Нам удалось сохранить управляемость экономики
15/06/2010
Вечером 2-го февраля состоялась пресс-конференция Вице-президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова для журналистов центральных и местных изданий. Она была посвящена подведению итогов экономической деятельности республики в 1992 году.
Открывая пресс-конференцию, В.А. Штыров сказал, что оценивать прошедший год можно по-разному. По объективным показателям — он далеко не самый лучший. Допущено падение, производства на 20% в промышленности, несколько меньше в сельском хозяйстве.
Если говорить об уровне жизни населения, то из-за того, что реальные доходы снизились приблизительно на 30%, мы стали жить хуже. Что касается финансовых показателей, то в целом по республике предприятиями и организациями получена прибыль примерно 45 млрд. рублей. Эту прибыль в основном дала промышленность. С прибылью также закончили год строительные, проектно-изыскательские, геологические организации. Если учитывать дотации, то с прибылью закончили год и сельскохозяйственные предприятия. Убыточными оказались инфраструктурные отрасли: транспорт, материально-техническое снабжение и торговля. Они принесли убыток в 5 млрд. рублей.
Но если сравнивать ситуацию в Якутии с другими регионами, то мы находимся в более выигрышном положении. Например, потери в реальных доходах населения у нас значительно меньше, чем в целом по Российской Федерации. Республика входит в пятерку наиболее благополучных территорий в составе Российской Федерации с точки зрения соотношения темпов роста заработной платы и темпов роста цен. К другим положительным моментам В.А. Штыров отнес благополучное завершение навигации, весьма осложненной в начальный период тем, что не было достаточно накоплено грузов в портах отправления из-за разрыва традиционных торгово-экономических связей. Но республике удалось получить мощную поддержку Правительства России в форме кредитов, сумма которых составила около 130 млрд. рублей. Часть из них осталась у нас в обороте. В целом, итоги навигации у нас лучше, чем у наших соседей в Красноярском крае, Магаданской области. Несколько лучше, чем ожидали, закончился год в сельском хозяйстве. Весеннее наводнение, а потом засуха не давали оптимизма. Но когда народ понял, что ему не на что надеяться, он резко активизировался. В достаточных объемах были заготовлены корма, и сейчас можно предположить, что зимовка скота закончится благополучно.
К числу положительных результатов Вице-президент отнес и начало структурной перестройки экономики. Возникли и начали действовать новые производства. Это, прежде всего предприятия по обработке алмазов. Получен первый бриллиант на Сунтарском гранильном заводе, начат выпуск инструментов из технических алмазов. Кроме этого происходили процессы менее известные: реконструкция мебельной, швейной фабрик. Получен первый линолеум из собственного сырья.
Правительство не очень пропагандировало свою программу, считает Вячеслав Анатольевич, потому что были необходимы гибкие решения — ситуация меняется каждый день. И потому много говорит о программах было нецелесообразно. И все же, вся экономическая деятельность в республике шла по совершенно четкому экономическому плану, концепция которого состояла из восьми самостоятельных блоков, тесно связанных между собой. Первые триблока должны были уравновесить доходы и расходы населения и обеспечить ему социальную защиту. Это политика в области цен, заработной платы и социальной защиты.
Правительство Якутии не пошло на шоковую терапию — отпуск цен осуществлялся поэтапно. Движение зарплаты было тесно увязано с ценами. В отличие от других регионов Российской Федерации республика сразу установила довольно жесткий контроль над ней. Были поставлены три цели: сделать зарплату такой, чтобы она соответствовала нашим региональным особенностям, то есть в 2-2,5 раза больше, чем в средней полосе России. Необходимо было ликвидировать и разрыв в заработной плате между производственной и непроизводственной сферами.
Надо было связать уровень зарплаты с результативностью производства. В этой связи, в отличие от Российской Федерации, мы ввели налоги на превышение фонда потребления, была создана система отраслевых коэффициентов в производственных и новая тарифная сетка в непроизводственных отраслях. Реализации этих задач было уделено главное внимание Правительства в I и II кварталах 1992 года. Результатом этого стало то, что большую часть года индекс повышения зарплаты превышал индекс повышения цен.
С этими блоками была тесно связана политика социальной защиты. Мы первыми в России определили критерий бедности и стали оказывать помощь конкретным людям — она была оказана примерно 130 тыс. человек. Работа трудная, неблагодарная, но она начата и система создана.
За эти меры, которые резко отличались от российских, вначале республика подвергалась резкой критике федеральных органов, но потом было признано, что наша система гораздо эффективнее других.
Большое внимание в прошедшем году было уделено структурной перестройке экономики. Были разработаны специальные программы создания новых доходных отраслей, эффективной занятости людей. В рамках этих программ началось создание ювелирных производств, алмазодобывающей промышленности, деревообрабатывающей промышленности, перестройка в аграрном секторе с точки зрения перерабатывающих производств. Это четвертый блок программы и плана действий Правительства. Пятый блок был связан с процессами перестройки производственных отношений. Это процессы акционирования и приватизации, Правительство вплотную подошло к этим вопросам в III квартале 1992 года. Была разработана концепция, в соответствии с которой около десяти базовых для экономики предприятий и объединений решено акционировать таким образом, чтобы сохранить в них государственную часть. Это и «Золото Якутии», и «Алданзолото», и другие. Процесс акционирования еще не закончен, но он движется в рамках намеченных программ. Они отличаются от федеральных. В тех, например, предоставлены слишком большие, на наш взгляд, права коллективам в части их отделения от базового предприятия. Это часто противоречит общегосударственным интересам. По настоянию Правительства в июне республиканский Закон о предприятии и предпринимательской деятельности был изменен. И мы пошли по пути сохранения крупных объединений. Сейчас такие же тенденции наметились и в целом по Российской Федерации.
Плохо идет работа по приватизации малых предприятий. Здесь есть много причин. Многие из них в самостоятельном плавании просто не могут справиться с финансовыми трудностями.
Сейчас идет реорганизация снабженческих организаций. Большинство из них будет коммерческими структурами. Серьезной реконструкции подвергается торговля. Упор делается на коммерциализацию розничной сети.
Далее, Вице-президент признал, что в процессе приватизации было сделано немало ошибок. Эти ошибки исправляются, и процесс идет.
Только в конце года сформировалась концепция аграрной реформы. Ее реализация должна развернуться в этом году. Кроме этого, Правительство намечало коренные изменения в финансовой структуре республики. Появились коммерческие банки, сложилась двухуровневая банковская система. Но здесь еще многое не сделано — это больное место республики. И теперь этот блок выходит на первое место среди первоочередных задач.
Одним из важнейших блоков, по мнению Вице-президента, является бюджетная политика. В прошлом году районам давалось больше свободы в распоряжении их доходной базой. Это позволило активизироваться районным администрациям, они стали больше заботиться о своих предприятиях. В наступившем году эта линия продолжится.
По инициативе Правительства в республике изменена налоговая политика. Сейчас часто критикуют новую налоговую систему. Говорят, что появились новые налоги, что это слишком тяжелое бремя. Да, в прошлом году у нас действительно была суровая налоговая система. В этом году она несколько смягчена. В частности, от налога на доходы предприятий переходим к налогу на прибыль. Количество налогов вроде бы увеличилось. Но на самом деле, это либо старые налоги под другими названиями, либо те затраты, которые раньше включали в себестоимость продукции предприятий. Сейчас эти расходы «вытаскиваются» и превращаются в налоги. В результате становится более справедливым распределение средств у предприятий, более четкой становится экономическая картина.
Все эти блоки, связанные воедино, и были той политикой, которую Правительство проводило в минувшем году. Благодаря всей этой работе, сказал В.А. Штыров, нам удалось сохранить хорошую управляемость экономикой.
Что же будет дальше? Ситуация в республике ухудшается. Среди других причин та, что за 6 лет перестройки потерян темп развития. Очень отстали базовые отрасли. Оборудование изношено, устарели технологии. Не было движения вперед. Теперь нам требуются крупные капвложения в базовые отрасли, которые должны нести на себе всю тяжесть экономических реформ.
Но не все так плохо. После долгих дебатов подписано соглашение о разграничении собственности, которое дает возможность республике самой распоряжаться своим имуществом. Это соглашение одно из самых главных, без него не могут работать ни Федеративный договор, ни Экономическое соглашение. Между тем, Деятельность республики по-прежнему направлена на сохранение и укрепление старых хозяйственных связей в рамках Федерации.
К положительным фактам следует отнести и урегулирование бюджетных отношений между Российской Федерацией и Якутией, начало деятельности АК «Алмазы России – Саха». Если ее функционирование будет успешным — это позволит увеличить доходную базу, поднять уровень жизни не только в Мирнинском районе, но и во всех районах, которые находятся в зоне действия компании.
Все эти положительные сдвиги вовсе не означают, что уже завтра наша жизнь улучшится, но они создают какую-то базу, позволяют уверенно двигаться в будущее.
Как будут развиваться события дальше, будет зависеть от уверенных и умелых действий Правительства, и от общей экономической ситуации в России. А ситуация эта такова, что хотя повода для отчаяния и нет, ждать чего-то очень хорошего в ближайшее время не приходится.
Главная задача Правительства на 1993 год — остановить падение производства. Если эта задача не будет решена, ничто не остановит дальнейшее падение уровня жизни людей. Затем Вице-президент ответил на вопросы журналистов.
Записал Дмитрий Киселев «Советы Якутии»,
6 февраля 1993 г.