«АЛРОСА» меняет курс
Публикации за 1999 год
Президент компании Вячеслав Штыров выступает за создание вертикально интегрированной компании, включающей всю цепочку от добычи до огранки.
Вячеслав Анатольевич, прошлый финансовый год у АК «АЛРОСА» был очень напряжённый. При достаточно высокой средней рентабельности — порядка 40% — только в последние месяцы удалось выйти на небольшую прибыль.
Дело в том, что наша отрасль капиталоёмкая и отличается большой инерционностью. Отдача от сегодняшних инвестиций будет через 10-15 лет. Так сложилось, что в последние годы мы работали на той минерально- сырьевой базе, которая была создана ещё в советские времена. Усиленно эксплуатировались основные трубки: «Удачная», «Мир», «Айхал». Мы подошли кта-
кому моменту, когда открытая разработка становится невозможной. В 2001 году прекратится добыча таким способом на трубке «Мир», уже прекратилась добыча на трубке «Айхал», а ещё раньше — на «Интернациональной». Ускоренно отрабатывается трубка «Удачная». Поэтому требовались большие инвестиционные средства на создание новой сырьевой базы и перехода на подземную добычу.
Долгосрочные кредиты в России получить невозможно. Западные банки, по сути, для нас закрыты из-за режима секретности разработки алмазных месторождений. Из-за недоступности кредитных ресурсов компания осуществляет инвестиционные проекты, в основном, за счёт собственных средств. Если бы мы этого не делали, то объём добычи сейчас не превышал бы 800 млн. долларов, тогда как только за прошлый год прирост основной продукции АК «АЛРОСА» составил более 10% и впервые за свою историю компания добыла алмазов на более чем 1,5 млрд. долларов.
К концу 1998 года мы свои основные инвестиционные проблемы решили, и впервые за последние годы кредиторская задолженность компании не возросла. Согласно планам, в этом году она будет сокращена.
Инвестиционный пик мы прошли. Были введены один из крупнейших в мире ГОК «Юбилейный» стоимостью около одного миллиарда долларов и прииск «Анабар». В этом году будет введён в действие подземный рудник на трубке «Интернациональная». Так что финансовые проблемы компания в основном решила. Чтобы к 2012 году увеличить объём добычи ещё на 500 млн. долларов, в следующем пятилетии требуется вложить 2 млрд. долларов.
Концепция развития алмазно-бриллиантового комплекса, которая предложена Министерством экономики России и рассматривалась на заседании федерального Правительства, предусматривает к 2005 году довести объём добычи до 3 млрд. долларов. Насколько реальны эти планы?
Мы принимаем участие в разработке концепции и считаем, что эти цифры достаточно реальны. Здесь учитываются не только наши производственные мощности, но и развитие добычи на европейском Севере: на Ломоносовском месторождении, принадлежащем «Севералмазу», и на Верхотинском. Наша компания свою часть программы выполнит и доведёт объёмы добычи до 2 млрд. долларов. В то же время не уверен, что в Архангельской области события будут развиваться столь успешно из-за неразберихи с множеством владельцев лицензий. Там необходима концентрация сил.
Концепция предполагает довести к 2005 году объём продаж на внутреннем рынке до 2 млрд. долларов. В докладе по итогам прошлого года вы отмечаете, что у компании были трудности с реализацией гораздо меньших объёмов порядка 700 млн. долларов.
В последние годы произошёл ряд событий, которые способствовали перестройке алмазного рынка. Финансовый кризис 1997 года в Азии резко сократил потребление изделий с бриллиантами, что, в свою очередь, уменьшило спрос на необработанные алмазы, причём цены на сырьё практически не изменились. Объёмы продаж «Де Бирс» соответственно снизились.
В этих условиях часть гранильных предприятий разорилась, а другие сократили объёмы покупок сырья. Если раньше они закупали у нас партии алмазов в среднем на сумму полтора млн. долларов, то теперь — на 200-300 тысяч долларов. При этом покупатели долго копались в сырье, выбирали такие категории алмазов и такой момент, чтобы было прибыльно. Наша сбытовая организация работала неритмично. Мы вошли в план по реализации только в начале четвёртого квартала. В этом же году план продаж на внутреннем рынке постоянно перевыполняем, отдельные категории алмазов пользуются ажиотажным спросом. Сейчас ставится вопрос о сокращении экспорта и расширении поставок на внутренний рынок.
В настоящий момент мировой рынок алмазов стабилизировался, но на низком уровне. Представители «Де Бирс» предполагают, что такая ситуация сохранится ещё 2-3 года. Впрочем, они не исключают, что рубежный 2000 год увеличит спрос на ювелирные изделия.
Вы отметили достижение стабилизации на мировом рынке алмазов. Это обусловлено тем, что «Де Бирс» сократила объём продаж на 30%?
Безусловно.
По концепции Минэкономики России предполагается к 2005 году троекратное увеличение продаж сырья на внутреннем рынке. Если к этому времени восстановится спрос на ювелирные изделия на уровне 1996 года, то всё увеличение потребления алмазного сырья придётся на Россию, а «Де Бирс» останется как бы ни при чём.
Но к этому времени рынок восстановится, и «Де Бирс» также увеличит объёмы своих продаж.
Но рынок не беспределен. Для восстановления своих позиций «Де Бирс» должна увеличить продажи более чем на миллиард долларов. Не произойдёт ли подрыва ценовой политики «Де Бирс», как это было во времена Роскомдрагмета, когда ограночным производителям, зарегистрированным в России, отпускалось сырьё в больших объёмах из стока Гохрана?
Нужно иметь в виду, что в Правительстве Российской Федерации обсуждалась концепция, а не программа. То есть обсуждался не директивный документ, концепция даёт лишь ориентиры. Ясно, что конкретные объёмы продаж будут определяться ситуацией на рынке, а решение приниматься с учётом всех обстоятельств.
С учётом взаимодействия с «Де Бирс» в вопросах ценовой политики?
Концепция прямо не отвечает на вопрос, будут ли сохранены договора с «Де Бирс», но неявно предполагает взаимодействие основных мировых производителей алмазов по этому вопросу.
Авторы концепции исходят из того, что не будет революционных изменений в области добычи, а увеличение добычи у нас компенсирует падение её в других странах.
Каково ваше отношение к концепции?
Мы принимали участие в её разработке, но считаем, что компания может и без неё прожить.
В то же время ключевые разделы по развитию гранильной отрасли в концепции намечены фрагментарно. Это прежде всего вопросы налогообложения и разрешительной системы ввоза-вывоза.
Концепция предполагает развитие системы налогообложения гранильной отрасли. В чём заключается её специфика?
Во всех ведущих странах — производителях бриллиантов: Индии, Израиле, Бельгии — эта отрасль в системе налогообложения стоит особняком. Ограночная промышленность не приравнивается к другим обрабатывающим отраслям. Её особенность в том, что в стоимости бриллиантов очень высока доля исходного сырья, и сборы, исчисляемые из общей выручки, в этих странах не применяются.
Недавно вышло постановление Правительства России об усилении контроля оборота алмазов и бриллиантов. Предписано сформировать сертификационные центры. Но хорошо известно, что этот контроль неэффективен. Достоверность оценок очень низка.
Проблема контроля в алмазодобывающей промышленности у нас решается вполне удовлетворительно. В ограночной отрасли систему контроля ещё нужно создать. Она должна пресекать вывоз сырых алмазов и уклонение от налогов. Её можно создать заново или скопировать в том же Израиле. Но однозначно, что сертификация здесь ничего не даст. Сертификация мало поможет в контроле финансовых потоков и оборота сырья. Сертификация нужна только для покупателя как гарантия, что покупается бриллианта не подделка.
Насколько жёсткая система контроля ввоза-вывоза алмазов и бриллиантов в странах с развитой ограночной промышленностью?
У них не стоит проблема утечки сырья из страны, так как у них нет добычи алмазов. С заявленной в таможенной декларации стоимости товара берётся налог в размере 0,15%. Контроль осуществляется выборочно. Откуда и как получен товар, никого не интересует.
Достоверность оценки у них такая же, как и у нас, — около 10% ?
Я думаю, да. В алмазодобывающих странах — Намибии, Ботсване, ЮАР — проблема контроля вывоза сырья в другом: правильно ли платит налоги «Де Бирс» за сырьё. В Ботсване для экспертизы на конкурентной основе нанимают фирму. По результатам оценки стоимости сырья Правительство Ботсваны взимает налоги с компании, в которой 50% принадлежит Правительству, а 50% — «Де Бирс», а алмазы реализуются через ЦСО в Лондоне.
У нас эту оценку производит госконтроль при Гохране.
На вчерашней пресс-конференции (интервью состоялось 29 апреля. — В.С.) вы признались, что раньше не были сторонником поддержки компанией гранильной промышленности, а теперь изменили своё мнение.
На первый взгляд алмазный рынок высоко монополизирован, но если присмотреться внимательней, то становится очевидно, что монополия заканчивается при первичной продаже необработанных алмазов. Это обеспечивает одноканальная система «Де Бирс», которая в настоящее время не могла бы существовать без поддержки основных мировых производителей. Таким образом, фактически эта одноканальная система стала общей для них, а не только для «Де Бирс».
На первом этапе «АЛРОСА» придерживалась той же стратегии, что и «Де Бирс», которая исключает непосредственное участие компании в развитии гранильного производства, так как эта стратегия играет определяющую роль для одноканальной системы.
Сегодня наши взгляды таковы: да, мы участники одноканальной системы, но мы не являемся стержнем этой системы. С учётом возможной перестройки мирового алмазного рынка мы решили строить вертикально интегрированную компанию, то есть от добычи до огранки.
Вчера вы впервые публично подняли проблему криминализации обстановки в Якутии вокруг компании.
Нас беспокоит криминализация обстановки в районах деятельности самой компании — Мирнинском, Ленском, Анабарском. Раньше этой проблемы не было. Районы были закрытые, туда можно было попасть только по направлению на работу или по вызову. Иначе даже билет на самолёт нельзя было купить. Теперь для всех всё открыто. Раньше даже если кто-то украдёт алмаз, то продать его было некому, так как частных гранильных производств в стране не было. Уголовных дел по краже алмазов было мало — в среднем одно в год.
Сейчас продать алмазное сырьё не составляет труда. Желающих купить его для огранки частным образом или для вывоза за границу очень много.
В этих условиях в районах добычи алмазов образовались преступные группировки, которые прикрываются обычным бизнесом вплоть до сапожных мастерских. Используя сложное финансовое положение отдельных наших работников, преступники провоцируют их на кражу алмазного сырья. Как ни странно, больше всего поддаются на это женщины, особенно разведённые, обременённые детьми.
Положение осложняет и безработица в районах. Среди безработных много молодёжи. Широкое распространение получили наркотики. В результате — туда наркотики, оттуда алмазы. Все наши меры по ужесточению режима в районах добычи сразу же опротестовываются прокурором.

Директор Федеральной Службы Безопасности В.В. Путин и президент АК «АЛРОСА» В.А. Штыров в Якутском предприятии по торговле алмазами АК «АЛРОСА», г. Якутск, 1999 г.
А как решена эта проблема в других алмазодобывающих странах?
Там эта проблема решена на законодательной основе. В демократических принципах законодательства Австралии никто не сомневается, но там есть закон, который районам добычи придаёт особый статус. Туда ограничен въезд. Служба безопасности предприятия в этом районе имеет широкие права вплоть до обыска граждан.
В Ботсване в районе добычи службы безопасности имеют ещё больше прав, а работников компании на выходе просвечивают рентгеновской установкой. Режимные ограничения в районе добычи алмазов существуют во всех странах.
Для оздоровления обстановки в районах деятельности нашей компании мы настаивали, чтобы и у нас был принят специальный закон, который регламентировал бы режимные ограничения въезда, выезда, проживания, а также расширял права службы безопасности компании на этих территориях.
Насколько правомерно относить алмазы к стратегическим товарам?
Раньше, когда создавался алмазодобывающий комплекс, это было действительно правильно. Основная цель его создания заключалась в обеспечении инструментальной промышленности алмазным сырьём. Без алмазного инструмента невозможно достигнуть высокой точности в обработке металлов. Проводились опыты по использованию алмазов в больших электронно-вычислительных машинах, то есть алмазы рассматривались исключительно как стратегически важное технологическое сырьё.
С появлением технологий производства искусственных алмазов, которые идут на технические нужды, главная цель добычи природных алмазов — обеспечение сырьём ювелирного производства, то есть целевые аспекты сместились.
Нашу отрасль можно рассматривать как отрасль особого контроля, но только с точки зрения большой валютной выручки и правильности уплаты налогов. В этом плане федеральное Правительство должно контролировать финансовую деятельность компании, финансовые потоки. Бесполезно пытаться вводить сертификацию всего алмазного сырья, так как это практически нереально. Мы предлагаем провести сертификацию процесса сортировки добытого сырья.
Владимир САНЬКО, «Независимая газета», 15 мая 1999 г.