Востоку страны нужны взвешенные, но смелые решения
Публикации за 2006 год
Из интервью Президента Республики Саха (Якутия) телеканалу «Вести-24» 12 сентября 2006 года
ВЕСТИ-24: В январе этого года во время рабочей поездки Президента Владимира Путина в Якутию вы говорили, о том, что две самые главные проблемы в республике это совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры. Что предлагается делать для решения этих проблем?
В.А. ШТЫРОВ: Должен сказать, что за последние четыре года в республике много сделано для решения наиболее острых энергетических проблем. Завершена реконструкция Якутской ГРЭС, позволившая ликвидировать дефицит генерирующих мощностей по электроэнергии и теплу в Центральной Якутии.
В Западной Якутии введена в эксплуатацию Светлинская ГЭС, снявшая ограничения на подачу электроэнергии в Вилюйскую группу улусов. Последовательный пуск очередных гидроагрегатов этой станции запланирован синхронно с вводом новых производственных объектов в алмазодобывающей промышленности и нефтегазовом комплексе. Шаг за шагом осуществляется модернизация малых дизельных электростанций, которых у нас более двухсот пятидесяти. Они находятся в отдалённых и изолированных в энергетическом отношении районах. Строительством высоковольтных линий электропередач Мирный – Сун- тар, Джебарики Хая – Хандыга, Нерюнгри – Нижний Куранах расширена зона централизованного электроснабжения, что позволило закрыть целый ряд устаревших локальных энергоисточников и снизить тарифы на электроэнергию, а за счёт этого перевести в некоторых улусах жилые дома в частном секторе на электроотопление. В ходе выполнения масштабной республиканской программы газификации населённых пунктов начался массовый перевод котельных на газовое топливо вместо дорогостоящего дизельного. Проведены серьёзные изменения организационной структуры электроэнергетики республики с ликвидацией лишних звеньев.
Всё это позволило стабилизировать работу энергокомплекса Якутии, снять угрозу бесконечных аварий и дефицитов мощностей, которая как «дамоклов меч» висела над безопасностью жизнедеятельности народного хозяйства и социальной сферы Якутии.
Но жизнь идёт вперёд. В республике началась реализация сразу нескольких проектов, которые по своему размаху уже метко окрещены «мегапроектами». Среди них переход алмазодобывающей промышленности на подземную добычу со строительством трёх новых рудников; создание Якутского центра добычи нефти и газа общероссийского значения; комплексное развитие Южной Якутии и Томпонского горно-промышленного узла; сооружение железнодорожной магистрали Беркакит – Томмот – Якутск. Ряд других начатых проектов имеют меньшие масштабы, но они тоже очень значимы для экономики республики. Идёт и коренная реконструкция материально-технической базы социальной среды.
Конечно, такое быстрое развитие требует новых решений в энергетическом базисе. Вот почему у нас новые планы, направленные на опережающее наращивание генерирующих и передающих мощностей в электроэнергетике на период до 2020 года. Сейчас мы согласовываем их в федеральных министерствах и ведомствах и РАО «ЕЭС России». Хочу отметить, что наши планы касаются не только Республики Саха (Якутия), но и электроэнергетики всего Дальнего Востока. Мы предлагаем организовать работу по трём главным направлениям.
Первое. Назрела настоятельная потребность в создании объединённой дальневосточной энергосистемы и подключении её линиями связи к сибирской через Якутию и Забайкалье. На первом этапе необходимо линиями электропередач Мирный – Якутск и Нижний Куранах – Майя присоединить ныне изолированные энергосистемы Западной и Центральной Якутии к существующей на юге Дальнего Востока ОЭС «Восток», которая охватывает Приморский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область и южную часть Хабаровского края. Затем линией Хандыга-Аркагалинская ГРЭС – Колымкая ГЭС через Центральноякутский энергорайон включить в ОЭС «Восток» Магаданскую энергосистему. Подключить ныне изолированные Николаевский- на-Амуре энергоузел и Сахалинскую энергосистему к создаваемой объединённой системе линией электропередач из Комсомольска-на-Амуре и подводным кабельным переходом через Татарский пролив из Де- Кастри на Сахалин.
Таким образом, через сетевое строительство будет создана Объединённая энергосистема Дальнего Востока. Новой линией элеткропередач Алдан – Олёкминск – Ленск – Талакан – Усть-Куть – Усть- Илим и специальными перемычками в районе станций Могоча на Транссибе и Хани на БАМе дальневосточная система соединится с сибирской. Дальнейшее развитие Объединённой энергосистемы Дальнего Востока за пределами 2020 года должно быть направлено на расширение зоны централизованного энергоснабжения на отдалённые или изолированные районы Якутии, Чукотки, севера Иркутской области, Забайкалья, Хабаровского и Приморского краёв.
Кажется, что поставленная задача слишком масштабна, чтобы быть реальной. Однако уже сегодня есть потребность и создаются предпосылки для объединения отдельных дальневосточных энергосистем. Прежде всего, этого требуют линейные объекты, которые уже в разгаре своего создания: Амуро-Якутская железная дорога; нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан»; проектируемый магистральный газопровод, соединяющий Сахалинский, Якутский и Иркутский центры добычи газа. Их надёжное электроснабжение невозможно без некоторых из тех тысячекилометровых линий электропередач, о которых говорилось выше. И линии эти будут созданы при любых обстоятельствах. Это уже большой шаг к объединению энергосистем.
А другие шаги надо делать потому, что без новых линий останутся невыполненными вполне реальные планы создания высокоэффективных горнодобывающих производств на севере Забайкалья и юге Якутии, в Амурской и Еврейской автономной областях, в Яно-Колымской металлогенической провинции на стыке Якутии и Магаданской области, без перспективы окажутся проекты развития деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной и чёрной металлургии.
Не менее, а ещё более важен социальный аспект. Сегодня главной проблемой Дальнего Востока является отток людей в другие регионы.
Это обусловлено, прежде всего, низким уровнем жизни дальневосточников и отсутствием профессиональных перспектив в связи с депрессивным состоянием многих ранее развитых отраслей обрабатывающей промышленности. Но оба этих обстоятельства напрямую связаны с очень высоким уровнем тарифов на электроэнергию. Создание Объединённой энергосистемы Дальнего Востока как раз и преследует в качестве одной из главных целей их снижение за счёт перетоков дешёвой электроэнергии гидроэлектростанций Якутии, Иркутской, Амурской и Магаданской областей и закрытия некоторых неэффективных тепловых станций, работающих на мазуте, а то и дизтопливе и даже дровах.
Таким образом, есть все основания считать поэтапное создание Объединённой энергосистемы Дальнего Востока, как бы это ни было трудно, одним из важнейших общегосударственных проектов России.
Второе. В последние годы мировое сообщество обеспокоено глобальным потеплением и связанными с ним негативными для человечества изменениями климата, состояния воздушной среды, гидросферы, расположения широтных природных зон планеты. Учёные обуславливают само потепление повышением в атмосфере концентрации парниковых газов, которые выбрасываются энергетическими установками, промышленностью и транспортом, работающими на углеродном топливе. Поэтому ставится вопрос о замене его на безопасные альтернативные источники энергии. В качестве такой альтернативы всё большее развитие в мире получают солнечная и ветровая энергетика, но особой эйфории относительно них быть не должно. Надо понимать, что использование и солнечных батарей, и ветряных электростанций безопасно только до определённых пределов. Как только масштабы их применения превысят этот предел, они сами станут не менее опасными для состояния природной среды и жизнедеятельности человека, чем тепловые и атомные электростанции.
Кроме того, в обозримом будущем стоимость энергии, полученной от альтернативных источников, будет значительно дороже вырабатываемой традиционными. Общих этих недостатков лишена гидроэнергетика. Однако можно назвать только ограниченное число проектов гидравлических электростанций, реализованных во всём мире в последнюю четверть века. Понятно, почему так обстоит дело, по крайней мере, в развитых странах. Их гидроэнергетический потенциал уже почти полностью задействован. Но в Российской Федерации он и наполовину не используется. Особенно велик потенциал на Дальнем Востоке.
У нас действуют две Вилюйских, Светлинская, Колымская и Зейская, строятся Бурейская и Усть-Среднеканская ГЭС, а есть ещё не менее четырёх десятков створов крупных рек, удобных для строительства гидроэлектростанций. Большая их часть расположена в системах горных хребтов и поэтому даже при высоконапорных плотинах будет невелика площадь затопления земель. К тому же и земли эти малопригодны для ведения сельского хозяйства.
Учитывая все эти обстоятельства, Правительством Республики Саха (Якутия) предложено создать на Дальнем Востоке мощный энергетический комплекс из девяти новых гидроэлектростанций на реках Олёкма, Алдан, Тимптон, Учур. Реализация этого проекта позволит улучшить экологическую обстановку во всём макрорегионе за счёт вывода из действия работающих на бурых углях устаревших тепловых электростанций; в разы снизить тарифы на электроэнергию на Дальнем Востоке за счёт самой экономичной гидрогенерации; обеспечить резервы мощностей для развития промышленности и сельского хозяйства в восточных регионах страны; организовать экспорт электроэнергии в сопредельные страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Технико-экономические расчёты, варианты выбора створов будущих электростанций, схемы выдачи мощностей, экологические и другие вопросы по проектам гидроэнергетического комплекса мы рассматриваем сейчас совместно с РАО «ЕЭС России».
Третье. Для северных районов Дальнего Востока характерно очаговое развитие, когда отдельные населённые пункты или их группы расположены на значительном удалении друг от друга. Организация централизованного энергоснабжения для них в большинстве случаев нецелесообразна из-за огромной протяжённости и, соответственно, стоимости требуемых линий электропередач и недопустимо больших из-за этого потерь энергии в сетях. В этой связи и сегодня, и в обозримом будущем в отдалённых населённых пунктах тепло- и энергообеспечение базируется и будет базироваться на локальных источниках. Однако их нынешнее состояние зачастую просто плачевно. Многие из котельных и дизельных электростанций работают на оборудовании полувекового, а то и более, возраста. Отсюда, наряду с транспортной составляющей затрат на завоз топлива, и причина дороговизны вырабатываемой электроэнергии. Так, стоимость её киловатт-часа нередко в сто раз превышает среднероссийскую.
Вот почему республикой предлагается разработать и реализовать программу модернизации локальной энергетики Дальнего Востока. В ходе её реализации необходимо заменить устаревшее оборудование на современное, которое по многим параметрам эффективнее в 5-6 раз. Там, где для этого есть природные возможности, использовать альтернативные источники энергии: ветровые, солнечные, мини-гидростанции. В 50-километровой зоне прохождения новых магистральных линий электропередач, планируемых к строительству в связи с созданием Объединённой энергосистемы Дальнего Востока, целесообразна организация централизованного электроснабжения населённых пунктов и производственных объектов.
В качестве источника финансирования мероприятий программы предлагается использовать субсидии, которые выделяются из федерального бюджета субъектам Федерации на покрытие региональных удорожаний, связанных с повышенными затратами на энергоносители. Их расчётная суммарная величина на период действия программы модернизации локальной энергетики, скажем, на предстоящие шесть лет, могла бы быть выделена регионам Дальнего Востока в качестве бюджетного кредита. По истечении расчётного срока этот кредит не возвращается в федеральную казну, но субъекту Федерации уже не выделяются субсидии. Необходимость в них отпадает, поскольку за счёт программных мероприятий себестоимость выработки электроэнергии на локальных источниках должна снизиться до заданной величины.
Что касается транспортной инфраструктуры, то за четыре года мы решили главные тематические задачи нашего пятилетнего плана. Завершено строительство и открыто пассажирское движение на участке Беркакит – Томмот Амуро-Якутской железной дороги. Ликвидированы грунтовые разрывы на автодорогах «Вилюй» и «Колыма». Теперь впервые в истории на автомобиле можно пересечь всю республику с запада на восток, а это более двух тысяч километров. Устойчиво работает после коренной реорганизации авиация Якутии. Справляются со своими задачами наши речники.
В числе наших главных приоритетов на следующие пять лет: строительство железной дороги до Якутска, республиканских автодорог «Амга» и «Кобяй». Работаем с Правительством России по обоснованию строительства федеральных автодорог Иркутск – Якутск и Якутск – Аян (Хабаровский край). Планируем закупки новой авиационной техники и пополнение речного флота современными судами.
ВЕСТИ-24: На территории Якутии разведаны очень крупные месторождения углеводородов. Каковы перспективы развития нефтегазового комплекса республики?
В.А. ШТЫРОВ: Действительно, на территории Республики Саха (Якутия) на сегодняшний день поставлено на баланс уже более полумилли- арда тонн запасов нефти. Но особенно большие запасы у нас по газу. Его разведано два с лишком триллиона кубических метров по геологическим категориям С1 и С2, то есть абсолютно достоверные запасы. Два трил-лиона! Вдумайтесь: вот месторождение где-нибудь на севере Европы, в нём каких-нибудь пятьдесят миллиардов кубов газа, а это уже крупнейший проект масштаба всего Евросоюза. У нас в двадцать раз больше! А если присовокупить сюда возможности Эвенкии и Иркутской области, то мы сегодня уже способны реализовать проект, по которому можно будет более ста миллиардов кубов газа подавать в европейскую часть России, на Дальний Восток и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Надо сказать, что перелом в будущем нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия) произошёл тогда, когда было принято решение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» именно по «северному» маршруту, который мы предлагали начиная с 2002 года и который поддержал Президент Российской Федерации В.В. Путин, потому что этот маршрут идёт прямо по нефтяным месторождениям Иркутской области и Республики Саха (Якутия). Он позволяет их вовлечь в эксплуатацию и все вместе, и по одному – и большие, и малые, и средние. Таким образом, потенциал, который сегодня существует в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области, будет полностью реализован.
Что касается газовой промышленности, то скажем так: сегодня вопрос ещё находится в подвешенном состоянии, потому что не утверждена схема развития газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока. И мы спорим по оптимальной трассе газопровода, по очерёдности освоения крупных газовых месторождений. Существует общее мнение, что будущий Иркутский центр газодобычи, который будет базироваться на гигантском Ковыктинском месторождении, Якутский газодобывающий центр, который номер один по запасам на Дальнем Востоке, и Сахалинский надо соединить магистральными газопроводами.
Вопрос только по конкретной трассе этого маршрута. Мы считаем, что она должна пройти примерно так же, как нефтяная магистраль «Восточная Сибирь – Тихий океан». Тогда появится возможность комплексно развивать месторождения и Эвенкии, и Иркутской области, и Якутии. А если мы уйдём куда-то в сторону, скажем, как сейчас вдруг ОАО «Газпром» предлагает – вдоль трассы БАМ, то, значит, мы пойдём в нефтегазовую пустыню. Там поблизости ни грамма газа нет. А с уже открытых месторождений каждому недропользователю потом придётся огромные деньги и усилия тратить, чтобы подводящими трубопроводами подключиться к магистрали. Вот почему мы настаиваем на таком своём «северном» варианте. Наши предложения были выработаны ещё в 2002 году.
ВЕСТИ-24: А вот такая проблема. Известно, что в Якутии доходы пенсионеров до сих пор не превышают прожиточного минимума. Как планируется решать её?
В.А. ШТЫРОВ: Эта проблема не только Республики Саха (Якутия), но и целого ряда северных регионов. И не только северных, но и восточных. Например, так же остро стоит вопрос на Сахалине. И я прямо скажу, что мы считаем действия Министерства социального развития России несправедливыми по отношению к пенсионерам Республики Саха (Якутия). Речь идёт о том, что мы выплачиваем зарплату с районным коэффициентом 1,7, значит, со всей этой суммы и Пенсионный фонд получает отчисления, но пенсионеры наши, живущие в Якутии, получают пенсию уже из расчёта районного коэффициента 1,4.
То есть почти 30% наших средств, добросовестно перечисляемых в Пенсионный фонд, где-то теряются. Вот так, грубо говоря, обстоит дело. Ели бы эти 30% были, то, наверное, мы дотянули бы пенсию до прожиточного минимума, а сейчас не получается. Это вообще полный позор. Невозможно людям в глаза смотреть. Но пока ничего сделать не можем, ведь это федеральный вопрос. Будем дальше бороться за интересы северян.
«Вести-24», 12 сентября 2006 г.