15/06/2010

Недавно в Мирнинском районе с рабочим визитом находилась группа представителей Правительства республики. Они побывали в Удачном, Айхале, на прииске «Анабар», в Светлом. По итогам поездки Вице-президент В. Штыров провел пресс-конференцию для журналистов республиканской и районной прессы.

Вячеслав Анатольевич, какова цель Вашей поездки?

Сейчас, когда необходимо спрогнозировать экономическую, социальную ситуацию на будущий год, решить, как будем жить, какими будем располагать возможностями, на каких задачах необходимо сконцентрировать внимание Правительству, крайне важно знать точку зрения руководителей предприятий, администраций. Да и текущий год нужно закончить сбалансировано. Сейчас идет сверка экономических показателей, взаиморасчетов.

Нам необходимо знать положение на местах.

Каковы отношения на сегодня республиканского и российского бюджетов? В печати публикуется немало противоречивой информации, якобы Якутия не платит налогов — с одной стороны, и вроде бы уже достигнута договоренность, с другой…

Действительно, в печати были сообщения, что Якутия не платит налогов в российский бюджет. Некоторые политические деятели разных уровней и рангов заявляли об этом в разных целях. История этого вопроса уходит в прошлый год. После того, как был подписан Федеративный договор, в результате которого республики не приобрели больших прав в экономической сфере, чем края и области, встал вопрос о подписании серии соглашений. Были подписаны такие соглашения, как о разграничении собственности между Федеральным правительством и Правительством Республики Саха, бюджетное Соглашение. Словом, целый пакет документов, которые регламентируют наши взаимоотношения. В бюджетном Соглашении было отмечено, что на территории Якутии полностью сохраняется бюджетная система Российской Федерации. Это говорит о том, что мы — сторонники единого экономического пространства.

Но с другой стороны, на территории республики осуществляется целый ряд программ Правительства Российской Федерации. А это значит, что у нас есть как федеральные доходы, так и федеральные расходы. Для того, чтобы упростить систему финансовых взаимоотношений, мы договорились, что Российская Федерация доверяет нам финансировать федеральные программы на территории республики. В результате этих операций может быть три исхода. Если федеральные программы требуют расходов больше, чем собираемые на территории Якутии федеральные налоги, нам должны добавить средства. Если все сводится к нулю, тогда никто никому не должен. Если федеральные расходы в республике меньше федеральных же доходов, тогда мы оставшуюся часть отправляем в бюджет России. В 1992 году федеральных расходов на территории республики было меньше, чем федеральных налогов. Поэтому мы профинансировали все федеральные структуры, программы и объекты в Якутии и оставшуюся часть отправили в бюджет Российской Федерации.

Подписанное в 1992 году бюджетное Соглашение является долгосрочным. Но, к сожалению, в этом году, новое руководство Минфина России начало выдвигать новые дополнительные требования, и решение вопроса о взаиморасчетах затянулось. В конце концов, все удалось урегулировать, но на это ушло девять месяцев. На будущее мы готовим предложения по изменению бюджетной системы так, чтобы и федеральный бюджет получил более твердые источники доходов, и чтобы местные органы власти получили больше прав и возможностей распоряжаться финансами. Мы не ставим вопрос об исключительности нашей республики, а вносим свои предложения, как принцип.

Финансовое положение компании «Алмазы России — Саха» продолжает оставаться трудным. Руководство компании один из путей выхода из создавшегося положения видит в изменении налоговой политики республики. Каково Ваше мнение на этот счет?

Безусловно, налоговая система несовершенна. Возможно, что для предприятий она чрезмерна жестка. Но для этого есть объективные обстоятельства. В нашей жизни произошли большие перемены. В ходе реформ предприятия сталисамостоятельными, коммерциализировались. Все это позитивные моменты. Но ведь часто забываем о том, что раньше государство имело доходы не только от налоговой системы. Оно было единственным собственником, и значительная часть его доходов формировалась как доходы от собственности. Сейчас таких доходов почти нет. Социальная же сфера почти не подверглась коммерциализации и продолжает лежать тяжелым бременем на государстве. Мы понимаем, что налоговая система тяжела для предприятий. Но она позволяет нам не развалить медицину, образование, сохранить геологию, науку. Думаю, что по мере коммерциализации этих сфер налоговое бремя будет уменьшаться.

Вы не раз в своих выступлениях заявляли о возможном введении чрезвычайного положения в связи с финансовыми затруднениями. Алмазы приносят большую часть дохода в бюджет республики. Однако, не уменьшив их налоги, можно «зарезать курицу, которая несет золотые яйца».

В разгар навигации мы не имели кредитных ресурсов, чтобы за- везти товары на зиму. Понимание ситуации обнаруживали все, одна- ко ничего не делалось. Предполагаемое введение чрезвычайного положения в числе других мер сыграло свою роль. Сегодня можно сказать, что мы справились с навигацией и можем перезимовать. Конечно, есть избыток в одних товарах, есть в чем-то недостаток.

Теперь относительно «курицы, несущей золотые яйца», хочу отметить, что никто никого не кормит. Каждый кормит себя своим трудом, да еще через налоги вносит свой вклад в общую копилку. Естественно, что величина налогов зависит от объема оборота, от суммы прибыли. Есть мнение, что алмазы кормят республику. Это неверно. Это республика кормит компанию хотя бы тем, что разрешает работать на месторождениях, принадлежащих всем жителям республики.

Другое дело, что каждый работает по-разному. С гордостью могу отметить, что наша алмазная компания является одной из лучших в Российской Федерации по всем показателям. Но надо соблюдать баланс, чтобы лишние доходы не изъять из компании. Мы всегда находили «золотую середину». Думаю, что и в дальнейшем сумеем сбалансировать и интересы республики, и интересы компании. Хотя в принципе налоговая система должна подвергнуться изменениям, чтобы не работать в «ручном» режиме с каждой компанией.

Как будет строиться инвестиционная политика республики?

Особенности нашей республики такие, что требуются огромные капитальные вложения. Промышленность у нас развивалась быстро и динамично до реформ. Были заложены крупные стройки, которые имели общегосударственное и межрегиональное значение, однако они не завершены. Сейчас Советского Союза нет, у Российского Правительства средств нет. Инвесторы, которые могли бы финансировать крупные стройки, еще не сформировались. Мы остались один на один с этими проблемами. Надо признать, что в 1992-1993 годах нам не удалось сосредоточить достаточные финансовые ресурсы на главных направлениях. Мы распылились, хотелось успеть многое. Сейчас главные направления на ближайшие годы будут такие.

Развитие нефтяной и газовой промышленности в Западной Якутии за счет освоения Иреляхского, Тас-Юряхского иТалаканского месторождений. В алмазодобывающей промышленности — ввод ГОКа «Юбилейный». В энергетике — газопровод на север Мирнинского района, газификация сел центральной Якутии, III очередь Вилюйской ГЭС и энергетическая программа в Якутске. Необходимо серьезно заниматься железной дорогой, сельским хозяйством, как товарным производством. Вот таковы главные направления инвестиционной политики. Кроме того, мы намерены и далее заниматься созданием новых отраслей. В частности, в области алмазообработки. Создано уже пять гранильных заводов, будет их пятнадцать. Создаем ювелирную промышленность.

Раньше на Севере было жить надежно. Сейчас ориентиры сместились. Уровень жизни северян заметно снизился. Беспокоит ли это Правительство?

Да, беспокоит. Мы недовольны уровнем жизни, состоянием дел в социальной сфере. И это при том, что по обобщающим социально- экономическим показателям за последние два года республика находится в пятерке лучших по Российской Федерации по уровню жизни. Есть у нас и отток населения, но есть и возврат.

В то же время, переход к рынку выявил крупные недостатки в экономике Севера. Раньше с затратами не считались, нужен был результат в виде объемов произведенной продукции. Сейчас подход требуется другой, все определяется экономическими результатами деятельности предприятий. На Крайнем Севере не многие из них могут быть рентабельными по объективным природно-климатическим и экономико-географическим причинам. Вот почему многие предприятия банкротятся, люди становятся безработными и у нас на сегодня стала относительно «перенаселенной» Арктическая зона. Очень тревожит то, что уезжают квалифицированные специалисты, стимулы на Севере потерялись — это надо признать честно. Здесь должна осуществляться целенаправленная программа по переселению людей, прежде всего, внутри Республики. С другой стороны, если сумеем резко повысить качественные показатели производства, сумеем создать стимулы — люди не покинут Север.

Сроки ввода в эксплуатацию III очереди Вилюйской ГЭС отодвигались и не раз. Что предпринимает Правительство для того, чтобы приблизить ее пуск?

Эта стройка важна для всей республики, и для алмазников в том числе. К сожалению, нам не удалось сконцентрировать достаточное количество финансовых ресурсов на строительство. Раньше стройка финансировалась из бюджета Союза, затем России, теперь эти источники отпали напрочь, средств в Российской Федерации нет. Надо искать новые источники, в том числе негосударственные. В этих условиях была разработана специальная система мероприятий по финансированию ГЭС-3. Для этой стройки в цене электроэнергии была введена так называемая инвестиционная составляющая, из которой формировался специальный инвестиционный фонд. Теоретически все выглядело надежно. Но механизм не сработал. Идут инфляционные процессы — подорожали все элементы, составляющие цену электроэнергии, а цена киловатт-часа осталась прежней. Не равномерные платежи за электроэнергию снизили эффективность деятельности отрасли. В результате инвестиционная надбавка «съедена» текущими затратами, а инвестиционный фонд не наполнился деньгами. Плюс к этому должны были поступить средства из российского бюджета. Но этих денег не поступило. Словом, реальных денег нет. Сейчас стройка находится в глубочайшем кризисе. В дальнейшем нужно на более современной основе определять подходы к ее финансированию. Надо привлекать акционерный капитал, делать эмиссию акций, привлекать деньги населения, крупные кредиты. Мы обязаны найти решение, иначе гигантский труд многих людей может сойти на нет.

Как Правительство республики собирается сохранить на плаву хозяйство в условиях инфляции, когда цены стремятся к мировым. Есть ли расчеты, прогнозы?

Прогнозы есть. Для нашей республики инфляционные процессы имели разное значение. На каких-то этапах они нам были даже выгодны. Сейчас, наоборот, сложная ситуация, так как основная продукция, которая у нас производится, реализуется на специфических рынках. Это золото, алмазы, олово, уголь. Расчеты за них ведутся по мировым ценам. Но цены эти длительное время не меняются, а даже несколько снижаются. В то же время в силу роста из-за денежной инфляции и инфляции издержек внутренних в России цен увеличивается себестоимость нашей продукции. Если эта тенденция будет сохраняться, то может случиться, что даже и алмазодобывающая промышленность может оказаться в крайне трудной финансовой ситуации. А другие расчеты показывают, что при сохранении складывающихся в этом году тенденций на следующий год рентабельной добычи золота будет всего 20 % от фактической добычи 1993 года. Эта ситуация, которая характерна для всей страны, в первую очередь обусловлена экономической политикой Правительства Российской Федерации. Мы считаем, что эта политика требует существенных корректив и они, по-видимому будут сделаны. В то же время, хотя базовые отрасли Якутии — электроэнергетика, добыча угля, золота, алмазов, достаточно развиты, требуется самая активная работа по повышению их экономической эффективности.

Наша республика одна из немногих в 1993 году стабилизировала объемы производства. По некоторым отраслям есть даже прирост. Год заканчивается, и мы понимаем, что мало останавливаться на достигнутом, мало просто стабилизировать обстановку.

В 1994 году мы вынуждены будем проводить крупномасштабные действия, связанные с оздоровлением экономики. И, прежде всего, связанные с рационализацией и повышением доходности предприятий. Это вопрос не простой, касается не только технического перевооружения предприятий, но и сокращения и перепрофилирования убыточных действующих производств, создания новых отраслей. Это задачи следующего года.

Л. ПЕТЕЛИНА, наш соб. корр. «Республика Саха»,
11 ноября 1993 г.