15/06/2010

Собственный корреспондент газеты «Мирнинский рабочий»встретился в Москве с Вице-президентом, Премьер-министром Республики Саха (Якутия) В. Штыровым

Вячеслав Анатольевич, какие заботы привели Вас в российскую столицу на сей раз?

Вопросы, которые мы решаем в Москве, можно разделить на две группы: перспективные и текущие. Если говорить о второй группе, то сегодня для Якутии главная проблема связана с кредитными ресурсами. Известно, что республика нашакредитоёмкая, и зависит это от условий поставок на Крайний Север: за короткий период навигации надо накопить запас грузов на год, а иногда и больше, обеспечить в дальнейшем их хранение. Другая особенность — многие наши предприятия отличает сезонный характер работы и реализации продукции. Например, Депутатский ГОК в период между навигациями накапливает произведенную продукцию — олово. Возможность для ее реализации появляется только со вскрытием рек. А нет реализации — нет и денег. В старые времена все строилось на дешевых государственных кредитах, да и предприятия имели гигантские оборотные средства, которые позволяли им нормально жить целый год. Затем оборотные средства были у предприятий изъяты, государство перешло в систему кредитования. Нынче ситуация еще более сложная. Высоки кредитные ставки. При этом доступ к госкредитам крайне затруднен. Ограничительная кредитная политика, практикуемая в России, в целом полезна для экономики, но, к сожалению, не учитывает особенностей регионов. Надо ли говорить, что стандартный подход очень мешает стабильной работе северных предприятий.

За пять месяцев 1993 года Якутия из 290 млрд. рублей (без учета инфляционных процессов) расчетного кредита первого полугодия получила лишь 90 млрд. В результате в республике сложилось крайне тяжелое положение. К началу навигации у нас, в Усть-Куте, и других пунктах были накоплены грузы в объеме примерно на уровне прошлого года. Эти грузы были оплачены еще в декабре-январе. А с февраля объемы завозимых грузов неуклонно снижались: не на что было выкупать продукцию у наших поставщиков (тем более в условиях предоплаты). На эту тему мы уже провели серию встреч и переговоров в Москве, в том числе с тремя российскими вице-премьерами — О.Сосковцом, Ю.Яровым и О.Лобовым. Мы ставили вопрос о выделении кредитных ресурсов не только под досрочный завоз грузов, но и на пополнение оборотных средств предприятий. И, должен сказать, нашли поддержку. В июне Якутия получит 60-миллиардный кредит. Половина этой суммы пойдет на закупку продуктов питания, товаров первой необходимости, связанных с подготовкой к зиме. Остальная часть — на приобретение нефтепродуктов. В целом результаты состоявшихся встреч я назвал бы положительными. Специальное совещание состоялось у Председателя Совета Министров В.Черномырдина, который дал указание оказать нам полное содействие. Думаю, дело должно сдвинуться.

Теперь о перспективных вопросах. По поручению Президента РФ Б.Ельцина с начала года мы работаем над подготовкой проекта Указа о первоочередных мерах по реализации Федеративного договора в Республике Саха. Суть в том, что на основе Указа предполагается разработать совместную федерально-республиканскую программу структурной перестройки экономики Якутии. Такое внимание не случайно. Наша республика занимает ключевые позиции в так называемых валютных отраслях, она является и важнейшим поставщиком угля и электроэнергии для Дальнего Востока. Мы исправно выполняем свои обязательства, однако сегодня, в новых условиях, уже не обойтись без новых идей и новых капвложений.

В Якутии порядком поизносились основные фонды, обновления фактически нет. Многое из того, что было начато, сегодня еле теплится. Взять, например, строительствоЮбилейнинского ГОКа, третьей очереди Вилюйской ГЭС. Я уж не говорю о каких-то новых проектах. Будущий Указ Президента России должен дать толчок, способствовать качественному изменению ситуации.

Кроме того, мы подготовили текст Соглашения между Правительствами России и Якутии в области кредитно-денежной политики. По этому поводу запланированы встречи с Вице-премьером Б.Федоровым, руководителями Центрального банка РФ. Надо сказать, личные контакты с российским руководством многое дают. В том числе полезны они и в плане критики в наш адрес. Она есть, и мы обязаны ее учитывать, корректировать свои подходы к решению проблем. Кстати, в последнее время внимание руководства России к Якутии усилилось. В Москве крепнет понимание: политика Республики Саха направлена на взаимодействие и сотрудничество.

Еще одна забота — строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ). По заданию В. Черномырдина у нас в республике побывала правительственная комиссия, которая знакомилась с ходом дел на АЯМе. Приезжали и отдельные руководители министерств. Определена стратегия действий, подготовлены проекты соответствующих постановлений

Правительства РФ. Словом, картина ясна. К несчастью, силы торможения, волокита в структурах Российского правительства еще очень сильны: необходимые документы пока не подписаны. Приходится заново поднимать вопрос в Москве. Сегодня строители АЯМа миновали Алдан и подходят к Томмоту. И хотя дорога сейчас находится в режиме временной эксплуатации, грузы по ней идут вовсю. Строительство требует огромных финансовых ресурсов, только на этот год — около 10 млрд. рублей. И пока источник финансирования один — бюджет Якутии. Около полугода ведем переговоры с тем, чтобы и Федерация помогла, называем источники финансирования. Но вопросы по-прежнему решаются медленно, по отдельным локальным позициям. А нам, разумеется, хочется перевести строительство в более надежное перспективное русло, уйти от бесконечных согласований.

Как по-вашему, насколько реально выполнение полученных в Москве обещаний?

Разные тенденции есть в Российском правительстве. С одной стороны, прибавилось реализма в подходах к экономической реформе. Это отрадно. С другой стороны, набирают силу центростремительные процессы. Новая российская бюрократия оперилась, и она тянет к старому. Происходит централизация власти, централизация экономической жизни. Всеми доступными методами (через бюджетную, кредитную политику) Москва старается поставить под свой контроль предприятия, во всяком случае, в базовых отраслях. Словом, несмотря на лозунги, государство продолжает руководить экономикой.

Плюс усиление бюрократизации руководящих структур. Решения, принятые Президентом, Председателем Совета Министров, «спускаясь вниз», нередко тормозятся в многочисленных отделах, министерствах, способных загубить даже самое хорошее дело. Эта тенденция усиливается, но все же излишне драматизировать ситуацию я бы не стал. Нам надо отстаивать свои позиции, альтернативы этому нет. А лучшая гарантия успеха — наша настойчивость и профессионализм в защите интересов республики.

Вы, Вячеслав Анатольевич, присутствовали на последнем обсуждении в Верховном Совете РФ проекта Закона о драгоценных металлах и камнях. Что могли бы сказать по этому поводу?

Здесь у нас возражения по трем основным позициям. Законопроект устраняет все ранее достигнутые соглашения о разделении ответственности и полномочиях субъектов Федерации. Почему, например, лицензии на разработку якутских месторождений выдаются только в Москве? Ведь доходит до курьезов. В прошлом году к нам в Якутию нагрянул целый консорциум: «У нас есть все документы. Мы будем у вас добывать газ». А мы об этом ни сном, ни духом не ведаем… Короче говоря, имеющиеся соглашения должны быть закреплены этим законом. Или возьмем рыночные подходы. Целый год мы создавали акционерную компанию «Алмазы России-Саха». Создали. Теперь проект Закона о драгметаллах ставит компанию вне закона… А каким предстает в этом документе Комдрагмет России? Он вправе издавать нормативные акты, учреждать собственные предприятия, скупать алмазы и т.д. Присовокупим к этому постановление Правительства Российской Федерации, которое протолкнул председатель Роскомдрагмета Е.Бычков. Согласно постановлению все предприятия золото- и алмазодобывающей промышленности перешли в ведение Комитета, который стал для них работодателем. Словом, по такому закону Роскомдрагмет узурпирует всю власть в сферах своей деятельности…

И это при том, что АК «Алмазы России – Саха», говоря канцелярским языком, не является государственным предприятием.

Вот именно. Разумеется, с подобным законопроектом мы не можем согласиться. Это типичный возврат к прошлому. ЕслиКомдрагмет — орган, регулирующий и контролирующий, тогда он не должен заниматься производством. Если закон примут в его нынешнем виде, начинается новый виток противостояний: Республики и Федерации, законодательной власти и исполнительной (целая серия принятых ранее решений Правительства, указы Президента войдут в несоответствие с новым законом), предприятий и государства и других. Получается так: жизнь ушла далеко вперед, а проект закона тянет нас назад. Но, я думаю, мы всеже найдем общий язык. Что бы там ни было, а реалии жизни придется учитывать всем, кто принимает решения.

А. БАДАЛЯН.
«Мирнинский рабочий», 25 июня 1993 г.