Из выступления Президента Республики Саха (Якутия)В.А. Штырова на 38-м (внеочередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Начиная с 2002 года, мы действовали по специальным пятилетним индикативным про-граммам и планам, которые были разработа­ны по ключевым нап-равлениям развития республики в областях экономики, социальной сферы, государственного стро-ительства и в целом носили комплексный, системный характер. Сейчас за­канчивается плановый период, можно подводить итоги для того, чтобы оценить, что сделано и что еще предстоит сделать.

Если говорить о соци­ально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия), то на 2002-2006 годы ставились задачи по стабилиза­ции деятельности базовых от­раслей народного хозяйства с небольшим ростом основных показателей их работы. Надо было провести финансовое оздоровление целых отраслей и отдельных предпри­ятий, реструктуризировать госу­дарственный сектор, который занимал более 90 процентов в экономическом обороте республики. Требовалось незамедлительно начать решение ключевых проблемных инфраструктурных вопросов. Одновременно выработать стратегические цели, основные направления и инструменты дальнейшего динамичного развития экономики, начать системную работу по привлечению инвестиций, созда­нию условий для работы инвесторов в республике.

Сегодня, подводя итоги пяти лет, можно сказать, что в основном эти задачи выполнены. Обеспечен рост промышленного производ­ства в реальном исчислении (без учета инфляции) на десять про­центов, производства сельскохо­зяйственной продукции на восемь процентов, увеличены объемы транспортных перевозок и това­рооборот. В совокупности это озна­чает, что в республике больше произведено продукции, выполнено работ, оказано услуг. Таким образом, на 16 процентов увеличился валовой региональный продукт, по его ве­личине и добавленной стоимости на душу населения Якутия вошла в число пяти ведущих субъектов Российской Федерации.

Особое внимание в прошедшее пятилетие уделялось активизации инвестиционной деятельности. В среднегодовом исчислении объём капитальных вложений в народное хозяйство республики более чем удвоился. На развитие экономики Республики Саха (Якутия) из разных источни­ков было привлечено около 180 миллиардов рублей. В алмазодо­бывающей промышленности компанией «АЛРОСА» построены Нюрбинский горно-обо­гатительный комбинат, вторая очередь подземного рудника «Интернацио­нальный», введены новые производственные мощности на предприятиях «Алмазы Анабара» и «Нижне-Ленское». Пущена в эксплуатацию Светлинская гидроэлектростан­ция, реконструирован угольный разрез «Нерюнгринский» и шахта «Джебарики-Хая». Построены участок Беркакит – Томмот Амуро-Якутской железной дороги и линии электропере­дачи Томмот – Нижний Куранах, Хандыга – Джебарики-Хая, Мирный – Сунтар, Светлый – Мрный, Хаптагай – Майя. Ликвидированы грунтовые разрывы на доро­гах «Вилюй» и «Колыма» и сегодня есть возможность сквозного про­езда от западной границы Рес­публики Саха (Якутия) до восточ­ной.

Реализация ряда начатых инвестиционных проектов будет продолжена уже в начавшейся пятилетке. Строятся подземные алмазодобывающие рудники «Айхал» и «Удачный», угольные шахты «Денисовская» и «Инаглинская», вторая очередь Светлинской ГЭС, автомобильные дороги «Амга» и «Кобяй», участок Томмот – Кердем Амуро-Якутской железной магистрали. Ведутся опытно-промышленные работы, связанные с освоением новых технологий в золотодобывающей промышленности.

Text Box:   Якутия. Ленский район. Обустройство промысловых нефтяных скважин ОАО «Сургутнефтегаз» на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. Талкан. 2006 г. Наряду с традиционными для республики, дан старт развитию новых отраслей. Прежде всего, в нефтегазовом комплексе. Начато масштабное освоение нефтегазоконденсатных месторождений Западной Якутии – Талаканского, Среднеботуобинского, Алинского. Положено начало строительству на территории республики магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В рамках проекта Восточной газовой программы ведутся работы по обоснованию создания одного из крупнейших в стране центров добычи газа на базе Чаяндинского и других наших газовых месторождений.

В ходе реализации пятилетнего плана освоены новые схемы привлечения средств для инвестиционной деятельности. Например, проектное финансирование, с помощью которого построен пивной завод в городе Якутске. По схеме тарифной окупаемости построена линия электропередачи Хандыга – Джебарики-Хая. На цели развития привлечены финансовые ресурсы за счёт выпуска нескольких серий республиканских облигаций. Удалось привлечь новых инвесторов, ряд из которых является крупнейшими финансово-промышленными группами России. На сегодня в Яку­тии, помимо АК «АЛРОСА», рабо­тают ООО «Евразхолдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром-нефть» подразделения ОАО «Но­рильский никель», АКБ «Еврофинансбанк» и другие большие компании. Всё это создаёт предпосылки для дальнейшего роста инвестиционного интереса к республике. По инвестиционно­му рейтингу Якутия занимает ве­дущие позиции в Дальневосточ­ном федеральном округе и в це­лом среди субъектов Российской Федерации.

Для Республики Саха (Якутия) базовой отраслью является сельское хозяйство. В 2002 году была принята пятилетняя Государственная программа социально-экономи­ческого развития села. Сегодня можно сказать, что при всех сложностях основные программные задачи выполнены, на восемь процентов в реальном исчислении увеличен общий объем сельс­кохозяйственной продукции. За пять лет на развитие сельского хозяйства направлено в качестве финансо­вой поддержки, инвестиций и до­таций более 20 миллиардов руб­лей. Организова­ны опорные сети машинно-техно­логических станций и перерабатывающих производств, системы государственных закупок сельхозпродукции и поставок ресурсов для нужд сельхозпроизводителей. Созданы предпосылки для дальнейшего роста доли товарного производства в сельском хозяйстве.

Особое внимание в прошедшие пять лет уделялось инфраструктурным отраслям, обеспечивающим жизнедеятельность народного хозяйства и социальной сферы. За это время удалось решить серьезную проблему в электроэнергетике республики: ликвидированы дефициты мощностей, которые сложились к началу 2002 года в Центральном энергорайоне и отдельных ло­кальных энергосистемах. Это достигнуто в результате рекон­струкции Якутской ГРЭС, ввода в эксплуатацию Светлинской ГЭС, реализации программы оптимизации ма­лой энергетики. Создана база не только для того, чтобы обеспечить надежное текущее электроснабжение, но и обеспечить энергией дальнейшее развитие республики.

Text Box:   Якутия. Мирнинский район. На строительстве второй очереди Светлинской ГЭС. п. Светлый. 2006 г. Предметом особого внимания было и жилищно-коммунальное хозяйство. В силу ряда причин, которые были связаны с общим экономическим состоянием в целом в стране и в республике в 1990-х годах, к 2002 году Якутия подошла к ситуации, когда практичес­ки вся отрасль оказалось в состоянии банкротства. В этой связи были приняты энергичные ста­билизационные меры, проведена санация предприятий и реструктуризация их долгов, создано общереспубликанское ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», в отрасль привлечены инвесторы, в том числе АК «Якутскэнерго». По специальной программе проведена мо­дернизация многих объектов теплового хозяйства, сетей, водоснабжения и водоотведения. Се­годня жилищно-комму­нальное хозяйство республики в целом работает безубыточно. Повысилась надёжность его работы. Показате­лем снижения аварийности можно назвать то, что в период зимы 2001-2002 годов произошла 31 круп­ная авария, а в прошлую зиму – всего лишь две.

Text Box:   Первый в России серийный самолет АН-140 ОАО «Авиакомпания «Якутия» в аэропорту «Якутск». г. Якутск. 2006 г. Такая же работа бы­ла проведена в отраслях транспортного комплекса. В особенно тя­желом состоянии находилась ави­ация республики. Поэтому по специально­му плану проводились реструкту­ризация и укрупнение авиационных предприя­тий, их финансово-экономичес­кое оздоровление, выработка но­вых подходов к дальнейшему развитию. Постепенно началось техническое перевооружение, об­новление парка авиационной тех­ники, осуществляется переход на новые типы самолетов – Ан-3, Ан-140 и другие, проводится рекон­струкция аэропорта «Якутск». Се­годня отрасль работает устойчи­во.

Как важнейшее условие обеспечения безопасного функционирования систем жизнеобеспечения народного хозяйства и социальной сферы, повышения качества жизни людей, под особым контролем находилось выполнение программы газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия). За пять лет с 2002 года на эти цели направлено восемь миллиардов рублей из разных источников фи­нансирования. В ходе реализации программы введено более 1300 тысяч километров га­зовых сетей, к которым впервые подключен 31 населённый пункт, 11 тысяч домов по­лучили газ, 70 котельных переве­ли на газовое топливо. Это в значительной степени способствовало устойчивому функцио­нированию энергетики и жилищ­но-коммунального хозяйства.

Пози­тивные сдвиги в экономическом развитии Республики Саха (Яку­тия) позволили приступить к сис­темному решению первоочередных со­циальных задач. Из них главная – повышение доходов населе­ния. За этот пятилетку реальные доходы населения выросли, с уче­том инфляции – на сорок про­центов, а номинально – в 2,5 ра­за. Удалось погасить огромную задолженность по заработной плате по всем отраслям народного хозяйства и районам республики. За счёт всех источников финансирования введено 1,2 миллиона квадратных метров жилья. Подчёркиваю, что ещё до начала реализации в Рос­сийской Федерации националь­ного проекта «Доступное жилье» в республике началась апробация новых форм и методов привлечения средств граждан для строительства жилья. Например, за счёт снижения процентной ставки по кредитам для работников бюджетной сферы, развития ипотеки и других. За пять лет на строительство объектов социаль­ной сферы направлено более 7 милли­ардов рублей. Введены 76 школ – это была особая задача для Правительства республики, поскольку обветшание школьных зданий является одной из острейших наших проблем, решать ее предстоит и в будущем. Сданы в эксплуата­цию 59 объектов здравоохране­ния, 13 – культуры, пять – для вузов, четыре – для ССУЗов, че­тыре крупных спортивных комп­лекса, больше ста небольших спортивных сооружений в разных улусах и наслегах.

Проведены чемпионат России по вольной борьбе в городе Якутске, Международные спортивные игры «Дети Азии», две спартакиады народов Республики Саха (Якутия), спар­такиада по национальным видам спорта. Это, с одной стороны, позволило увеличить массовость занятий физкультурой и спортом, с другой стороны, добиться опре­деленных результатов на обще­российской и международной аренах. Планомерно велась рабо­та по программе развития культу­ры и кинематографии Республики Саха (Якутия). Якутский героичес­кий эпос «Олонхо» ЮНЕСКО признаншедевром мирового нематериального культурного наследия.

На протяжении всех пяти лет продолжалась большая и сложная работа в области государственного стро­ительства Республики Саха (Яку­тия). На основании совместно принятых решений обеих ветвей власти парламент республики из двухпалатного стал однопалатным. Изменилась система выборов его депутатов: от чисто мажоритарной мы перешли к смешанной – по одномандатным округам и партийным. Думаю, что это позволило повысить эффектив­ность работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) как с точки зрения нашей внутренней законотворческой деятельности, так и с точки зрения взаимодействия с федеральными законодательны­ми органами.

С 2002 года планомерно и целенаправленно велась кропотливая работа по организации местного самоуправ­ления. Была подготовлена необходимая нормативно-правовая база Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), принята целая система подзаконных актов Правительством Республики Саха (Якутия). Администрацией Пре­зидента и Правительства Респуб­лики Саха (Якутия) проведена по специальному плану большая организаторская работа по выбору вариантов структуры и формированию муниципалитетов на основе народного волеизъявления. Сегодня в республике уже сложилась, набирает силу и авторитет двухуровневая система местного самоуправления.

Text Box:    Якутия. Жиганский улус. На рыболовецком промысловом участке в низовьях Лены. 2006 г. Много усилий прилагалось для органи­зации конструктивного взаимодей­ствия на федеральном уровне. Напомню, что в 2002 году Прези­дент Российской Федерации под­писал новый вариант Договора о разграничении полномочий меж­ду Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия), кото­рый действует в настоящее вре­мя. На его базе подписан целый ряд соглашений с федеральными министерствами и ведомствами по конкретным вопросам. Активно развивались и межрегиональные связи. На се­годняшний День действуют 10 договоров о сотрудничестве республики с субъ­ектами Российской Федерации, в первую очередь с соседями, ко­торые помогают эффективно объ­единять усилия в решении многих практических вопросов.

Если подвести итоги прошедших пяти лет в целом, то можно уверенно сказать, что они позитивные. Но, с другой сто­роны, нельзя не отметить, что были определенные упущения, кото­рые необходимо иметь ввиду в будущей работе. Считаю, что не удалось добиться нужных резуль­татов в развитии цветной метал­лургии, решить кардинально проблемные воп­росы оловодобывающей промышленности, достичь плано­вых параметров в лесной. Не все благополучно в реализации Президентской программы социально-экономи­ческого развития села, особенно в части традиционных народных промыслов, хозяйственной деятельности в арктических улусах. Есть проблемы в реформировании жилищно-комму­нального хозяйства. Если его органи­зационная структура и матери­ально-техническая база подтянулись, то новые принципы работы, основанные на активном участии людей в управлении жильём через создание товариществ собственников жилья, внедряются достаточно медленно. При всём внимании к транспортному комплексу всё-таки есть недоработки в дорожном строительстве, особенно в части привлечения в отрасль инвестиций из разных источников. В сфере социальных отношений не уда­лось до конца решить вопросы пенсионного обеспечения, нес­мотря на то, что к этому прилага­лись большие усилия всех орга­нов государственной власти Яку­тии. Отмечая положительные ре­зультаты, мы потому должны осознавать недоработки и упущения, чтобы работать над ними в своём движении дальше.

А как должна развиваться Яку­тия в будущем? Если гово­рить об экономической составля­ющей, то в основе наших действий будет Схема комплексного раз­вития производи­тельных сил, транспорта и энерге­тики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая была разрабо­тана Минэкономики России и Правительством республики по поручению Президента Рос­сийской Федерации, В настоящее время она проходит согласование в федеральных министерствах и ведомствах и должна быть рассмотрена Правитель­ством Российской Федерации. Схема долговременная, разбита на отдельные периоды, каждый со своими задачами, выполнение которых является промежуточным этапом на пути к достижению стратегических целей. По сути дела, это дорожная карта с вехами, по которым надо двигаться.

Как сформированы стратегические цели экономического развития в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики? К 2020 году Якутия должна стать бездотационным, самодостаточным субъектом Федерации с точки зрения формирования в рамках действующей бюджетной системы бездефицитного консолидированного республиканского бюджета, обеспечивающего полное удовлетворение нормативных текущих социальных потребностей и потребностей развития, за счёт собственных доходов. Для этого необходимо увеличить к концу расчетного периода валовый региональный продукт в 2,8 раза, а доходы населения в 3,6 раза. Чтобы достичь этих целей, должна быть организована работа по трём направлениям.

Первое – обеспечение стабильной работы базовых, традиционных для республики отраслей народного хозяйства с небольшим, но планомерным и поступательным ростом основных показателей их работы. Это позволит постоянно воспроизводить и сохранять устойчивость всей нашей региональной социально-экономической системы. Второе – создание за счёт реализации целого ряда инвестиционных проектов новых крупных предприятий в отраслях специализации республики в общероссийском разделении труда и новых производств в отраслях, ориентированных на внутренний республиканский рынок. Именно онидолжны обеспечить нужную динамику экономического развития, дать существенную прибавку валового регионального продукта и рост доходов бюджета. Третье – опережающее развитие инфраструктуры, обеспечивающее в масштабах и во времени как бесперебойное текущее функционирование народного хозяйства и социальной сфера, так и их развитие.

Работа по первому направлению – кажется с первого взгляда простой текущей задачей. Но на самом деле она достаточно сложная, потому что необходимо не только обеспечить благоприятные финансо­во-организационные условия ра­боты предприятий, но и реализовать ряд инвестиционных проектов только для того, чтобы поддержать достигнутый уровень производства. Например, в алмазодо­бывающей промышленности предстоит ввести четыре подзем­ных рудника с учетом возможного строитель­ства шахты на Накынском рудном поле. Исходя из баланса текущих запасов руды и её добычи, потребуется вовлечь в эксплуата­цию давно извест­ные, но бедные и малорентабельные алмазные месторождения. Необходимо резко увели­чить объёмы геологоразведочных работ на алмазы В угольной промышленности необходимо реализовать целый план загрузки мощностей ОАО ХК «Якутуголь», высвобождающихся в связи с исчерпанием запасов на Нерюнгринском угольном разрезе. В том числе, предстоит построить две шахты мощностью 6 млн. тонн добычи угля, вовлечь в работу пласт «Пятиметровый», освоить новое гигантское Эльгинское месторождение коксующихся углей. В цветной металлургии надо возвращаться к сложнейшим проблемам оловодобывающей промышленности, создавать металлургический передел в сурьмяном производстве, осваивать новые технологии извлечения тонкодисперсного золота. И так по всем базовым отраслям. Чтобыподдер­жать их стабильную работу и обеспечить умеренный рост,требуются усилия, средства и время.

Text Box:   Якутия. Нерюнгринский район. На строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». 2007 г. Будущее развитие Республики Саха (Якутия) неразрывно связа­но с созданием новых отраслей промышленности. Прежде всего, это нефтегазовый комплекс. В конце 2008 года должен быть введен нефтепровод «Вос­точная Сибирь – Тихий океан» и добыт первый миллион тонн неф­ти на Талаканском нефтегазоконденсатном месторожде­нии. В дальнейшем необходимо увеличить годовое производство нефти до 12 миллионов тонн совокупной добычи всеми предприя­тиями. Поэтому, наряду с Талаканом, должны быть реализованы и проекты освоения других наших нефтяных месторождений – Алинского, Среднеботуобинского, Иреляхского и даже тех, открытие которых только ожидается. Также для собственных нужд республики предстоит создать нефтеперерабатывающее произ­водство общей мощностью не ме­нее 1 миллиона тонн, по предварительным расчетам – в районе города Ленска.

Масштабное развитие должна получить га­зовая промышленность. В соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, и по договоренностям с ОАО «Газп­ром» к 2016 году должна быть обеспечена добыча газа на уровне 15 миллиардов кубометров, а затем доведена до 35 миллиардов в год. Это позволит республике войти в число ведущих производителей природного газа России. Естест­венно, что газодобывающие промыслы должны создаваться синхронно со строительством магистрального газопровода, маршрут которого аналогичен трассе нефтеп­ровода «Восточная Сибирь – Ти­хий океан». Предстоит создание и новых предприятий газоперерабатывающей и газохимической промышленности.

В Южной Якутии намечается реализовать проект по созданию Южно-Якутского гидроэнергети­ческого комплекса. Хочу особо подчеркнуть, что если раньше энергетику мы рассматривали как базу для развития других отраслей, то в данном случае она выступает в своём новом качестве, как самостоятельный бизнес. Я имею в виду продажу электроэнергии за пределы республики, в том числе на экспорт.

Предстоит создать и новые горно-металлургические комплексы в урановой и химической промышленности, чёрной металлургии. Конечно, задачи у нас огромные, и некоторым кажутся неподъёмными. Но должен сказать, что все эти планы вполне реальные, хорошо продуманы и согласованы на всех уровнях. По большинству проектов, за исключением одного-двух, уже есть инвесторы, и их практическая реализация началась.

В период до 2020 года нам предстоит работать не только по крупным проектам общероссийского и даже мирового масштаба. Одновременно новый импульс должно получить развитие местной промышленности, строительная индустрия, сервисные компании, малый бизнес.

Всё, о чём сказано выше, невозможно без корен­ной модернизации инфраструктуры. Поэтому ключи к экономическому росту республики находятся в решении третьей задачи – опережающем развитии транспорта и энергетики.

Text Box:   Якутия. Томпонский улус. На строительстве федеральной автодороги «Колыма». Президент Якутии В.А. Штыров,                             Глава Томпонского улуса И.С. Шадрин, заместитель Министра транспорта России А.С. Мишарин. В сфере транспорта главная за­дача – строительство железной дороги до Якутска с совмещенным автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через реку Лену. Но надо сказать, что в схеме предусмотрено строительство до 2020 годажелезнодорожных веток и по другим направлениям: Непа – Ленск, Хани – Олекминск, Улак – Эльга. Приход железной дороги в Якутск должен обязательно сопровождаться синхронным завершением работ по реконструкции федеральной автодороги «Лена» и строитель­ству дороги «Колыма», дальней­шим строительством федераль­ной автомобильной дороги «Ви­люй» с выходом в Иркутскую об­ласть, республиканских дорог «Кобяй», «Амга» и «Умнас» для того, чтобы можно было комплексно использовать эффект от работы железнодо­рожной магистрали. Потребуется модернизация флота в связи с тем, что изменятся грузопотоки в северо-восточном регионе Рос­сии и Якутск станет одним из важнейших транспортных уз­лов Российской Федерации.

В электроэнергетике, помимо создания новых генерирующих мощностей в Южной, Западной и Центральной Якутии, особое внимание будет уделено сетевому строительству с целью объединения отдельных энергосистем республики в единую. Планируется также её присоединение высоковольтными энергомостами к объединённым системам Сибири и Дальнего Востока. В отдельную целевую задачу выделена оптимизация локальной энергетики северных и арктических улусов.

Для нас остается вечной забо­той, заботой благодарной, разви­тие села. Правительство Респуб­лики Саха (Якутия) сформулиро­вало новый вариант программы социально-экономического раз­вития села, теперь уже на очередные пять лет с основными направлениями до 2020 года. Она прошла необходимые апробацию и обсужде­ние на разных уровнях. Хочу под­черкнуть, упор в ней сделан на развитие товарного производ­ства. Надо создать условия, что­бы сельскохозяйственная отрасль стала доходной, прежде всего для жителей села.

Будут продолжены работы по газификации населенных пунктов. Приняты Программа га­зификации населенных пунктов в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления до 2020 года. В предстоящую пятилетку в первоочередном порядке необходимо обеспечить безопасность газового хозяйства Республики Саха (Якутия). Для этого надо проложить вторую нитку подводного перехода газопровода через реку Лену, завершить строительство третьей нитки газопровода Мастах – Берге – Якутск. Будут про­должены работы по газификации населенных пунктов Заречья, газификация Ленского района и левобережья реки Вилюй за счет Среднетюнгского месторождения. На втором этапе, к 2020 году должна быть полностью завершена газифика­ция Заречной группы улусов и всех населенных пунктов вдоль трасс магистральных га­зопроводов, начнутся работы в Южной и Юго-Западной Якутии. Хочу обратить Ваше внимание, что с 2007 года начнется газификация сельскохозяйствен­ных производственных объектов: животноводческих комплексов, ово­щехранилищ, машино-технологических станций. Иначе говоря, газификация будет сопряжена с Программой социально-экономи­ческого развития села.

Text Box:   Якутия. Мегино-Кангаласский улус. Обсуждение вопросов газификации Заречной группы улусов республики. с. Майя. 2006 г. Главным содержанием дальнейшей работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, помимо укрепления его материально-технической базы, будет переход на новые формы организации юридических, экономических и финансовых взаимоотношений между собственниками жилья и обслуживающими организациями.Имеется ввиду формирование товариществ его собственников, управляющих компаний, расчетных центров, выстраивание системы договорных отношений и взаимодействий между ними. Здесь надо вести осторожную политику, поскольку это непосредственно касается повседневной жизни людей. Будет большое поле деятельности, прежде всего, для Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Яку­тия), которое должно создать це­лый свод законов по реализации новых подходов для того, чтобы не пострадало население. При этом надо иметь в виду, что не ставится задача в ближайшие пять лет перейти на полную самоокупаемость коммунальных услуг за счет доходов населения. Система государственных дотации будет пока сохранена.

Экономическое развитие рес­публики не является самоцелью. Главная цель – улучшить жизнь людей, а экономика это фундамент для решения социальных вопросов. Но именно её рост увеличивает ресурсные возможности для планируемого повышения доходов населения. Что касается разви­тия отдельных отраслей социаль­ной сферы, то для них уже разработаны пятилетние программы, которые Госсобрание (Ил Тумэн) республики одобрило. В то же время обращаю ваше внимание на важную особенность плана действий в следующие пять лет в социальной сфере. Будет осуществлен переход к нормативным методам финансирования. Будут ли они нормативно – подушевыми или иными – не в этом дело, главное – на всё должны быть нормативы. Надо создать сти­мулы для того, чтобы социальная сфера получила источники саморазвития внутри себя. Дальней­шее экстенсивное развитие нам уже не по силам, а экономия всех видов затрат по отношению к нормативам может стать источником дополнительного самофинансирования социальных учреждений, в том числе дополнительной зарплаты их персонала. В стране существует разный опыт: тюменский, санкт-петербу­ргский, есть наш собственный, потому что отдельные элементы этой системы внедрялись в каче­стве эксперимента на протяже­нии последних пяти лет. Работа в этом направлении потребует законодательного обеспечения, огромной практи­ческой работы для того, чтобы не были сделаны ошибки уже на старте.

Как я уже отмечал, Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и электроэнергетики Якутии до 2020 года после её утверждения станет нашим основным документом долгосрочного стратегического планирования. Но уже сейчас новый пятилетний план социально-экономического развития республики на 2007-2011 годы разработан не только как логическое развитие и продолжение работы в предыдущие пять лет, но и исходя из конечных целей Схемы. Он является её первым этапом во временном разрезе. Новый пятилетний план утверждён в установленном порядке, теперь наша задача – его выполнять.

В предстоящие пять лет нам предстоит многогранная работа и в области государственного строительства.

Необходимо продолжить курс на формирование гражданского общества, его общественных структур, их включения в систему принятия государственных решений через консультативные органы. Мы перешли на смешанную систему формирования Государственного Собрания (Ил Тумэн), резко повысив при этом значимость политических партий. Но надо признать, что партии в республике существуют во многом формально, активизируются только в период выборов, не до конца сформировались организационно. Наша задача поддержать партийное строительство, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь партий, создавать условия для их участия в политической жизни, рассматривая это как важную часть магистрального пути развития демократии в Российской Федерации.

Предстоят новые шаги в дальнейшем становлении местного самоуправления в республике, потому что пока во многом выполнена только организационная часть работы. Теперь надо поэтапно, шаг за шагом пройти эволюционный путь развития, наделяя муниципалитеты всё большими полномочиями, оставляя под государственным контролем только стратегические, ключевые направления жизнеобеспечения (северный завоз и некоторые другие).

Предстоит провести мероприятия по административной реформе. При этом я не имею в виду поверхностную часть – организационную структуру управления, хотя и её необходимо совершенствовать. Главное, с одной стороны, разработать критерии оценки, а с другой – конкретные направления повышения эффективности деятельности органов государственной власти.

Text Box:   Якутия. Мирнинский район. Встреча Президента Якутии В.А. Штырова с Губернатором Красноярского края А.Г. Хлопониным            по вопросам межрегионального сотрудничества. г. Мирный. 2007 г. Будет продолжена линия на активизацию участия республики в решении вопросов на федеральном уровне. Здесь прежде всего необходимо интенсифицировать работу по законодательным инициативам. В этом отношении республика, раньше традиционно ведущий регион Федерации, стала отставать. Углубления требует развитие межрегиональных связей с другими субъектами Федерации, особенно в связи с реализацией экономических проектов, потому что ни один наш крупный проект не замыкается на Республике Саха (Якутия), они носят либо общефедеральный, либо макрорегиональный характер. Их реализация должна быть основана на базе конструктивного сотрудничества в рамках двухсторонних отношений и на основе общих решений, которые можно вырабатывать в рамках работы Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

В 2007 году республика готовится достойно встретить 375-летие вхождения Якутии в состав России. Это событие станет главным в нашей общественно-политической жизни. 1 ноября 2006года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О праздновании 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и основания г.Якутска». Уверен, что юбилейные мероприятия станут важной вехой в истории нашей республики и всей России, подлинным праздником дружбы и братства народов.

Успешное выполнение поставленных задач зависит от единства действий и системного подхода к выполнению работы всеми ее участниками – законодательной, исполнительной властями республики, федеральными структурами и органами местного самоуправления, ведущими политическими силами, деловыми кругами, всеми трудовыми коллективами. Совместно предпринимаемые шаги должны быть выверены, согласованы и последовательны, чтобы их результаты дали импульс развитию важнейших отраслей производства, способствовали преумножению потенциала и возможностей граждан республики, стали ощутимыми для людей.

Нам предстоит большая работа, план действий четко обрисован. Я думаю, что мы вместе его выполним!

«Якутия», 27 января 2007 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here