства, по мнению наших геологов, можно предъявить. Сейчас организована огромнейшая работа по обоснованию того, что подводный хребет Ломоносова – это продолжение Сибирской платформы, что этот хребет составляет с ней одно целое. Просто ушёл под воду во времена геологических катаклизмов. Тогда мы будем иметь право по Морской конвенции шельф вдоль этого хребта считать своим.
Гонка во льдах
Только мы ведём такую работу? А соседи?
Если бы только мы! Наши противники не дремлют. Например, датчане проводят точно такую же работу, как и мы, только они доказывают, что хребет Ломоносова – это продолжение гренландских геологических структур.
А почему нам тогда не доказать, что Гренландия является продолжением хребта Ломоносова, который, в свою очередь, является продолжением Сибири?
Великолепная идея.
И не послать ли нам эту Данию? Я сейчас палец на карту положу, и под ним будет 10 таких Даний.
Вы не забывайте, что Дания является членом НАТО и членом Евросоюза, а их пальцем не накроешь. Канада тоже выдвинула такие же претензии. Хребет Ломоносова ведь пересекает весь океан от нас и до них, а не только до Гренландии.
Ни канадцам, ни датчанам в нашем секторе Арктики (в границах полярных владений России) ничего нельзя отдавать.
Вопрос в системе доказательств. Сейчас идёт настоящая гонка в этом направлении, и они занимаются этим вопросом, и мы. Как минимум, три страны борются между собой. В омывающих берега Норвегии морях нет таких хребтов, поэтому она иначе работает.
Норвегия отхватила часть Баренцева моря благодаря нашим чиновникам во главе с Медведевым.
Крайне невыгодный нам и мало чем обоснованный договор с Норвегией был подписан в 2010 году Медведевым и Лавровым. Благодаря ему мы уже потеряли 88 тысяч квадратных миль морского пространства, и ещё норвежцы ограничивают наши возможности рыболовства у берегов вокруг Шпицбергена. У рыбаков там очень сложное положение.
Как из этого выйти? Возможно, стоит присмотреться к опыту США. Что делают Соединённые Штаты со своим сектором? Они ничего не делают, ничего не доказывают. Они считают: «Это было наше, так и будет. А кто не согласен, пусть придёт и попробует отобрать». Они – единственная страна в мире, которая не подписала Морскую конвенцию.
Нам надо несколько сменить линию. На всякий случай работу по доказательству принадлежности России шельфа вокруг хребта Ломоносова следует продолжить, раз уже начали. Но одновременно начать работу по закреплению раздела Арктики по секторам, как это было в старые добрые времена. Это значит, что мы должны подтвердить, что и у датчан есть свой сектор, и у американцев, канадцев и норвежцев – свой у каждого. Конечно же, и у России. Как это было до истории с Морской конвенцией.
Есть 83-я статья той же самой конвенции, по ней спорные вопросы могут решать между собой страны, противолежащие в море и прилежащие. Все прибрежные к Северному Ледовитому океану арктические страны у нас либо противолежащие, либо прилежащие. Надо набраться терпения, сесть с ними, с пятью странами, и разделить Арктику так, как она была поделена раньше. Почва для компромисса есть, потому что у всех есть друг к другу претензии. У Канады есть трения с Соединёнными Штатами. У Дании – с Канадой и т. д. Нужно сесть и решить их. Ведь есть и общий интерес. И сообща сказать: «Всё! Ни Евросоюз, ни наши друзья из ЮгоВосточной Азии без нашего разрешения здесь работать не могут».
В 2008 году эти пять стран уже сделали общее Илулиссатское заявление, что Арктика – это особая зона, для неё не надо никакого нового законодательства, достаточно двусторонних и многосторонних договоров пяти морских арктических государств и действующего универсального права. Теперь эту линию надо продолжить, несмотря на все наши дипломатические и политические разногласия с соседями. Всё-таки общий интерес и язык всегда можно найти.
Северная магистраль
Я хотел бы поговорить о роли ледокольного флота. Почему, например, в США, Канаде, заявляя о своих правах, не развивают его, как у нас? Там нет ресурсов или там нет ясных голов? В чём проблема?
Прежде чем начинать такие масштабные работы, для того чтобы они потом прахом не пошли, надо всё-таки им тоже обосновать свои притязания на шельф. Видимо, на данный момент у них нет такой уверенности, какая есть у нас. Кроме того, в их секторах посложнее ледовая обстановка. Но главное – Россия самая северная страна на планете. Для нас Арктика уже повседневная жизнь, а для них скорее резерв на будущее.
Китайцы объявили, что они создают свой ледокольный флот. Уже даже ледокол построили – «Снежный дракон». И он проходил Северным морским путём.
Да. Китай этим живо интересуется. Они построили хороший ледокол. Он уже проходил и по нашему прибрежному Северному пути, и по новым околополярным возможным трассам, которые значительно короче, но которые тяжелее с точки зрения ледовой обстановки. И «Снежный дракон» себя хорошо показал. В Шанхае создан институт Арктики. Они очень активно ведут разного рода исследования в арктических морях по состоянию воды, атмосферы, льдов. Пусть они этим занимаются. Мы не можем никому запретить.
Другой вопрос, что любая их деятельность в российском секторе Арктики должна подчиняться нашим законам и правилам и проходить с нашего разрешения. Идёт ваш ледокол – запросите разрешение у Администрации Североморпути. Вам будут поставлены определённые условия. Всё должно быть под контролем.
На данный момент китайцев больше интересуют северные транспортные возможности. И в этом направлении в Арктике идут интенсивные процессы, которые они не могут не замечать. Тщательно также китайскими специалистами изучаются биоресурсы арктических морей.
В Арктике сейчас происходят и новые экономические события большого значения. Наша нефтегазовая промышленность выдвинулась с Крайнего Севера в Заполярье и продвигается всё больше и дальше. На Ямале создаются два порта – Сабетта и нефтяной Новый порт. С другой стороны Обской губы находится Гыданский полуостров. Там всё повторится через некоторое время в таких же масштабах. Эти гигантские проекты требуют всё возрастающих объёмов грузоперевозок по Северному морскому пути. Они раскрывают потенциал Северного пути.
Уже сегодня там существует грузовая база на 24 миллиона тонн вывоза нефти и сжиженного газа. Плюсом в районе Дудинки сейчас строится угольный комплекс. 10 миллионов тонн угля надо оттуда вывозить. А в самое лучшее советское время мы по Северному пути перевозили 6,5 миллиона тонн.
Вот для чего у нас в России строится новая серия ледоколов. Помните, мы когда-то начали с атомного ледокола «Ленин». Сейчас строится три гораздо более мощных ледокола – 60 мегаватт каждый: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Первый уже достраивается начинкой, второй – «Сибирь» – спущен в этом году на воду. Проектируется ещё три ледокола новой серии. Рабочее название серии – «Лидер». Эти монстры будут вовсе иметь 120 мегаватт мощности. Этот ледокол будет способен пробивать лёд толщиной до трёх метров и оставлять после себя полынью около 30 метров шириной.
Наверняка строятся на верфях Финляндии или Германии?
Нет. Ледоколы строятся у нас, в Питере. Я был там недавно на спуске «Сибири». Впечатляющее зрелище.
Кроме ледоколов строятся гигантские газовозы до 170 тысяч тонн водоизмещением, настоящие медведи. У нас таких гражданских кораблей раньше вообще не было. Строятся огромные нефтяные танкеры дедвейтом до 70 тысяч тонн. Причём они в арктическом исполнении, сами могут без ледокола проламывать льды до полутора метров. Вот эти суда, к сожалению, пока заказываются в основном за рубежом. Учитывая, что мы в Арктике навечно, пришла пора для резкого увеличения мощностей отечественного судостроения.
А что другие страны? Соединённые Штаты собираются строить новый ледокол, в основном для военных целей. Канада тоже усиливает военное присутствие в Арктике. У нас есть Северный морской путь, а у канадцев свой аналог: называется Северо-Западный проход. Они на него сильно рассчитывают. Там ледовая обстановка гораздо хуже, чем у нас. Однако льды начали подтаивать, и канадцы надеются, что они тоже в них создадут более-менее постоянный путь. Но таких масштабных программ, такого количества ледоколов, как у нас, ни у кого нет. Помимо атомных у нас есть ещё мощные дизельно-электрические ледоколы. Причём не только в составе нашего Атомфлота, но и в частных компаниях – например, у «ЛУКОЙЛа».
Но я ещё раз подчёркиваю, что Арктика – и будущее России, и важнейший форпост нашей обороноспособности. Всё взаимосвязано. Не будет там никакой обороны, если не оживёт северная экономика. И наоборот, нет смысла ничего строить, если мы не сможем это защитить.
«Аргументы недели», №1 (549), 11 января 2018 г