16/06/2010

На вопросы отвечает вице-президент, премьер-министр Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров.

Как будет развиваться экономика республики в 1994 году? Ее приоритетные направления?

Вопрос чрезвычайно сложный и многоплановый. На эту тему можно говорить много, сделать специальный доклад часа на три. Но если коротко, то экономическая реформа, начатая в стране в конце 1991 года, имеет свою внутреннюю логику, которая раскрывается по мере развития событий во времени. Каждому этапу реформы соответствуют свои задачи и свои трудности. Согласно этой логике реформ, известной, кстати, российским реформаторам заранее, сегодня вся Россия и, естественно, наша республика вошли в совершенно новый период, который начинается в 1994 году.

В прошедшие два года происходили изменения, прежде всего в области производственных отношений. Формировалась новая система этих отношений на основе институциональных преобразований: приватизации и акционирования предприятий, разрушения системы централизованного снабжения, новых подходов в социальной политике, в области регулирования труда, занятости, заработной платы, земельной реформы, изменений банковской системы,формирования новых общественных классов. В соответствии с объективными законами общественного развития на определенном этапе эти изменения достигли такой глубины, что начинаются изменения в области производительных сил.

Если считать, что методом проведения реформ была избрана«шоковая терапия», то можно сказать, что в предыдущие два года были попытки терапии, а теперь наступает шок от предусмотренных ею лекарств. Страна вступает в период реструктуризации экономики, о которой упоминал в своих докладах на заре реформ Е.Т. Гайдар. По сути дела это означает разрушение существовавшей ранее структуры экономики с уничтожением в больших или меньших масштабах оказавшихся неэффективными по различным причинам производств.

При полном отсутствии у Российского правительства какой-либо региональной и промышленной политики на этом этапе реформ в самой трудной ситуации оказываются регионы и отрасли с наиболее сложными экономико-географическими и природно-климатическими особенностями. В первую очередь это касается районов Крайнего Севера. Инфляционные волны, изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке в результате изменения целей экономического развития и отсутствия эффективной системы защиты отечественных товаропроизводителей, резкий рост издержек производства в условиях либерализации цен ставят на грань банкротства ранее высокоэффективные северные предприятия, делают убыточными и неконкурентоспособными многие производства. Поэтому экономическое развитие республики в 1994 году будет очень трудным. Доходы предприятий, организаций, граждан, в целом бюджета республики в значительной степени падают. Мы больше не сможем столько вкладывать в развитие, сколько вкладывали до сих пор. Вынуждены будем больше тратить на поддержание хотя бы того, конечно, низкого уровня жизни, который сложился. Главная причина в том, что целые отрасли народного хозяйства попадают в разряд убыточных. Такова динамика цен, такова цена за переход к рынку.

Если говорить о базовых отраслях, то в крайне сложном положении оказываются золотодобывающая и угольная промышленность. Издержки производства могут значительно превысить цены. Это уже сегодня видно по расчетам, по их экономическому состоянию. Отсюда ясно, что нерентабельные производства будут вынуждены закрываться. Надо сказать, что российские реформаторы не скрывали, что так и будет. Только этот период растянулся во времени. И вот сегодня время для принятия суровых хозяйственных решений наступило.

У нас, как известно, есть серьезные проблемы в сельском хозяйстве — это скрытая безработица, недостаточная эффективность производства. Если вчера еще мы могли покрыть убытки сельского хозяйства за счет общих доходов республики, могли содержать, грубо говоря, сельское производство, его социальную и производственную инфраструктуру, то сегодня этих доходов уже не хватит. Предстоит приложить много усилий для сохранения якутского села и в то же время искать новые механизмы развития аграрного комплекса и занятости сельской молодежи. Об этом я уже много раз говорил.

Ясно и то, что если такие крупнейшие отрасли, как горнодобывающая, угольная, сельское хозяйство, будут изменяться, коренным образом реформироваться, сокращаться, неминуемо не может не сокращаться, изменяться транспорт, строительство. Вот почему я говорю, что, пожалуй, следующий год будет одним из самых трудных для республики. Надо быть готовым к этому.

Я не могу, как Премьер-министр, быть человеком, раздающим обещания. Я должен говорить всю правду. В новом году коренного улучшения в социальной сфере, подъема уровня жизни ожидать трудно. Мы вступили в чрезвычайный период, вынуждены будем сокращать многие производства не по своей воле, а потому, что такова экономическая ситуация. Политика Российского правительства, вообще политика шоковой терапии ведь безжалостна, она не жалеет никого и ничего. Ее конечная цель — через 20-30 лет создать эффективную экономику. Но сначала надо развалить то, что есть. Это линия радикальных демократов и других политиков.

Что же этому можно противопоставить? Как мы должны действовать, по каким направлениям? Во-первых, создать рациональную структуру занятости. С одной стороны, у нас,я говорил, есть скрытая форма безработицы на селе, с другой —определенное количество рабочих мест в промышленности, которые не заняты. Думаю, предстоит осуществить кардинальные меры, используя экономические методы и моральные стимулы. Чтобы часть населения, которая сегодня не имеет достаточно работы, не имеет достаточных доходов в сельской местности, переместилась в промышленные районы, в те предприятия и организации, которые имеют шанс на выживание, на свое существование. Это одно. С другой стороны, предпринять эффективные меры для продвижения мелкой,разнообразной, гибкой промышленности в село, чтобы люди получили реальные источники дохода.

Предстоит и сокращение неэффективных производств в промышленности особенно в добыче золота, олова, угля, что неминуемо связано с целой серией крупных проблем: с переселением людей, решением социальных вопросов, с их благоустройством на новых местах.

Во-вторых, в новом году нам надо полностью пересмотреть подходы в вопросах внедрения новой техники, технологии, не пожалеть на это денег, с тем, чтобы резко повысить эффективность производства, сделать его конкурентоспособными. Именно на это в большей степени должны быть направлены наши усилия. Ну и, если мы такой способ изберем, а это единственный путь выживания, должны будем сократить социальные программы. Вот еще почему год будет достаточно сложным. Пожалуй, он станет переломным в судьбе республики. Если мы сумеем выдержать тяготы этого года, то создадутся перспективы для дальнейшего развития, если нет, то тогда мы навечно отстанем, инас ожидают крупные социальные и экономические неурядицы. Такова ситуация, как это ни печально.

Вторая половина Вашего вопроса. Конкретные направления в русле той политики, о которой я говорил, таковы: приоритет получат алмазоперерабатывающая, камнеперерабатывающая, ювелирная, легкая, мелкая сельскохозяйственная перерабатывающая промышленность. Мы уже два года ими занимаемся и сейчас они должны получить новый толчок. Пожалуй, характерной особенностью будущего года будет как раз то, что предстоит, что называется, ставить их твердо на ноги. Будет продолжено усиленными темпами строительство железной дороги, потому что только она нас может спасти от бесконечной кредитной зависимости, освободить, ввести в оборот наши финансы и коренным образом изменить ситуацию в экономике.

Есть крупные проблемы в энергетике, газовой промышленности, нарастающие, как снежный ком, и поэтому линия на структурную перестройку будет продолжена и в этих отраслях.

На каких принципах будут строиться взаимоотношения с Российской Федерацией, другими регионами России, странами СНГ?

Я думаю, мы полностью продолжим ту линию, которой всегда придерживались. Напомню, что республика никогда не вступала ни с кем в конфронтацию, всегда действовала договорным путем. Кто бы нас сегодня в чем ни обвинял, на самом деле всегда, по всем ключевым вопросам мы имели с Российской Федерацией подписанные соглашения: экономическое и бюджетное, соглашение о собственности. Эта линия будет продолжена и в новом году. Действовать только на основе соглашений, договариваться по всем вопросам, искать компромиссные решения — это единственно правильный путь. Нам предстоит подписать с Правительством Российской Федерации новые кредитное, бюджетное, пенсионное соглашения. Работа над этими вопросами уже ведется.

Следующий аспект вопроса. Мы заключили серию соглашений с разными территориями. Вот недавно подписали договора Новосибирской областью, с делегацией правительства города Москвы, готовы соглашения с нашими дальневосточными и сибирскими соседями.

В каких вопросах жизнеобеспечения республика может рассчитывать на свои силы?

По сути, в той системе экономических координат, в которой мы живем, сегодня республика во всем рассчитывает на свои силы. Сама добывает свои деньги, сама использует их на завоз товаров, развитие производства,решение социальных вопросов.Но в то же время мы должны понять, что у нас нет ряда отраслей промышленности, которые могли бы быть развиты. В частности,сейчас стоит большая проблема с нефтепродуктами. Они стали очень дорогими на российском рынке, дорого обходится республике и их завоз. Планируется сделать упор на развитие своей нефтяной промышленности и попытаться в конце этого года — начале 1995 получить собственные нефтепродукты на Иреляхскомместорождении. Есть целая программа, выполнение которой позволит нам перейти на самообеспечение нефтепродуктами,а это шаг к удешевлению всего производства.

Есть также вопросы, связанные с более серьезным использованием тех ресурсов, которыми мы располагаем сегодня. Мы должны развить добычу серебра и полную его переработку, увеличить степень переработки золота, алмазов и т.д. Все это создает новые рабочие места, большую занятость населения, новый доход. Вот в этих направлениях и будут развиваться события.

Есть ли в портфеле Правительства новые программы, связанные с иностранными инвестициями?

Да, есть. Мы будем активно привлекать иностранные инвестиции сразу в нескольких направлениях. Во-первых, есть предложения от иностранных фирм и сами мы активно работаем с иностранными инвесторами по строительству железной дороги, развитию нефтеперерабатывающей, золотодобывающей отраслей. Продолжим традиционное наше сотрудничество в областиалмазообрабатывающей промышленности. По этому вопросу тоже есть целый пакет предложений. Но есть и совершенно новая область сотрудничества. Это банковское дело. Мы намереваемся его резко активизировать и, возможно, даже создать совместные банки.

Какие изменения возможны в налоговой политике?

В целом налоговая политика, я думаю, останется прежней. Возможны изменения с точки зрения более эффективного способа взимания коммунального налога. Может быть, мы откажемся от некоторых налогов, связанных с банковской сферой. Я имею в виду дополнительные налоги за использование централизованных кредитных ресурсов. Есть необходимость изменить механизм действия валютного налога.

Нам известно, что не претерпит принципиальных изменений и федеральная налоговая система. Считаю, что это правильно, поскольку резкие изменения в этой области дестабилизируют экономику. С другой стороны, мы не в состоянии сегодня резко облегчить налоговое бремя, потому что надо содержать гигантскую социальную сферу и инфраструктуру, что, по сути, прямо влияет на жизнедеятельность предприятий их экономическое здоровье. Здесь существует взаимосвязанность, баланс, который должен быть соблюден.

Ваше мнение о деловых людях республики? Чего Вы ожидаете от них в следующем году и что им пожелаете?

Что бы ни говорили, как бы ни ругали наше Правительство, какие бы ни делали замечания, все-таки республика устояла в бурном море реформ последних лет, кое в чем продвинулась вперед, не допустила того огромного спада производства, который был характерен в целом для России, особенно в 1993 году. Была поставлена задача — обеспечить устойчивую работу основных производств, и она была выполнена. Безусловно, решающую роль в этом сыграли наши крупные хозяйственные руководители, на которых во многом еще держится производство республики, генеральные директора, как мы их называем, «генералы». Это Л.А. Сафонов, Т.Г. Десяткин, В.А. Дьяконов, А.В. Баулин, К.К.Чекумбаев, М.И. Зинштейн, покойный И.И. Пьянков и многие другие. Они вынесли на себе всю тяжесть времени, обеспечили стабильность. Есть и молодые, такие, как Георгий Яковлев — генеральный директор АК «Туймаада Даймонд». Способные молодые руководители есть и в других отраслях. Мне бы хотелось отметить Ивана Фишера — комбинат «Якутуглестрой», Александра Зыкова — руководителя АО «Алданслюда».

Всем, и молодым, и ветеранам, я пожелал бы проявить больше гибкости, больше понимания ситуации. Настало время, когда нужны коренные изменения в производстве, а не только в сфере производственных отношений. Повышение производительности труда, эффективность производства — вот на чем следует сосредоточить особое внимание в новом году. Конечно, хотелось бы пожелать, чтобы все были живы-здоровы, чтобы все больше выдвигалась молодежь. Пусть будет больше способных, дерзких молодых руководителей, настоящих звезд управления!

Какие изменения нас могут ожидать в ценовой политике?

Всем известно, что либерализация цен в республике шла поэтапно, не так обвально, как в других регионах. Но теперь и мы подошли к моменту, когда фактически цены либерализованы, кроме определенной группы, которая все еще находится под контролем Правительства Якутии. Кроме позитивных моментов, связанных с тем, что товары стоят столько, сколько они должны стоить, появления какой-то объективности в этом, выявилась и масса недостатков в ценообразовании уже после либерализации цен. Это различного рода злоупотребления, перебор в высоте цен. В республике создан Государственный комитет по контролю за ценами. Именно по контролю, я хотел бы это подчеркнуть, не просто по ценообразованию. Им разработана методика определения цен, которая возвращает нас в чем-то к старому нормативному ценообразованию. Не просто каждый выдумывает ту цену, которая ему нравится, а формирует ее строго по нормам. Отсюда еще одна особенность нового года — жесткий контроль за ценами. За необоснованно высокими ценами. В конце ушедшего года уже были осуществлены массовые проверки. Наряду с Комитетом по контролю за ценами начал успешно работать Комитет по защите прав потребителя.

Известно, что Правительство, специалисты работают над определением новых подходов в области теории заработной платы. Что уже наработано, какие изменения возможны в этом вопросе?

Нынешняя система формирования зарплаты на Крайнем Севере,по-видимому, исчерпала себя. Главным ее недостатком является то,что с ростом инфляции она не обеспечивает необходимого уровня жизни людей. В некоторых других северных странах используется подход, когда удорожание региональной стоимости рабочей силы учитывается не с помощью системы коэффициентов и надбавок,а определенных выплат, которые не включаются в себестоимость продукции предприятий, что позволяет предприятию быть конкурентоспособным. Ясно, что эти выплаты должны быть гибкими, соответствовать увеличению цен на товары и услуги. Такая модель подготовлена и у нас, но мы не можем ее ввести в отдельно взятой республике, потому что это нарушит разные балансы во взаимоотношениях с Российской Федерацией. Сегодня действия Российского правительства в области заработной платы не выдерживают никакой критики. Не просматриваются ни идеология, ни политика.Я убежден в том, что зарплата должна стимулировать рост производительности труда и не должна увеличиваться просто с переходом на очередные тарифные ставки. Известно, что существует крупное финансово-торговое лобби, которое устраивает, что богатые богатеют, а бедные беднеют, устраивает зарплата, никак не связанная с уровнем производительности труда, какими-то успехами и не успехами предприятия. И такой подход является якобы чисто рыночным,в то время как ничего общего с ним не имеет. В рынке зарплата регулируется совсем другими механизмами. Однако от Министерства труда Российской Федерации в данном вопросе мало что зависит.Мы встречались с ними. Нашу политику в области заработной платы там считают самой прогрессивной в России. Однако, я подчеркиваю, что односторонних действий мы принимать не будем.Должно быть принято общероссийское решение. Якутия выступает только инициатором.

Как будет решаться жилищная проблема в Якутске, в республике в целом?

Часть населения с низкими доходами, получит бесплатное жилье, но все идет к тому же, как трактует этот вопрос Российское правительство, — каждый сам добывает для себя жилье. У нас в республике в связи с удорожанием строительства это станет возможным для большинства населения только с открытием беспроцентных долговременных — лет на 20-30 — кредитов. Но это вопрос будущего.

Ваши пожелания гражданам республики на новый 1994 год.

Это, пожалуй, самое сложное в нашей беседе. Я говорил, что впереди нас ожидает очень трудное время. Пожелать счастья, спокойствия? Те времена, когда мы были полностью спокойны, абсолютно уверены в завтрашнем дне, вероятно, прошли вместе с советской властью. Хотелось бы пожелать терпения, помнить о том, что все решается не вождями, а каждым человеком в отдельности. На выборах, например. Пожелал бы понимания этого. И, конечно, ответственности. Раз такие сложные обстоятельства жизни складываются, то надо отвечать за себя, за свою семью, друг за друга, хотя бы в тех пределах, что зависят от нас. Сколько бед из-за безответственности! Пожары, замораживание систем отопления целых поселков, беда в Депутатском, в Заречье… И все же я — оптимист. Мы выстоим… Я верю в это.

«Успех», 11 января 1994 г.