Вячеслав Штыров: Надо видеть мир своими глазами, а не чужими
Сейчас такое время, когда, казалось бы, не до размышлений о языке, о гуманитарных вещах в целом. В мире нарастает военная эскалация, все большее количество стран сталкиваются с экономическими кризисами, с голодом, какая уж тут культура. Однако, как считает Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров решить важнейшие вопросы, стоящие перед страной, невозможно без должного внимания к вопросам духовности в широком смысле этого слова
Глобализация – новые вызовы
— На наших глазах в мире все более ускоряется глобализация. Как Вы считаете, это исключительно позитивный процесс или он имеет и негативные стороны?
— По сути дела это объективный процесс, потому что идет развитие человечества в целом. Оно не может замыкаться в своих национальных квартирах. Глобальная экономика, политика охватывают всю планету, в этот процесс втянуты все государства, страны. Рано или поздно так и должно было случиться по мере развития человечества.
Но надо иметь в виду, что кроме чего-то позитивного с точки зрения экономики, социальной сферы, взаимовлияния культур происходят процессы, которые нивелируют национальные особенности. В результате процесса глобализации стираются грани общения между людьми, но и появляются стандарты, которые делают одинаковыми людей, культуры, страны. Особенно плохо, что этот процесс не идет сам по себе как объективная необходимость, а еще и возглавляется определёнными группами людей, теневыми структурами, государствами. Некоторые из них на поверхности – например, руководители Соединенных штатов Америки, других мы не видим, но фактически они являются хозяевами мирового капитала и пытаются распространить своё влияние на все.
Это делается в том числе проведением всевозможного рода саммитов, где всем задается принудительная повестка. Например, не так давно прошедший под руководством президента Америки Байдена саммит по демократии. Там активно обсуждались и объявлялись чуть ли не обязательными стандарты, нормы, правила государственного устройства, которые должны соблюдать все независимо от того, у кого какие особенности, традиции, кому какая форма управления подходит. Или тот же саммит по глобальному потеплению. Не вдаваясь в подробности и не слушая возражений, навязывается одна точка зрения. И заявляется, что кто не хочет ее придерживаться, того заставим, принудим экономическими, политическими методами. А особо упорствующих вообще сделаем изгоями.
В рамках этой линии подспудно навязываются и стандарты в области культуры. Культура сегодня отходит от высоких образцов, нивелируется и становится все более стандартной, тем что называют масскультурой. Причем, речь уже идет о мировой масскультуре.
Это происходит неспроста и имеет свою подоплеку. Во-первых, духовное господство, когда человеку навязываются чуждые стандарты, стереотипы поведения, культуры обеспечивает половину любого другого господства. Во-вторых, этот процесс имеет социально-экономическую сторону. Возьмите валовый национальный доход Соединенных штатов Америки – это удивительно, но сфера креативной экономики (медиа, киноиндустрия, музыка и так далее) занимает в нем огромную часть. По вкладу в национальный бюджет Соединенных штатов Америки креативная отрасль превосходит автомобильную промышленность, машиностроение и целый ряд других широко известных американских отраслей. Она уступает только финансовой и IT-сфере. Но всю произведенную креативной отраслью США продукцию надо куда-то сбыть, продать, навязать покупателю. А это автоматически значит, что им надо привести наше мышление определенным стандартам. Только этом случае мы начнём воспринимать их товары массовой культуры и покупать их. Но при этом как катком стирается духовные и творческие корни народов, которые населяют Землю. И это будет огромная потеря для всего человечества и самое главное для самих народов.
Значит, этому процессу надо что-то противопоставить. Вот почему требуется поддержка, умная политика в сфере духовности, разных видов творчества.
Скажем, почему якутская литература на сегодняшний день является одной из самых продвинутых в Российской Федерации, одной из наиболее полных по жанрам по сравнению с другими субъектами, пусть они не обижаются. Это же не моя точка зрения, а мнение критиков, литературоведов, специалистов. Потому что якутская литература своеобразно развивалась. С одной стороны, она опирается корнями на эпос, устное народное творчество, которое передается из поколения в поколение. Кстати, потому-то у нас и развита стихотворная форма народного творчества, потому что она соответствует по звучанию, по фонетике творчеству наших сказителей. А с другой стороны, якутская литература восприняла лучшие образцы русской литературы, которая считалась и считается одним из эталонов мировой. Плюс – восприняла лучшие образцы мировой литературы и получился яркий сплав.
А теперь представьте, что мы один из корней, из этих фундаментов выбьем и будем ориентироваться исключительно на то, что приходит из внешнего мира. В таком случае мы будем знать с вами две песни – Хэппи бездей ту ю и Джингл бэлс на Новый год, все.
— В последние годы сфера культуры очень быстро превращается в прибыльный бизнес. Нужна ли в этих условиях ее государственная поддержка? Нуждается ли в защите русский язык и языки народов России? Может ли быть выработана в нашей стране общенациональная государственная идеология?
— Сейчас вошло в правило для оценки тех или иных явлений сравнивать их с советским временем. И некоторые деятели культуры говорят, что в советское время были бесконечные жалобы на цензуру, на то, что некоторые произведения не пропускаются в печать, в эфир. Тогда многие из них говорили, что это плохо. А теперь они же поменяли кардинально свое мнение. Сейчас уже признается, что цензура обеспечивала выход на широкую публику действительно лучших произведений. Да, конечно, может быть был какой-то идеологический крен, но с художественной точки зрения, с точки зрения качества литературных, кинематографических произведений, театральных постановок – это небо и земля по сравнению с тем, что есть сейчас.
Потому что ныне чисто коммерческие подходы рождают либо упрощенные варианты, примитивизацию культуры, либо вообще привлекают зрителя чем попало. Посмотрите на постановки, которые есть у нас в стране, фильмы, которые у нас выпускаются. Там же без какой-то чернухи, бесконечных убийств, погонь и ментов ничего не обходится. А жизнь реального человека, как она есть, практически не показывается. Поэтому надо иметь в виду, что если пустить все на самотек, мы получим вал низкопробной массовой культуры, которая создается на потребу дня, для удовлетворения низменных потребностей, интересы человека. А вот действительно произведения, которые повлияли бы на человека, которые осмысливали бы бытие человека, они останутся втуне. Потому что требуются большие усилия для их продвижения. Вот где требуется государственная поддержка.
Идеология идет от корней
— Теперь что касается идеологии. В свое время в нашей стране сложилось стойкое неприятие идеологических подходов, которые довлели над людьми в советское время. И у нас в Конституции новой России было написано, что никакая идеология недопустима. Прошло время и сейчас же мнение поменялось начисто. Уже очень многие говорят, что должна быть общегосударственная идеология. Но я хочу сказать, что неверно понимать (а так думают некоторые даже в руководство страны) идеологию как какой-то свод правил. Как в религии, например, вот написано – заповеди Моисея или Христа, или Магомеда – и мы должны по ним действовать, никаких шагов влево или вправо и творчества. Нет, так не бывает.
Идеология рождается из непосредственной жизни людей, из традиций народов, их исторической судьбы.
Возьмем, допустим, такой момент – как мы с вами оцениваем красоту? Многие скажут, что у каждого свой взгляд и вкус. Но в целом люди оценивают красоту так, как их научили в детстве. Открываешь книжку – нарисован там в качестве положительного героя Эллей Боотур, вот это для тебя будет идеал настоящего мужчины. Есть там какой-то злодей Кащей Бессмертный, ты на всю жизнь запомнишь это. Есть образ красивой девушки – вот это и будет воспитанный с самого детства стандарт красоты. Про него никто не говорит, но он подспудно есть в человеке.
Этим самым я хочу сказать, что на самом деле идеология каждый день льется на человека, начиная от детского сада, школы, воспитания, музыки, телевидения и так далее. На Западе есть люди, которые следят за этим процессом, которые ставят идеологические фильтры, барьеры. Но если говорить в целом, то идеология рождается в самом строительстве государства, в человеческом общежитии, в наших традициях, в нашем отношении друг к другу.
Мы не должны потерять свою идентичность
— Если мы заговорили о языках, то с одной стороны, мы должны понимать, что происходит взаимное влияние языков. Появляются новые какие-то явления, для которых нет в твоем родном языке понятия. Ты воспринимаешь с этим явлением и его словесное обозначение. Особенно это хорошо видно в науке. Вот появилась болезнь ковид – и это слово стало уже нарицательным. Оно пришло вместе с новым вирусом как явлением. Но хуже, когда то, что давным-давно отработано, заменятся иностранными словами.
Например, если взять русский язык, то это не самый богатый язык по количеству слов. Это один из самых богатых на планете, но не самый. Есть языки, где словарный запас еще больше. Но тем не менее он настолько богат, недаром же его называли великим и могучим, что словарный его запас, плюс фонетика, плюс времена, склонения, спряжения – всего этого достаточно, чтобы описать любое явление, которое существует в жизни. А мы вместо этого хорошо знакомые нам слова начинаем заменять иностранными. Ну, вот, к примеру Москва, Кузнецкий мост – оглянитесь вокруг, там нет ни одной надписи на русском языке. Или послушайте программы, которые ведут наши дикторы по телевидению. Русский язык находится в опасности сегодня. Это не новость – что языки надо защищать. Например, французы еще несколько десятилетий назад сделали вывод, что скоро не останется французского языка и Франции. Они создали специальное министерство, приняли специальный закон и активно защищают французский язык. Но ведь и русский язык сейчас находится в опасности, но мы не реагируем на это. Тоже самое касается национальных языков. Мало того, что на них оказывает влияние русский язык, и в прямой или переработанной форме в них есть много русских слов. К слову сказать, и сам русский язык до трети своих слов воспринял из языков народов России. Это объективное и плодотворное взаимовлияние. Но сейчас и русский, и национальные языки разрушаются англицизмами и так далее. Причем, когда есть в этом необходимость – это понятно. Но зачем же привносить в язык слова, которым есть свое обозначение? А иностранные слова сначала входят в моду, а потом в наше бытие.
Трудно сказать, скажется ли этот процесс на сознании человека. Скорее всего скажется. Вот сейчас ведутся активные работы по искусственному интеллекту. То, что нам рассказывают про искусственный интеллект, умный город, умные машины – это все чепуха. Это все не интеллект вовсе. Это просто резкое увеличение расчетных возможностей вычислительной техники и средств автоматизации, работающих на принципах кибернетики. На самом деле ученые находятся в тупике – они не знают, как мыслит человек. И поэтому ведутся серьезные исследования человеческого мозга, чтобы понять тайну сознания человека и тайну его мышления. Когда она будет раскрыта, вот тогда может быть создан настоящий искусственный интеллект, который сам себя осознает. Пока он себя не осознает. Исследования ведутся многогранные и в том числе они основываются на магнитных электромагнитных явлениях, происходящих в мозгу. Постепенно становится понятно, что мыслительная деятельность с одной стороны образная, а с другой – формализована в словесном выражении и в мозгу рождаются совершенно разные связи, когда человек начинает мыслить. И если заменять слова, то меняются связи, соответственно, склад личности. Конечно, это еще гипотеза, но тем не менее это должно настраивать нас на серьезный лад – хотим мы сохраниться как народы, как межнациональная общность, как Якутия, как Российская Федерация в целом, как русский народ, народ саха, коренные малочисленные народы, надо видеть мир своими глазами, а не чужими. Надо понимать, какое влияние оказывается на наш язык, культуру, иначе мы потеряем свою идентичность. Процессы глобализации нивелируют человека. А преимущества человека как биологического существа перед растениями, животными в том что он, оставаясь самим собой, не меняет себя. Не превращается из бурого медведя в белого грубо говоря. И так он освоил всю планету – причем освоил за счет разности культур. За счет того, что существует много народов. Был бы один народ, он был бы привязан к одной среде обитания и не смог бы охватить всю планету. Это то, что ученые называют мозаичностью антропосферы.
Поэтому это серьезные вещи. У нас какой-то крен в экономику, политику, в социальную сферу, переживаем, как набить живот, а вот духовность – она отошла в сторону и это глубочайшая ошибка.