Выступление Президента Якутии В.А. Штырова на совещании при Председателе Правительства России В.В. Путине, по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) 21 августа 2009 года в г. Мирном.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания!

Text Box:   Якутия. Мирнинский район. Совещание Председателя Правительства России В.В. Путина по вопросам                                 социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). г. Мирный. 2009 г. В последние годы Президент и Правительство Российской Федерации, уделяют большое внимание социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия), принят ряд важных для нас документов на основании которых мы строим свою работу.

Среди них я бы выделил в первую очередь Перечень поручений Президента Российской Федерации от 3 февраля 2006 года, в котором было дано 12 поручений федеральным министерствам и ведомствам и Правительству Якутии. И хочу Вам сегодня доложить, что из этих 12 поручений -11исполнено, находится в работе одно, но чрезвычайно важное для нас поручение по разработке мер, направленных на развитие энергетической инфраструктуры Республики Саха (Якутия). Другим важным документом для нас является Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2007 года, где тоже дано 10 разных поручений, из которых выполнено – 5, остальные 5 находятся в работе.

Среди всех этих поручений для нас самым главным и важным является то, которое давал в своё время Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин по разработке Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года.

Сегодня докладываю Вам, Владимир Владимирович, что это поручение выполнено. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года разработана, согласована в установленном порядке со всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации и официально одобрена Правительством России. Её основные положения синхронизированы со всеми действующими на сегодня общегосударственными и отраслевыми документами стратегического планирования. Сейчас мы готовим некоторые изменения к Схеме, в связи с необходимостью увязки её с разрабатываемой в настоящее время Стратегией развития Дальнего Востока до 2025 года. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики предусматривает рост валового регионального продукта в 2,8 раза, а доходов населения Якутии в 3,6 раза к 2020 году. Для достижения этих целей развёрнута работа по трём главным направлениям. Первое – модернизация действующих отраслей народного хозяйства. Второе – создание новых отраслей экономики которых раньше в республике не было. Третье – опережающее во времени развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. По каждому их этих направлений необходимо осуществить целый ряд крупных инвестиционных проектов. Большинство их этих проектов уже находится в стадии реализации. Для этого предварительно была проведена объёмная подготовительная работа. Хочу отметить, что в ней самое активное участие принимали федеральные Минэкономразвития, Минтранс, Минприроды, Минэнерго: в концептуальном плане, подготовке технико-экономических обоснований и проведении экспертиз, организации аукционов и конкурсов на месторождения полезных ископаемых. Задействованы были и крупнейшие российские естественные монополии – ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «РусГидро», корпорация «Росатом», ОАО «ФСК».

Text Box:   Якутия. Мирнинский район. Пуск в эксплуатацию подземного алмазодобывающего рудника «Мир». Председатель Правительства России В.В. Путин, первый вице-президент АК «АЛРОСА» Ю.А. Дойников, Президент Якутии                    В.А. Штыров. г. Мирный. 2009 г. Примером конкретной работы по первому направлению – модернизации действующих отраслей народного хозяйства республики – служит подземный алмазодобывающий рудник «Мир», в церемонии пуска первой очереди которого мы с Вами сегодня принимали участие. До 2020 года предстоит построить ещё три подобных рудника, поскольку в алмазной промышленности планомерно осуществляется переход от добычи руды на карьерах открытым способом к подземному на шахтах с глубокими горизонтами. В другой нашей традиционной отрасли – угольной промышленности – также начато строительство двух новых шахт для возмещения выбывающих мощностей открытого Нерюнгринского угольного разреза. В золотодобыче осуществляется переход от преимущественно россыпных месторождений к рудным с освоением новых технологий кучного и биологического выщелачивания в обогащении руд. Ведутся проектно-изыскательские и опытно-промышленные работы и в специализированных подотраслях цветной металлургии: добыче сурьмы, полиметаллов, редкоземельных элементов. Реализуется ряд проектов в лесной отрасли и агропромышленном комплексе.

Если говорить о втором направлении – создании новых отраслей народного хозяйства республики – то здесь тоже есть вполне конкретные ощутимые результаты. Главный из них – пуск в эксплуатацию компанией «Сургутнефтегаз» нефтяных промыслов в прошлом году на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении, а уже в текущем на Алинском. Якутская нефть пошла в магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», первый участок которого Тайшет-Талакан вступил в строй действующих в реверсном режиме в октябре 2008 года. Сейчас ведутся интенсивные работы по подготовке к вводу участка Талакан-Сковородино. Таким образом, в республике создана новая отрасль – нефтяная промышленность. Но значение этого выходит за пределы Якутии, поскольку, фактически, начато освоение новой Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции общероссийского и даже мирового масштаба. Подготовка к созданию новых отраслей ведётся и в рамках нашего комплексного инвестиционного проекта развития Южной Якутии, который получил одобрение федеральной Инвестиционной комиссии. По нему подписано распоряжение Правительства России, начаты подготовительные и изыскательские работы. В рамках этого проекта кластерного типа в республике будут созданы чёрная металлургия, производство минеральных удобрений, газохимия, урановая промышленность.

В части третьего направления – развития инфраструктуры – развёрнуты работы по многим направлениям. Ведётся строительство сразу двух железных дорог Беркакит-Томмот-Якутск и Улак-Эльга, в рамках проекта развития Южной Якутии начаты проектно-изыскательские работы по направлениям Хани-Тарынах, Томмот-Элькон и Чульбас-Инагли. В строительстве и реконструкции находятся федеральные автомобильные дороги «Лена» (Амурская область – Якутск), «Колыма» (Якутск – Магадан) и «Вилюй» (Якутск – Иркутск). Сооружаются магистральные ЛЭП Мирный-Сунтар-Нюрба и газопровод Мастах-Берге-Якутск. Да, собственно, и нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» сам по себе является крупнейшим инфраструктурным проектом.

Подводя итог, можно сказать, что по всем предусмотренным Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года направлениям ведётся интенсивная работа. От этой нашей путеводной нити мы не отступаем, несмотря ни на какие трудности. Как результат, общий объём инвестиций в экономику Якутии в 2008 году по отношению к базовому 2006 году возрос втрое, а по итогам текущего года увеличится уже почти в четыре раза. За счёт этого сохраняется и рост валового регионального продукта даже в кризисных условиях.

В то же время есть ряд достаточно сложных проблем, которые сдерживают динамику развития республики. Я бы условно их разделил на две группы. Первая, это те проблемы, которые появились в новейшее время и связаны с мировым экономическим кризисом. Они имеют большое отрицательное влияние не только на нашу текущую жизнь, но и на выполнение Схемы комплексного развития производительных сил Якутии. Вторая группа проблем обусловлена крайней отсталостью нашей инфраструктуры, несмотря на все принимаемые по её развитию меры. Вы абсолютно справедливо отметили во вступительном слове, что как только экономике республики было придано ускорение за счёт реализации крупных новых проектов, сразу всплыли на поверхность слабые места и пробелы в инфраструктуре, которые пеленают всякое развитие по рукам и ногам. В этой связи, мы обращаемся к Правительству России с просьбой о некоторых мерах поддержки республики и её предприятий.

В качестве мер поддержки, необходимость в которых обусловлена мировым экономическим кризисом, просили бы рассмотреть и решить четыре вопроса.

Вопрос первый связан с деятельностью акционерной компании «Алроса». У компании возникли серьёзнейшие проблемы со сбытом продукции, поскольку в полной стагнации находится мировой алмазный рынок. Купли-продажи алмазного сырья на всей планете в первом полугодии текущего года были неритмичными, случайными, эпизодическими. Внутренние финансовые резервы «Алросы» подходят к исчерпанию. Часть персонала находится в вынужденных отпусках, а ведь во чтобы то ни стало надо продолжать не только текущую, но и инвестиционную деятельность. Иначе в послекризисный период мы останемся без перспектив. В этой связи, просим продолжить в 2009 году закупки алмазного сырья в Госфонд Российской Федерации в объёмах до 1 млрд. долларов США и поручить Внешторгбанку оказать содействие компании в реструктуризации её кредиторской задолженности. Все необходимые документы подготовлены.

Вопрос второй. Я уже говорил выше, что одной из важнейших целевых задач, предусмотренных Схемой комплексного развития производительных сил республики, является модернизация угольной промышленности для замещения выбывающих мощностей Нерюнгринского угольного разреза. От решения этой задачи зависит судьба города Нерюнгри, насчитывающего с прилегающими посёлками почти 100 тысяч человек населения и энергетики Дальнего Востока, получающей от нас уголь. Именно ради этой цели мы строим две новые Text Box:   Якутия. Нерюнгринский район. На строительстве угольной шахты «Денисовская». п. Чульман. 2009 г. угольные шахты в Южной Якутии. Но их будет недостаточно для того, чтобы обеспечить полную занятость нерюнгринских горняков и сохранить объёмы поставок энергетических углей. Вот почему особое значение для Якутии и всего Дальнего Востока имеет начатый компанией «Мечел» проект создания Эльгинского угольного комплекса. Его предыстория Вам хорошо известна. В настоящее время без единой копейки государственных денег, только за счёт собственных средств «Мечел» развернул строительство железной дороги Улак-Эльга протяженностью 320 км. и создание горно-обогатительных мощностей непосредственно на месторождении. Конечно, в условиях мирового кризиса доступ к инвестиционным финансовым ресурсам резко ограничен для частных компаний, тем более под такие капиталоёмкие и долгосрочные проекты. Учитывая это, просим вернуться к вопросу об организации схемы финансирования Эльги с участием подконтрольных государству банков. Соответствующие предложения я уже вносил в Правительство России.

Третий вопрос. Правительством Республики Саха (Якутия) по согласованию с федеральными министерствами и ведомствами разработан инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Он предусматривает создание целого ряда крупнейших предприятий горнодобывающей, химической, урановой, металлургической промышленности и энергетики, объединенных общей инфраструктурой. На сегодняшний день это самый масштабный в объёмном отношении и самый сложный для управления комплексный проект в Российской Федерации с 14 разными участниками. Тем не менее он прошёл все стадии отборов, одобрен Инвестиционной комиссией Российской Федерации, утверждён распоряжением Правительства России. В рамках проекта начато финансирование за счёт федеральных средств проектирования инфраструктуры в Южной Якутии: железных и автомобильных дорог, плотины и схемы выдачи мощности Канкунской гидроэлектростанции, а также комбината по добыче урановой руды. В текущем году мы планируем выполнить все плановые объёмы работ. В следующем году проектирование завершаем и должны представить в Правительство России комплексный доклад, на основании которого будет принято решение о дальнейшей схеме и временных рамках реализации проекта. В целом по проекту «Комплексное развитие Южной Якутии» больших вопросов нет, но, ввиду кризиса, часть средств с финансирования текущего года Минфин и Минэкономики России перенесли на следующий год. Пусть будет так, но хотим заострить внимание, что уже в 2010 году федеральные средства необходимо выделить в полном объёме двухлетней программы.

Четвёртый вопрос комплексный, он касается Восточной газовой программы и содержит в себе несколько аспектов, связанных с её реализацией. Проект этот действительно очень масштабный. Только у нас в Якутии мы должны создать комплекс по добыче газа мощностью 35 млрд. куб. м. в год, построить отрезок магистрального газопровода большого диаметра длиной около 1,5 тысяч км., организовать газоперерабатывающие и газохимические производства. Ясно, что всё это потребует огромных инвестиций, в том числе за счёт кредитов. Чтобы сделать проект более привлекательным для потенциальных кредиторов, на наш взгляд, следовало бы увеличить его ресурсную базу. Сегодня она состоит из переданного на Text Box:   Якутия. Ленский район. На выездном совещании с участием Президента Якутии В.А. Штырова и первого заместителя председателя правления ОАО «Газпром» А.Г. Ананенкова по вопросам организации работы ОАО «Газпром» в Якутии. п. Пеледуй. 2009г. безаукционной основе «Газпрому» Чаяндинского газонефтеконденсатного месторождения. В то же время в нераспределенный федеральный фонд месторождений мы передали по республике ещё четыре других. Вносим предложение также передать их «Газпрому». Другой аспект. Месторождения наши по международной классификации относятся по запасам к уникальным и крупнейшим. Это так. Но, в то же время, они комплексные. В составе газа много ценных компонентов, которые надо извлечь, прежде чем направлять его в газотранспортные системы. Это дополнительные сооружения, работа и затраты. Кроме того, наши месторождения недостаточно, либо и вовсе не обеспечены инфраструктурой. Чтобы сделать их экономически более привлекательными, считаем необходимым создать для газовиков на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири такие же благоприятные условия по налоговым платежам, как уже действуют у нефтяников. Имеются ввиду льготы по таможенным платежам и налогу на добычу полезных ископаемых. Ну и наконец, исходя из нашего опыта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», когда многие инфраструктурные вопросы решаются, что называется, вдогонку, предлагаем на отдельном совещании с участием всех заинтересованных сторон рассмотреть детально схемы электроснабжения, железнодорожного и автомобильного обеспечения Восточной газовой программы. Все объекты, с этим связанные: линии электропередач Чернышевский – Ленск – Олёкминск – Алдан – Нерюнгри и Ленск – Витим – Талакан – Усть-Кут, железная дорогая Усть-Кут –Непа – Ленск, автомобильная дорога Иркутск – Мирный и другие, включены в Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и в федеральные отраслевые программы. Речь идёт о необходимости синхронизации их строительства во времени с планами газовиков.

Если говорить о мерах поддержки республики, связанных со второй группой наших проблем – крайне недостаточным развитием инфраструктуры, то здесь, прежде всего, надо выделить вопросы электроэнергетики. Я уже отмечал в начале своего выступления, что среди всех поручений Президента и Правительства России федеральным министерствам и ведомствам по вопросам социально-экономического развития Якутии не выполнено одно, но крайне для нас важное – не разработан комплекс практических мер по развитию энергетики республики. Прежде всего, нас беспокоит отставание сетевого хозяйства. А в невыполненном поручении как раз о нём в первую очередь и велась речь. Было необходимо разработать план действий по объединению линиями электропередач трёх изолированных энергосистем республики – Центральной, Южной и Западной. А после этого уже объединённую энергосистему Якутии соединить высоковольтными линиями с системами Сибири в Иркутской, Северо – Востока в Магаданской и Дальнего Востока в Амурской областях. Это позволило бы повысить надёжность электроснабжения всего огромного макрорегиона, включающего в себя Восточную Сибирь и Дальний Восток. Были бы созданы предпосылки для снижения тарифов на электроэнергию за счёт полного использования наиболее эффективных генерирующих мощностей и вывода из баланса самых затратных в каждой из ныне раздельно работающих энергосистем с учётом перетоков энергии между ними. Очень важно, что была бы снята и проблема энергообеспечения инвестиционных мегапроектов. Я поясню это на примере нефтяной и газовой промышленности. Вот мы строим нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». В конце нынешнего года его пуск на всём протяжении от Тайшета до Сковородино. Уже по ходу дела выяснилось, что ввод нефтепровода невозможен без постоянного электроснабжения из двух независимых Text Box:   Якутия. Сунтарский улус. Линия         электропередачи Мирный – Сунтар –                                                   Кемпедяй – Олёкминск. 2009 г. источников. В скобках я замечу, что Правительство Якутии предупреждало в своё время об этом бывшее руководство «Транснефти». Что же, при этих обстоятельствах было срочно принято решение о строительстве двух новых ЛЭП Нерюнгри – Алдан и Кемпедяй – Олёкминск для запитки вводимых насосных нефтепровода. Сейчас их сооружение ведётся в авральном порядке. Как всегда, при таких обстоятельствах не хватает денег, оборудования, специалистов. Справимся, конечно, но всё «на живую нитку». А дальше надо строить вторую очередь нефтепровода «Восточная Сибирь- Тихий океан», а ещё дальше – магистральный газопровод в том же коридоре. Так что же, мы к каждой насосной будем свою схему электроснабжения придумывать? А ведь линия электропередач Нерюнгри – Алдан – Олёкминск – Ленск – Талакан – Усть-Кут, соединяющая Южную и Западную Якутию, а потом их вместе с энергосистемой Сибири, о которой речь уже шла, как раз и идёт вдоль нефте – и газопроводов. Ну так и надо её строить в первоочередном порядке. То же можно сказать и о ЛЭП Якутск – Магадан, которая должна пройти прямо через новые формирующиеся Томпонский промышленный узел в Якутии и Яно-Колымскую горнопромышленный кластер в Магаданской области. Или о ЛЭП Нерюнгри – Якутск, которая должна служить для электроснабжения железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. В теории всё значение этих объектов всем понятно, они включены в нашу Схему и все, какие только возможно, отраслевые стратегии. Но Ваше поручение о разработке конкретного плана действий по их строительству в рамках создания объединённой энергосистемы Якутии не выполнено на федеральном уровне. Считаем крайне важным вернуться к этому вопросу.

Не могу не остановиться на проблеме тарифов на электроэнергию. Как уже говорилось, в республике три изолированных друг от друга энергорайона с собственными генерирующими централизованными энергоисточниками. Себестоимость выработки электроэнергии в них относительно невелика. Но в остальной части республики, за пределами этих энергорайонов, работают локальные дизельные электростанции в сотнях населенных пунктах. Полные затраты на производство на них доходят до 100 рублей за 1 киловатт час. Поскольку действует система усреднения тарифов, средняя отпускная цена на электроэнергию по республике запредельно высока – более 3 рублей за киловатт час. Это делает нерентабельным многие производства. В целом ряде случаев предприятия предпочитают отказаться от централизованного электроснабжения и создают собственную генерацию. Например, «Сургутнефтегаз» построил себе электростанцию на Талаканском нефтяном промысле. Это ещё более усугубляет ситуацию, так как потеря потребителей ведёт к относительному удорожанию себестоимости производства электроэнергии, а следовательно и её цены. Замкнутый круг. Как из него выйти? Мы разработали в рамках своей Схемы подпрограмму оптимизации локальной энергетики в Якутии. Она предусматривает резкое снижение затрат на производство электроэнергии за счёт массовой замены дизельных электростанций устаревших модификаций на современные высокоэкономичные установки, перехода на местные виды топлива взамен доростоящего завозного, мероприятий по повышению эффективности использования энергии потребителями. Эта подпрограмма рассмотрена и одобрена Минэнерго и Минфином России. Теперь дело за финансированием. Цена вопроса – 3,8 млрд. рублей в год на протяжении восьми лет. Договариваемся о выделении средств из федерального бюджета с их возвратом через уменьшение трансфертов республике по мере получения эффекта от реализации подпрограммы. Просим поддержать и дать соответствующие поручения федеральным исполнителям.

Что касается транспортной инфраструктуры, то, в отличие от электроэнергетики, тут в последние годы есть хорошее движение вперёд. Быстрыми темпами строится железная дорогая Беркакит – Томмот – Якутск. Ведутся работы по федеральным автодорогам «Лена», «Колыма» и «Вилюй». В плановом порядке выполняются республиканские программы развития отдельных видов транспорта. Но есть один вопрос, который требует дополнительных решений на федеральном уровне. Речь идёт о необходимости синхронизации во времени работ по уже принятым Правительством России трём решениям, которые в совокупности дают приход железной дороги в Якутск: по собственно строительству самой железнодорожной магистрали, по сооружению моста через реку Лена и по заходу от моста в речной порт Якутска. Об этом я докладывал Вам на Международном транспортном форуме в Сочи в прошлом году. По Вашему поручению все необходимые решения приняты, но они попали в разные программы с различными сроками исполнения. Теперь их надо увязать между собой. Возможно, потребуется небольшая корректировка каких-то программ. Наши предложения в Правительство России представлены.

Text Box:   Якутия. Мирнинский район. В аэропорту города Мирный. 2009 г. Сегодня Вы приземлились в нашем аэропорту города Мирного. Обратили внимание на порядком устаревший парк самолётов для местных авиалиний в наших авиакомпаниях. Да, это так. Самолёты АН-2, АН-24 доживают свой век и списываются. Замены отечественного производства им нет. В то же время есть конструкторские наработки, а в ряде случаев и готовые прототипы. Например, самолёты «Грач», СУ-80, АН-140, Бе-32, АН-38, ИЛ-112 и другие. Но их доводкой и серийным выпуском никто не занимается. Мы неоднократно обращались по этому вопросу и в Объединённую авиастроительную компанию, и в министерства, и в Правительство России. Но обычный ответ такой – сейчас не до этого, закупайте импортные самолёты, мы снижаем по ним ввозные пошлины. Совершенно уверен, что это принципиально неверная постановка вопроса. Огромные расстояния между населёнными пунктами в нашей стране, состояние аэродромного хозяйства, погодные условия требуют наших самолётов, неприхотливых и простых в эксплуатации. Для нас полёты повседневное дело и мы не можем зависеть от какой-нибудь гайки иностранного производства. А, кроме того, само по себе авиастроение могло бы стать инновационным локомотивом экономики страны. Считаем необходимым вернуться к рассмотрению этого вопроса на самом высоком уровне.

Уважаемый Владимир Владимирович! От имени всех якутян я хочу поблагодарить Вас за внимание к республике и поддержку, которую Вы нам оказываете и в решении повседневных вопросов, и в реализации планов стратегического развития. Надеемся, что и сегодняшнее наше совещание, обсуждение проблем, касающихся жизни Якутии, всего Дальнего Востока, послужит интересам процветания Российской Федерации.

Стенограмма совещания «О ходе выполнения поручений

Президента и Правительства Российской Федерации

по вопросам социально-экономического развития

Республики Саха (Якутия)» от 21 августа 2009 г.-

Якутск: Администрация Президента и Правительства

Республики Саха (Якутия), 2009 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here