Вячеслав Штыров: Эффективная борьба с лесными пожарами требует нового Лесного кодекса России
23/08/2021
Экс-президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров в рамках программы «Диалог с молодёжью» в ответе на вопрос ученицы Томпонской многопрофильной гимназии Якутии Валерии Глазыриной рассказал, что нужно предпринять, чтобы сохранить леса республики и страны от пожаров. Вопрос был задан в апреле 2021 года в ходе обсуждения стратегии развития республики.
– Мы видим, что в последнее десятилетие лесные пожары идут практически непрерывно. Нынешняя ситуация может быть самая катастрофическая по масштабам выгоревших лесов, но ведь и в прошлом году в стране пожаров было немногим меньше, чем сейчас. Просто они были рассредоточены по разным краям и областям, а в этом году локализованы в основном в Якутии. А вспомните 2010 год, когда Москву заволокло дымом. И это не кончается.
Мы должны понимать, что с одной стороны, глобальное потепление приводит к лесным пожарам, а с другой, сами по себе лесные пожары раскручивают, усиливают его. Потому что в ходе горения лесов огромное количество парниковых газов выбрасывается в воздух.
Значит, не дожидаясь того, что будут делать международное сообщество и наше правительство в борьбе с разогревом атмосферы на планете – «зелёная» энергетика, электромобили, «чистые» технологии в промышленности и сельском хозяйстве и прочее, надо сейчас принять быстрые меры, приспособиться к потеплению и предотвратить лесные пожары, воспринимая рост их числа как данность.
Ведь то, что они стали учащаться – в том числе в результате естественных причин и глобального потепления – это вообще-то говоря факт.
Раньше все грешили, что люди являются чуть ли не единственными виновниками пожаров. В какой-то степени это так. Особенно в тех районах, где идут лесозаготовки.
Но взять Якутию. В республике лесозаготовки почти не развиты, а горят такие места, где и нога человека не ступала. Значит, есть естественные причины. И, по-видимому, их значение будет возрастать. По крайней мере в ближайшие годы.
Что надо делать в этих обстоятельствах?
Выделять больше денег на превентивные меры и тушение пожаров, закупки специальной техники и экипировки? В общем, усиливать и улучшать. Всё это нужно, но не решив общие вопросы, этими частными «добрыми делами» ситуацию не исправить.
Надо менять основы нашего подхода к лесному хозяйству.
***
В середине 2000-х годов в ходе реформаций, которые проходили в стране все «нулевые годы» и которыми тогда руководили министр экономики Российской Федерации Герман Греф и вся команда экономического блока правительства, был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации.
Его особенностью является то, что лес рассматривается, прежде всего как экономический природный ресурс. В нем отсутствует понимание леса как национального достояния, от которого зависит не только экономическая деятельность, а вообще жизнь наших людей. Понимание того, что цивилизация большинства народов, которые населяют нашу страну – речная и лесная. И лес для нас является не только источником прибыли и доходов, использования в коммерческих целях. А основой существования с точки зрения климата, формирования нашего отношения к природе, с точки зрения формирования стереотипов поведения, которые и рождают этносы.
Значит, мы должны беречь лес как национальное достояние.
Еще в средние века одна английская королева (когда было вырублено слишком много леса для корабельного строительства), сказала, что без леса не будет Англии.
Вот также мы должны сказать: «Без леса не будет России».
Значит, заложенный в этом кодексе подход к лесу исключительно как к коммерческому ресурсу, который надо использовать, себя не оправдал и он в принципе неверен.
Надо менять Лесной кодекс Российской Федерации начисто.
***
Но, если в новый лесной кодекс заложить отношение к лесу как к национальному достоянию, это значит, что мы должны восстановить ту систему охраны лесов, которая сложилась у нас исторически ещё в царское, а затем было развита в советское время.
Помните, сколько было лесничих? В советское время в России их насчитывалось порядка 120 – 140 тысяч. В ходе принятия Лесного кодекса их сократили и осталось около 20 тысяч. И понятно почему.
Ведь действующий кодекс предполагает, что заботу об охране и воспроизводстве лесов априори возьмёт на себя лесозаготовитель. Но этого не случилось. И не случилось вполне ожидаемо. Ведь для капиталистического предпринимателя главное – прибыль здесь и сейчас. Зачем ему лишние издержки? Да к тому же труды его по восстановлению лесов дадут результат в далёком будущем. Когда он, может статься, и в мир иной отойдёт. Вот и рубят что ни попадя. Какая тут забота, главное прибыль, а лесные пожары для них зачастую благо: можно скрыть все нарушения. Огнеборцев из них в рамках действующего Лесного кодекса не получилось. Это надо признать.
А рубка леса? Когда мы летим на самолете над Якутией, то часто видим в тайге полосы. Как будто лестница – полоса высокого леса, полоса меньшего леса, опять высокого, опять меньшего. Откуда эти полосы? Значит, там когда-то давно шли лесозаготовки. Часть леса была спилена, а другая часть оставлена. А оставлена она была для того, чтобы сохранить влагу в почве, семенной фонд, который рассеивается, и на месте выработок вырастают новые массивы.
Это когда-то так было. А сейчас? Посмотрите на современную лесозаготовку, особенно, где китайцем отданы леса. Там как бритвой все срезано. Какие там полосы! Там пустыня. Лес, может быть, восстановится когда-нибудь, а может, и не восстановится никогда, потому что иссушение и эрозия почв происходят.
Вот к чему на практике приводит чисто коммерческий подход к лесам.
Значит, менять надо подходы. Надо восстанавливать систему государственных лесничеств для охраны лесов. Нельзя надеяться только на предпринимателей.
Государственные лесники с одной стороны должны быть контролерами, а с другой, наводить в лесу порядок. В части создания минерализованных полос для борьбы с пожарами, ликвидации сухостоя, санитарных рубок, лесных дорог.
В новом Лесном кодексе необходимо более четко и предметно разграничить права, полномочия, обязанности, определить, чей это лес.
Вы скажете, что в действующем Лесном кодексе всё это определено. Определено, но с учетом системы других законов, нормативных актов все настолько запутано, что, вообще-то говоря, концов не найдешь, кто за что отвечает.
Давайте посмотрим на практике.
Леса сами по себе никуда не относятся. Относятся земли, на которых находятся леса. Все наши земли в стране делятся на семь категорий. Самый большой массив – это земли лесного фонда. Они составляют 64 процента от земель России. Плюс земли резервного фонда. Это тоже достаточно большой массив. Плюс охранные земли – вокруг водоемов федерального значения и так далее. В совокупности на этих трёх категориях земель находится львиная доля российских лесов.
О чём говорит закон? Эти земли, а следовательно, и леса на них являются исключительно федеральной собственностью, это достояние всех народов России.
А на практике? Считают ли федеральные структуры их своей собственностью? Да – когда писать всякие инструкции, указания давать. Например, по величине шляпок грибов, которые можно собирать людям в лесу. Или когда одергивать субъекты федерации, ту же Якутию или Иркутскую область, что неправильно сведения сообщают сколько леса горит. В этом случае они пользуются своим правом.
А когда реально отвечать – федералы в сторонке. Мы тут не причем. А кто выделяет деньги и делит их? Кто разные указания дает? Так нельзя. Твои полномочия должны сопровождаться твоей ответственностью.
А то у нас министр природных ресурсов России Козлов как сторонний наблюдатель сидит, попискивает. Рассказывает, что ему неправильные сведения из Якутии сообщили о количестве горящих лесов. Он, де, при помощи космической съемки видит, что совсем другая ситуация чем докладывают. Но если ты видишь, зачем спрашиваешь? Что, людям делать нечего? Они заняты тушением пожаров. Нет, они должны бегать, подсчитывать гектары, квадратные километры и тебе докладывать.
Эта мнимая активность для того, чтобы скрыть свою ответственность, уйти от нее.
А какую роль сыграли в организации тушения пожаров другие федеральные органы? Например, тоже самое полпредство Президента России на Дальнем Востоке. Да никакой.
Видите, как получается? Леса, вроде бы, достояние всей страны в целом, а когда надо делать всё сваливается на места.
Это надо исправить. В Лесном кодексе надо четко определить собственность на леса, ответственность собственника. А коль скоро большинство лесов надо оставить в федеральной собственности, необходимо воссоздать специальные федеральные лесные структуры.
Про лесничества и лесников уже говорилось. Надо также еще воссоздать и федеральную авиалесоохрану. По сравнению с советским временем авиалесоохрана по численности сократилась в три раза. А самолетов у них ни одного не осталось, хотя раньше было более 100.
Авиалесоохрану передали субъектам федерации. А разве может субъект федерации ее содержать? И потом – в этом году пожароопасная обстановка, в следующем – более или менее благополучная. А в это время в другом субъекте, наоборот, пожары. Значит, надо иметь возможность концентрировать силы и маневрировать ими. Как же это сделаешь, если они разбросаны по городам и весям всей нашей страны. Значит, надо их объединить в единой целое.
В советское время были лесные пожары? Да сколько хочешь. Но их быстро локализовывали. Потому что когда наступало время Ч, на основании решения местных властей (при помощи, конечно, партийных органов) мобилизовались на тушение пожаров все промышленные и сельхоз предприятия, которые только есть. Хочешь – не хочешь: быстро на пожары. Инструктаж проходи, бери своих людей, технику снимай с горного производства, со строек, с обслуживания объектов энергетики, с полей и вперед на тушение пожаров. Под руководством, конечно, лесничеств.
Сейчас задействованы так промышленные предприятия? Да нет, вообще не задействованы. Добровольцы, волонтеры со всей страны собираются, а крупнейшие и мощнейшие предприятия выделят завалящий бульдозер, или перечислят мизерные суммы в размере двукратной зарплаты своих менеджеров за неделю в фонд помощи борьбы с пожарами и трубят об этом на всю страну.
То есть вообще отстранены предприятия от тушения пожаров, даже если вокруг них горит. В новом Лесном кодексе и это надо прописывать – порядок привлечения внешних сил и расчетов за их участие в тушении пожаров.
Короче говоря, надо перетряхнуть все основы и заново начать лесную жизнь. Это задача для тех людей, которых мы сейчас будем выбирать в Госдуму.