Публикации за 2017 год

По материалам выступления Председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона Совета Федерации В.А. Штырова на «круглом столе» Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «О законодательном обеспечении развития энергетики, добычи и переработки углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке» в г. Хабаровске 26 сентября 2017 года

Уважаемые коллеги, говоря об электроэнергетике Дальнего Вос­тока, выступавшие на нашем «круглом столе» руководители и специ­алисты касались необходимости нормативно-правового обеспечения решения вопросов порядка присоединения отдельных изолированных энергосистем к объединённой энергосистеме Востока (ОЭС «Востока»); определения источников финансирования подключения к сетям новых потребителей электроэнергии, в том числе в рамках программы «Даль­невосточный гектар»; продления с трёх до десяти лет действия недавно принятого федерального закона, предусматривающего снижение тари­фов на электроэнергию в макрорегионе, и других вопросов. В каждом выступлении звучали слова: крайне важно, жизненно нужно, срочно. Конечно, все поднятые вопросы отражают реально существующие про­блемы, и думаю, что в итоговых документах нашей сегодняшней встре­чи найдут своё место рекомендации по решению каждой из них.

Однако хотел бы остановиться на более общих перспективных вопросах.

Согласен с выступлением представителя ПАО «РусГидро» о необ­ходимости более системного, стратегически выверенного подхо­да к развитию электроэнергетики Дальнего Востока. И вытекает это из того факта, что в нашем макрорегионе целостной объеди­нённой энергосистемы не существует. ОЭС «Востока» охватывает только Южную Якутию, Амурскую область, Еврейскую автономию, При­морский край, значительную часть, но не весь Хабаровский край. На остальной огромной территории электроснабжение организовано либо в рамках отдельных изолированных энергосистем, либо от локальных генерирующих источников.

Отсюда и невозможность перетоков электроэнергии, а следовательно, и вывода из строя устаревших высокозатратных объектов генерации, и отсутствие конкурент­ ного рынка, и безальтернативность в выборе первичных энергоно­сителей, и повышенные издержки на производство электричества и тепла. В реальной жизни это выливается в те острейшие проблемы, о которых так много здесь говорилось: перманентные долги перед энер­гетиками потребителей из-за низкой их платёжеспособности при высо­чайших тарифах; отсутствие средств даже на такие небольшие вопросы развития энергосистем, как подключение новых потребителей; необхо­димость перекрёстного субсидирования и дотаций.

Сегодня на нашем «круглом столе» и представители Минэнер­го России, и Федеральной сетевой компании (ФСК) говорили о том, что в магистральные электросети Дальнего Востока с 2009 года инвестировано более 153 миллиардов рублей, с 2017 года по 2020-й будет вложено ещё 75 миллиардов рублей. Планируется присоеди­нить Центральный и Западный энергорайоны Якутии к ОЭС «Востока», а через линии электропередач так называемого «Пеледуйского» кольца (Усть-Кут – Пеледуй – Таксимо) соединиться с ОЭС «Сибири». Из этого мож­но сделать вывод, что энергосистема Дальне­го Востока развивает­ся. В принципе, это так.

Но развиваться-то она развивается, однако не по заранее продуман­ному и выверенному плану, а спонтанно и стихийно.

Вот, например, льви­ная доля из уже истра­ченных средств была направлена на подклю­чение к централизован­ным сетям нефтепровод­ной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»

(ВСТО). Дело нужное и крайне важное, тем бо­лее что всё сделанное бу­дет использоваться и для газопровода «Сила Сиби­
ри». Но как всё происходило? Строительство первой очереди ВСТО нача­лось фактически в 2006 году, в 2009 году по плану было предусмотрено ввести её в эксплуатацию. Ровно к этому времени вдруг выясняется, что пуск нефтепровода невозможен из-за отсутствия требуемого по прави­лам для объектов такой категории второго независимого внешнего ис­точника электроэнергии. В скобках замечу, что Правительство Якутии неоднократно предупреждало бывшее руководство ОАО «Транснефть», что так оно и будет, однако внятной и адекватной реакции не было. Тогда, чтобы спасти положение, из бюджета Российской Федерации по настоянию республики были срочно внепланово выделены средства на строительство сотен километров линий электропередач Чернышев­ский – Ленск – Пеледуй – Олёкминск и Кемпендяй – Олёкминск – Алдан.

По сути дела это были экстренные непредвиденные работы. Примерно также развивались события и по подключению к централизованным се­тям нефтяных промыслов в Западной Якутии. Там была срочно соору­жена ЛЭП-110 от Талакана до Киренска, который имеет электрическую связь с Усть-Кутом. Ко всем этим масштабным проектам Федеральная сетевая компания никакого отношения не имела. Всё делалось волевым путём по наработкам, взятым из Схемы комплексного развития произ­водительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Благо, что хоть эта Схема, разработанная республиканскими властями и одобренная в 2007 году федеральным Правительством, по­могла. Вот и вывод: на Дальнем Востоке делаются большие дела, а энергетика к этому заранее не готовится. А теперь, когда всё свер­шилось по ВСТО, говорим, как хорошо что есть ЛЭП: будем соединять Западную и Центральную энергосистемы Якутии с ОЭС «Востока», ОЭС «Сибири». Но ведь это надо делать заранее, опережая такие проекты, как ВСТО и «Сила Сибири».

Кто-то может сказать, что всё это дело прошлое. На самом же деле, ничего к лучшему и сейчас не изменилось. Взять, например, северо- восток. На стыке Магаданской области и Якутии ведутся интенсивные работы по геологическому изучению Яно-Колымской металогениче- ской зоны. Есть очень хорошие результаты по ресурсам и запасам зо­лота и серебра. Выдаются первые лицензии на отработку крупных их месторождений. Самое время начинать работу по обеспечению буду­щего крупного горнопромышленного района необходимой энерге­тической инфраструктурой. Вот представители Минэнерго России до­кладывают, что ведут потихоньку кое-какую работу с Администрацией Магаданской области по этому вопросу. А вопрос должен ставиться зна­чительно шире. Проблемы Яно-Колымского района касаются не только Магадана, но и Якутии, частично Чукотки. Кроме того, неподалёку на­ходятся и группы месторождений других металлов, помимо благород­ных.

Значит надо рассматривать проблему комплексно, с участием всех трёх субъектов Федерации и в расчёте на обеспечение электроэнерги­ей всех перспективных горнодобывающих проектов. Но и этого мало. Надо связать решение конкретного Яно-Колымского вопроса с более общим – объединением Магаданской энергосистемы с ОЭС «Востока» через Центральную Якутию. Тогда можно получить серьёзный резерв для снижения тарифов на электроэнергию на северо-востоке Дальнего Востока за счёт расширения зоны централизованного энергообеспече­ния, большей загрузки эффективных Колымской и Усть-Среднеканской гидроэлектростанций, покрытия пиковых нагрузок за счёт перетоков.

Приведённые примеры говорят о настоятельной необходимо­сти целостного взгляда на электроэнергетику макрорегиона. Нужна общая стратегия её развития, нельзя замыкаться в рамках отдельных субъектов Федерации. Возникает вопрос: а кто должен делать такую стратегию? Как и положено по идеологии реформи­рования отрасли в России, в дальневосточной энергетике есть не­сколько главных действующих лиц – хозяйствующих субъектов: ПАО «РусГидро», представленное Зейской, Бурейской и Нижне-Бурейской гидроэлектростанциями и Дальневосточной генерирующей компани­ей с тепловыми электростанциями; Федеральная сетевая компания; Дальневосточная распределительная сетевая компания; филиал «Си­стемного оператора ЕЭС». Кроме этого существует и множество других, меньшего масштаба, компаний. Действующих лиц много, а хозяина у энергосистемы в целом нет.

Якутия. Булунский улус. На Тиксинской дизельной электростанции

Якутия. Булунский улус. На Тиксинской дизельной электростанции

Но зато у нас есть два федеральных министерства, имеющих прямое отношение к электроэнергетике ма­крорегиона: Минэнерго и Минвосток. Есть и неплохая основа для раз­работки энергетической стратегии Дальнего Востока. Имеются в виду утверждённые Правительством Российской Федерации Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года и Стра­тегия и Госпрограмма социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. На их основе необходимо составить ряд топливно-энергетических балансов в динамике с учётом прогнозных состояний народного хозяйства и социальной сферы макрорегиона в расчётные периоды. Именно на них должна базироваться энергостратегия Дальнего Востока, ре­гулярно корректируемая через каждые пять лет. Предлагаю в ре­шении «круглого стола» сформировать рекомендацию Правительству России о поручении федеральным министерствам и ведомствам по раз­работке Стратегии опережающего развития энергетики Дальнего Вос­тока и Байкальского региона.

В состав энергостратегии необходимо, на наш взгляд, включить два очень важных для нашего макрорегиона раздела.

Во-первых, нужен реальный план тотальной модернизации локальной энергетики. В этом ключ для радикального снижения тарифов на электроэнергию в отдалённых районах и в целом по Дальнему Востоку. В некоторых выступлениях на «круглом столе» под­спудно звучала мысль, что на эти цели надо направить средства, плани­руемые к поступлению в бюджеты дальневосточных регионов в связи с принятым решением об их перетоках из первой и второй ценовых зон. К сожалению, это невозможно. Ведь целью этого решения является сни­жение тарифов для потребителей на Дальнем Востоке. Следовательно, при прежней себестоимости выработки электроэнергии дополнитель­ные поступившие средства просто транзитом через субъекты Федера­ции уйдут энергоснабжающим организациям.

Поэтому нужно искать иные механизмы финансирования мероприятий по коренной модер­низации локальной энергетики. Возможно, на эти цели направить сред­ства федерального и региональных бюджетов в определённых долях. Их возврат через определённое время будет обеспечен снижением, а в некоторых случаях – и полным прекращением субсидирования покуп­ки электроэнергии бюджетными организациями. Это станет реальным, если в результате выполнения планов модернизации существенно сни­зится себестоимость её выработки и передачи.

Во-вторых, нужна переоценка роли электроэнергетики в струк­туре экономики Дальнего Востока. Сейчас она рассматривается как чисто инфраструктурная отрасль, обеспечивающая функцио­нирование народного хозяйства и социальной сферы макрорегиона. Но, наряду с этим своим назначением, электроэнергетика имеет возможность стать и отраслью специализации Дальнего Востока в общероссийском и международном разделении труда. Для этого необходимо задействовать его гидроэнергетический потенциал, который составляет более 20% от всех гидроресурсов России, но до сих пор используется крайне ограниченно.

Сейчас построены и работают восемь гидроэлектростанций: две Вилюйские, Светлинская, Колымская, Усть-Среднеканская, Зейская, Бурейская, Нижне-Бурейская, а только в среднеширотной дальневосточной зоне от Байкала до Охотского моря уже выбрано более двух десятков речных створов, удобных для размещения крупных ГЭС, мощностью та­кой, как, скажем, Зейская. Орографические условия этой зоны позволя­ют без затопления пахотных земель создать экономичные водохрани­лища, которые одновременно должны служить для регулирования се­зонных паводков на реках. А это, как известно, важнейшая для Дальнего Востока задача, поскольку почти каждый год здесь случаются разруши­тельные наводнения. Кроме того, использование гидроэнергетических ресурсов станет важнейшим мероприятием в выполнении обязательств Российской Федерации по сокращению выбросов парниковых газов.

Известно, что сейчас разворачивается работа по замене тепловой энергетики, основанной на сжигании органического топлива, на аль­тернативную. При этом гидроэнергетика в качестве главной альтерна­тивы не называется. Но надо иметь в виду, что это только потому, что собственные гидроэнергетические ресурсы всех развитых стран уже давно используются практически полностью. В этом отношении наша страна имеет огромные резервы и находится в выгодном положении по сравнению с другими. Надо только активно задействовать имеющиеся возможности.

Но особенно будет важна роль гидроэнергетики в снижении тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке. Её выработка на гидроэлектро­станциях при правильной постановке тарифного дела, особенно в части сроков окупаемости и норм амортизации основных сооружений, была, есть и будет самой экономичной среди других способов генерации. По крайней мере, сейчас известных человечеству.

Строительство новых гидроэлектростанций не означает автомати­ческого закрытия тепловых. Более того, кроме своей важнейшей роли обеспечения устойчивости работы энергосистем, они усилят свою экс­портную функцию. Ведь большинство тепловых станций востока страны привязаны к угольным месторождениям и, повторяя их расположение, разместились цепочкой вдоль государственной границы России от Бай­кала до Приморья. Их продукция и должна стать экспортной, а более дешёвая гидроэлектроэнергия – пойти на внутренний рынок Дальнего Востока.

Уважаемые коллеги, так же, как и при обсуждении проблем электро­энергетики, вынужден и по вопросу развития газовой промышлен­ности обратить Ваше внимание на специфику Дальнего Востока.

Сегодня на нашем «круглом столе» звучало, особенно из уст пред­ставителей профильного министерства и собственно газовиков, мно­го слов о конкуренции и рынке энергоносителей в макрорегионе, приоритете рыночных сигналов и стимулов, либерализации цено­образования и тому подобных прописных догм. Как будто бы здесь, в Хабаровске, прямо на проспекте Муравьёва-Амурского стоят на каж­дом углу ларьки по продаже газа и процветает самая совершенная его рыночная конкуренция с углём, мазутом и дровами. А в реальности – одна-единственная, полупустая, с неподъёмно дорогим для потреби­теля газом труба с Сахалина. Настоящую полноценную дальневосточ­ную газовую промышленность со всеми её рыночными атрибутами ещё только предстоит создать.

При этом надо иметь в виду, что на Дальнем Востоке на современном историческом этапе нет и быть не может задачи построить красивый, образцовый рынок газа, основанный на классических догмах и теори­ях. У нас задачи совершенно иные. Газовая промышленность должна обеспечить энергетическую основу для экономического роста ма­крорегиона, привлечения сюда инвестиций и людей. Это вытекает из необходимости обеспечить безопасность России на Азиатско- Тихоокеанских рубежах. И не имеет никакого значения, какие ис­пользуются методы: рыночные или нерыночные.

Говорю об этом потому, что мне кажется абсолютно обосно­ванным раскритикованное здесь предложение Правительства Хабаровского края о разработке специальной программы газифи­кации Дальнего Востока. Обоснованным и разумным. Как уже гово­рилось на «круглом столе», Минэнерго и Минвостоку России с участием субъектов Федерации надо сделать энергетический баланс всего ма­крорегиона, выявить зону, где экономически целесообразно исполь­зовать сетевой и сжиженный газ и подготовить для неё федеральную программу газификации. Очевидно, что она будет межрегиональной, охватит, вероятно, Сахалин, юг Якутии, Еврейскую автономию, часть Хабаровского и Приморского краёв, Амурской области. Поняв мас­штаб и сложность задач, можно в программе предусмотреть набор ин­струментов для аккумуляции инвестиций в её реализацию: концессии, государственно-частное партнёрство, отложенные налоговые платежи и целый ряд других.

К участию в выполнении программы надо привлечь и такую «священную корову», как ПАО «Газпром». Причём не только к со­оружению и обеспечению работы газовых магистралей, но и ко всем стадиям газификации, вплоть до подачи газа в частный дом или производственное помещение. В самом деле, а кто и по какому праву разделяет газовые сети на магистральные, межпоселковые и внутрипоселковые, не с технической, а с организационной точ­ки зрения. Это абсолютно искусственный раздел. Экономическая логика говорит: если ты – «Газпром», то добудь газ, подай и про­дай его прямо потребителю. Почему ты должен бросить трубу в чистом поле и умыть руки? На Дальнем Востоке надо сделать по-другому.

Схема магистральных газопроводов на востоке России в соответствии с Восточной газовой программой

Схема магистральных газопроводов на востоке России в соответствии с Восточной газовой программой

Хочу также обратить Ваше внимание и на другой вопрос. Здесь с обе­спокоенностью говорилось о проблемах с поставками сахалинского газа на внутренний рынок из-за его законтрактованности по соглашениям о разделах продукции. Это обстоятельство учитывалось при разработке Восточной газовой программы. По её утверждённой в 2006 году вер­сии, в 2017 году в Хабаровск по магистральному газопроводу, который сейчас называется «Сила Сибири», должен был прийти газ из Якутского центра газодобычи. Однако на сегодня есть отставание по этому про­екту уже на два, примерно, года. Отсюда и проблемы с нехваткой газа для газификации юга Дальнего Востока, развития газохимической про­мышленности. Надо взять под контроль весь ход выполнения Восточ­ной газовой программы.

Вот газовики настойчиво ставят и, надо сказать, успешно реша­ют вопросы по снижению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) то по одному, то по другому месторождению. Конечно, в сложных экономико-географических и природно-климатических усло­виях Дальнего Востока во многих случаях это оправдано. Но надо ви­деть и предел таким решениям. В современной налоговой системе России НДПИ фактически включает в себя два вида ренты: абсо­лютную и дифференциальную. Если последней государство может поступиться, поскольку она зависит от географического положения и качества месторождения, то от абсолютной ренты отказываться никак нельзя. Ведь в ней материализуется конституционное пра­во собственности на природные ресурсы всего российского народа.

Это означает, что никто и никогда не может быть полностью освобождён от НДПИ.

Платежи, соответствующие величине абсолютной ренты, должны всегда осуществляться недропользователем. Конечно, вопрос достаточно сложен, как в теории, так и в расчётном плане, но его необходимо решать. Особенно в отношении владельцев лицензий, имеющих в уставном капитале иностранных участников, и при постав­ках углеводородов на экспорт. Иначе через некоторое время у нас оста­нутся вычерпанные месторождения и пустые карманы. В общем, дырка от бублика.

Исходя из вышесказанного, вопрос о необходимости разработки фе­деральной целевой программы газификации Дальнего Востока считаю необходимым включить в рекомендации нашего «круглого стола». Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то это тема требует отдельного рассмотрения.

г. Хабаровск, 26 сентября 2017 г.