15/01/2024

Наблюдая за тем, какие коммунальные катаклизмы сотрясают Подмосковье в этом году, да и другие регионы, я, конечно, задумалась о нашей Якутии, о нас с вами.

Конечно, мне вспомнилось время, когда аварии в сфере ЖКХ происходили одна за другой. И решить, казалось бы, было невозможно и не на что.

К началу 2000-х годов республика находилась в тяжелейшем социально-экономическом положении, долги республиканского бюджета равнялись годовой доходной части бюджета. Подавляющее большинство отраслей народного хозяйства было убыточным. Островком благополучия была только компания «Алроса», которая давала 70 процентов доходной части бюджета республики.

В зиму с 2001 на 2002 года произошла 31 жилищно-коммунальная авария только из числа крупных. Не говоря уже об остальных, более мелких. Кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам ЖКХ составляла 617 миллионов рублей. Убытки предприятий составляли 649 миллионов рублей. Задолженность потребителей за оказанные жилищно-коммунальные услуги в 1999 году достигла более двух миллиардов рублей.

Обо всем этом шла речь на заседании Палаты республики 16 октября 2002 года. Жилищно-коммунальное хозяйство республики было вопросом номер один, потому что от его состояния конкретно зависела жизнь людей.

Одна из самых страшных аварий произошла в Депутатском. Как мне рассказывал потом друг журналист, который в тот период был в Депутатском – они сидели в вымерзшей квартире друга. И в какой-то момент взорвалась перемерзшая батарея, осколки которой чудом их не задели…

Да, в наших условиях любая авария в ЖКХ, особенно зимой, смерти подобна.

А вспомним 2002 год, декабрь. Когда в Якутске произошла авария на ГРЭС и в результате в городе и девяти улусах отключилась электроэнергия. Помню, в тот день нас отпустили с работы. Я пришла домой, легла, укуталась в одеяло и с ужасом стала ждать, что же будет дальше. В квартире к тому моменту стремительно похолодало.

И вот тогда-то командой президента Якутии Вячеслава Штырова были приняты принципиальные решения, которые позволили вытащить ЖКХ и энергетику из той ямы, в которой они находились.
Была введена в эксплуатацию Светлинская ГЭС (Вилюйская ГЭС-3), проведена реконструкция Якутской ГРЭС, вклю¬чены новые линии электропередачи Хандыга-Джебарики Хая, Хаптагай- Майя, Нерюнгри-Нижний Куранах, началась массовая замена локальных дизельных электростанций и котельных. А потом было принято решение о строительстве Якутской ГРЭС-2 для обеспечения надежности энергоснабжения центральной Якутии и она уже построена. Теперь должна строиться вторая очередь.

В 2003 году было образовано новое предприятие ГУП «ЖКХ», которое объединило в себе разрозненные предприятия в этой сфере. И оно и с успехом работает по сей день, обеспечивает 74 процента территории Якутии. Работает хорошо, в прошлом году подключено рекордное количество жилых домов и социально значимых объектов.

И все это – не считая последующей Схемы Якутия-2020, благодаря которой энергетика и ЖКХ Якутии вышли вообще на новый уровень. В конце концов даже объединение изолированных ранее друг от друга Западного, Центрального и Южного районов, которое произошло в 2019 году – тоже есть результат проделанной еще в начале 2000-х годов работы.

Так что несмотря на то, что Якутия – суровейший регион не то, что в нашей стране, но и во всем мире, у нас более или менее спокойно (по энергетике аварии в основном происходили или по вине жильцов как в «Сатале», или по вине крупных энергетических компаний как ФСК). Мы сумели разработать стратегическую программу, сумели организовать работу. И дай Бог, чтобы созданный запас прочности продолжал работать на всех якутян и дальше.
Маргарита Нифонтова.

На фото: На заседании Палаты республики Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) г. Якутск, 2002 год.