15/06/2021

В восьмидесятые годы подготовке управ­ленческих кадров придавалось огромное зна­чение. В те годы была сложившаяся и хорошо зарекомендовавшая себя на практике система подготовки и выдвижения кадров. Молодые спе­циалисты, окончившие учебные заведения, «обка­тывались» на производстве, начиная свою работу с низовых ступеней по избранной специальности, а затем, если проявляли себя положительно, вы­двигались на руководящие должности.

После окончания инженерно-строительного факультета Дальневосточного политехнического института им. Куйбышева такой же путь прошёл и Вячеслав Анатольевич Штыров. В 1975 году он свою дея­тельность начал мастером «ГОКстроя» в Мирнин- ском районе, затем стал прорабом, начальником строительного участка. Пройдя все ступени за де­сять с лишним лет, он стал первым заместителем начальника Управления строительства «Вилюй- гэсстрой», ответственным за вопросы производ­ства этого большого коллектива.

В те годы «Вилюйгэсстрой» выполнял значимые в масштабе всей страны объёмы работ: началось строитель­ство Вилюйской ГЭС-3, Юбилейнинского ГОКа, подземного рудника «Интернациональный» и дру­гих крупных промышленных комплексов. Хорошая профессиональная подготовка, умение организо­вывать людей, масштабно мыслить и тогда отли­чали Вячеслава Анатольевича, и его выдвижение было не случайным. Как перспективный молодой специалист он был взят в резерв кадров Мирнинского горкома и Якутского обкома партии.

В декабре 1986 года ему предложили перейти в аппарат обкома КПСС в качестве заместителя заведующе­го отделом строительства. В связи с этим будет не лишним сказать добрые слова в адрес ныне покойного Кудрина В. П., работавшего в те годы заведующим отделом строительства обкома и уделявшего много внимания выдвижению на партийную, советскую и хозяйственную работу молодых и перспективных специалистов из чис­ла строителей. В середине 80-х годов без большого преувеличения можно сказать, что Якутия представляла собой большую строительную площадку.

Якутия. Верхоянский район. Начало строительства Адычанской ГЭС. Заместитель заведующего отделом строительства Якутского обкома КПСС В.А. Штыров, первый секретарь Верхоянского райкома КПСС С.Н. Стручков, начальник ССМУС«Вилюйгэсстрой» А.П. Рябов. п Стрелка, 1988 г.

Именно в эти годы интенсивно строился угольный комплекс в Южной Якутии, началось строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск, Вилюйской ГЭС-3, Адычанской ГЭС, Юбилейнинского ГОКа, быстрыми темпами шло строительство Депутатского оловорудного комбината, не говоря уже о других объ­ектах стройиндустрии, сельского хозяйства, жилья и соцкультбыта. По действую­щей тогда системе партийные органы вплотную занимались хозяйственными вопросами и молодые специалисты, придя на работу в обком, расширяли свой профессиональный кругозор, шире становилась география их деятельности, на­капливали неплохой управленческий опыт. В аппарате обкома такую школу про­шёл и Вячеслав Анатольевич Штыров. В отделе строительства из числа молодых инженеров-строителей, прошедших соответствующую школу на строительных пло­щадках, сложился неплохой коллектив.

Чтобы координировать деятельность не только разных строительных подраз­делений, но и других задействованных ведомств на упомянутых крупных стройках и установить последовательный контроль, работникам отдела приходилось вни­кать во все детали, готовить предложения, а иногда и принимать самостоятельные решения. Нас, руководителей обкома, в молодом заместителе заведующего отде­лом строительства прельщало умение быстро и глубоко вникать в суть той или иной проблемы, убедительно аргументировать и настойчиво добиваться реализа­ции своих предложений.

Чувствовалось, что в этом человеке заложен большой ответственный потен­циал и надо было его дальше развивать. Летом 1988 года решением бюро обкома партии Вячеслав Анатольевич был рекомендован в Академию общественных наук при ЦК КПСС и, успешно сдав вступительные экзамены, стал аспирантом этого са­мого престижного тогда учебного заведения. Нам думалось, что после окончания Академии он будет рекомендован первым секретарем Мирнинского горкома пар­тии. Но судьба распорядилась по-иному.

Действующая государственная система сменилась другой системой, изменились общественные, хозяйственные и личностные отношения, но и в этих условиях его по­тенциал был востребован. Штыров был назначен министром строительства респу­блики, затем был избран вице-президентом, возглавлял Правительство республики.

В начале 90-х годов, когда страна перешла на рыночные отношения, было обилие деклараций и громких фраз, но многие не понимали их сути и были по­хожи на заблудившихся детей. В этих условиях достаточная теоретическая под­готовка Вячеслава Анатольевича, его чёткая ориентация в новой складывающейся общественно-политической и экономической обстановке, твёрдая позиция в опре­делении места Якутии помогли многим. Помню, как в начале 90-х годов он неодно­кратно выступал перед активом по сложным вопросам развития экономики и обще­ственных отношений и на большом листе ватмана рисовал сложные диаграммы, приводил массу фактов и цифр и убедительно аргументировал свою позицию. Мы, депутаты Верховного Совета республики того периода, люди достаточно опытные, с большим вниманием слушали его выступления и делали для себя полезные вы­воды. Так делали не только депутаты, но и все те, кто слушал его публичные вы­ступления и выступления на различных собраниях и совещаниях.

На совместном пленарном заседании палат Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Председатель Палаты Республики Е.М. Ларионов, вице-президент, премьер- министр Якутии В.А.Штыров, председатель Палаты представителей А.П. Илларионов.г. Якутск, 1994 г.

Вячеслав Анатольевич обладает даром убеждать людей. В этом ему помогает умение глубоко входить в содержание той или иной проблемы, внутренняя убеж­денность в правильности избранной позиции, умение и твёрдость в её отстаива­нии. Но это не значит, что он слушает только себя. В ходе общения с ним, когда он стал уже крупным руководителем, не раз замечал, что он умеет слушать других и на основе фактов вносит коррек­тивы в свои позиции.

В умении Штырова отстаивать выработанные позиции убеждался не раз. Приведу лишь два примера.

В начале 90-х годов, когда началась ломка прежней экономической си­стемы, очень остро встал вопрос законодательного урегулирования разведки, добычи и реализации драгоценных металлов и камней.

Это особенно касалось регионов, занимающихся добычей цветных металлов, и нас, где добыча золота и алмазов являлись бюджетообра­зующими. В федеральных органах была тенденция ключевые пози­ции в основном замкнуть в центре, а региональным органам и добы­вающим предприятиям оставить вспомогательные функции. Всё это должно было быть закреплено в за­коне, и в комитетах Верховного Со­вета Российской Федерации стали готовить проект закона о драгоцен­ных металлах и камнях. Надо было найти подходы и защитить интере­сы республики в период подготовки законопроекта.

Предстояла задача выработать предложения, защища­ющие интересы регионов, на территории которых добываются драгоценные метал­лы и камни, и горнодобывающих предприятий, и добиться, чтобы эти предложения были заложены в проекте закона. По инициативе вице-президента Штырова В. А., он же тогда возглавлял и Правительство Республики Саха (Якутия), началась ин­тенсивная подготовительная работа, были привлечены соответствующие ведомства и специалисты, хорошо разбирающиеся в горном производстве. Работа по обобще­нию материалов в основном проводилась в Комитете по развитию и размещению производительных сил Верховного Совета республики (я работал тогда председа­телем этого комитета).

Установили контакт с комиссией Верховного Совета России, с комитетами, участвующими в подготовке проекта федерального закона. Вскоре стало ясно, что интересы республики в одиночку невозможно защитить, нужно было объединить усилия всех регионов, занимающихся добычей драгоценных металлов.

Обратились к этим регионам и предложили подготовить своё видение пробле­мы, затем собраться и выработать общую линию. С помощью Корниловой З. А., ра­ботавшей тогда председателем комитета Палаты национальностей Верховного Со­вета Российской Федерации, вскоре в Москве собрались представители четырнад­цати регионов. Многие области подготовили свои проекты закона, мы тоже подгото­вили. После детального обсуждения наш проект был признан лучшим и представи­тели всех четырнадцати областей и краев делегировали нашей республике полно­мочия отстаивать их интересы.

Обсуждение проекта федерального закона о драгоценных металлах и камнях. Председатель Комитета Государственной Думы России по делам Севера В.В. Гоман, вице-президент Якутии В.А. Штыров. г. Москва. 1996 г.

При непосредственном участии Вячеслава Анатольевича начиналась плотная работа в комитетах Верховного Совета Российской Федерации, в комиссии по под­готовке проекта закона. Были жёсткие споры, особенно с руководителями Комите­та по драгметаллам и камням и Гохрана России. В этих спорах я ещё раз убедился в умении Вячеслава Анатольевича вести конструктивный диалог и где надо жёстко, а где чуть мягче, отстаивать выработанные позиции.

В результате этого нам в основ­ном удалось защитить интересы горнодобывающих регионов. Когда проект закона был подготовлен, комиссия представила на обсуждение сессии Верховного Совета Российской Федерации. Закон был сложный, и сессия обсуждала его пять раз. Борь­ба началась на самой сессии, руководители Роскомдрагмета в лице Е. М. Бычкова и других никак не хотели уступить свои позиции.

Во многом благодаря твёрдой позиции Штырова, представляющего интересы четырнадцати горнодобывающих ре­гионов, в сентябре 1993 года закон был принят и направлен на подпись Президен­ту страны. Но вскоре Верховный Совет России был расстрелян и закон не был под­писан. Сложная судьба у этого закона. Первый созыв Государственной Думы слабо работал по этому закону, и он был принят лишь в 1997 году Государственной Думой второго созыва. С учётом федерального закона у нас в республике закон о драго­ценных металлах и камнях был принят в 1998 году.

Это один пример умения Штырова убеждать людей и настойчиво проводить вы­работанную позицию.

Из практики общения с ним приведу и другой пример. В конце 1993 года появи­лась идея создать самоуправляемую Программу социально-экономического разви­тия Якутии. После развала плановой системы федеральный Центр усиленно искал пути экономической связи с регионами, и тогда у руководства республики появилась мысль разработать соответствующую Программу со своим руководящим органом — Администрацией Программы и финансовой структурой для её претворения — Фон­дом реализации Программы. Основной мыслью программы было не только обо­значить параметры социально-экономического развития республики до 2005 года, но и определить крупные объекты, имеющие общефедеральное значение, и доби­ваться их финансирования из разных источников, в том числе федерального бюд­жета.

Был собран соответствующий костяк во главе с А. Н. Алексеевым. Мне было поручено отвечать за разработку Программы. Группа эта работала под непосред­ственным руководством В. А. Штырова, являвшегося не только вице-президентом, но и руководителем Правительства Якутии. Нужно было быстро и качественно раз­работать саму Программу и на этой основе развернуть практическую работу.

Для разработки Программы были созданы временные творческие группы из числа московских и якутских учёных, и за довольно короткий срок она была раз­работана. Предстояла сложная работа по согласованию положений Программы в соответствующих федеральных министерствах и ведомствах и приданию про­грамме федерального статуса. Руководство республики добилось, что Программа будет утверждена Правительством Российской Федерации. Сложность состояла ещё и в том, что наша Программа была чуть ли не первой в стране (параллельно с нами разрабатывалась программа Курильских островов, и надо было найти новые подходы во взаимоотношениях с ведомствами в центре и между предприятиями внутри республики с учетом складывающейся рыночной экономики.

На заседании Коллегии программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2005г. Заместитель министра финансов России С.А. Королёв, Председатель Правительства Якутии Ю.В. Кайдышев, вице-президент Якутии В.А. Штыров, первый заместитель Министра экономики России А.Г. Шаповальянц. г. Якутск. 1995г.

Проект Про­граммы был представлен во всех задействованных министерствах и ведомствах Российской Федерации. Их набралось больше тридцати, и каждое из них с учётом своих интересов дало замечания и предложения. Надо было за очень короткий срок рассмотреть эти замечания и предложения и внести изменения в проект Програм­мы. Эта кропотливая работа была довольно успешно выполнена. Прежде чем пред­ставить Программу в Правительство Российской Федерации, нужно было обсудить её на Экспертном совете, созданном при Правительстве России. В этот Совет вхо­дили академики и все ведущие экономисты страны. Пройти через этот Совет было довольно трудно. Готовились к Совету тщательно, и выступил с докладом В. А. Шты­ров. Он очень убедительно раскрыл основные положения Программы и обосновал предстоящие задачи не только с учётом интересов Якутии, но и Российской Феде­рации. Быстро овладел вниманием этой весьма подготовленной аудитории и очень спокойно, убедительно ответил на все вопросы.

Экспертный Совет единогласно одобрил проект Программы и рекомендовал её для обсуждения в Правительстве Российской Федерации. Доклад на его заседании делал опять-таки В. А. Штыров. 5 февраля 1995 года Правительство России одо­брило Программу и придало ей статус федеральной. Уникальность Программы со­стояла и в том, что ответственность за выполнение возлагалась не только на орга­ны государственной власти Республики Саха (Якутия), но и Российской Федерации. Был выработан совершенно новый механизм управления её реализации. Высшим органом была определена Коллегия Программы, куда по распоряжению Председа­теля Правительства России входили первые или просто заместители семи ведущих министерств Российской Федерации, начиная с Министерства экономики, финан­сов и других. С якутской стороны в Коллегию тоже входили семь человек.

Эта схема управления Программой давала возможность оперативно решать все вопросы, в том числе финансовые. Программа начала успешно работать и приносить опреде­лённую пользу республике. Но, к сожалению, в конце 1997 года по политическим мотивам в республике началась ликвидация Программы.

Кто знал значимость программы, с сожалением констатировали уход Вячеслава Анатольевича на другую работу. Он был назначен президентом акционерной ком­пании «АЛРОСА». Если бы В. А. Штыров оставался в руководстве республикой, всё было бы по-другому 2003

 


Юрий Прокопьев
Народный Президент / А. В. Кривошапкин. — М.: ООО «АП СТОЛИЦА», 2015. —416 с., 333 ил.
ISBN 978-5-905379-38-3