Публикации за 2006 год

Интервью Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова газете «Ведомости».

Главный сюжет политической жизни респу­блики – выяснение вопроса, кто владеет алма­зами. Вячеслав Штыров шесть лет руководил компанией «Алмазы России-Саха» («АЛРОСА»), прежде чем стать Президентом Якутии, а теперь защищает интересы республики. О том, как это происходит, а также о попытках избавить бюджет республики от алмазной иглы Вячеслав Штыров рассказал в интервью «Ведомостям».

«Были только протоколы бесплодных заседаний»

– Как вы оцениваете желание феде­рального Правительства получить кон­троль над алмазной компанией «АЛРОСА»?

У Правительства Республики Саха (Якутия) никаких возражений нет, и мы активно участвуем в процессе фе­дерализации. Алмазодобывающая промышленность всегда отно­силась к разряду стратегических отраслей. Я считаю, что сама постановка вопроса, что федеральное Правительство должно иметь такую важную отрасль под контролем, правомерна.

– Восстановление контроля Правительства России в «АЛРОСА» об­суждается уже около пяти лет, но только несколько месяцев назад появился окончательный вариант, как именно это будет сделано. Чем вызвана такая задержка?

Ещё в 2001 году Президент России поручил довести долю фе­дерального Правительства в уставном капитале компании до контрольной. Но до самого последнего времени дело почти не дви­галось. Сейчас ситуация изменилась в основном благодаря позиции Правительства республики. По сути до 2004 года были одни только про­токолы да совещания в федеральных Минэкономразвития, Минфине, Росимуществе. Ну, а мы тем временем, выполняя поручение Президен­та, разработали несколько конструктивных предложений, как можно решить этот вопрос.

– Неужели федеральные министерства ничего не предлагали?

Ни одного конструктивного предложения не было. Были только протоколы бесплодных заседаний. В них констатировалось, что даже если есть какая-то малая теоретическая возможность отсудить в пользу федерального центра имущественный комплекс, переданный в аренду Правительством Якутии «АЛРОСА», то перераспределить без согласия республики акции невозможно. После этих констатаций предлагались те или иные волевые решения без учёта интересов республики, да и Российской Федерации тоже. Я говорю «Российской Федерации тоже», потому что Якутия – часть России и финансовые проблемы крупного региона не могут не быть проблемами центра. А между тем федеральные структуры не предлагали способов решения бюджетных проблем республики после потери почти четверти доходов бюджета в связи с федерализацией «АЛРОСА».

– Как появился нынешний вариант увеличения доли до контрольной – через допэмиссию акций «АЛРОСА», которой будет оплачено имуще­ство «Якуталмаза», а также выкуп акций «АЛРОСА» у миноритариев в интересах федерального центра?

– Последняя версия родилась в прошлом году вот в этом кабинете, в Представительстве Республики Саха (Якутия) в Москве. Мы предложили признать, что имущественный комплекс «Якуталмаза» является совместной собственностью Якутии и федерального центра, и внести его в уставный капитал «АЛРОСА» таким способом, чтобы Росимущество получило 50% плюс 1 акцию, а республика сохранила свои 40% (с учётом 8%, принадлежащих улусам). При этом было по­нятно, что прежде чем провести допэмиссию, нужно оценить, сколько стоит компания, а сколько – имущество. Когда сделали первые при­кидки, то оказалось, что имущества не хватает, чтобы внести его в уставный капитал компании и получить нужные пропорции в долях, тогда было предложено выкупить недостающие акции в интересах федерального центра.

– Во сколько были оценены компания и имущественный комплекс?

– Сначала были проведены экспертные оценки. Специальные кон­сультанты на основе упрощенных расчётов, которые используют экономисты, для того чтобы быстро принять решение, например, по потоку чистой выручки, по дисконтированной чистой прибыли, рас­считали, что стоимость самой компании «АЛРОСА» может колебаться от 5 до 6 млрд. долларов, стоимость имущественного комплекса – от 2 до 3 млрд. Примерно в это же время началась официальная оценка

«АЛРОСА», а чуть позже – имущества бывшего «Якуталмаза». Росиму­щество провело тендер на выбор оценщика, мы также. Ну и оценки, к которым сейчас приходим, близки в пределах допустимого к тем оцен­кам, которые давали эксперты. «АЛРОСА» в итоге, возможно, оценят где-то в 6-6,1 млрд. долларов, а «Якуталмаз» – в диапазоне 2,3-2,6 млрд. долларов.

– В начале года вы заявили, что не согласны с предварительными итогами оценки «АЛРОСА» в 6,4 млрд. долларов, так как считаете её за­вышенной минимум на 1,5 млрд. Почему был сделан такой вывод?

– Оценки «АЛРОСА» делались экспертами ещё в 2004 году. Тогда её оценили в 4,6 млрд. долларов. Тут вдруг она за один год подскочила до млрд. долларов. А у нас на руках были результаты экспертных оце­нок, согласно которым компания стоит от 5 до 6 млрд. долларов. Потом, когда мы получили первый вариант официальной оценки, поняли, что в зависимости от подхода и методик расчётов можно было получить и млрд., тем более что улучшилась конъюнктура мирового алмазного рынка.

-А с итоговой оценкой алмазной компании в 6,1 млрд. долларов вы согласны?

– Эта оценка проходит экспертизу, после которой Правительство Якутии выразит своё официальное мнение.

– Почему предварительная оценка оказалась выше окончательной на 300млн. долларов?

– Оценка началась в прошлом году, а годовой отчёт появился толь­ко сейчас. Более ясными стали планы компании на будущее, например, появилась определённость по срокам ввода отдельных сырьевых акти­вов – подземных рудников «Мир» и «Удачный». Кроме того, уточнились финансовые результаты компании за прошедший год. В связи с этим не­много изменилась оценка.

– На каком этапе к процессу федерализации «АЛРОСА» подключился Внешторгбанк (ВТБ) ?

– Решение о том, что ВТБ будет выкупать около 10% акций, возникло в этом году. Наблюдательный совет компании дал поручение менеджмен­ту «АЛРОСА» организовать этот выкуп. Естественно, возник вопрос: кто должен покупать эти акции в пользу Правительства Российской Федера­ции? Это может быть только структура, которая принадлежит государ­ству и должна распорядиться акциями по указаниям Росимущества. По­этому по решению Минфина России и Росимущества выбор пал на ВТБ как на абсолютно государственную структуру.

– Для того чтобы начать скупку акций в интересах «АЛРОСА», ВТБ должен был стать акционером компании. Как это произошло?

– ВТБ изначально не был акционером, и когда получил поручение заняться выкупом акций, должен был сначала стать акционером – по­лучить хотя бы одну акцию. Эта акция была подарена ему одним из ме­неджеров компании.

– ВТБ уже передал акции Росимуществу?

– Ещё нет.

– По какой схеме будут передаваться акции?

– Над этим сейчас думают Минфин России и Росимущество. Вариан­тов несколько, какой Правительство Российской Федерации посчитает нужным, тот и будет реализован.

– Как вы собираетесь поделить имущество «Якуталмаза» с феде­ральным центром?

Якутия. Мирнинский район.
В автобазе технологического транспорта АК «АЛ РОСА», г. Удачный. 2006 г.

– Объекты, которыми на сегодня владеет Правительство Якутии и которые составляют имущественный комплекс бывшего «Якуталмаза», можно классифицировать следующим образом. Это объекты, которые в соответствии с законодательством могут находиться в федераль­ной (например, объекты связи), республиканской (производственные,

энергетические) и муниципальной собственности. А также есть объек­ты, которые могут перейти в собственность обеих сторон, как раз это имущество будет поделено таким образом, чтобы правильно распреде­лились доли в уставном капитале компании.

– А почему раздел имущества «Якуталмаза» проводится через суд?

Суд дает возможность заключить мировое соглашение между Правительством Якутии и Росимуществом, которое поставит точку во всех спорах и исключит возможность кому-либо возвра­щаться к ним в будущем.

«В неё проникли совершенно посторонние люди»

– Когда «АЛРОСА» будет преобразована из ЗАО в ОАО?

Как только будет завершена работа с перераспределением ак­ций, имущественным комплексом, решены вопросы выпадающих доходов Республики Саха (Якутия), следующим шагом будет пре­образование компании из ЗАО в ОАО.

– Вы поддерживаете это решение?

– Казалось бы, форма ЗАО рациональна сточки зрения контроля вла­дельцев компании. Но история компании «АЛРОСА» показывает, что закрыта она или нет, на протяжении длительного времени происходило незаконное перераспределение акций с использова­нием схем фиктивного дарения, например. По сути дела, возник серый рынок акций компании, и тут поделать никто ничего не мог. Ну представьте себе: к началу нынешнего года некоторые структуры нако­пили себе пакеты размером от 1% до 3% акций. У нас были сведения, что некоторые акции покупались номинальным держателем для вла­дельцев из-за рубежа. Закрытый статус не защитил компанию, в нее проникли совершенно посторонние люди. Лучше уж сделать компанию открытой. Будет понятно, кто акционер, какие у него интересы, какие цели.

– А кто приобретал акции?

– «Русские фонды», структуры, связанные с «Ренессанс Капиталом», и другие.

– Что ещё даст компании «открытый» статус?

Открытость компании позволит применить новые финансо­вые инструменты для привлечения капитала в развитие алмаз­ной промышленности через допэмиссии акций, депозитарные распи­ски. Это особенно важно, потому что у компании большие инвестицион­ные задачи на ближайшие годы.

– Каким образом государство будет компенсировать Якутии выпа­дающие доходы?

Якутия должна получить полную компенсацию выпадающих доходов. Не больше и не меньше. Сейчас у нас есть три группы предложений для Правительства России, и они уже идейно одо­брены. Но конкретные решения по многим пунктам пока только гото­вятся. Первое: некоторое изменение налогового законодательства. На­пример, по НДПИ и НДС на алмазы, их зачисление в республиканский бюджет. Второе: мы предлагаем, чтобы некоторые наши социальные и инфраструктурные объекты и учреждения получили федеральный ста­тус, федеральное финансирование в тех случаях, когда для этого есть основания. Наконец, третье: мы считаем, что нужно сохранить фонд финансирования для решения экологических и социальных проблем районов алмазной провинции на основании лицензионных соглашений на разработку алмазных месторождений. Вот, собственно, и все наши предложения.

– Вы хотите, чтобы все три предложения были приняты?

-Только все вместе они дают те суммы, которые у нас выпадают.

– А что предлагает Правительство России?

– Правительство России само ничего не предлагает, оно поддер­живает наши предложения в принципе на уровне федеральных Мин­экономразвития и Минфина.

“Примерно 50 % алмазов в Якутии еще остаются неразведанными”

– Вы недавно заявили, что на территории Якутии будут создавать­ся компании, альтернативные «АЛРОСА». О чём идёт речь?

– Такие компании в алмазной отрасли в Якутии уже есть, и они будут поддержаны. Например, Правительство республики будет постепенно наращивать мощности до уровня крупной горнодобывающей компании нашего предприятия «Нижне-Ленское», которое на 100% принадлежит Якутии. Сегодня оно добывает алмазов где-то на 80-100 млн. долла­ров, в основном на россыпных месторождениях. В будущем она станет одной из ведущих горнодобывающих компаний в России. Неплохо у нас работает предприятие «Алмазы Анабара», в котором 51% принадлежит «АЛРОСА», а 49% – Якутии. Естественно, эта компания будет развиваться в согласовании с «АЛРОСА».

– А как вы будете развивать «Нижне-Ленское»?

– Мы будем участвовать в конкурсах и аукционах на геологическое изучение территорий и площадей, которые считаем перспективными на алмазы и другие полезные ископаемые.

– Но ведь в этих конкурсах может участвовать и «АЛРОСА»?

– Конечно, может. Более того, во многих проектах эти два предприя­тия будут конкурентами. Я совершенно уверен, что по некоторым про­ектам выиграет «Нижне-Ленское», потому что оно больше заинтересо­вано в проведении геологоразведочных работ, больше приспособлено к работе на отдалённых месторождениях. В каждом деле необходима конкуренция. Мы видим, что у «АЛРОСА» не хватает возможностей – ни финансовых, ни организационных, ни даже кадровых, а теперь уже и интеллектуальных, для того чтобы охватить всю возможную сферу дея­тельности в алмазной провинции Якутии. Учёные считают, что пример­но 50% алмазов в Якутии ещё остаются неразведанными. Ата половина, на которой мы сейчас работаем, – это плод труда геологов 1940-1950-х годов. После этого времени было только два крупных открытия: в 1975 году – трубки «Юбилейная», в 1994-м мы открыли Накынское руд­ное поле. Всё. Больше открытий нет.

Якутия. Нюрбинский улус. Алмазная трубка «Нюрбинская». п. Накын,2006 г.

– Вы считаете, что «АЛРОСА» недостаточно инвестирует в гео­логоразведку?

Ещё несколько лет назад в компании проводилась целенаправ­ленная работа по усилению геологоразведки. Это приносило свои результаты: были открыты трубки «Ботуобинская» и «Нюрбинская», погребённые россыпи на Накынском рудном поле, доразведаны глубокие горизонты гигантской трубки «Удачная», начаты работы на Верхне-Мун- ском рудном поле и новых территориях Якутии. Это позволило иметь прирост запасов алмазов, хотя объёмы добычи в натуральном выражении были даже больше, чем в последние годы. К сожалению, сегодня ситуация обратная.

В прошлом году алмазов в «АЛРОСА» добыто вдвое больше, чем поставлено их запасов на баланс. Со­ответственно, надо удваивать, а то и утраивать объёмы гео­логических работ. Однако же средства, выделяемые «АЛРОСА» на геологоразведку, растут по годам чуть больше, чем уровень инфляции. Этого явно недостаточно. Правительство Якутии на протяжении послед­них трёх лет обращало внимание руководства компании на возможную потерю перспектив развития, но, к сожалению, эти вопросы не решаются.

Я считаю, что настало время привлечь к поиску и добыче алмазов другие компании. Иначе крупный спад алмазодобычи не минует Россию. Работа­ют же в Канаде или Анголе самые разные компании – и Де Бирс, и ВНР, и «АЛРОСА», и множество менее известных. Добывают, пла­тят налоги, выполняют социальные программы и требования властей.

– А какие компании могли бы участвовать в добыче алмазов в Яку­тии?

– На последнем несостоявшемся, к сожалению, аукционе на право недропользования по одному из небольших алмазных месторождений на северо-западе Якутии изъявили желание участвовать 12 российских компаний. Это очень позитивный факт. Интерес к более крупным про­ектам имеют известные российские горнодобывающие, нефтяные и металлургические компании. Назвать их я не могу, поскольку не спра­шивал у них разрешения на раскрытие этой информации.

– А иностранные компании могут участвовать в алмазодобыче в Якутии?

– Фактически иностранные компании уже давно участвуют в алмаз­ных проектах в России. Так, Ре Веегз работает в Архангельской области, ВНР – в Карелии, Лев Леваев – в Пермской области. Никого это особо не тревожит и не волнует. Почему же иностранные компании не могут работать в Якутии? Интересы государства надёжно защищает федераль­ный закон о драгметаллах и камнях, который оговаривает условия уча­стия зарубежных компаний в алмазных проектах, а интересы менедже­ров «АЛРОСА» не есть священная корова.

“Я думаю, что Алексей Леонидович больше печется о своем реноме”

– Глава Наблюдательного совета «АЛРОСА», министр финансов Рос­сии Алексей Кудрин заявил недавно, что ваша критика работы ком­пании мешает процессу федерализации. Вы согласны?

– Да, действительно Алексей Леонидович заявил, что критика «АЛРО­СА» со стороны республики мешает консолидации акций. Это непроду­манное заявление. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что критика в адрес компании только подстёгивает процесс продажи ак­ций. Но наша цель была не в этом. Процесс консолидации идёт, люди и так продают акции, уважая решение Правительства. Наша критика носит исключительно конструктивный характер и продиктована тре­вогой за судьбу компании, высказана открыто на представительном форуме – собрании Хозяйственного актива «АЛРОСА». Более того, если мы сейчас не будем эти вопросы поднимать – о геологических работах, о существенных отставаниях в строительстве подземных рудников, о слабости научно-технической политики, значит, они не будут решать­ся. И мы с болью в сердце понимаем, что через 7-10 лет могут быть пе­чальные результаты. Поэтому Алексею Леонидовичу следовало бы от­делять хозяйственные вопросы от политических.

– В таком случае, чем именно вызвана критика Алексея Кудрина?

– Я думаю, что Алексей Леонидович больше печётся о своём реноме. Президент компании (Александр Ничипорук. – «Ведомости») является его протеже, он назначен по его рекомендации. Мы понимали, что на первых порах новому президенту компании будет трудно вникнуть во всё многообразие вопросов такого большого хозяйственного комплек­са, как «АЛРОСА». Ведь он ранее занимался мелким финансовым биз­несом. Но пора бы уже и освоиться. А итоги года, прежде всего в фи­нансовом плане, у «АЛРОСА» неважные. Кроме того, перезрела необ­ходимость принимать стратегические решения по дальнейшему развитию компании, а разработка их ведётся крайне медленно. Но я думаю, что критика пойдёт на пользу компании.

– И вы сможете найти общий язык?

– Конечно, мы всегда находим общий язык.

– А есть какие-то альтернативные отрасли, которые могут по­полнить бюджет республики? Что в Якутии есть ещё интересного, кроме алмазов?

– В Якутии всё интересно. В ближайшие годы опережающими темпа­ми будет развиваться электроэнергетика: будет создан каскад гидро­электростанций в Южной Якутии для обеспечения электроэнергией Дальнего Востока и на экспорт. Ускоренное развитие систем связи и транспортной сети, например, строительство железной дороги Берка- кит – Томмот – Якутск, опорной сети автодорог Якутск – Мирный – Ир­кутск, Якутск – Магадан, Якутск – Аян, а также реконструкция аэропор­тов Якутск и Тикси позволят дать новый импульс сельскому хозяйству, туризму, лесной и лесоперерабатывающей промышленности, добыче цветных металлов, камнеобрабатывающей и ювелирной промыш­ленности.

Но в обозримом будущем основой экономики Якутии останется горнодобывающая отрасль. Ведь в республике есть такое минеральное сырье, которого, я думаю, ещё и в таблице Менделеева нет. Надеемся, что сохраним свои позиции в угольной промышленности, сурьмяной и оловодобывающей.

Вровень с алмазной отраслью встанет нефтяная промышленность. Сейчас работы ведутся на Талаканском месторождении, начинается строительство магистральных трубопроводов. Стоит задача – сначала добывать 5 млн. тонн нефти, а дальше дорастить её до 10 млн. тонн. На­деюсь, что после принятия программы развития газовой промышлен­ности Восточной Сибири и Дальнего Востока определится судьба Чаяндинского месторождения, и газовая промышленность станет № 1 в Якутии. Мы готовы в течение 7-10 лет после принятия решения начать добывать примерно 35 млрд. кубов в год. И, конечно же, золото. Пла­нируем работать на трёх группах месторождений – Куранах, Нежданинское и Кючюское. Эти проекты ведёт известная компания «Полюс».

Якутия. Оймяконский улус. На Сарылахской обогатительной фабрике ЗАО «Сарылахсурьма». п. Сарылах, 2006 г.

Вы поддерживаете вариант объединения «Якутугля» и «Эльгаугля», который предлагает «Мечел»?

Да, это очень хороший вариант. Объединение двух компаний позво­лит использовать технические и кадровые ресурсы для разработки Эль- гинского месторождения. Но, с другой стороны, бюджет республики за­интересован в средствах, которые можно получить от продажи пакетов на аукционах, поэтому могут быть другие варианты.

Ксения РЫБАК «Ведомости», 5 июня 2006 г.