Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова

на 1 съезде работников транспортного комплекса Якутии

2 декабря 2004 года.

Уважаемые товарищи! Стало аксиомой, что степень развития транспортного комплекса для всех сфер жизни нашей республики с учетом её экономико-географических и природно-климатических условий является фундаментальным фактором. Можно сказать, что его состояние определяет саму возможность существованиямногих отраслей народного хозяйства Якутии и нормальной жизнедеятельности наших сёл, посёлков и городов. Идёт время, и по мерепроизводственного, социального и пространственного развития республики значение транспорта только возрастает. Вот почему Правительство Республики Саха (Якутия) в последние годы очень много занимается проблемами транспорта и в концептуальном пла­не, и в своей практической работе. Принят целый ряд важных решений.

Мы тесно взаимодействуем в этой работе с федеральными органами государственной власти и управления. За последние три года нашу республику посетили и бывший Министр транспорта России Сергей Франк, и новый – Игорь Левитин, и руководители федеральных агентств и служб дорожного хозяйства, речного, авиационного и железнодорожного транспорта.

Во время пребывания в Республике Саха (Якутия) Председателя Правительства России Михаила Касьянова центральной темой обсуждения стали глобальные проблемы транспортной обеспеченности Якутии и всего северо-востока страны.

Эти вопросы ставятся и перед Президентом Российской Федерации. На наших встречах с Владимиром Владимировичем Путиным обсуждалось стратегическое значение для всей страны строительства железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Благодаря его поддержке сегодня это строительство становится реальностью. Также обсуждались обоснования придания федерального статуса республиканским дорогам «Вилюй», «Амга», и решение этих вопросов находится в практической плоскости. Мы высказывали Президенту России свою точку зрения и вносили предложения о необходимости изменения методики распределения бюджетных средств Российской Федерации на нужды дорожного хозяйства, о судьбе дорожных фон­дов, о способах финансирования автомобильных дорог, по проблемам развития авиации и общегосударственной системы магистрального трубопроводного транспорта на востоке страны. Многие из них учтены при принятии решений на федеральном уровне.

Республика Саха (Якутия) приняла самое активное участие в обсуждении и разработке транспортной стратегии Российской Федерации. На её основе первыми в России разработали собственную транспортную стратегию Республики Саха (Якутия). И она введена в действие Правительством республики. Вы вчера и сегодня во время работы съезда рассмотрели проект программы развития транспорта Якутии, которая подготовлена исходя из транспортной стратегии. Эта про­грамма будет рассчитана на 2006-2010 годы, её исполнение станет практическим воплощением нашей транспортной стратегии.

Я не буду останавливаться на основных положениях проекта программы, вы все это знаете – участвовали в разработке, критиковали, корректировали, поддерживали, учитываете в решениях и резолюциях съезда. Хотел бы обратить ваше внимание на два очень важных вопроса, которые являются ключевыми в этой программе. Во-первых, программа предусматривает комплексное развитие всех видов транспорта. Это означает, что мы видим будущее каждого вида транспорта не самого по себе в отрыве от других а, наоборот, во взаимосвязи с ними. Все решения должны быть увязаны в рамках общей транспортной схемы. Например, если мы введем в эксплуатацию железную дорогу до Якутска, то здесь должен быть создан крупный многофункциональный транспортный узел и воздушного движения, и автомобильного, и речного фло­та.И второе – хотел бы обратить внимание на то, что все вопросы, развития транспорта, должны решаться не только комплексно, но и синхронно. Если мы планируем, что 2010 году железная дорога придет на правый берег Лены, а она меридиональная, то именно к этому времени мы должны успеть создать хотя бы контур широтной части опорной сети автомобильных дорог республики. Имеется ввиду ликвидация грунтовых разрывов на автодорогах «Вилюй» (Мирный – Якутск) и «Колыма» (Якутск-Усть-Нера). Я привел это в качестве примера. Но и все другие главные события в развитии разных отраслей транспорта должны быть взаимоувязаны во времени между собой.

Транспортная стратегия республики не только концептуально определяет основные направления развития транспортной инфраструктуры, но и выделяет его рубежные этапы. Проект же программы развития транспорта конкретизирует задачи, которые должны быть решены на каждом этапе. В свою очередь они разбиты по годам. Опускаясь от теории к практике, я хотел бы остановиться на тех задачах, которые мы должны решить уже в те­чение следующего года.

Самые главные, крупные, масштабные события должны развернуться в области железнодорожного транспорта. Решены все вопросы по организации финансирования строительства железной дороги Томмот – Якутск, и мы должны на практике развернуть работы вдвое, втрое более ускоренными темпами, чем это было в текущем году. Уже сегодня принят бюджет Российской Феде­рации на следующий год, из которого на эту стройку выделяется 340 миллионов рублей, принято решение РАО «Железные дороги России» о направлении на строительство миллиарда рублей. Правительство Республики Саха (Якутии) тоже изыскало возможность выделения одного Text Box:   

Якутия. Алданский район. На строительстве дороги Беркакит-Томмот-Якутск. 
г. Томмот. 2002г.
миллиарда рублей. Таким образом, первый этап организационного характера завершен. Теперь – вперед, за дело! У нас есть действительно хорошие традиции железнодорожного строительства, но в таких масшта­бах мы строили только много лет тому назад. Надо быстро восстановить мощности транспортных строителей. Если потеряем сегодня темп, то дальше потеряем качество и время.

В области железнодорожного транспорта мы должны решить и другую очень важную задачу. В прошлом году введен в эксплуатацию участок железной дороги от Беркакита до Томмота. Теперь он должен работать устойчиво и стабильно, а самое главное – прибыльно. Рост объемов перевозок и прибыль – вот на сегодня главные критерии эффективности работы железнодорожников.

Если говорить об автомобильных дорогах, то надо смотреть правде в глаза – мы испытывали и будем испытывать трудности с их финансированием. Я неоднократно ставил вопросы перед Президентом и Правительством Российской Федерации о том, чтосовершенно неправильно в последние годы решается вопрос осудьбе дорожных фондов. Вы знаете, что с каждым годом меняются источники их наполнения, средств становится все меньше и меньше. Конечно, все эти новшества не принесли нам радости. В целом по Дальнему Востоку с 2000 по2004 годы суммарный объем финансирования всех территориальных дорожных фондовуменьшился вдвое – с 12,5 млрд. рублей до 6 млрд. рублей. У нас в республике не произошло резкого падения объемов дорожных работ, потому что мы привлекли средства других источников, нос финансированием, конечно, трудно и сложно. Сейчас же вообще идет речь о ликвидации дорожных фондов – и федерального и территориальных. Тем не менее, и в этих условиях надо дальше жить и работать. В течение 2005 года будем решать вопросы прямого бюджетного финансирования отрасли. Искать другие источники. Теперь еще важнее становится концентрация средств и усилий на главных задачах.

В 2005 году ресурсы и силы необходимо сосредоточить на завершении строительства республиканской дороги «Вилюй». Я имею ввиду ликвидацию на ней грунтовых разрывов. Мосты на этой трассе завершим позже. Эта дорога строится, наверное, уже полвека. На каждой карте она есть, а в натуре – нет. Эта дорога должна быть обяза­тельно построена, исходя из ее огромной важности в обеспечении энергетиче­ской безопасность центральных районов Якутии, прежде всего города Якутска. Ведь она идет вдоль трассы магистрального газопровода Мастах-Берге – Якутск, от которого зависит обеспечение газом, электроэнергией и теплом 60 % всего населения Республики Саха (Якутия). Это сегодняшнее значение дороги. А в уже недалеком будущем она станет связующим звеном Западной Якутии со строящейся железной дорогой. Дорога «Вилюй» – наша, исключительно республиканская задача. А совместно с федеральным Правительством мы должны в 2005 году завершить ликвидацию грунтовых разрывов на участкеУолбаМегино-Алдан автодороги «Колы­ма» и таким образом обеспечить через Томтор сквозной проезд от Магадана до Якутска.

Вы видите, как на самом деле все взаимосвязано. Если вы мысленно представите на карте дороги «Вилюй» и «Колыма», то увидите, что вместе они составляют единую широтную линию опорной сети автомобильных дорог Республики Саха (Якутия). И каждая из них в Якутске, или пока – в Кердеме,сходится с Амуро-Якутской железной дорогой. Значит поставленные на 2005 год задачи полностью соответствуют транспортной стратегии Якутии, вытекают из нее. Так и должно быть.

Как известно, очень сложные и болезненные решения были приняты в области реорганизации авиационного транспорта. Вы помните, сколько было споров и всевозможной их критики. Но жизнь показала, что организационные решения были приняты абсолютно правильные и полезные. На сегодня реорганизованные авиаком­пании более-менее устойчиво работают. Постепенно набирает обороты и ГУП «Аэропорты Якутии». Отлажена схема бюджетной поддержки местных авиаперевозок и аэропортовой деятельности. В 2005 году мы должны последовательно продолжить работу по укреплению материально-технической базы авиации. Прежде всего, надо на практике освоить новые финансовые инструменты приобретения авиационной техники. Это и лизинговая система, и система кредитования через гарантийные механизмы. К сожалению, остаются пока не реализованными все наши проекты и наработки по этим направлениям. Теперь это задача 2005 года. Вместе с федеральным Правительством нам предстоит продолжитьреконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта федерального значения Якутск. Необходимо начать проработку инвестиционных проектов и по созданию новых аэровокзальных комплексов. Здесь совершенно справедливо говорилось, что, пожалуй, самой главной проблемой авиации стала подготовка кадров. Если рассмотреть причины и серьезных аварий, и мелких инцидентов, то 95 % из них происходят за счет человеческого фактора. В силу эко­номических и других причин 1990-е годы авиацию поки­нули очень многие квалифицированные кадры. Теперь нам предстоит создать стройную систему их подготовки и закрепления. Должны быть использованы и возможности Якутского авиационного училища, и направление на учебу за пределы республики по линии Департамента подготовки кадров.

Text Box:   

Якутия. Новый СЛИП на Жатайском судоремонтно-судостроительном заводе. п. Жатай.
Что касается речного флота, то за прошедшие три года на флоте решена важная задача. Речной флот Якутии в целом перестал быть убыточным. Судоходные компании, а самое главное наша ведущая компания – «Ленское объединенное речное пароходство», работает с прибылью. Это очень важно. Прибыль есть основа устойчивого существования любого пред­приятия. С 2004 года медленно, но начался процесс обновления флота. Некоторые наши судоходные компании заказали новые корабли на Осетровском иЖатайском судоремонтно-судостроительных заводах. В Жатаепостроен новый СЛИП. Но этой трибуны справедливо говорилось о том, что темпы обновления флота не­удовлетворительны. Теперь мы должны дать этому процессу определенную государственную поддержку.

Безусловно, важнейшая проблема – это состояние водных путей и судоходной обстановки на реках Якутии. Надо иметь в виду, что на протяжении последних 15 лет в этом отношении мало что делалось. Как результат этого – катастрофическое на­воднение 2001 года в Ленске. Иначе говоря, сейчас мы делаем ту работу, которую не делали 15 лет. В то же время остро стоит вопрос финансирования дноуглубительных и других работ на Лене, её притоках и на барах арктических рек. По действующему законодательству это федеральный вопрос. Выступая здесь у нас на съезде, руководство Росморречфлота утверждает, что на содержание водных путей Ленского речного бассейна выделяется достаточно средств. Такая позиция в корне неверна. Ленское государственное бассейновое управление водных путей хронически недофинансируется. В советское время для поддержания водных путей в порядке мы перерабатывали до 20 млн. метров кубических грунта в год, а теперь едва дотягиваем до 2. Какой уж тут достаток? Вот почему Правительство Якутии вынуждено было участвовать в финансировании этих работ. На протяжении по­следних трех лет из республиканского бюджета выделялось 120-150 миллионов рублей в год для выполнения этой задачи. Но с 1 января 2005 года мы не сможем этого делать, потому что принят федеральный закон №122-ФЗ. Этот закон перераспределяет обязанности между федеральным центром и республиканскими органами власти, и не дает нам право этого делать. Исходя из этого,Правительство республики настойчиво ставит вопрос об увеличении финансирования содержания водных путей Ленского бассейна за счет федерального бюджета. Он обсуждался на моих встречах с Председателем Правительства России Михаилом Касьяновым и
Министром финансов Алексеем Кудриным. Думаю, решение будет найдено, но Минтранс России и Росморречфлот должны более глубоко понимать и реалистично оценивать ситуацию, поддержать нас.

Наиболее стабильная обстановка сложилась в автомобильном транспорте. Здесь у нас достаточное количество перевозчиков и сформировалась конкурентная среда. Только в некото­рых случаях, обусловленных низкой коммерческой привлека­тельностью отдельных видов перевозок, мы покупаем транспорт муниципали­тетам. В частности, за последние эти три года для них был закуплен 81 автобус. Приобретено также некоторое количество подвиж­ного состава для грузоперевозок. Эта работа будет продолжаться по мере необходимости. Мы за развитие конкурентной среды и все идеи, которые прозвучали на съезде о дальней­шей приватизации, необходимости развития рыночных отношений, будут поддержаны. Задача государственной власти – нормативное регулирование, в первую очередь, в области пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Все остальное можно решить и за счет частного капитала.

В 2005 году начнется новый этап в развитии трубопроводного транспорта Якутии. Правительством России будет принято решение о конкретных маршрутах трасс нефтепроводов из Сибири на Дальний Восток. Для нас это будет, без преувеличения сказать, судьбоносное решение. После его принятия мы доработаем соответствующий раздел транспортной стратегии Якутии и утвердим конкретный план действий. Текущей же задачей 2005 года в области трубопроводного транспорта остается ввод в эксплуатацию очередного участка третьей нитки магистрального газопровода Мастах-Берге-Якутск.

Уважаемые товарищи! Уверен, что с задачами, которыеопределны транспортной стра­тегией республики справиться нам по плечу. Я очень доволен тем, как мы всё обсуждали, было очень много конструктивных замечаний и предложений. Все они будут учтены в документах съезда и в решениях Правительства республики, которые будут приняты по его итогам. Также будут внесены определенные коррективы в проект нашей программы развития транспорта на 2006-2010 годы.

Подходит к концу 2004 год. Год чрезвычайно сложный, недаром говорят -високосный. Было очень много событий: и радостных, и не очень. Республика Саха (Якутия) к завершению года приходит с хорошими результатами в своем социально-экономическом развитии. Мы вышли на первое место по объемам валового регионального продукта в Дальневосточном федеральном округе, а ведь еще четыре года назад мы занимали всего третьи-четвертые места. У нас хорошие показатели по всем видам деятельности, хорошие показатели по работе транспортного комплекса.

От себя лично, от имени Правительства Республики Саха (Якутия), от всех жителей республики хотел бы поблагодарить вас за уверенную, хорошую работу и в навигацию, и в зимний период. Желаю вам успехов, счастья, здоровья, а самое главное – плодотворного сотрудничества по реализации нашей Программы так, чтобы мы вскоре обсуждали ее успешное выполнение и конкретные результаты. Спасибо вам!

Выступления, доклады, интервью в 2004 году

Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова.-

Якутск: Администрация Президента и Правительства

Республики Саха (Якутия), 2005 – с. 109-113.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here