07/05/2010

29 октября состоялась пресс-конференция Вице-президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова. Сегодня мы публикуем фрагменты этого полуторачасового диалога с представителями средств массовой информации.

Мы обрели свой флаг и другие символы государственности, но все это должно быть подкреплено и соответствующим экономическим фундаментом. Вопросы эти очень сложные, они касаются наших взаимоотношений с Российской Федерацией.

За развитием событий пристально следят другие республики. Ведь не секрет, что Якутия является одним из политических лидеров среди республик России. Во многом наши решения сказываются и на их решениях. Мы всегда говорили, что наша республика является составной частью Федерации. И у нас нет помыслов обособиться. Поэтому все вопросы с центральными органами власти мы решали принципиально, но постепенно, шаг за шагом добивались своего без конфронтации и “войны”. И в принципе нам кое-чего удалось достичь. Если вы помните, еще в прошлом году Верховный Совет нашей республики принял решение, в соответствии с которым предприятия, находящиеся на территории Якутии, объявлялись ее собственностью. Это была декларация.

Но надо было обеспечить ее реализацию на основе договора с Российской Федерацией. Сразу после заключения Федеративного договора, соглашения между двумя правительствами об экономических взаимоотношениях, нами был направлен в Правительство России проект соглашения о разделе собственности. Он обсуждался в Правительстве Федерации. А в мае у нас была встреча с Вице-премьером А. Чубайсом и его заместителями, где этот проект был рассмотрен и получил одобрение. Мы могли бы начать конкретную работу, однако, через некоторое время позиция Российской Федерации резко изменилась — стала преобладать идея сделать собственность, находящуюся на территории нашей республики, федеральной. Мы с этим не могли согласиться. И спустя некоторое время направили в Москву новый проект, провели еще несколько встреч. Как итог, в конце сентября был отработан последний вариант на уровне Государственного комитета по имуществу. По нашему мнению, собственность должна быть разделена согласно Федеративному договору, который имеет более высокий статус, и законы должны вытекать из него.

Что это значит? В Федеративном договоре сказано, что такое Федерация и какие функции она должна обеспечивать. Те функции, которые обеспечивает Федерация, должны быть подкреплены федеральной собственностью, а те функции, которые выполняет республика, должны быть подкреплены республиканской собственностью. Это общая теория, которая прямо опирается на Федеративный договор и пока входит в противоречие с теми законами и постановлениями Российского правительства, которые были приняты в этом году, и которые сводят на нет самостоятельность республик и ущемляют права краев и областей.

Тут сказался централизм, который в последнее время начал преобладать в Российском правительстве. Мы категорически с этим не согласны и поставили вопрос так: только Федеративный договор может быть основой для решения вопроса о собственности. Ну, а если конкретно, то мы считаем, что федеральной собственностью на территории республики могут быть объекты Министерства обороны, Министерства безопасности, Министерства внутренних дел, дальняя связь, космическая и магистральная связь. Эти и некоторые другие объекты действительно обеспечивают выполнение федеративных функций. Все остальное — есть вопрос республики: и алмазная промышленность, и золотая, и все остальные отрасли промышленности. Конечно, есть некоторые вопросы, которые вызывают сомнения, но и на них можно найти ответ, имея ввиду осуществление совместного ведения по некоторым объектам.

Вот такой подход. И я еще раз подчеркиваю, этот подход кардинальным образом нарушает те законы, которые были приняты Российской Федерацией. Мы считаем эти законы, простите за тавтологию, незаконными потому, что они игнорировали Федеративный договор. Они были приняты вразрез с ним и обеспечивали опять же диктат нового, зарождающегося российского центра. Там, в российских министерствах набрали под демократические знамена старых бюрократов, и они ведут себя так же, как и раньше… Потому-то вопрос о собственности и тянется с самой весны и до сих пор он спорный…

Какие же, в конце концов, есть результаты? Во-первых, нашу концепцию признал А.Чубайс со всей командой. Но так как здесь есть нарушение законов, то он не рискнул взять на себя ответственность и направил письмо Б. Ельцину. Ельцин наложил такую резолюцию: “В сложившейся ситуации надо опираться на Федеративный договор”. Иначе говоря, он нас поддержал. Теперь этот документ, пройдя по кругу, будет обсуждаться в Правительстве Российской Федерации. Примерно в том же ключе шел и разговор с Е. Гайдаром. Вы помните торжественное подписание здесь документов, но перед этим в течение двух часов вместе с Президентом М.Николаевым мы обсуждали спорные вопросы с руководством Российского правительства. И подписали совместный протокол о собственности; В нем тоже записано: “…Одобрить основные принципы раздела собственности, которые представлены Республикой Саха (Якутия) и рассмотреть этот вопрос на заседании Правительства”.

Сейчас можно сказать, что проблема близка к разрешению. И это дает нам возможность начинать акционирование предприятий по законам Якутии, с учетом наших интересов. До конца ноября акционирование должно завершиться. Процесс идет трудно, поскольку здесь сталкиваются интересы многих людей и коллективов.

Рассказывая об итогах работы по второму крайне важному для республики вопросу — бюджетным отношениям между Якутией и федеральным Правительством, Вице-президент Республики В.А Штыров напомнил о мелькавшей на страницах центральной печати версии, что якобы республика отказалась платить налоги, что она является нарушителем и на нее наложены санкции. Отвергая эту версию, Вячеслав Анатольевич объяснил, что же происходило на самом деле и откуда эта версия возникла. Дело в том, что те налоги, которые собираются в республике, идут на реализацию как местных программ: районных, республиканских, так и тех федеральных, которые осуществляются на нашей территории. На практике, собирая налоги, республика федеральную их часть отправляет в Москву и ждет, когда начнется финансирование федеральных программ.

В результате, например, деньги, которые предназначались для реконструкции Беркакитского железнодорожного узла, оказались в… Амурской области и разыскать их было очень трудно. А люди в это время сидели без зарплаты. Кроме того, российскими органами не признавались наши республиканские решения по зарплате, по социальной помощи, и на эти цели не выделялись средства нашим предприятиям. Тогда Правительством республики было решено, что “перегонять” деньги туда-сюда нет смысла и что федеральные программы, коль мы их признаем, должны финансироваться республикой. А для этого надо было договориться оставлять часть федеральных налогов в республике. Сначала об этом никто не хотел и слышать. Но в конце концов разумная точка зрения победила. Между Республикой и Федерацией было подписано первое бюджетное соглашение. Теперь Правительство Якутии считает, что оно должно быть продлено, и не только на 1993 год, но и стать базовым для дальнейших финансовых отношений между Россией и Якутией.

Третий вопрос, на котором остановился Вице-президент — алмазная промышленность. Без сомнения, это ключевая отрасль для нашей республики: 91% прибыли, которую получает республика, приходится на алмазодобывающую промышленность, она является ключевой и для Российской Федерации.

Это главное наше богатство. Но отношение, которое раньше сложилось к ней, никак не могло устраивать республику. За 1 карат алмаза совсем недавно платили… 8 рублей. Для республики эта промышленность не давала практически ничего, кроме сильного воздействия на экологическую обстановку. Но все знали, что алмазы приносят кому-то огромные доходы.

Идея создания компании “Алмазы России—Саха” вначале вызвала бурное сопротивление некоторых чиновников в Москве. Там очень не хотели терять власть над алмазами. Потребовалась большая работа, чтобы в конце концов были подписаны документы о создании этой компании. Вопрос решался на самом высоком уровне. Вячеслав Анатольевич перечислил не меньше десятка фамилий высших руководителей, с которыми пришлось работать в эти прошедшие месяцы. Недели три руководители республики провели в комиссии, сопредседателем которой является небезызвестный Леонид Гуревич. Но члены комиссии в конце концов предложения Якутии приняли. И теперь вновь созданная компания может со временем сравниться с самыми известными в мире алмазодобывающими фирмами.

Ставится вопрос и о создании Федерального алмазного центра. Мы не возражаем против его организации, но — сказал В.А. Штыров, — мы никогда не согласимся с тем, чтобы ему было разрешено заниматься кроме контроля еще и продажей алмазов. Нет никакой гарантии, что эта организация не будет коррумпированной. Можно согласиться только с тем, что Центр будет продавать контрольные отрезки, для проверки правильности цен. Какова будет величина контрольных продаж — это будет зависеть от позиции Правительства.

Итак, концепция развития алмазно-бриллиантового комплекса родилась, принята Президиумом Верховного Совета России и теперь выносится на сессию.

В Москве на днях состоялось первое заседание Наблюдательного совета компании “Алмазы России—Саха”, в который включены представители правительств России и Якутии. Такого нет ни в одной алмазной фирме мира.

— Если ничего не помешает, — сказал В.А. Штыров, — я думаю, что компания начнет работу с 1 января.

Но, на его взгляд, что-нибудь помешать может: в Москве, по некоторым сообщениям, борьба за контроль над алмазами и попытки ревизии принятых решений разгораются с новой силой.

Подводя итоги вступительной части, Вице-президент отметил положительные результаты всей большой работы руководства республики с руководителями России. Среди множества других решен и вопрос о выпуске в обращение золотых монет в честь 360-летия вхождения в состав России Республики Саха. Номинальная стоимость монет 50 и 100 рублей. Рыночная же их цена будет намного выше.

После этого В.А. Штыров ответил на вопросы журналистов.

Еженедельник “Федерация”: — Вячеслав Анатольевич, как будет с частной собственностью на землю, как этот вопрос решается у нас и в России?

В.А. Штыров: — Это вопрос сложный. На последней сессии Верховный Совет Якутии не признал частную собственность на землю в республике. Проголосовали против. Видимо, требуется решение народа. Верховный Совет — это еще не весь народ. Поэтому на заседании Правительства, которое вел Президент М.Е.Николаев, было принято решение о проведении Конгресса народа саха. На нем и будет поставлен вопрос — что делать с землей. Конгресс не имеет права решающего голоса, но он позволит выявить волю народа. Мнения на этот счет существуют разные. Может дело дойти и до референдума и у нас, и в России. Там тоже окончательное решение не принято.

“Федерация”: — Вы сказали, что нам платили по 8 рублей за карат… Не могли бы Вы сказать, сколько, хотя бы приблизительно, платят сейчас и получаем ли мы полную их мировую стоимость?

В.А. Штыров: — В настоящее время система такова, что мы практически получаем полную цену. Алмазы мы продаемКомдрагмету России, там определяется им цена в долларах, а потом доллары переводятся в рубли по курсу. Но есть пока вопросы по переводу рубля в доллары. По Указу Президента Ельцина, подписанному в декабре прошлого года, рубль переводится в доллар по рыночному курсу. В начале нынешнего года еще по старым правилам мы согласовали твердый переводной курс на январь, но, начиная с февраля и до нынешнего времени, с нами должны рассчитываться по рыночному курсу. И нам сначала перечисляли эти деньги. Однако Комдрагмет России, ссылаясь, что у них нет денег, начал говорить о том, чтобы сохранить январское соглашение на весь год. Мы с этим не согласились. Сейчас у нас идет тяжба. Вопрос стоит 36 млрд. рублей. Сейчас цена карата приблизительно 1500 рублей.

“Сахаада”: — Правда ли, что мы продешевили с первой партией проданных алмазов?

В.А. Штыров: — Вам известно, что 20% добываемых ювелирных алмазов остается в распоряжении Республики Саха. Алмазы сортируются по шести тысячам признаков и делятся по классам. От каждого класса мы берем свои 20%. Технические алмазы в нашем распоряжении находятся полностью. Что касается наших отношений с “Де Бирс”, то эти 20% мы ему продали через государственную федеральную фирму “Алмазювелирэкспорт”, находящуюся в прямом подчинении российского Правительства. Она единственная фирма в России, которая на протяжении 30 лет занимается продажей “сырых” алмазов. Мы заключили с ней контракт, и они продали наши алмазы. И продали удачно по ценам даже выше, чем мы ожидали. Весь КомдрагметРоссии зашевелился. Посыпались обвинения, что мы отобрали лучшие алмазы и так далее. Но на самом деле, это не так. Так что слухи о том, что мы продешевили, распространяют люди, которые борются против наших нововведений. А мы и дальше будем продавать в пределах российской квоты. Но продаем не все — часть оставили для своей промышленности. В частности, вы знаете, в Сунтаре был огранен первый алмаз. Он из нашей доли.

Агентство “Интерфакс”: — Наши взаимоотношения с Комдрагметом России. Можно ли так понимать Ваши слова, что с 1 июля у нас Комдрагмет не покупает алмазы?

В.А. Штыров: — Из наших недр выкачано огромное количество алмазов, но они не пошли на пользу ни России, ни Союзу, потому что не были проданы, они лежат в хранилищах. Нашей добычи хватает на то, чтобы на определенное время обеспечить квоту России на международных рынках, поэтому сейчас заниматься дополнительной добычей алмазов, как это хотят делать в Архангельске, не следовало бы. Деньги на добычу, на зарплату будут затрачены зря. Больше того, на мировых рынках в связи с мировым кризисом уменьшилось потребление алмазов. Учитывая, что ситуация в капиталистическом мире сложная — фирма “Де Бирс” предлагает нам сократить на 25% поставки алмазов на мировой рынок. Сколько будет длиться эта ситуация — неизвестно. По долгам Комдрагмета России – последние платежи были в августе-сентябре. За последнюю партию они нам не платят. Камни находятся там со всеми документами, а сумма долга, очень большая, порядка 20 млрд. рублей. Дело дошло до того, что нам официально предложили забрать эти камни и продавать самим. Видимо, выход может быть один — просить Центральный банк России, чтобы он открыл кредитную линию. Но банк сопротивляется, он противник всяких кредитов, поскольку это в какой-то степени увеличивает инфляцию… Поэтому надо поработать с Верховным Советом России, который может воздействовать на Центральный банк.

РИА “Новости”: — Сегодня по телевидению передали о том, что куда-то пропали 45 миллионов, то ли рублей, то ли долларов, и, якобы, у нас в республике. Что Вам известно об этом?

В.А. Штыров: — У нас нет никаких сведений о пропаже. Это, наверное, какая-то выдумка.

Вице-президент В.А.Штыров ответил и на другие вопросы журналистов.
Записал Дмитрий КИСЕЛЕВ. “Советы Якутии”, 4 ноября 1992 г.