23/01/2023

Как бы там ни было, не будем забывать о том, что весной прошлого года как только грянули санкции президент страны Владимир Путин на совещании по развитию транспортного комплекса совершенно четко дал понять, что надо отбросить все инерционные сценарии, волокиту и начать строить новые транспортные коридоры с учетом будущих перспектив. «Инфраструктура должна ориентироваться на требования завтрашнего дня, открывать пространство возможностей для деловой инициативы. И практика показывает: как только появляются новые коридоры, обязательно появляются и грузы, которые по ним пойдут».

Мало кто взял, увы, на вооружение этот посыл.

Но Якутия как-раз таки стала одним из регионов, который сделал подвижки в этом направлении. Речь идет не оЛенском мосте, а о проекте по строительству железнодорожного перехода от российского села Джалинда до китайского уезда Мохе. Он был обсужден на уровне Правительства Якутии и Амурской области.

Этот проект по строительству нового транспортного коридора во многом стал результатом деятельности генерального директора «Железных дорог Якутии» Василия Шимохина, который денно и нощно думает о загрузке якутской железной дороги.

Путь Джалинда – Мохе крайне важен, так как он обеспечит вывоз грузов из Китайской народной республики через АЯМ и до Нижнего Бестяха, а там – перегрузка и прямой выход на Северный морской путь.

О пользе этого проекта говорит и Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.

Но только ли этим проектом следует ограничиться Якутии, да и вообще – какие первоочередные задачи по строительству транспортной инфраструктуры стоят перед Дальним Востоком и всей страной?

По мнению Вячеслава Штырова, наша страна до сих пор не имеет сетки опорных магистральных железных и автомобильных дорог, которые как обручем связали бы нашу страну. Поэтому срочно надо делать две трансконтинентальных широтных железнодорожных магистрали – Северосибирскую и Трансарктическую. Мы должны связать наши порты на Ледовитом океане в районе Архангельска с портами на Тихом океане.

Необходимо также строить федеральную автодорогу из Якутска — наша автодорога «Амга» — до Хабаровского края с выходом на порт Аян.

Тихоокеанская железная дорога, которая пойдет по территории Амурской области и Хабаровского края с выходом на Чумикан, должна была, по идее, пойти севернее.

«В свое время мы рассматривали этот проект по строительству железной дороги от Эльгинского месторождения с выходом на море. Но по нашему варианту она в основном проходила по территории Якутии между горными хребтами на порт Аян. Я считаю, что наш вариант был наиболее оптимальным, потому что на этом пути предполагается много разных месторождений. Поэтому эта железная дорога могла служить для многих разных целей. И железная дорога с Эльги должна была прийти и в Нерюнгри. Так как уже сейчас известно, что между Эльгой и Нерюнгри выявляются очень перспективные в плане добычи угля площади. А есть еще и железная руда, редкоземельные элементы и так далее. Так что само по себе строительство Тихоокеанской железной дороги я считаю положительным фактом. Но что касается трассы, то я считал бы, что она должна пройти несколько севернее и меть выход на Аян», — считает Штыров.

Необходимо строить железную дорогу от Нижнего Бестяха до Магадана. Об этом руководителями Якутии и Магаданской области ставился вопрос еще в 2005 году. Правительством России тогда были выделены средства на геологическое изучение территорий и тогда была выявлена так называемая Яно-Колымская металлогеническая группа с отличными перспективами по золоту, серебру и редкоземельным элементам. Строительство железной дороги, приход линий электропередачи из Якутии на Магадан дают возможность для развития там крупных промышленных узлов. Поэтому, по мнению Госсоветника республики, железная дорога Нижний Бестях – Магадан быстро окупит себя.
Есть и другие инфраструктурные и промышленные проекты, которые необходимо развивать как можно скорее. А иначе мы так и останемся на том уровне, который красноречиво показан на картинке к видео “Дальний Восток. Магистрали будущего” — как говорится, дорог нет – одни направления.

Подробнее на видео, которые было снято руководителем проекта «Пути великих свершений» Георгием Никоновым.