15/06/2010

Республика испытывает острый недостаток кредитных ресурсов для завоза грузов в период навигации. Вице-президент, Премьер министр Республики Саха (Якутия) провел в Москве пресс-конференцию.

В своем выступлении, предваряющем вопросы журналистов,В. Штыров, в частности, заявил:

Ситуация в Якутии сегодня критическая. Жизненно важен для Севера период навигации, когда в республику доставляется основной объем грузов на предстоящий год. Нынешняя навигация под угрозой срыва: не хватает централизованных кредитных ресурсов, выделяемых Правительством России для досрочного завоза грузов. По сравнению с необходимым объемы основных категорий уже доставленных грузов на сегодняшний день колеблются от 12 до 36%.

Но самое главное: мы не видим особых перспектив в улучшении дела. Якутии для досрочного завоза грузов в навигацию требуется 238 млрд. рублей кредита. При этом кредитная комиссия при Правительстве РФ под руководством Министра финансов Б. Федорова для всех северных регионов России выделила всего 300 млрд. рублей. Это грозит катастрофой не только нам. Другие регионы Крайнего Севера по завозу грузов находятся в еще более тяжелом положении, чем Республика Саха.

Якутия — прибыльная республика. Она расплатилась за все кредиты, полученные в прошлом году. Мы расплатимся и за нынешние кредиты. Иначе говоря, нет экономических оснований не выделять Якутии необходимые ей кредиты. И разговоры о том, что такие кредиты — безвозвратная трата денег, несостоятельны. Это деньги, которые вернутся. Якутия сегодня, в масштабах России, производит около 40% олова, значительную долю золота, 98% алмазов, 100% сурьмы. Якутия обеспечивает углем весь Дальний Восток, значительную его часть мы обеспечиваем электроэнергией. Если остановятся якутские предприятия, то встанут многие производственные комплексы в России. Тем не менее Правительство Российской Федерации не сочло возможным принять необходимые решения по выделению Якутии централизованных кредитных ресурсов. Словом, вопрос не решается, а благоприятных дней, отпущенных навигацией для завоза грузов, остается все меньше…

Затем В. Штыров ответил на вопросы приглашенных на пресс-конференцию журналистов.

Каким резервом времени обладает Правительство Якутии в плане положительного решения вопроса о выделении кредитов республике?

Навигация завершится в сентябре. За оставшееся время надо успеть доставить грузы в пункты перевалки: порты Осетрово, Владивосток и другие. Затем осуществить дальнейшую перевозку речным или морским транспортом. Если еще учесть, что сегодня мы не имеем накопленных грузов в перевалочных пунктах, что суда нечем загружать, то у нас остается не более двух-трех недель на решение вопроса о кредитах.

Продумывает ли Якутия создание системы самоснабжения?

Мы активно работаем над изменением существующей ситуации. Это многогранная работа.

Во-первых, создание новых отраслей в республике, например, собственной нефтяной промышленности (на основе имеющихся в Якутии месторождений). Здесь требуются большие капвложения, и поэтому мы сейчас пытаемся привлечь к якутской нефти новых инвесторов — российских и иностранных. За последнее время в Якутии резко увеличен объем выпуска товаров народного потребления.

Во-вторых, надо сказать о радикальной перестройке транспортной схемы. Несмотря на то, что строительство Амуро-Якутскойжелезнодорожной магистрали требует громадных средств, мы упорно продвигаемся вперед — километр за километром. Там, куда дорога уже пришла, оборачиваемость завозимых товаров в четыре раза выше. Соответственно и кредитной массы требуется в четыре раза меньше.

Проблема самоснабжения беспокоит руководство Республики. Ее решением мы будем заниматься и впредь. Но это вовсе не значит, что мы собираемся изолироваться. Развитие тех или иных отраслей в Республике Саха будет зависеть от экономической целесообразности. Все остальное — на основе кооперации в рамках межрегиональных связей. Отсюда следует, что существующие сегодня в республике проблемы в ближайшее время не исчезнут.

Не собираетесь ли Вы брать кредиты под залог алмазов? Скажем, у «Де Бирс «или у западного банка.

Мы давно задумывались о кредитах под залог золота и алмазов. Но предполагали использовать их на цели развития, в качестве инвестиций в эффективные проекты, а не для завоза грузов.

Не повлияет ли сложившаяся ситуация на отношения с корпорацией «Де Бирс»?

Некоторые полагают, что Якутия намерена, в нарушение договорных обязательств, выйти на международный рынок и распродать то, чем владеет. Безусловно, мы этого делать не будем, своих внешнеэкономических обязательств мы не нарушим.

Вы имеете в виду договоры «Де Бирс» с Якутией или «ДеБирс»с Россией?

При необходимости мы будем продавать свою долю алмазов внутри России. Что касается договоров с зарубежными партнерами, то, кто бы их ни заключил — мы будем их соблюдать.

Вячеслав Анатольевич, как бы Вы охарактеризовали сегодняшнюю общественно-политическую обстановку в Якутии? Каковы настроения в трудовых коллективах республики?

Финансовые трудности, испытываемые Якутией, непосредственно сказываются на настроениях в трудовых коллективах, фактически сейчас многие люди работают бесплатно. Допустим, бесплатно отпускает нефтепродукты наше предприятие «Якутнефтепродукт», бесплатно работают суда Ленского речного пароходства. Потому что отсутствие кредитных ресурсов не позволяет наладить нормальный экономический цикл. Разумеется, нет ничего хорошего в том, что работники по нескольку месяцев не получают зарплату. В том числе и в плане общественно-политическом. В связи с этим намеченное Правительством Якутии введение в республике чрезвычайного экономического положения и будет как раз направлено на стабилизацию нынешней тяжелейшей ситуации. Должен сказать, северяне понимают существующие трудности, выносят их, как говорится, на себе. Обстановка остается спокойной. И это достойно уважения. Наша задача — как можно быстрее выправить финансовую ситуацию. Для этого будет сделано все возможное.

В чем конкретно будет заключаться чрезвычайное экономическое положение, если его введут? Какие меры предполагается принять?

Прежде всего намечается мобилизация всех имеющихся в Якутии денежных средств. Сейчас ведется работа по учету средств на счетах коммерческих банков, на счетах производственных предприятий. Возможно мы вынуждены будем превратить в кредиты часть бюджетных средств. Планируются и другие меры. Главное — обеспечить досрочный завоз грузов в навигацию.

Правильно ли я понял, что если в течение 2-3 недель Якутия не получит кредитов от Российского правительства, то республика будет вынуждена по истечении этого срока объявить чрезвычайное экономическое положение на своей территории?

Да.

Внесены ли существенные изменения в проект федерального Закона о драгметаллах и драгкамнях, имевшиеся варианты которого по ряду направлений не устраивали Якутию?

Принципиальным изменениям подверглась сама концепция законопроекта. Первоначальный вариант документа представлял собой возврат к старому — к командно-административной системе. Но жизнь изменилась, и она диктует свои условия: увеличился объем полномочий Якутии и других субъектов Российской Федерации; создана АК «Алмазы России – Саха» — чисто рыночная структура, действующая в режиме коммерческого расчета. Эти обстоятельства следовало принять во внимание. В результате упорной работы, в которой участвовали представители Якутии и других заинтересованных регионов, проект федерального закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях был приведен в такой вид, который удовлетворяет всех и учитывает новые реалии. Мы добились, например, того, чтобы в проект было заложено важнейшее положение: контролирующие организации не должны заниматься бизнесом в сфере драгоценных металлов и камней. Это очень важно. Если закон будет принят парламентом в таком виде, он нас устроит.

Как реализуется программа развития гранильного производства в Якутии?

Гранильное производство — одна из отраслей, которая может быть эффективной в условиях нашей республики. Развитие будет идти по двум направлениям: огранка алмазов и производство алмазного инструмента. Издан Указ Президента Республики Саха (Якутия) М. Николаева о развитии алмазообрабатывающей промышленности. Основываясь на нем, Правительство республики приняло ряд постановлений. В течение ближайших двух лет в Якутии планируется создать 15 гранильных заводов. Три завода уже действуют. До конца 1993 года намечено ввести еще пять заводов, остальные — в 1994 году. Гранильные производства создаются с участием компаний Израиля, Японии и Южной Кореи. Естественно, мы активно привлекаем к сотрудничеству и российские гранильные заводы, они тоже участвуют в деятельности нескольких наших совместных предприятий.

А. БАДАЛЯН. г. Москва.
«Мирнинский рабочий», 16 июля 1993 г.