13/04/2021

Когда мы говорим об итогах реализации стратегического документа Якутии – Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, то имеем в виду прежде всего экономическое развитие. Но ведь экономика – это не самоцель. Для чего нужны новые производства, развитие сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности? Чтобы дать возможность людям получить работу с хорошей заработной платой, чтобы в каждой семье был достаток.

Нормальная жизнь людей, их уверенность в будущем – вот что главное и вот ради чего и должно все делаться. Но добиться этого очень непросто — порой, ценой неимоверных усилий. Но опыт реализации Схемы-2020 показывает, что это возможно. Потому что в результате развитие получает не только экономика республики, а растет благосостояние граждан и более того – такое позитивное движение оказывает воздействие на духовность, самосознание людей. К такому выводу приходит Наталья Харлампьева, народный поэт Якутии, председатель Союза писателей Якутии, посмотрев фильм “По следам-Схемы-2020”.

— Наталья Ивановна, фильм “По следам Схемы-2020” больше посвящен вопросам производственного, экономического развития республики, эффекту, который дала реализация стратегического документа. И в то же время показано, как сумели найти себя молодые люди благодаря старту многих проектов. А какие мысли у вас появились после просмотра фильма?

— Вячеслав Анатольевич Штыров был Президентом Республики Саха (Якутия) в 2002 – 2010 годы. С одной стороны это вроде бы немалый срок, а с другой – весьма короткий. Как говорится, большое видится на расстоянии. Прошло больше десятка лет и сейчас четко виден вклад В.А.Штырова в развитие республики за годы президентства. Просмотрев фильм “По следам Схемы-2020”, я задумалась о том, как вопросы экономического развития влияют не только на качество жизни народа, но и на духовность, его самосознание.

Возьмем вопросы строительства, прежде всего касающихся каждого жителя республики – строительства школ. Вячеслав Анатольевич с первого года работы принял решение о строительстве новых школ на селе. Была поставлена задача, чтобы ежегодно сдавалось под ключ не менее 10 новых школ. А по факту каждый год выходило больше. Причем, не абы каких, а новых, построенных по современным стандартам, со всей мебелью и новейшим оборудованием. В 2015 году было построено и сдано 17 новых школ! Для сельских жителей школа – это прежде всего нацеленность в будущее. Если есть новая современная школа, складывается хороший педколлектив и вырастает конкурентоспособность учеников, тогда село расцветает. Родители не ломают головы о переезде в поисках лучшей школы, они становятся более уверенными в будущем. Это показатель, который трудно измерить и вписать в статистику, но ежегодные десяток новых школ – это говорит о многом.

Вопросы газификации. Когда в первый год президентства Вячеслав Штыров заговорил о переходе газовой магистрали через Лену на правый берег, многие сочли это нереальным. Мы, якуты, привыкли покоряться силам природы и, казалось, своенравная матушка Лена подготовит немало сюрпризов при любом техническом решении этого вопроса. Работа газовиков, проложивших последние метры нитки газопровода Хатассы – Павловск через Лену, почти сразу же обросла легендами. Рассказывали, что когда последнее звено трубопровода показалась на правом берегу, на ней сидела ондатра… А если с высоты сегодняшнего дня оценить не только экономическую выгоду данного проекта, а подумать о том, насколько стала легче жизнь и быт в газифицированных селах Заречья, сколько при этом сохранено леса, который шел на дрова? Без всякого сомнения опять же селяне почувствовали себя уверенней, сегодня уже фермы, теплицы, гаражи подключают к газовым котельным, не говоря о таких социальных объектах как школы, больницы и детские сады. А сколько построено за эти годы индивидуального жилья с газовым отоплением! Сегодня газ уже на правом берегу и программа газификации Заречья идет своим ходом.

Дороги. Две огромных по протяженности дороги пересекают территорию республики. Это автодорога “Вилюй” и автодорога “Колыма”. Они всегда играли большую роль для республики, имели свою историю, но об их развитии почти никогда не шла речь. А между тем, эти дороги не были закончены, имели грунтовые разрывы, по ним было трудно проехать. Сегодня обе трассы являются федеральными дорогами и это не простая передача собственности. Мы все ездим по этим дорогам и видим, как они изменились в лучшую сторону, видим труд дорожников, которые и зимой и летом работают на этих дорогах. Как-то на одной из пресс-конференций спросили у Вячеслава Штырова, когда же начнет асфальтироваться дорога “Вилюй”. Он тогда уверенно отвечал, что первым делом речь идет о том, чтобы довести асфальт до Бердигестяха, ну а сегодня асфальт уложен до не только до Бердигестяха, 300 километров автодороги “Вилюй» уже в асфальтобетонном покрытии и это далеко не предел. Строятся мосты, скоро построят четыре моста через реку Вилюй – это настоящий прорыв. И все это реализовано потому, что дорога стала федеральной, чего упорно добивался Вячеслав Анатольевич.

Подготовка кадров для промышленных предприятий. Это настолько общеизвестная и в то же время неподъемная проблема, но и она все-таки сдвинулась с места в рамках Схемы-2020. Три индустриальных техникума – в Светлом, в Хандыге и в Нижнем Бестяхе – сегодня весьма качественно готовят кадры для жилищно-коммунального хозяйства, горно-добывающей промышленности и железнодорожного транспорта республики. Учебные заведения оснащены техническим оборудованием, имеют в своей базе не только новые учебные корпуса, но и благоустроенные общежития. И учатся в этих учебных заведениях в большинстве своем ребята из сельской местности. Некоторые вначале недоумевали – почему в Светлом, в Хандыге, почему в Нижнем Бестяхе? А сейчас выпускники из Светлого, где находится Вилюйская ГЭС-3, работают на новых электростанциях и в жилищно-коммунальном хозяйстве всей республики. Выпускников Томпонского горно-геологического техникума с радостью принимают на золотоносных рудниках и комбинате Нежданинки, а ребята из Нижнего Бестяха трудоустраиваются на якутской ветке железной дороги. Так, начата конкретная работа по привлечению местной молодежи в эти структуры.

Казалось бы, это все вопросы, которые и до Штырова стояли на повестке дня, на повестке дня стоят они и сегодня. Но ведь комплексный подход к решению этих вопросов обеспечила именно эта программа – схема развития производительных сил Якутии до 2020 года. И эта программа была первой программой развития отдельно взятого региона РФ, хотя у нее было немало противников. Это сегодня в каждом регионе России приняты долгосрочные программы развития. Вячеслав Штыров в этом вопросе был первопроходцем. А результаты мы видим сегодня сами.

По сути Схема-2020 была нацелена на развитие человеческого капитала, проще говоря вопросы образования, совершенствования транспортных схем, та же газификация сел — все это инвестиции в развитие человека, в данном случае жителей республики.

Правление Вячеслава Штырова также было ознаменовано большой поддержкой вопросов развития культуры и искусства. Особенно это касается материальной базы учреждений культуры – реставрация памятников архитектуры, исторических зданий Национальной библиотеки и казначейства, затем переданного музею западноевропейского искусства 16-19 веков, полная реконструкция здания бывшей типографии и открытие в нем Национального художественного музея, новое здание цирка с современнейшим оборудованием.

Площади столицы Якутии украсили памятники великим сынам якутского народа – Алексею Кулаковскому и Платону Ойунскому, восстановлен Старый город, установлены памятники историческим личностям – Петру Бекетову и Семену Дежневу с Абакаядой…

При Вячеславе Штырове якутский героический эпос Олонхо стал шедевром нематериальной культуры человечества на уровне ЮНЕСКО. Он сам взял под контроль подготовку проекта, эта работа объединила многие творческие и научные силы республики. Для того, чтобы этот подъем не спадал, Штыров объявил десятилетие Олонхо. Был запущен большой литературный проект — началось издание серии якутской классики. Вячеслав Анатольевич лично занимался вопросами придания нашему университету статуса федерального, что без всякого сомнения дало большой толчок для развития высшего образования республики.

Эти вопросы не прописаны в “Схеме-2020”, но тем не менее они опять же сработали на развитие человеческого капитала, но уверенность и стабильность жителей республики.

Иной раз, когда окидываешь взглядом прожитые годы, какой-то этап истории, то вначале кажется, что на развитие срабатывало прежде всего время, его вызовы. Но на самом деле развитие начинается там, где есть люди, умеющие видеть не только перспективу, но и принимающие прошлое, историю и имеющие волю взять на себя ответственность. Только таким людям по плечу строить планы, которые реализуются и будут влиять еще долгие годы на развитие. Таким человеком является Вячеслав Анатольевич Штыров, инициатор, автор и двигатель “Схемы 2020” – программы развития производительных сил республики, принятой еще в 2007 году. В конце фильма Вячеслав Анатольевич говорит о том, что не все реализовано, где то пошло не так…

Но ведь был задан вектор развития, а это самое главное! Тем, кто сегодня у руля, есть возможность на что оглянуться, ориентироваться, сравнивать… Невольно вспоминается якутская пословица “Суол аргыһы таптыыр”, то есть дословно – в дороге важен спутник… Особенно тот, кто обдумал и прошел общий путь задолго до тебя.

Маргарита Нифонтова
Источник: https://sakhaday.ru/