Публикации за 2009 год

Можно сколько угодно говорить о стабилизации экономики Рос­сии, рассуждать об инвестиционной привлекательности Дальне­восточного федерального округа, Севера, но без развития транс­портной инфраструктуры всё это останется пустым звуком.

Например, более 90% тер­ритории Республики Саха (Якутия) имеет сезонную транспортную доступность.

Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транс­портного сообщения. В Якутии, площадь которой 3,1 миллиона квадратных километров, лишь 490 километров железных до­рог и 7,5 тысячи километров автодорог с твёрдым покры­тием. Основной объём грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом. В результате транспортная составляющая в себестоимости товаров и услуг достигает 40%. По этой причине Республика Саха (Якутия), имея огромные запасы различных видов минерального сырья, про­должает оставаться высокодотационным регионом Российской Федерации.

В этих условиях системное развитие транспортной инфра­структуры, нацеленное на формирование круглогодичных транс­портных путей, интегрированных с общероссийскими магистра­лями, жизненно необходимо и должно стать ключом к решению всего комплекса социально-экономических проблем республики. По­нимая это, именно развитие транспорта мы сделали одной из основных составляющих нашего главного стратегического документа – «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергети­ки Республики Саха (Якутия) до 2020 года».

Правительство республики исходило из того, что инфраструктурная политика призвана обе­спечивать не только развитие экономики, но и территориальное единство нашего отдалённого региона и страны. А внутри респу­блики – это связь с домом, семьёй, родным предприятием, школой и больницей. Вот и получается, что развитие транспорта и экономики
в итоге ведёт к конкретному человеку, определяет его сегодняшний и завтрашний день.

Главный упор в наших планах сделан на продолжение строитель­ства железной дороги до Якутска, создание в республике опорной сети автомобильных дорог, меридиональных и широтных транс­портных коридоров круглогодичного действия общероссийского значения со смешанными грузоперевозками.

Ключевым проектом создания опорной транспортной сети Ре­спублики Саха является железнодорожная линия Беркакит – Том- мот – Якутск, связывающая Якутию с Байкало-Амурской и Транс­сибирской магистралями. Её дальнейшее строительство определено принятым в 2004 году постановлением Правительства Российской Фе­дерации «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск», а финансирование строительства железной дороги было закреплено специальным распоряжением Пре­зидента России летом 2008 года.

Но это не единственная железнодорожная стройка. Стратеги­ческим проектом является сооружения подъездного железнодо­рожного пути Улак (Амурская область) – Эльга (Якутия) для освое­ния уникального Эльгинского угольного месторождения. Его прогноз­ные запасы энергетических и коксующих углей оценивается в более чем два миллиарда тонн, и со строительством железнодорожной ветки оно станет масштабным сырьевым комплексом Восточной Сибири и Даль­него Востока с выходом на Азиатско-Тихоокеанский регион.

В долгосрочной перспективе – продолжение строительства же­лезной дороги Беркакит – Томмот – Якутск в направлении Якутск – Магадан, что даст возможность обеспечить круглогодичные транс­портные связи северо-восточной части Якутии, выход Магаданской об­ласти через Якутию в общероссийскую сеть железных дорог. К тому же это позволит более эффективно осваивать природные ресурсы Верхне-Индигирского и Аллах-Юньского в Якутии, Яно-Колымского в Магадан­ской области горнопромышленных районов с месторождениями золо­та, серебра, полиметаллов, сурьмы и других полезных ископаемых.

Ещё один проект – железная дорога из Иркутской области в Якутию Лена – Непа – Витим – Ленск, которая даст дополнительный импульс развитию алмазоносных и нефтегазовых районов Западной Якутии, сделает возможным вовлечение в хозяйственный оборот ме­сторождений Непско-Ботуобинской нефтегазовой провинции, находя­щейся на стыке Иркутской области и Республики Саха (Якутия).

Якутия. Алданский район. На строительстве железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск.
Мост через реку Амга. 2008 г.

Это в перспективе. Сегодня главная задача – «железка» до Якут­ска, но очень важно, чтобы, придя в Якутск, она была подкреплена развитием других видов транспорта, и это должно быть сделано синхронно: железная дорога до Якутска, мост через реку Лену, ав­томобильные дороги.

Развитие сети автомобильных дорог позволит снизить риски по север­ному завозу, открыть новые возможности для деловой жизни населения отдалённых районов. Завершение строительства автомобильных дорог «Колыма» (Якутск – Магадан), «Вилюй» (Иркутск – Якутск) и «Амга» (Якутск – порт Аян Хабаровского края), реконструкция автомобильной дороги «Лена» (Большой Невер – Якутск) дадут возможность связать в целостное экономическое пространство Магаданскую, Иркутскую, Амурскую области, Хабаровский край и Республику Саха (Якутия).

Федеральная дорога «Вилюй» от Якутска до Иркутска вместе с авто­дорогой «Амга» соединят Якутию с восточно-сибирскими субъектами Федерации, пролегая через богатейшие месторождения нефти, газа, железа, титана и лесные ресурсы, через сердце алмазной провинции город Мирный, алмазодобывающие районы на реке Вилюй на западе и юго-западе республики. Трасса пройдёт по золотоносным регионам и полиметаллическим провинциям Якутии, по платиновым и другим по­лигонам севера Хабаровского края, связав воедино Красноярский край, Иркутскую область и Республику Саха (Якутия) с Охотским побережьем в районе морского порта Аян. Кроме того, в опорную сеть автомобиль­ных дорог входят и другие не менее важные для нас автодороги респу­бликанского значения.

Федеральная дорога «Колыма» вместе с федеральной автомобиль­ной дорогой «Лена» выводят республику в морские порты на Японском и Охотском морях, а на востоке объединят в единый комплекс горные предприятия Якутии и Магаданской области.

Когда-то Якутию называли «тюрьмой без решёток», и, действитель­но, расстояния у нас так велики, а климат настолько суров, что сбежать отсюда было практически невозможно. Шло время, мы уже летаем в космос, но до сих пор в значительную часть наших населённых пун­ктов можно только самолётом долететь. Так что развитие авиа­перевозок во все времена будет для нас чрезвычайно важно. Мы на­чали реконструкцию Якутского воздушного узла, одного из ключевых на северо-востоке страны, потому что даже с приходом железной до­роги всё равно часть грузов и почту будем перевозить авиационным транспортом.

За последние годы в этой отрасли произошли большие структурные преобразования. Создана единая республиканская магистральная ави­акомпания «Якутия», которая вошла в число 10 самых крупных авиапе­ревозчиков Российской Федерации. Расширена география полётов, в том числе по международным воздушным линиям. Планируются обнов­ление парка воздушных судов нашей внутрирегиональной авиалинии «Полярные авиалинии», реконструкция местных аэропортов, создание полноценных базовых региональных портов, что позволит в четыре с половиной раза увеличить объёмы перевозок пассажиров.

А главной транспортной артерией в республике по-прежнему оста­нется водный путь по рекам Ленского бассейна от порта Осетрова в Иркутской области до морей Северного Ледовитого океана. Он откры­вает прямой доступ в бассейны всех арктических рек через Северный морской путь. И в обозримой перспективе ощутимая альтерна­тива водным маршрутам с их массовыми грузами в отдалённые населённые пункты не появится. Это значит, что их сохране­ние и развитие – стратегическое направление государственной транспортной политики.

Водные пути Республики Саха (Якутия) – это 13 228 километров, из них 10 709 километров – внутренние водные и 2519 километров – Северный морской путь, который связал реки в единую транспортную систему, что очень важно для укрепления пози­ций России в Арктике, освоения природных ресурсов и установления транспортного сообщения вдоль северных берегов между её европей­скими и дальневосточными регионами. Кроме того, она компенсирует отсутствие здесь широко развитых путей наземного сообщения, по­тому доставка грузов водным транспортом в арктические и западные районы республики в долгой перспективе останется преобладающей.

Если раньше грузы в республику завозили по Севморпути через Мур­манск и Архангельск, то есть с севера на юг, то теперь, наоборот, с юга на север. Грузы поступают в порт Осетрово, затем идут вниз по Лене, а далее – через моря Лаптевых и Восточно-Сибирское к устьям аркти­ческих рек и на юг вверх по ним. Северный морской путь, как морская трасса, сдал свои позиции, хотя до 1991 года мы только в Японию от­правляли 380 тысяч кубов древесины через арктический порт Тикси. И сегодня Республика Саха (Якутия) крайне заинтересована в на­дёжном функционировании и развитии Северного морского пути. Необходимо восстановление участков Севморпути, прилегающих к побережью республики от устья реки Анабар до устья реки Колы­ма.

На трассе Северного морского пути в Восточно-Сибирском море. 2008 г

Должно быть обеспечено эффективное функционирование и раз­витие элементов транспортной системы, находящихся в федеральной собственности, – систем навигацианно-гидрографического и гидроме­теорологического обеспечения, аварийно-спасательных судов, дальней радиорелейной и космической связи. Северный морской путь является важной транспортной системой Арктики. Его стабильное функциониро­вание даёт возможность перевозить грузы в арктические районы ре­спублики как по внутренним водным артериям, так и морским путём из других регионов страны.

В перспективе Севморпуть может стать самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающим страны Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона. Неслучайно в последние годы наши азиатские партнёры проявляют неподдельный интерес к Северному морскому пути как к самой короткой в мире и экономически выгодной дороге из стран АТР в Скандинавию и Европу. Здесь перед нами открываются новые возможности транзита через территорию нашей страны любых грузов в неограниченном ко­личестве.

С приходом железнодорожной линии в Якутск образуется очень перспективный и заманчивый, но пока ещё никем не изученный мери­диональный транспортный коридор Китай – Европа. Его начало мо­жет быть в Мохэ Китайской Народной Республики, далее по железной дороге через Джилинду и Сковородино в Амурской области на Якутск. Из Якутска речным транспортом до Тикси на Севморпуть. Думаю, если разумно обустроить Якутский меридиональный смешанный железнодорожно-водный коридор, то он полностью оправдает ожидания, станет ещё одним транзитным транспортным путём на территории России.

Наши планы развития транспортной инфраструктуры Яку­тии, о которых я говорю, не сказка и не мечта, а реальность. О принятых решениях в отношении Амуро-Якутской железной и федеральных автомобильных дорог уже говорилось. Кроме того, Правительством России одобрен и принят к реализации инвести­ционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии», в который вошла большая инфраструктурная составляющая: строительство пяти железнодорожных подъездных путей общей протяжённостью 269,1 километра с объёмом инвестиций 36,2 миллиарда рублей и двух автомобильных дорог протяжённостью 149,8 километра с объ­ёмом инвестиций 6,2 миллиарда рублей. Южная Якутия станет узло­вым центром инфраструктурного развития всего Дальнего Востока.

Через её территорию пройдут магистральные автодороги, железные дороги, нефтепроводы, газопроводы, энергомост. Освоение крупных месторождений обеспечит загрузку Байкало-Амурской магистрали. К 2015 году объёмы грузопотоков из Южной Якутии на БАМ составят около 70 миллионов тонн, с БАМа – около шести миллионов тонн. Масштабное строительство железных и автомобильных дорог по­зволит создать устойчивое наземное сообщение с самыми крайними восточными территориями России. И всё это происходит сейчас, уже в обозримом будущем, не только наши дети, но и старшее поколение станет свидетелем завершения этих гигантских проектов.

Изменится жизнь и столицы республики. Схемой комплексного раз­вития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) предусматривается формирование в Якутске мощной транспортно-логистической системы на основе Якутского транспортно­го узла, включающего в себя новые инфраструктурные объекты: аэро­вокзальный пассажирский комплекс и грузовой терминал аэропорта Якутск, железнодорожный вокзал, модернизированный речной терми­нал. Якутск должен стать центром перераспределения грузопотоков и пассажиропотоков. Все его объекты составят комплекс эффективных технологий взаимодействия различных видов транспорта для перево­зок пассажиров и грузов.

Результат не заставит себя ждать. Зона круглогодичного завоза в Ре­спублику Саха (Якутия) теперь распространится на половину террито­рии республики, в которой проживает 91% населения и производится 95% всей нашей продукции.

Основа развития нашей экономики – уникальная минерально-сырье­вая база, богатейшие природные ресурсы, только разведанные запасы которых оцениваются в сумму более 70 триллионов рублей. Эти богат­ства должны работать на будущее Якутии, Дальнего Востока, Российской Федерации в целом, способствовать повышению уровня благосостоя­ния населения, каждого, кто живёт в таких трудных северных условиях. В итоге это и есть наша главная цель – сделать жизнь людей лучше, чтобы они чувствовали себя гражданами единого и большого госу­дарства, России.

Транспортные меридианы Дальнего Востока.
Редактор Н. Братчиков. –
Владивосток: Издательский дом «Восток России», г. – С. 78-82.