Развитие электроэнергетики и газификация Дальнего Востока требуют системности
Публикации за 2017 год
По материалам выступления Председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона Совета Федерации В.А. Штырова на «круглом столе» Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «О законодательном обеспечении развития энергетики, добычи и переработки углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке» в г. Хабаровске 26 сентября 2017 года
Уважаемые коллеги, говоря об электроэнергетике Дальнего Востока, выступавшие на нашем «круглом столе» руководители и специалисты касались необходимости нормативно-правового обеспечения решения вопросов порядка присоединения отдельных изолированных энергосистем к объединённой энергосистеме Востока (ОЭС «Востока»); определения источников финансирования подключения к сетям новых потребителей электроэнергии, в том числе в рамках программы «Дальневосточный гектар»; продления с трёх до десяти лет действия недавно принятого федерального закона, предусматривающего снижение тарифов на электроэнергию в макрорегионе, и других вопросов. В каждом выступлении звучали слова: крайне важно, жизненно нужно, срочно. Конечно, все поднятые вопросы отражают реально существующие проблемы, и думаю, что в итоговых документах нашей сегодняшней встречи найдут своё место рекомендации по решению каждой из них.
Однако хотел бы остановиться на более общих перспективных вопросах.
Согласен с выступлением представителя ПАО «РусГидро» о необходимости более системного, стратегически выверенного подхода к развитию электроэнергетики Дальнего Востока. И вытекает это из того факта, что в нашем макрорегионе целостной объединённой энергосистемы не существует. ОЭС «Востока» охватывает только Южную Якутию, Амурскую область, Еврейскую автономию, Приморский край, значительную часть, но не весь Хабаровский край. На остальной огромной территории электроснабжение организовано либо в рамках отдельных изолированных энергосистем, либо от локальных генерирующих источников.
Отсюда и невозможность перетоков электроэнергии, а следовательно, и вывода из строя устаревших высокозатратных объектов генерации, и отсутствие конкурент ного рынка, и безальтернативность в выборе первичных энергоносителей, и повышенные издержки на производство электричества и тепла. В реальной жизни это выливается в те острейшие проблемы, о которых так много здесь говорилось: перманентные долги перед энергетиками потребителей из-за низкой их платёжеспособности при высочайших тарифах; отсутствие средств даже на такие небольшие вопросы развития энергосистем, как подключение новых потребителей; необходимость перекрёстного субсидирования и дотаций.
Сегодня на нашем «круглом столе» и представители Минэнерго России, и Федеральной сетевой компании (ФСК) говорили о том, что в магистральные электросети Дальнего Востока с 2009 года инвестировано более 153 миллиардов рублей, с 2017 года по 2020-й будет вложено ещё 75 миллиардов рублей. Планируется присоединить Центральный и Западный энергорайоны Якутии к ОЭС «Востока», а через линии электропередач так называемого «Пеледуйского» кольца (Усть-Кут – Пеледуй – Таксимо) соединиться с ОЭС «Сибири». Из этого можно сделать вывод, что энергосистема Дальнего Востока развивается. В принципе, это так.
Но развиваться-то она развивается, однако не по заранее продуманному и выверенному плану, а спонтанно и стихийно.
Вот, например, львиная доля из уже истраченных средств была направлена на подключение к централизованным сетям нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»
(ВСТО). Дело нужное и крайне важное, тем более что всё сделанное будет использоваться и для газопровода «Сила Сиби
ри». Но как всё происходило? Строительство первой очереди ВСТО началось фактически в 2006 году, в 2009 году по плану было предусмотрено ввести её в эксплуатацию. Ровно к этому времени вдруг выясняется, что пуск нефтепровода невозможен из-за отсутствия требуемого по правилам для объектов такой категории второго независимого внешнего источника электроэнергии. В скобках замечу, что Правительство Якутии неоднократно предупреждало бывшее руководство ОАО «Транснефть», что так оно и будет, однако внятной и адекватной реакции не было. Тогда, чтобы спасти положение, из бюджета Российской Федерации по настоянию республики были срочно внепланово выделены средства на строительство сотен километров линий электропередач Чернышевский – Ленск – Пеледуй – Олёкминск и Кемпендяй – Олёкминск – Алдан.
По сути дела это были экстренные непредвиденные работы. Примерно также развивались события и по подключению к централизованным сетям нефтяных промыслов в Западной Якутии. Там была срочно сооружена ЛЭП-110 от Талакана до Киренска, который имеет электрическую связь с Усть-Кутом. Ко всем этим масштабным проектам Федеральная сетевая компания никакого отношения не имела. Всё делалось волевым путём по наработкам, взятым из Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Благо, что хоть эта Схема, разработанная республиканскими властями и одобренная в 2007 году федеральным Правительством, помогла. Вот и вывод: на Дальнем Востоке делаются большие дела, а энергетика к этому заранее не готовится. А теперь, когда всё свершилось по ВСТО, говорим, как хорошо что есть ЛЭП: будем соединять Западную и Центральную энергосистемы Якутии с ОЭС «Востока», ОЭС «Сибири». Но ведь это надо делать заранее, опережая такие проекты, как ВСТО и «Сила Сибири».
Кто-то может сказать, что всё это дело прошлое. На самом же деле, ничего к лучшему и сейчас не изменилось. Взять, например, северо- восток. На стыке Магаданской области и Якутии ведутся интенсивные работы по геологическому изучению Яно-Колымской металогениче- ской зоны. Есть очень хорошие результаты по ресурсам и запасам золота и серебра. Выдаются первые лицензии на отработку крупных их месторождений. Самое время начинать работу по обеспечению будущего крупного горнопромышленного района необходимой энергетической инфраструктурой. Вот представители Минэнерго России докладывают, что ведут потихоньку кое-какую работу с Администрацией Магаданской области по этому вопросу. А вопрос должен ставиться значительно шире. Проблемы Яно-Колымского района касаются не только Магадана, но и Якутии, частично Чукотки. Кроме того, неподалёку находятся и группы месторождений других металлов, помимо благородных.
Значит надо рассматривать проблему комплексно, с участием всех трёх субъектов Федерации и в расчёте на обеспечение электроэнергией всех перспективных горнодобывающих проектов. Но и этого мало. Надо связать решение конкретного Яно-Колымского вопроса с более общим – объединением Магаданской энергосистемы с ОЭС «Востока» через Центральную Якутию. Тогда можно получить серьёзный резерв для снижения тарифов на электроэнергию на северо-востоке Дальнего Востока за счёт расширения зоны централизованного энергообеспечения, большей загрузки эффективных Колымской и Усть-Среднеканской гидроэлектростанций, покрытия пиковых нагрузок за счёт перетоков.
Приведённые примеры говорят о настоятельной необходимости целостного взгляда на электроэнергетику макрорегиона. Нужна общая стратегия её развития, нельзя замыкаться в рамках отдельных субъектов Федерации. Возникает вопрос: а кто должен делать такую стратегию? Как и положено по идеологии реформирования отрасли в России, в дальневосточной энергетике есть несколько главных действующих лиц – хозяйствующих субъектов: ПАО «РусГидро», представленное Зейской, Бурейской и Нижне-Бурейской гидроэлектростанциями и Дальневосточной генерирующей компанией с тепловыми электростанциями; Федеральная сетевая компания; Дальневосточная распределительная сетевая компания; филиал «Системного оператора ЕЭС». Кроме этого существует и множество других, меньшего масштаба, компаний. Действующих лиц много, а хозяина у энергосистемы в целом нет.
Но зато у нас есть два федеральных министерства, имеющих прямое отношение к электроэнергетике макрорегиона: Минэнерго и Минвосток. Есть и неплохая основа для разработки энергетической стратегии Дальнего Востока. Имеются в виду утверждённые Правительством Российской Федерации Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года и Стратегия и Госпрограмма социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. На их основе необходимо составить ряд топливно-энергетических балансов в динамике с учётом прогнозных состояний народного хозяйства и социальной сферы макрорегиона в расчётные периоды. Именно на них должна базироваться энергостратегия Дальнего Востока, регулярно корректируемая через каждые пять лет. Предлагаю в решении «круглого стола» сформировать рекомендацию Правительству России о поручении федеральным министерствам и ведомствам по разработке Стратегии опережающего развития энергетики Дальнего Востока и Байкальского региона.
В состав энергостратегии необходимо, на наш взгляд, включить два очень важных для нашего макрорегиона раздела.
Во-первых, нужен реальный план тотальной модернизации локальной энергетики. В этом ключ для радикального снижения тарифов на электроэнергию в отдалённых районах и в целом по Дальнему Востоку. В некоторых выступлениях на «круглом столе» подспудно звучала мысль, что на эти цели надо направить средства, планируемые к поступлению в бюджеты дальневосточных регионов в связи с принятым решением об их перетоках из первой и второй ценовых зон. К сожалению, это невозможно. Ведь целью этого решения является снижение тарифов для потребителей на Дальнем Востоке. Следовательно, при прежней себестоимости выработки электроэнергии дополнительные поступившие средства просто транзитом через субъекты Федерации уйдут энергоснабжающим организациям.
Поэтому нужно искать иные механизмы финансирования мероприятий по коренной модернизации локальной энергетики. Возможно, на эти цели направить средства федерального и региональных бюджетов в определённых долях. Их возврат через определённое время будет обеспечен снижением, а в некоторых случаях – и полным прекращением субсидирования покупки электроэнергии бюджетными организациями. Это станет реальным, если в результате выполнения планов модернизации существенно снизится себестоимость её выработки и передачи.
Во-вторых, нужна переоценка роли электроэнергетики в структуре экономики Дальнего Востока. Сейчас она рассматривается как чисто инфраструктурная отрасль, обеспечивающая функционирование народного хозяйства и социальной сферы макрорегиона. Но, наряду с этим своим назначением, электроэнергетика имеет возможность стать и отраслью специализации Дальнего Востока в общероссийском и международном разделении труда. Для этого необходимо задействовать его гидроэнергетический потенциал, который составляет более 20% от всех гидроресурсов России, но до сих пор используется крайне ограниченно.
Сейчас построены и работают восемь гидроэлектростанций: две Вилюйские, Светлинская, Колымская, Усть-Среднеканская, Зейская, Бурейская, Нижне-Бурейская, а только в среднеширотной дальневосточной зоне от Байкала до Охотского моря уже выбрано более двух десятков речных створов, удобных для размещения крупных ГЭС, мощностью такой, как, скажем, Зейская. Орографические условия этой зоны позволяют без затопления пахотных земель создать экономичные водохранилища, которые одновременно должны служить для регулирования сезонных паводков на реках. А это, как известно, важнейшая для Дальнего Востока задача, поскольку почти каждый год здесь случаются разрушительные наводнения. Кроме того, использование гидроэнергетических ресурсов станет важнейшим мероприятием в выполнении обязательств Российской Федерации по сокращению выбросов парниковых газов.
Известно, что сейчас разворачивается работа по замене тепловой энергетики, основанной на сжигании органического топлива, на альтернативную. При этом гидроэнергетика в качестве главной альтернативы не называется. Но надо иметь в виду, что это только потому, что собственные гидроэнергетические ресурсы всех развитых стран уже давно используются практически полностью. В этом отношении наша страна имеет огромные резервы и находится в выгодном положении по сравнению с другими. Надо только активно задействовать имеющиеся возможности.
Но особенно будет важна роль гидроэнергетики в снижении тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке. Её выработка на гидроэлектростанциях при правильной постановке тарифного дела, особенно в части сроков окупаемости и норм амортизации основных сооружений, была, есть и будет самой экономичной среди других способов генерации. По крайней мере, сейчас известных человечеству.
Строительство новых гидроэлектростанций не означает автоматического закрытия тепловых. Более того, кроме своей важнейшей роли обеспечения устойчивости работы энергосистем, они усилят свою экспортную функцию. Ведь большинство тепловых станций востока страны привязаны к угольным месторождениям и, повторяя их расположение, разместились цепочкой вдоль государственной границы России от Байкала до Приморья. Их продукция и должна стать экспортной, а более дешёвая гидроэлектроэнергия – пойти на внутренний рынок Дальнего Востока.
Уважаемые коллеги, так же, как и при обсуждении проблем электроэнергетики, вынужден и по вопросу развития газовой промышленности обратить Ваше внимание на специфику Дальнего Востока.
Сегодня на нашем «круглом столе» звучало, особенно из уст представителей профильного министерства и собственно газовиков, много слов о конкуренции и рынке энергоносителей в макрорегионе, приоритете рыночных сигналов и стимулов, либерализации ценообразования и тому подобных прописных догм. Как будто бы здесь, в Хабаровске, прямо на проспекте Муравьёва-Амурского стоят на каждом углу ларьки по продаже газа и процветает самая совершенная его рыночная конкуренция с углём, мазутом и дровами. А в реальности – одна-единственная, полупустая, с неподъёмно дорогим для потребителя газом труба с Сахалина. Настоящую полноценную дальневосточную газовую промышленность со всеми её рыночными атрибутами ещё только предстоит создать.
При этом надо иметь в виду, что на Дальнем Востоке на современном историческом этапе нет и быть не может задачи построить красивый, образцовый рынок газа, основанный на классических догмах и теориях. У нас задачи совершенно иные. Газовая промышленность должна обеспечить энергетическую основу для экономического роста макрорегиона, привлечения сюда инвестиций и людей. Это вытекает из необходимости обеспечить безопасность России на Азиатско- Тихоокеанских рубежах. И не имеет никакого значения, какие используются методы: рыночные или нерыночные.
Говорю об этом потому, что мне кажется абсолютно обоснованным раскритикованное здесь предложение Правительства Хабаровского края о разработке специальной программы газификации Дальнего Востока. Обоснованным и разумным. Как уже говорилось на «круглом столе», Минэнерго и Минвостоку России с участием субъектов Федерации надо сделать энергетический баланс всего макрорегиона, выявить зону, где экономически целесообразно использовать сетевой и сжиженный газ и подготовить для неё федеральную программу газификации. Очевидно, что она будет межрегиональной, охватит, вероятно, Сахалин, юг Якутии, Еврейскую автономию, часть Хабаровского и Приморского краёв, Амурской области. Поняв масштаб и сложность задач, можно в программе предусмотреть набор инструментов для аккумуляции инвестиций в её реализацию: концессии, государственно-частное партнёрство, отложенные налоговые платежи и целый ряд других.
К участию в выполнении программы надо привлечь и такую «священную корову», как ПАО «Газпром». Причём не только к сооружению и обеспечению работы газовых магистралей, но и ко всем стадиям газификации, вплоть до подачи газа в частный дом или производственное помещение. В самом деле, а кто и по какому праву разделяет газовые сети на магистральные, межпоселковые и внутрипоселковые, не с технической, а с организационной точки зрения. Это абсолютно искусственный раздел. Экономическая логика говорит: если ты – «Газпром», то добудь газ, подай и продай его прямо потребителю. Почему ты должен бросить трубу в чистом поле и умыть руки? На Дальнем Востоке надо сделать по-другому.
Хочу также обратить Ваше внимание и на другой вопрос. Здесь с обеспокоенностью говорилось о проблемах с поставками сахалинского газа на внутренний рынок из-за его законтрактованности по соглашениям о разделах продукции. Это обстоятельство учитывалось при разработке Восточной газовой программы. По её утверждённой в 2006 году версии, в 2017 году в Хабаровск по магистральному газопроводу, который сейчас называется «Сила Сибири», должен был прийти газ из Якутского центра газодобычи. Однако на сегодня есть отставание по этому проекту уже на два, примерно, года. Отсюда и проблемы с нехваткой газа для газификации юга Дальнего Востока, развития газохимической промышленности. Надо взять под контроль весь ход выполнения Восточной газовой программы.
Вот газовики настойчиво ставят и, надо сказать, успешно решают вопросы по снижению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) то по одному, то по другому месторождению. Конечно, в сложных экономико-географических и природно-климатических условиях Дальнего Востока во многих случаях это оправдано. Но надо видеть и предел таким решениям. В современной налоговой системе России НДПИ фактически включает в себя два вида ренты: абсолютную и дифференциальную. Если последней государство может поступиться, поскольку она зависит от географического положения и качества месторождения, то от абсолютной ренты отказываться никак нельзя. Ведь в ней материализуется конституционное право собственности на природные ресурсы всего российского народа.
Это означает, что никто и никогда не может быть полностью освобождён от НДПИ.
Платежи, соответствующие величине абсолютной ренты, должны всегда осуществляться недропользователем. Конечно, вопрос достаточно сложен, как в теории, так и в расчётном плане, но его необходимо решать. Особенно в отношении владельцев лицензий, имеющих в уставном капитале иностранных участников, и при поставках углеводородов на экспорт. Иначе через некоторое время у нас останутся вычерпанные месторождения и пустые карманы. В общем, дырка от бублика.
Исходя из вышесказанного, вопрос о необходимости разработки федеральной целевой программы газификации Дальнего Востока считаю необходимым включить в рекомендации нашего «круглого стола». Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то это тема требует отдельного рассмотрения.
г. Хабаровск, 26 сентября 2017 г.