27/02/2024

На днях появилась информация, что в 2024 году будут приняты новые стратегии арктических муниципальных районов Якутии. Это похвальная инициатива. Так как на практике уже давно доказано – без комплексного, продуманного на много лет вперед плана развития Арктики, где за последние десятилетия накопилось огромное количество проблем, ничего не получится. 

Надо сказать, что правительство Якутии предпринимает попытки как-то улучшить жизнь граждан в Арктической части республики. Есть, например, Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года. В отдельных улусах строятся дома, до 2025 года в каждом из 13 улусов должны появиться торгово-логистические центры, есть некоторое количество субсидированных билетов на каждом авиайресе в Арктику для прописанных там жителей, и так далее.

Мне, например, особенно нравится инициатива под названием «мобильные доктора». Дело в том, что в поездке по Усть-Янскому улусу я лично убедилась, насколько этот проект пришелся по душе жителям арктических улусов. Люди годами не могли попасть к специалистам, а тут они приехали к ним сами.

Но все-таки, если вдуматься, кардинально улучшить жизнь на такой проблемной со всех сторон территории, да еще по большей степени за счет республиканского бюджета – навряд ли возможно. Думаю, это понимают и в правительстве республики. Но они действуют – потому что нужно делать что-то прямо здесь и сейчас.

Федеральные инициативы, как, к примеру, закон «О развитии предпринимательской деятельности в Арктике», развитие опорных населенных пунктов, арктическая ипотека, резиденты Арктической зоны Российской Федерации, и даже закон о северном завозе – это, конечно, все хорошо. В какой-то степени все эти решения поспособствуют некоторому развитию арктических территорий всей страны и Якутии, в частности.

Но, к сожалению, к рывку, к качественному улучшению жизни граждан в якутской Арктике они вряд ли приведут. И не потому, что эти меры плохи, а потому, что они разрозненны, частичны, не сплетены воедино, не взаимоувязаны. Комплексного подхода во всех этих решениях не просматривается. Складывается впечатление, что хватаются сначала за одно, потом – за другое. Нет единой, центральной оси, на которую все бы это нанизывалось.

Такой осью мог бы стать комплексный закон о развитии Арктической зоны Российской Федерации, проект которого был разработан в Совете Федерации. Но он, увы, сначала скукожился до закона об опорных зонах в Арктике, а потом и вовсе стал законом о развитии предпринимательской деятельности.

Так что пока что в Арктике все идет вразнобой. А, как уже было сказано, здесь не те просторы, не те проблемы здесь, чтобы решать их точечно и раздельно.

Так что же делать? Что делать республике, где целых 13 улусов, значительная часть всей территории, относится к Арктике и где меры по улучшению жизни людей нужно принимать даже не сейчас, а вчера?

Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, можно позаимствовать… из собственной истории Якутии.
Вот возьмем, к примеру, крупные инвестиционные проекты, которые сейчас планируют реализовать в арктической части Якутии. В первую очередь это, конечно, строительство атомной станции малой мощности в поселке Усть-Куйга Усть-Янского улуса и разработка золоторудного месторождения «Кючус».

Что происходит вокруг этих крупных проектов?

7 сентября 2022 года, на Восточном экономическом форуме, между Миндальвосторазвития РФ, Минприроды и экологии РФ, Правительством Якутии и «Росатомом» было заключено соглашение о взаимодействии при развитии Минерально-сырьевого центра в Арктической части Республики Саха (Якутия). Назывался общий объем инвестиций – 235 млрд рублей.

Это реальный документ, подписанный сторонами. Да, он уже сразу после подписания вызвал нарекания. Так как, согласно ему, строительство транспортной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов Усть-Янского и Верхоянского районов, строительство там же социальных объектов, и в целом материально-техническое обновление этих районов, было закреплено за республикой.

И тогда сразу же возник вопрос – почему? Ведь помимо строительства «Росатомом» атомной станции малой мощности в этом проекте заявлялось развитие золоторудного месторождения «Кючус», оловорудных «Депутатское» и «Тирехтях» и других. По этому соглашению получалось так: добывающим предприятиям – добывать и получать прибыль, а республике – строить за свой счет дороги и соцобъекты. Конечно, это показалось странным.

В развитие проекта «Минерально-сырьевой центр в Арктической части Республики Саха (Якутия)» должен был быть разработан конкретный комплексный план по его реализации. По документам Правительства РФ и заявлениям республиканских чиновников, был установлен реальный срок – до 1 февраля 2023 года. Но, к сожалению, плана никто так и не увидел.

Идем далее.

12 сентября 2023 года, снова на Восточном экономическом форуме,  было подписано новое соглашение –  о намерениях сотрудничества в реализации проектов Кючусского промышленного кластера между Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, правительством Якутии, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и ПАО «Селигдар».

Речь уже, как понятно из названия, шла не о Минерально-сырьевом центре в Арктической части Республики Саха (Якутия), а о Кючусском промышленном кластере. И среди подписантов уже не было Минприроды и экологии РФ, а появилась компания «Селигдар».

То есть на сегодня республика имеет два соглашения. И пока что ясности в том, как они будут реализованы, нет.
Возможно, конечно, будут приняты какие-то новые решения, появится план реализации проекта под названием «Минерально-сырьевой центр в Арктической части Республики Саха (Якутия)». Какая-то работа идет, дело на месте не стоит.

Но все-таки уже сегодня понятно, что чего-то во всей этой работе не хватает. А не хватает, на мой взгляд, именно той самой системности, комплексности.

И вот тут мы возвращаемся к истории разработки крупнейших инвестиционных проектов Якутии, которые уже были реализованы у нас.

Сейчас хочется сказать даже не о знаменитой Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая дела реальный толчок экономике Якутии, и на базе которой развитие республики идет до сих пор.
А о другом – о проекте «Комплексное развитие Южной Якутии» (КРЮЯ). Он был утвержден в 2009 году правительством Российской Федерации (оцените уровень).

Для реализации проекта было предусмотрено все: строительство автодорожной, железнодорожной инфраструктуры, Канкунской гидроэлектростанции, линий электропередачи, разработка проектной документации Эльконского горно-металлургического комбината. Эту работу взяло на себя государство, а крупнейшие российские компании взяли на себя работу по созданию конкретных промышленных предприятий. Иными словами, это и есть классический пример государственно-частного партнерства.

К реализации КРЮЯ были привлечены все необходимые федеральные органы власти, недропользователи. И самое главное – обозначена цель всего этого. «Реализация проекта окажет существенное позитивное влияние на основные макроэкономические показатели развития Российской Федерации и улучшит параметры ее экономической безопасности, что определяет общегосударственное значение проекта». 

Иными словами, цель проекта – это не только развитие Якутии или Дальнего Востока, но всей России. А для Якутии это означало – строительство объектов новой генерации электроэнергии, автодорог, железных дорог, появление новых рабочих мест, поступление налогов в бюджет, строительство новых соцобъектов и так далее.

Часть проекта КРЮЯ была успешно реализована. Это – строительство железной дороги, угольных шахт, освоение Эльгинского месторождения, разработка месторождений железных руд и так далее. Даже, казалось бы, оставленный на долгое время проект Эльконского ГМК тоже пошел в работу – «Росатом» начал разработку крупнейшего уранового месторождения. Другую часть – так или иначе придется реализовать, потому что этого требует сама жизнь. Например – строительство Канкунской ГЭС ввиду острого дефицита электроэнергии на Дальнем Востоке.

Кстати, к слову скажу, что в последнее время часто читаю о рекордах поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», нефти – по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан». А ведь сами эти проекты появились во многом благодаря инициативе нашей республики во времена Вячеслава Штырова. Достаточно вспомнить, что, когда эти вопросы поднимались на совещании при Президенте РФ в Хабаровске в 2004 году, Минэкономиразвития России и другие федеральные министерства были категорически против этих проектов. Но капля камень точит.

Именно тогда началось освоение Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции, были вовлечены в разработку Талаканское и Чаяндинское месторождения. Именно тогда была выбрана трасса газопровода и нефтепровода через Якутию. А произошло это, по признанию ныне Государственного советника Якутии Вячеслава Штырова, потому, что республика, продвигая свои интересы, проекты, делала это с учетом интересов всей страны.

Главной была мысль, что проекты, реализуемые на территории Якутии, будут полезны всему Дальнему Востоку, всей России. И вот теперь, когда произошел разворот на Восток, все они буквально выстрелили.
Так кто же мешает нам сейчас сделать нечто подобное? Неужели нельзя развитие золоторудных, оловорудных, редкоземельных и других месторождений объединить в один крупный комплексный проект с учетом всех составляющих? Тем более, что строится атомная станция малой мощности.

Почему бы взять и не продумать все это разом и увязать друг с другом? Чтобы все участники сторон знали, что будут делать, за что будут отвечать. И изложить все это конкретно – на бумаге и закрепить решением правительства РФ.

Ведь если вдуматься, то такой крупнейший проект в Арктике Якутии действительно может дать толчок к развитию не только наших северных улусов, но и Северного морского пути, Дальнего Востока, и всего Северо-Востока России. То есть этот проект может стать действительно серьезным делом. И когда он будет реализован, это реально скажется на уровне жизни граждан, проживающих в Арктической части Якутии.

А я, ко всему прочему, была бы очень рада, если, наконец, учли бы и интересы Нижнеянска – входных ворот в реку Яна. Нашего главного населенного пункта, благодаря которому снабжаются Усть-Янский, Верхоянский и Эвено-Бытантайский улусы.

Будет построен глубоководный порт в Найбе или не будет – на снабжение этих арктических улусов  это никак не влияет. Важность Нижнеянска не отпадет ни при каких обстоятельствах. Это нужный и стратегически важный населенный пункт. И очень жаль, что в головах некоторых чиновников отсутствует это понимание.

И может, наконец, возьмутся за глубины реки Яна – ведь в прошлом году практически сорвали завоз грузов для «Росатома» из-за низкой воды.

То есть, если подытожить, проект развития Минерально-сырьевого центра в Арктической части Республики Саха (Якутия), Кючусского горнопромышленного кластера – называйте как хотите – это возможность реального сдвига в якутской Арктике. Только при условии, что будет осуществлен комплексный подход, где будет учтено все: строительство автодорог, объектов энергетики, социальных объектов, жилищно-коммунальной инфраструктуры и так далее. Если родится вот такой комплексный документ, где все будет прописано, то всем участникам процесса, и в первую очередь жителям, все будет понятно. Разве это неверный подход?

Конечно, это может показаться чем-то глобальным, далеким. Но ведь и «Сила Сибири» и Восточная Сибирь – Тихий океан» когда-то казались чем-то нереальным. Это, во-первых. А во-вторых, ну, это же Арктика. Сотни, тысячи раз уже доказано, что разрозненные, узкие проекты, усилия не дают здесь результаты. Не те расстояния, климат, условия.

Поэтому стратегии развития муниципальных районов в Арктике – это правильно. Но и они должны быть, по-хорошему, включены в общий план развития Арктической части Якутии на базе, например, Кючусского горнопромышленного кластера.

Вот тогда-то, собрав все силы в один кулак, и можно добиться реального результата, и люди перестанут покидать якутскую Арктику.

Маргарита НИФОНТОВА. 
Фото Марии Басовой.