Северо-восточный плацдарм
Публикации за 2006 год
Интервью Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова журналу «Эксперт»
Едва начался 2006 год, как многие поспешили окрестить его «годом Якутии». Уже в первую неделю января Президент России Владимир Путин провёл большое совещание по проблемам и перспективам развития Республики Саха (Якутия), а вслед за этим глава государства подписал и поручения Правительству страны, нацеленные на решение комплекса экономических и социальных проблем этой территории. Причём эксперты подчеркнули, что за последние пять лет практически ни одно совещание или заседание Госсовета не завершалось столь обширным перечнем задач, сформулированных Президентом.
О том, почему это случилось, и о роли, которую должен сыграть северный регион в российской экономике, в интервью журналу «Эксперт» рассказал Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.
— Я думаю, что ключевым моментом как совещания в Якутске, так и последующих действий Президента страны стала нацеленность на стратегическое развитие России. Ведь не случайно глава государства всё время оперировал не столько категориями нашего региона, сколько проблемами всей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Здесь нужно учитывать две вещи. Первое — вектор политической и экономической активности Российской Федерации постепенно смещается: прежде мы ориентировались в основном на Запад, теперь много внимания уделяем и Востоку.
Второй фактор — высокий потенциал Якутии, причём как с точки зрения природных ресурсов, так и по уровню различных наработок, приспособленных к условиям Крайнего Севера, без чего динамичное развитие Дальневосточного региона уже невозможно. Это логично. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона начинают играть всё более важную роль в мировом масштабе, а Россия — евразийская страна. Соответственно, мы должны усилить свои геополитические позиции на Востоке, увеличить долю в глобальном сотрудничестве. И Якутия здесь может и должна участвовать в решении такой, например, задачи, как энергетическая безопасность страны. В обозримом будущем цивилизация будет оставаться углеводородной: реальной альтернативы этому сырью пока нет.
На территории Республики Саха (Якутия) имеются большие запасы нефти и газа, плюс к тому — самый крупный на планете Ленско-Тунгусский угольный бассейн и огромный гидроэнергетический потенциал, который составляет порядка 20 процентов от общефедерального.
В общем, получилось так, что Якутия — это, с одной стороны, далеко и холодно, а с другой — колоссальный запас всяческих богатств. И в таком контексте значимость республики для всей страны резко возрастает.
— А не вышло так, что, начав строить грандиозные планы, упустили главное: кто и каким образом их должен реализовывать? Ведь для освоения тех же природных ресурсов нужны нормальная инфраструктура, жильё, развитые социалка и сфера услуг, крепкая продовольственная база.
— У республики сегодня очень неплохие показатели развития и в промышленности, и, что особенно важно, — в аграрном секторе. Несмотря на действительно экстремальные условия Крайнего Севера, ситуация в экономике стабильная, в целом хороший психологический климат, жители настроены на позитивный лад. Вместе с тем совещание ни в коей мере не страдало «глобализмом», его тематика не исчерпывалась сырьевыми вопросами.
Напротив, конструктивно обсуждались проблемы медицины, возведения жилья, образования, малого бизнеса, аграрного сектора. Например, может показаться удивительным, но Якутия занимает лидирующее место по развитию сельского хозяйства в Дальневосточном федеральном округе: у нас показатели выше, чем в более южных регионах — Амурской области, Хабаровском крае. Причём речь идёт не только о традиционных промыслах — оленеводстве, рыболовстве, — но и о разведении лошадей, крупного рогатого скота, землепашестве.
Хотя в целом груз социальных проблем остаётся большим. Тут и низкий уровень зарплаты бюджетников, и маленькие пенсии, и ряд других проблем. Поэтому была поставлена задача удвоения в ближайшие годы доходов населения. Причём не номинальных, а реальных.
— За счёт чего это может быть сделано?
— Только за счёт интенсификации развития экономики. А в наших условиях это невозможно без создания полноценной транспортной инфраструктуры. Речь идёт не только о транспорте в общепринятом понимании — речном, железнодорожном, автомобильном, — но и о трубопроводном для доставки потребителям нефти и газа, о ЛЭП для переброски электроэнергии. Хотя и традиционный транспорт играет для нас жизненно важную роль: значительная часть территории региона вообще вне зоны круглосуточной доступности. Ряд районов мы обеспечиваем через Северный морской путь, а затем по большим и малым рекам. Другие — по железной дороге до Усть-Кута в Иркутской области, по реке Лене и её притокам и далее автомобилями. И каждый раз это как крупная военная операция: за три месяца нужно ввезти в республику годовой запас всего необходимого.

Иркутская область. Контроль за ходом навигации в верховьях реки Лены.
Начальник Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Ю.А. Долженко, Президент Якутии В.А. Штыров.
Чтобы кардинально решить вопрос, надо проложить железнодорожную ветку до города Якутска, вокруг которого расположена значительная часть нашей промышленности и живёт около половины населения республики. Ветка свяжет нас с БАМом и Транссибом и позволит почти забыть о северном завозе (останутся лишь самые отдалённые районы Арктического побережья Якутии). Она строится уже лет пятнадцать и наполовину готова. Но в последние три года все работы велись только за счёт бюджета республики. Сейчас ситуация изменилась: половину оставшихся работ финансирует Республика Саха (Якутия), 20 процентов — Правительство Российской Федерации, а ещё
30 процентов — «Российские железные дороги». Цена вопроса, с учётом сооружения моста через Лену и создания инфраструктуры, — порядка двух с половиной миллиардов долларов. По окончании строительства его участники, видимо, создадут акционерное общество.
Но это лишь часть планов по решению проблемы. Ещё одна задача — строительство из Якутска опорной сети автодорог, включая трассы до Магадана и Усть-Кута. Тогда получится, что с юга на север в Якутию придёт железная дорога, с запада и востока — автомобильные. Я думаю, что в основном этот проект будет реализован к 2011-2012 годам.
Всё это крайне важно не только для экономики, но и для людей. Сегодня ведь у них нередко просто нет возможности выехать за пределы республики на отдых, учёбу, к родственникам, на лечение. Простой пример: на совещание в рамках Дальневосточного федерального округа в Якутск из Магадана недавно приезжал наш сосед — губернатор Магаданской области. По прямой это 2000 километров, самолётом — полтора- два часа. Но он летел через Москву, куда из Магадана добираться семь часов, и ещё шесть часов — из столицы до Якутска. И точно так же назад. Разве это нормально?
Энергетический ресурс
— Понятно, что транспорт даст толчок развитию прочих отраслей. Как я понимаю, серьёзная ставка делается на добычу энергетического сырья. О каких нефтегазовых проектах идёт речь?
— Я разделил бы нефть и газ: у нас ситуация в этих отраслях разная. Якутская «нефтянка» очень молодая — добываем нефть только последние лет десять и в очень маленьких объёмах, примерно 200300 тысяч тонн за год. Всё это идёт на собственные нужды — как топливо для котельных. Однако республика располагает целой серией месторождений, суммарные запасы которых составляют полмиллиарда тонн. Из них примерно половину с учётом современных технологий можно извлечь достаточно легко. И сейчас уже разворачиваются масштабные работы по освоению месторождений, там действуют такие крупные компании, как «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Таас-Юряхнефтегаздобыча». Причём задачи у них разные: «АЛРОСА» будет добывать сырьё и строить нефтеперерабатывающий завод для собственных нужд.
«Таас-Юряхнефтегаздобыча» планирует ежегодно перерабатывать порядка миллиона тонн нефти для нужд республики и ещё два миллиона отгружать через трубопровод потребителям вне Якутии. «Сургутнефтегаз» целиком ориентирован на магистральный нефтепровод Тайшет-Находка, через который углеводороды будут поставляться на российский рынок и за рубеж.
А вот газ мы добываем уже почти пятьдесят лет и в Российской Федерации по объёмам добычи занимаем пятое место: речь идёт об 1,6 миллиарда кубометров в год. Хотя всё это опять-таки потребляется внутри республики. Зато уровень её газификации весьма высок: половину Якутии теплом и электричеством снабжают газовые котельные и турбинные электростанции, в последние четыре года мы проложили свыше тысячи километров трубопроводов и обеспечили газом около пяти тысяч домов в сёлах. В своей работе газ используют десятки крупных производств, накоплен уникальный опыт строительства газовых систем в вечной мерзлоте. К примеру, не так давно провели почти трёхкилометровый магистральный трубопровод под Леной — это самый длинный в мире газопровод под рекой.
Однако речь идёт о большем: Республика Саха (Якутия) должна стать одной из трёх крупнейших газовых провинций на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечить поставки топлива как в самые восточные регионы России, так и за рубеж. Для этого есть главное — месторождения, где можно добывать до 50 миллиардов кубометров газа в год. Это колоссальный объём! Но стартовать проект пока не может: федеральное Правительство с 2002 года никак не утвердит схему газификации Дальнего Востока и Восточной Сибири, а от этого зависит то, как пойдёт магистральная труба и, соответственно, какие промыслы станут развиваться. Мы торопим, ведь тут сплетаются наши интересы и интересы всей страны: топливо необходимо, например, таким крупным регионам, как Хабаровский и Приморский края, Амурская и Читинская области, Еврейский автономный округ, и, более того, оно, возможно, пойдёт на экспорт в Китай, Корею.
— А что планируете делать с другими энергоносителями — углём, гидроэнергетикой?
— У нашей угольной промышленности сейчас, я бы сказал, открылось второе дыхание. В России, да и в мире растёт спрос на коксующийся уголь: лишь за последние два года цены на него поднялись в два-три раза. И Южная Якутия стала важной базой этого сырья для отечественной металлургии. Впрочем, продаём его ещё и в Японию, Южную Корею. Однако действующие месторождения не вечны, и мы рассчитываем на большой проект, связанный с Эльгинским месторождением. Запасы кокса там гигантские — на балансе стоит свыше двух миллиардов тонн, а в принципе разведано в два с половиной раза больше.
На этой базе планируем создать мощное предприятие по добыче 30 миллионов тонн угля в год. Примерно половина его пойдёт на внутренний рынок, ещё половина через порт Ванино может поставляться в Японию, Китай, Корею. Ещё не так давно КНР была крупнейшим
производителем и экспортёром угля, но пару лет назад всё изменилось: теперь китайцам угля не хватает даже для себя. Такие перемены на рынке значительно подняли интерес к якутским углям, и сейчас в республику приходят крупнейшие добывающие компании. Я думаю, с их опытом и инвестициями эффективность отрасли серьёзно возрастёт.
Теперь об электроэнергетике. В республике сегодня действуют три гидроэлектростанции, в том числе Вилюйская ГЭС-1 — первая в мире на вечной мерзлоте. Есть также несколько тепловых станций. Пока этих мощностей в принципе хватало, но если говорить о более масштабном освоении богатств Якутии, то следует всерьёз планировать и расширение энергетической базы. К примеру, компания «Полюс» уже сделала запрос на подключение крупных потребителей электроэнергии на месторождениях «Нежданинское» и «Сухой Лог», где тысячи тонн золота. Позже энергия понадобится и для добычи угля, нефти, газа, алмазов, урана, железной руды, для перерабатывающих предприятий.
Эта задача решаема. Сейчас вместе с РАО «ЕЭС России» мы делаем технико-экономическое обоснование Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Этот регион, по сути, большая горная страна: Становой хребет, мощные реки, хорошие каньоны. То есть все условия для создания гидроэлектростанций. И уже есть проработки проекта строительства каскада ГЭС, способных производить до 20 миллиардов киловатт-часов энергии. Это сопоставимо с выработкой, к примеру, Красноярской ГЭС. Если ввести этот узел, то можно будет дать электроэнергию на Дальний Восток и ликвидировать там малоэффективные электростанции, работающие на буром угле. Кроме того, высвободятся мощности для экспорта энергии в Китай.
Правда, есть ещё одна проблема: сейчас три основных энергорайона Якутии изолированы друг от друга. А это значит, что даже при наличии избыточных мощностей нет возможности перебрасывать энергию туда, где ощущается её дефицит. Значит, все три системы надо не только связать между собой, но и включить в единую энергосистему Дальнего Востока. И вот тогда, после соединения последней с объединёнными энергосистемами центра, запада страны и Колымы, впервые может появиться действительно объединённая энергосистема всей России. В принципе, этот проект согласован с РАО «ЕЭС России», и мы готовимся начать его реализацию.
От сырья — к продуктам
— Вячеслав Анатольевич, много лет экономика Якутии была фактически моноструктурной: упор делался на добычу сырья. И сейчас вновь речь идёт о крупных сырьевых проектах. А есть ли планы создания перерабатывающих производств, в каких отраслях они могут развиваться?
— Здесь нужно подходить к проблеме взвешенно, с учётом особенностей региона и рыночной ситуации. Перерабатывающие предприятия — не самоцель. Они должны быть рентабельны и конкурентоспособны, выпуск продукции на них должен быть экономически оправдан. Большую роль в этом вопросе играют такие факторы, как территориальная удалённость Республики Саха (Якутия) от большинства внутренних и внешних рынков, слабая транспортная инфраструктура, вечная мерзлота, повышенные северные издержки.
Я уже говорил о высоком уровне развития нашего сельского хозяйства. Добавлю некоторые цифры: в республике находится 92 процента поголовья лошадей всего Дальнего Востока, половина крупного рогатого скота и примерно треть оленей. В общей сложности почти полмиллиона голов. Продукция животноводства востребована в Дальневосточном федеральном округе и может быть без проблем доставлена в торговлю. То есть это направление эффективно, и за последние четыре года мы запустили десятки новых производств по переработке сельхозпродукции.
Возьмём другую сферу — минеральные ресурсы. В алмазной и золотодобывающей промышленности стоимость самого сырья настолько велика, что стоимость рабочей силы, как бы высока она ни была, составляет совсем небольшую долю в цене готового продукта. Значит, здесь мы тоже можем конкурировать. Поэтому в республике активно развиваются обработка алмазов и ювелирная промышленность. Начинали с нуля, а сейчас производим изделий на 300 миллионов долларов в год.
Это сферы в основном малого и среднего бизнеса. Есть и более масштабные проекты. Например, планируемый резкий рост добычи нефти позволил говорить о собственных нефтеперерабатывающих заводах. Сейчас заканчивается разработка технико-экономического обоснования нескольких вариантов такого предприятия — его мощность составит от полумиллиона до миллиона тонн переработанного сырья. С одной стороны, это развитие промышленности, новые рабочие места, налоги; с другой — возможность перейти хотя бы на частичное самообеспечение республики нефтепродуктами. Это куда дешевле, чем везти их, скажем, из Омска или Ачинска. То же самое можно сказать о переработке древесины. С участием наших алмазодобывающих компаний создана лесная промышленность с полным циклом производства. Выпускают всевозможную столярку, строительные материалы, предметы обихода.
Другое направление — переработка сурьмяного концентрата. Республика Саха (Якутия) добывает в России все сто процентов этого ценнейшего компонента для производства многих товаров, например автомобильных шин. Во времена СССР отправляли концентрат в Киргизию на переработку. Сейчас такой возможности нет. Поэтому создаём металлургическое производство с полным циклом, будем выпускать готовую сурьму.

Якутия. Оймяконский улус.
На Сырылахской обогатительной фабрике ЗАО «Сырылах-Сурьма». п. Сырылах. 2006 г.
— Но если взять ту же ювелирку или продукты питания, то нужно решать и проблему сбыта — вряд ли всё это реализуется лишь в якутских городах и посёлках?
— Это очень важный момент. Здесь Правительство республики работает в союзе с предприятиями, в том числе с использованием бюджетных средств. В других регионах Сибири и Дальнего Востока мы открываем торговые центры под общим названием «Товары Якутии». Предприниматели создают продукции и бренды, рекламируют товары, а республиканское руководство взяло на себя решение административных и организационный вопросов, получение земельных участков и инвестирование строительства, сдачу магазинов в аренду нашим товаропроизводителям.
Прагматичный подход
— На днях в Якутске состоится конференция, на которой будет обсуждаться инвестиционная привлекательность Республики Саха (Якутия). Чего вы ждете от этого форума?
— Знаете, прошли те времена, когда мы рассчитывали на какие-то сиюминутные результаты, на подписание громких контрактов. Наша цель сегодня — привлечь внимание к потенциалу республики, причём внимание как бизнеса, так и государственных структур. И уж впоследствии работать более серьёзно по тем или иным проектам, углублять отдельные темы. Поэтому в подобных встречах участвуют все наши предприятия, включая те, что вроде бы и не нуждаются в инвестициях. В том числе «АЛРОСА». Как выяснилось, у таких компаний тоже есть проекты, способные заинтересовать сторонних инвесторов.
— Например?
— Скажем, на алмазных рудниках есть вторичные ресурсы — минерализованные воды. Они несут в себе магний, калий, кальций. И если применить особые технологии по извлечению этих элементов, то эффективность может быть не меньше, чем при добыче алмазов. Подобные варианты сотрудничества не раз обсуждались на различных конференциях, инвестиционных форумах.
— Правительство республики как-то стимулирует приход инвесторов?
— Конечно. Прежде всего, создана законодательная база, благодаря которой инвестиции в экономику Якутии становятся привлекательными. Это подтверждается хотя бы тем, что сейчас здесь работают крупнейшие холдинги России. Если ещё несколько лет назад у нас была лишь одна известная на всю страну компания — «АЛРОСА», то теперь сюда пришли «Сибнефть» и «Сургутнефтегаз», «Евразхолдинг», «Мечел» и «Норильский никель», государственные монополии — РАО «ЕЭС России» и «Российские железные дороги». Как правило, мы находим общий язык с большим бизнесом, и это приносит положительные результаты.
— Очевидно, неким стимулом и гарантиями для инвесторов в Якутии могут стать также задачи, поставленные Президентом России для ускоренного развития региона. Прошло уже почти полгода, можно ли говорить о каких-то результатах?
— В разных сферах ситуация складывается по-разному. Например, в ходе совещания мы поставили вопрос о том, что из национального проекта по сельскому хозяйству вообще выпали такие отрасли, как коневодство и оленеводство. А ведь эти направления интенсивно развиваются во многих регионах — в Башкирии, Татарстане, Бурятии, на российских северах. Президент поручил исправить ситуацию, и Минсельхоз России сделал это оперативно. Многие вопросы решены и в здравоохранении, образовании.
А что касается национального проекта по жилью, то московская бюрократия снова «отличилась». Якутск — самый старый город Дальнего Востока, в будущем году ему исполнится 375 лет. В своё время он сыграл ключевую роль в освоении Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Якутский казак Владимир Атласов открыл Камчатку, якутские же казаки Дежнёв, Поярков, Хабаров присоединили к Российской империи Чукотку, нынешние Амурскую область и Хабаровский край. В общем, прежде город был важнейшим политическим и стратегическим центром.
Но сейчас в нём колоссальный фонд ветхого жилья: мы в семёрке самых ветхих городов России. И сносить это жильё за счёт инвесторов новостроек невозможно — на Севере совсем не та рентабельность строительства и платёжеспособность населения, что в крупных городах, в цену жилья эти работы не включишь. Президент дал поручение выделить финансы из федерального бюджета. Но выполнили его с точностью до наоборот: вместо того чтобы добавить денег, нам вчетверо урезали даже ту сумму, которую закладывали ещё в прошлом году. И главное тут даже не порядок цифр, а тот принципиальный подход к делу, который демонстрирует бюрократия. Хотя это проблема не одного Якутска — это проблема многих и многих городов страны.
Наконец, ряд поручений затрагивает ещё более масштабные проблемы: развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, добычу и транспортировку газа, его экспорт в другие страны. Рассчитываем, что к осени о большинстве из них мы сможем говорить вполне определённо.
Андрей БЕЗВЕРХОВ, «Эксперт», № 23 (19-25 июня 2006 г.) С. 93-112.