Транспортная доступность – не мечта, а реальность
Публикации за 2009 год
Можно сколько угодно говорить о стабилизации экономики России, рассуждать об инвестиционной привлекательности Дальневосточного федерального округа, Севера, но без развития транспортной инфраструктуры всё это останется пустым звуком.
Например, более 90% территории Республики Саха (Якутия) имеет сезонную транспортную доступность.
Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения. В Якутии, площадь которой 3,1 миллиона квадратных километров, лишь 490 километров железных дорог и 7,5 тысячи километров автодорог с твёрдым покрытием. Основной объём грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом. В результате транспортная составляющая в себестоимости товаров и услуг достигает 40%. По этой причине Республика Саха (Якутия), имея огромные запасы различных видов минерального сырья, продолжает оставаться высокодотационным регионом Российской Федерации.
В этих условиях системное развитие транспортной инфраструктуры, нацеленное на формирование круглогодичных транспортных путей, интегрированных с общероссийскими магистралями, жизненно необходимо и должно стать ключом к решению всего комплекса социально-экономических проблем республики. Понимая это, именно развитие транспорта мы сделали одной из основных составляющих нашего главного стратегического документа – «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года».
Правительство республики исходило из того, что инфраструктурная политика призвана обеспечивать не только развитие экономики, но и территориальное единство нашего отдалённого региона и страны. А внутри республики – это связь с домом, семьёй, родным предприятием, школой и больницей. Вот и получается, что развитие транспорта и экономики
в итоге ведёт к конкретному человеку, определяет его сегодняшний и завтрашний день.
Главный упор в наших планах сделан на продолжение строительства железной дороги до Якутска, создание в республике опорной сети автомобильных дорог, меридиональных и широтных транспортных коридоров круглогодичного действия общероссийского значения со смешанными грузоперевозками.
Ключевым проектом создания опорной транспортной сети Республики Саха является железнодорожная линия Беркакит – Том- мот – Якутск, связывающая Якутию с Байкало-Амурской и Транссибирской магистралями. Её дальнейшее строительство определено принятым в 2004 году постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск», а финансирование строительства железной дороги было закреплено специальным распоряжением Президента России летом 2008 года.
Но это не единственная железнодорожная стройка. Стратегическим проектом является сооружения подъездного железнодорожного пути Улак (Амурская область) – Эльга (Якутия) для освоения уникального Эльгинского угольного месторождения. Его прогнозные запасы энергетических и коксующих углей оценивается в более чем два миллиарда тонн, и со строительством железнодорожной ветки оно станет масштабным сырьевым комплексом Восточной Сибири и Дальнего Востока с выходом на Азиатско-Тихоокеанский регион.
В долгосрочной перспективе – продолжение строительства железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск в направлении Якутск – Магадан, что даст возможность обеспечить круглогодичные транспортные связи северо-восточной части Якутии, выход Магаданской области через Якутию в общероссийскую сеть железных дорог. К тому же это позволит более эффективно осваивать природные ресурсы Верхне-Индигирского и Аллах-Юньского в Якутии, Яно-Колымского в Магаданской области горнопромышленных районов с месторождениями золота, серебра, полиметаллов, сурьмы и других полезных ископаемых.
Ещё один проект – железная дорога из Иркутской области в Якутию Лена – Непа – Витим – Ленск, которая даст дополнительный импульс развитию алмазоносных и нефтегазовых районов Западной Якутии, сделает возможным вовлечение в хозяйственный оборот месторождений Непско-Ботуобинской нефтегазовой провинции, находящейся на стыке Иркутской области и Республики Саха (Якутия).
Это в перспективе. Сегодня главная задача – «железка» до Якутска, но очень важно, чтобы, придя в Якутск, она была подкреплена развитием других видов транспорта, и это должно быть сделано синхронно: железная дорога до Якутска, мост через реку Лену, автомобильные дороги.
Развитие сети автомобильных дорог позволит снизить риски по северному завозу, открыть новые возможности для деловой жизни населения отдалённых районов. Завершение строительства автомобильных дорог «Колыма» (Якутск – Магадан), «Вилюй» (Иркутск – Якутск) и «Амга» (Якутск – порт Аян Хабаровского края), реконструкция автомобильной дороги «Лена» (Большой Невер – Якутск) дадут возможность связать в целостное экономическое пространство Магаданскую, Иркутскую, Амурскую области, Хабаровский край и Республику Саха (Якутия).
Федеральная дорога «Вилюй» от Якутска до Иркутска вместе с автодорогой «Амга» соединят Якутию с восточно-сибирскими субъектами Федерации, пролегая через богатейшие месторождения нефти, газа, железа, титана и лесные ресурсы, через сердце алмазной провинции город Мирный, алмазодобывающие районы на реке Вилюй на западе и юго-западе республики. Трасса пройдёт по золотоносным регионам и полиметаллическим провинциям Якутии, по платиновым и другим полигонам севера Хабаровского края, связав воедино Красноярский край, Иркутскую область и Республику Саха (Якутия) с Охотским побережьем в районе морского порта Аян. Кроме того, в опорную сеть автомобильных дорог входят и другие не менее важные для нас автодороги республиканского значения.
Федеральная дорога «Колыма» вместе с федеральной автомобильной дорогой «Лена» выводят республику в морские порты на Японском и Охотском морях, а на востоке объединят в единый комплекс горные предприятия Якутии и Магаданской области.
Когда-то Якутию называли «тюрьмой без решёток», и, действительно, расстояния у нас так велики, а климат настолько суров, что сбежать отсюда было практически невозможно. Шло время, мы уже летаем в космос, но до сих пор в значительную часть наших населённых пунктов можно только самолётом долететь. Так что развитие авиаперевозок во все времена будет для нас чрезвычайно важно. Мы начали реконструкцию Якутского воздушного узла, одного из ключевых на северо-востоке страны, потому что даже с приходом железной дороги всё равно часть грузов и почту будем перевозить авиационным транспортом.
За последние годы в этой отрасли произошли большие структурные преобразования. Создана единая республиканская магистральная авиакомпания «Якутия», которая вошла в число 10 самых крупных авиаперевозчиков Российской Федерации. Расширена география полётов, в том числе по международным воздушным линиям. Планируются обновление парка воздушных судов нашей внутрирегиональной авиалинии «Полярные авиалинии», реконструкция местных аэропортов, создание полноценных базовых региональных портов, что позволит в четыре с половиной раза увеличить объёмы перевозок пассажиров.
А главной транспортной артерией в республике по-прежнему останется водный путь по рекам Ленского бассейна от порта Осетрова в Иркутской области до морей Северного Ледовитого океана. Он открывает прямой доступ в бассейны всех арктических рек через Северный морской путь. И в обозримой перспективе ощутимая альтернатива водным маршрутам с их массовыми грузами в отдалённые населённые пункты не появится. Это значит, что их сохранение и развитие – стратегическое направление государственной транспортной политики.
Водные пути Республики Саха (Якутия) – это 13 228 километров, из них 10 709 километров – внутренние водные и 2519 километров – Северный морской путь, который связал реки в единую транспортную систему, что очень важно для укрепления позиций России в Арктике, освоения природных ресурсов и установления транспортного сообщения вдоль северных берегов между её европейскими и дальневосточными регионами. Кроме того, она компенсирует отсутствие здесь широко развитых путей наземного сообщения, потому доставка грузов водным транспортом в арктические и западные районы республики в долгой перспективе останется преобладающей.
Если раньше грузы в республику завозили по Севморпути через Мурманск и Архангельск, то есть с севера на юг, то теперь, наоборот, с юга на север. Грузы поступают в порт Осетрово, затем идут вниз по Лене, а далее – через моря Лаптевых и Восточно-Сибирское к устьям арктических рек и на юг вверх по ним. Северный морской путь, как морская трасса, сдал свои позиции, хотя до 1991 года мы только в Японию отправляли 380 тысяч кубов древесины через арктический порт Тикси. И сегодня Республика Саха (Якутия) крайне заинтересована в надёжном функционировании и развитии Северного морского пути. Необходимо восстановление участков Севморпути, прилегающих к побережью республики от устья реки Анабар до устья реки Колыма.
Должно быть обеспечено эффективное функционирование и развитие элементов транспортной системы, находящихся в федеральной собственности, – систем навигацианно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, аварийно-спасательных судов, дальней радиорелейной и космической связи. Северный морской путь является важной транспортной системой Арктики. Его стабильное функционирование даёт возможность перевозить грузы в арктические районы республики как по внутренним водным артериям, так и морским путём из других регионов страны.
В перспективе Севморпуть может стать самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающим страны Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона. Неслучайно в последние годы наши азиатские партнёры проявляют неподдельный интерес к Северному морскому пути как к самой короткой в мире и экономически выгодной дороге из стран АТР в Скандинавию и Европу. Здесь перед нами открываются новые возможности транзита через территорию нашей страны любых грузов в неограниченном количестве.
С приходом железнодорожной линии в Якутск образуется очень перспективный и заманчивый, но пока ещё никем не изученный меридиональный транспортный коридор Китай – Европа. Его начало может быть в Мохэ Китайской Народной Республики, далее по железной дороге через Джилинду и Сковородино в Амурской области на Якутск. Из Якутска речным транспортом до Тикси на Севморпуть. Думаю, если разумно обустроить Якутский меридиональный смешанный железнодорожно-водный коридор, то он полностью оправдает ожидания, станет ещё одним транзитным транспортным путём на территории России.
Наши планы развития транспортной инфраструктуры Якутии, о которых я говорю, не сказка и не мечта, а реальность. О принятых решениях в отношении Амуро-Якутской железной и федеральных автомобильных дорог уже говорилось. Кроме того, Правительством России одобрен и принят к реализации инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии», в который вошла большая инфраструктурная составляющая: строительство пяти железнодорожных подъездных путей общей протяжённостью 269,1 километра с объёмом инвестиций 36,2 миллиарда рублей и двух автомобильных дорог протяжённостью 149,8 километра с объёмом инвестиций 6,2 миллиарда рублей. Южная Якутия станет узловым центром инфраструктурного развития всего Дальнего Востока.
Через её территорию пройдут магистральные автодороги, железные дороги, нефтепроводы, газопроводы, энергомост. Освоение крупных месторождений обеспечит загрузку Байкало-Амурской магистрали. К 2015 году объёмы грузопотоков из Южной Якутии на БАМ составят около 70 миллионов тонн, с БАМа – около шести миллионов тонн. Масштабное строительство железных и автомобильных дорог позволит создать устойчивое наземное сообщение с самыми крайними восточными территориями России. И всё это происходит сейчас, уже в обозримом будущем, не только наши дети, но и старшее поколение станет свидетелем завершения этих гигантских проектов.
Изменится жизнь и столицы республики. Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) предусматривается формирование в Якутске мощной транспортно-логистической системы на основе Якутского транспортного узла, включающего в себя новые инфраструктурные объекты: аэровокзальный пассажирский комплекс и грузовой терминал аэропорта Якутск, железнодорожный вокзал, модернизированный речной терминал. Якутск должен стать центром перераспределения грузопотоков и пассажиропотоков. Все его объекты составят комплекс эффективных технологий взаимодействия различных видов транспорта для перевозок пассажиров и грузов.
Результат не заставит себя ждать. Зона круглогодичного завоза в Республику Саха (Якутия) теперь распространится на половину территории республики, в которой проживает 91% населения и производится 95% всей нашей продукции.
Основа развития нашей экономики – уникальная минерально-сырьевая база, богатейшие природные ресурсы, только разведанные запасы которых оцениваются в сумму более 70 триллионов рублей. Эти богатства должны работать на будущее Якутии, Дальнего Востока, Российской Федерации в целом, способствовать повышению уровня благосостояния населения, каждого, кто живёт в таких трудных северных условиях. В итоге это и есть наша главная цель – сделать жизнь людей лучше, чтобы они чувствовали себя гражданами единого и большого государства, России.
Транспортные меридианы Дальнего Востока.
Редактор Н. Братчиков. –
Владивосток: Издательский дом «Восток России», г. – С. 78-82.