Пятилетка 2007-2011: планы Якутии соответствуют приоритетам развития Дальнего Востока и всей страны
Публикации за 2006 год
Из интервью Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова журналистам ведущих республиканских средств массовой информации 26 сентября 2006 года
Особенности пятилетнего планирования
– Наступило время, когда заканчивается выполнение пятилетнего индикативного плана развития республики, который мы разработали в 2002 году. Он состоял из отдельных программ. Одни из них имели статус государственных, другие – ведомственных и отраслевых. Сейчас Правительство республики подводит предварительные итоги по всем направлениям и рассматривает проекты новых пятилетних программ и плана в целом уже на период до 2020 года.
Если говорить об особенностях нынешнего планирования, то, во-первых, сократилось количество государственных программ.
Предполагается, что всего их будет шестнадцать. Разрабатываются и ведомственные программы, но государственные будут пользоваться безусловным приоритетом при финансировании и ежегодном планировании. Во-вторых, все эти программы и новый пятилетний план в целом теперь рассматриваются сквозь призму нашей долгосрочной стратегии – проекта Схемы комплексного развития производительных сил Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года.
Как вы помните, поручение Правительству России о разработке совместно с Правительством республики этой Схемы дал в январе нынешнего года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин по итогам своего визита в Якутию. Это было сделано им неспроста. Дело в том, что вектор геополитических и экономических интересов России смещается на восток. И федеральное Правительство сегодня рассматривает сразу несколько глобальных проектов, которые необходимо осуществить в ближайшее время на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, для того чтобы использовать потенциал восточных регионов для экономического развития страны в целом и укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Якутия и по территории, и по своему ресурсному и экономическому потенциалу занимает ключевую позицию на Дальнем Востоке. Поэтому Президентом страны и было дано поручение разработать не просто Схему развития и размещения производительных сил республики в традиционном понимании, то есть для решения наших внутриреспубликанских задач, а в контексте использования возможностей республики для реализации крупных проектов макрорегионального, общероссийского и международного значения.
Над подготовкой документа работали все министерства и ведомства республики, привлекались ведущие научно-исследовательские институты страны. Сегодня Схема разработана и одобрена Правительством Якутии. 15 сентября я вручил её Министру экономического развития России Герману Грефу, а это сорок многостраничных томов, чтобы после рассмотрения в федеральных министерствах и ведомствах она была внесена на утверждение в Правительство Российской Федерации.
Если говорить о содержании нашей долгосрочной стратегии, то она состоит из нескольких разделов. Первый – это макроэкономические показатели. Второй – отраслевое развитие. Третий – решение социальных вопросов. Четвёртый – территориальное размещение производительных сил.
По макроэкономическим показателям. Мы планируем к 2020 году рост валового регионального продукта республики в 2,8 раза. Это позволит увеличить реальные доходы населения почти в 3,6 раза. Подчёркиваю, не номинальные, а реальные. Чтобы достичь этого, надо заниматься развитием всех отраслей экономики. Поэтому для каждой из них в Схеме предусмотрен отдельный план.
Конечно, в ходе разработки этого нашего стратегического документа долгосрочного развития мы тесно сотрудничали и с российскими правительственными структурами, и с крупными компаниями, которые, как предполагается, примут участие в реализации наших проектов. Тем не менее, в каждом министерстве будут свои замечания, поэтому нам ещё предстоит пройти долгий путь по согласованию всех положений и пунктов Схемы. Но всё же основные цели и ориентиры сформулированы, и теперь предстоящую пятилетнюю работу будем рассматривать сквозь призму задач долгосрочного развития до 2020 года.
Это означает не только то, что пятилетний план будет строиться исходя из конечных целей долгосрочной стратегии, но и то, что предстоит изменить некоторые акценты в экономической деятельности Правительства республики. Необходимо создать условия для реализации крупных инвестиционных проектов, предусмотренных Схемой. Это касается всех ключевых отраслей горнодобывающего сектора, топливно-энергетического комплекса, нефтяной и газовой промышленности, сельского хозяйства.
Во временном измерении новый пятилетний план социальноэкономического развития республики на 2007-2011 годы по своему содержанию будет являться детализацией первого этапа реализации Схемы комплексного развития производительных сил Якутии до 2020 года. Поэтому в его экономической части особое внимание будет уделено двум важнейшим вопросам. Во-первых, организации работ по подготовке к созданию новых отраслей народного хозяйства, предусмотренных Схемой.
Речь идёт о разработке проектов территориального планирования по размещению объектов чёрной и цветной металлургии, газовой, газохимической и урановой промышленности, электроэнергетики и транспорта, подготовке техникоэкономических обоснований по строительству предприятий этих отраслей и их кластеров. Во-вторых, реализации конкретных новых инвестиционных проектов в действующих отраслях народного хозяйства республики. На этом я остановлюсь подробнее.
Алмазы
Мы считаем, что алмазная отрасль находится в такой стадии своего исторического развития, когда трудно требовать от неё повышения объёмов производства и увеличения добычи конечной продукции. В этом и нет необходимости, потому что алмаз – это действительно очень редкий минерал. И чем дальше, тем это становится понятнее. Не оправдались «розовые надежды» на то, что огромные месторождения алмазов есть где-то в Канаде, в Африке или в других местах планеты. Поэтому нам нужно использовать этот ресурс как можно экономнее, выгоднее и дольше. Это объективная сторона дела.
С другой стороны, акционерная компания «АЛРОСА» испытывает определённые сложности в связи с тем, что закончена или подходит к завершению открытая разработка самых эффективных месторождений – трубок «Мир», «Айхал», «Удачная» и других. Надо переходить на подземную добычу. Большинство новых месторождений тоже придётся осваивать подземным способом. Ведь за 50 лет практически всё, что лежит на поверхности, запущено в эксплуатацию. А если говорить о тех новых месторождениях, которые всё-таки возможно отрабатывать открытым способом, то они будут весьма трудными. Не только по удалённости от существующей инфраструктуры, но и по геологическим и экономическим показателям.
Вот почему мы не ставим перед алмазной отраслью новых крупных задач. Самое главное – удержать алмазодобывающую промышленность в тех объёмах производства, какие сейчас есть. Конечно, это не снимает, а только усиливает необходимость упорной работы по резкому повышению эффективности деятельности компании, чтобы «АЛРОСА» действительно вышла на передовой организационный и технологический уровень производства. К сожалению, в этом отношении сегодня мы постепенно теряем завоеванные в своё время позиции.
Исходя из такого понимания состояние отрасли, перед алмазниками на предстоящие пять лет ставятся следующие основные задачи: стабилизировать объёмы добычи алмазов за счёт ввода в эксплуатацию подземных рудников «Мир» и «Айхал», увеличить объёмы геологоразведочных работ и создать новую экспедицию в Приленье, сконцентрировать усилия на строительстве подземных рудников «Мир» и «Удачный», техническом перевооружении предприятий и разработке новых технологий обогащения алмазоносных руд забалансовых месторождений.
Золото
В результате четырёхлетней работы Правительству республики совместно с недропользователями удалось сконсолидировать крупнейшие активы золотодобывающей отрасли в одной компании – «Полюс». Это очень важно. Ведь если бы в своё время в 1990-е годы мы сумели сохранить объединение «Якутзолото», то сейчас имели бы нечто подобное «АЛРОСЕ». То есть хорошее крупное предприятие, которое находилось бы на плаву. К сожалению, в силу исключительно субъективных причин этого не удалось сделать. Очевидно, что маломощные и разрозненные предприятия и артели имеют ограниченные возможности для реализации крупных инвестиционных проектов. Поэтому и стояла задача консолидации наиболее крупных месторождений под контроль одного холдинга.
Первый год работы компании «Полюс» свидетельствует о правильности этого решения. Предприятие уже направило на развитие отрасли порядка 100 миллионов долларов. Последовательно реализуется план реконструкции производства в ОАО «Алданзолото», развёрнуты горно-геологические и технологические изыскания на Нежданин- ском месторождении, начались работы на Кючусе.
Инвестиционные проекты, основанные на новых технологиях, подготовили ОАО «Селигдар», ЗАО «Западное», ЗАО «Нерюнгри- Металлик» и другие золотодобывающие компании. Они будут поддержаны Правительством Якутии.
Плюсом к этому следует записать в актив отличную работу геологов по поиску новых месторождений на востоке республики. Там открываются очень хорошие перспективы на будущее.
По нашим оценкам, всё это позволит в 2007-2011 годах стабилизировать с небольшим приростом добычу золота в республике, а по мере реализации намеченных инвестиционных проектов к 2020 году её удвоить.
Уголь
Угольная промышленность занимает в социально-экономической системе Республики Саха (Якутия) не менее значимое положение, чем алмазная. И так же, как в алмазах, в добыче угля к сегодняшнему дню сложилась ситуация, когда требуются большие усилия не только для увеличения производства, но даже для поддержания его на нынешнем уровне. Прежде всего, беспокоит ситуация в Южной Якутии. По оценкам специалистов, запасов угля на нашем флагманском месторождении – «Нерюнгринском» – осталось на 10 или 15 лет, в зависимости от годовых объёмов его добычи. Это настоятельно требует ввода новых мощностей для замещения выбывающих. Причём вопрос этот далеко не производственный и не экономический, это судьба города Нерюнгри – угольной столицы Якутии.
Вот почему пятилетним планом на 2007-2011 годы предусматривается строительство нескольких угольных шахт в Нерюнгринском районе. Дело это новое и сложное. Об этом свидетельствует и тот факт, что запланированный ранее пуск в эксплуатацию шахты «Денисовская» откладывается до 2008 года. Из-за сложнейших горногеологических условий, тектонических нарушений в залегании пластов шахта подверглась обводнению и затоплению. Но нас это не остановит. Будут найдены необходимые технические решения, стройка возобновится. Будут заложены и другие новые шахты – «Инаглинская», «Эрэл», «Денисовская – Восточная». Их поочередной пуск позволит возместить падение добычи на Нерюнгринском угольном разрезе, а главное, создать новые рабочие места для нерюнгринцев.
Одновременно необходимо разворачивать работы по Эльгин- скому месторождению коксующихся углей. Это крупнейший инвестиционный проект стоимостью 2-3 млрд. долларов – под стать масштабам самого месторождения, одного из крупнейших на планете. Первым, а возможно, и решающим для судьбы этого проекта шагом послужит объединение активов ОАО «Якутуголь» и ОАО «Эльгауголь». Это идея Правительства республики. А учитывая общероссийскую значимость угольной промышленности Якутии, она нашла полную поддержку и на федеральном уровне. В чём же здесь смысл?
Вы знаете, что ещё с 2001 года между правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) шёл спор по поводу федеральной или республиканской принадлежности «Якутугля». В конечном итоге достигнуто соглашение о том, что акции ОАО «Якутуголь» останутся в распоряжении республики, но должны быть проданы на аукционе в установленном порядке. Выручка от их продажи должна быть направлена Правительством Якутии на инфраструктурные и социальные проекты по согласованию и под контролем Минфина России.
Нами предлагается акции «Якутугля» объединить с федеральными и республиканскими акциями ОАО «Эльгауголь» в один пакет и продать его единым лотом с обязательством покупателя инвестировать в Эльгу. Тогда в Южной Якутии появится хозяин угольных активов, с одной стороны, имеющий обязательства по освоению Эльгинско- го месторождения, а с другой, заинтересованный в использовании потенциала «Якутугля» и города Нерюнгри в реализации этого нового проекта.
Таким образом, в пятилетке на 2007-2011 годы в угольной промышленности планируется небольшой прирост производства угля за счёт активизации работы малых угольных разрезов и по мере ввода новых шахт. Одновременно с этим развернётся нацеленная на будущее реализация крупнейших инвестиционных проектов по Эльгинскому месторождению коксующихся углей и строительству новых шахт в Южной Якутии.
Нефть
Основной прирост валового регионального продукта республики в 2007-2011 годах даст нефтяная промышленность. Мы должны обеспечить ввод в эксплуатацию нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и нефтедобывающего промысла на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. Значение этих объектов для социально-экономического развития Якутии настолько велико и будет иметь такие глубинные последствия для будущего республики, что для всех нас это должны быть объекты первоочередного и пристального внимания. В кратчайший срок необходимо и построить новые мощные промышленные комплексы, и подготовить для них кадры, и привлечь к работам наших республиканских подрядчиков, и создать внешнюю инфраструктуру, которая будет предназначена не только для нефтяников, но и для общего пользования. Это сложно, но выполнимо.
Рост объёмных показателей нефтяной промышленности будет динамичен. Пуск в эксплуатацию нефтедобывающего комплекса на Та- лакане в 2008 году, через год добыча 1 млн. тонн нефти, в 2011 году – подключение новых месторождений и добыча 4 млн. тонн нефти, в последующую пятилетку за 2011 годом – стабильная добыча 8-10 млн. тонн нефти каждый год на протяжении многих лет. В денежном выражении вклад в экономику республики будет сопоставим с «АЛРОСОЙ».
Но дело не только в этом. Пуск нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан сделает привлекательными для бизнеса участки недр вдоль его трассы, позволит вовлечь в эксплуатацию имеющиеся в них месторождения углеводородов. А это всё новые возможности развития нефтегазовой промышленности и новые мультипликативные эффекты для экономики Якутии.
Сейчас все работы сосредоточены в Западной Якутии. Но открою вам небольшой секрет. Ещё в прошлом году по нашей договорённости с Минприроды России начался поиск нефтегазовых месторождений на востоке республики – в Томпонском и Усть-Майском улусах. Уже сегодня есть хорошие результаты геофизических работ и надеемся, что у нас будет ещё одна нефтегазоносная провинция.
Инфраструктура
В предстоящее пятилетие предметом особого внимания Правительства будет продолжать оставаться всемерное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Будет продолжена работа по укреплению позиций наших авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии» на рынках грузовых и пассажирских перевозок, реконструкции местных аэропортов и федерального аэропорта Якутск. В столице республики начнётся строительство нового аэровокзала. Под контролем будет находиться состояние речных и морских водных путей, особенно на барах рек, хотя это и является сферой деятельности федеральных властей. Начнётся строительство одного-двух новых судов для Ленского пароходства. На железнодорожном транспорте поставлена задача обеспечить безубыточную работу ОАО «Железные дороги Якутии».
Из инвестиционных проектов в области транспорта главным остаётся строительство Амуро-Якутской железной дороги. Целевая задача – обеспечить её выход на правый берег реки Лены в районе Кердема. В то же время мы продолжаем работу в федеральном Правительстве по принятию решения о продолжении железной дороги до Нижнего Бестяха со строительством совмещённого автомобильножелезнодорожного моста через Лену. Надеемся на успех.
Республиканская автомобильная дорогая «Вилюй» будет передана в федеральную собственность. Продолжатся работы по её доведению до нормативов на участке Якутск – Мирный, начнётся проектирование выхода этой дороги на Иркутск через Тулун. На федеральной автодороге «Колыма» полностью завершатся работы на участке Кюбеме – Усть-Нера. По республиканской сети приоритетными будут участки автодорог «Амга», «Кобяй» и «Умнас».
Немалая работа в 2007-2011 годах предстоит в электроэнергетике, прежде всего в развитии сетевого хозяйства. Сейчас ведётся проработка в РАО «ЕЭС России» вопросов объединения линиями электропередач энергосистем Якутии, Амурской, Иркутской и Магаданской областей. В рамках решения этой задачи приоритетным для нас будет строительство высоковольтных ЛЭП Томмот – Майя, Мирный – Сун- тар – Нюрба, Сунтар – Олёкминск и Пеледуй – Витим.
Продолжится работа и по созданию новых генерирующих мощностей. Будет построена газовая электростанция мощностью до 150 Мвт на Талакане для энергоснабжения нефтегазового комплекса, введены очередные гидроагрегаты на Светлинской ГЭС. Прорабатывается технико-экономическое обоснование по созданию целого каскада ГЭС в Южной Якутии.
Планы Якутии – планы страны
Подводя итог и возвращаясь к началу нашего разговора, хочу ещё раз подчеркнуть, что пятилетний план социально-экономического развития республики на 2007-2011 годы разрабатывается в контексте и исходя из целевых и временных задач проекта Схемы комплексного развития производительных сил Республики Саха (Якутия) до 2020 года, хотя официально она ещё не утверждена. Это первое. А второе – все наши проекты, будь это промышленные комплексы в традиционных и новых для нас отраслях или будь это инфраструктурные объекты, увязаны с интересами и проектами других субъектов Федерации Сибири и Дальнего Востока, соответствуют федеральным стратегиям и целевым программам, имеют общероссийское значение. Это очень важно, как для развития республики и страны в целом, так и для успеха наших проектов.
Далее Президент республики ответил на вопросы, заданные журналистами в ходе пресс-конференции:
– Когда начнутся масштабные работы по строительству каскада ГЭС в Южной Якутии?
– Стратегический инвестор – РАО «ЕЭС России» – уже выделил на проектно-изыскательские работы 460 миллионов рублей, которые будут освоены до конца этого года. Для этого на днях будет зарегистрировано новое предприятие – «Дирекция по строительству каскада ГЭС». На первом этапе надо определиться со схемой размещения будущих ГЭС. Всего их может быть построено девять. Надо выбрать первоочередные, провести изыскания и обосновать их створы, провести предпроект- ные работы по выбранным створам. Это ближайшая задача. Затем будет принято решение о порядке и сроках проектирования и строительства. Это следующий год.
– Спикер Государственной Думы России Борис Грызлов на встрече с руководителем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым 25 сентября заявил, что Госдума поддерживает предложения профсоюзов поднять с 1 января 2007 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до 2000 рублей. Как вы считаете, это возможно?
– Ни один субъект Федерации не готов к такому большому повышению МРОТ из-за недостатка собственных средств. Если всё-таки Госдума примет такое решение, то должен вступить в действие принцип: кто принял решение, тот и платит. Иными словами, регионам должны быть выделены специальные субсидии на эти цели из федерального бюджета.
По своим же возможностям, мы повышаем в 2007 году зарплату бюджетникам на 15%. Это больше ожидаемого уровня инфляции, следовательно, в бюджетной сфере возрастёт не только номинальная, но и реальная зарплата.
– Вы подробно рассказали о состоянии дел в нефтяной промышленности республики. А как складывается ситуация в газовой?
– В текущем режиме газовая промышленность республики работает устойчиво.
На пятилетний период с 2007 по 2011 год по линии ОАО «Якутгаз- пром» мы планируем развитие мощностей по добыче газа на левом берегу реки Вилюй и серьёзные работы по модернизации установок подготовки и переработки газа в посёлке Кысыл-Сыр. ОАО «Са- хатранснефтегаз» продолжит строительство третьей нитки магистрального газопровода Мастах – Берге – Якутск и, что очень важно, начнёт работы по освоению Среднетюнгского газоконденсатного месторождения. Это позволит подать газ в отдалённые сёла северной части Вилюйского и Верхневилюйского улусов.
Вы хорошо знаете, что для Правительства республики одним из главных приоритетов является газификация населённых пунктов.
За период с 2002 по 2006 год по этому направлению выполнено работ больше, чем за предыдущие двадцать лет. На следующие пять лет разрабатывается очередная программа газификации, которая станет важнейшей составной частью нашего нового пятилетнего плана. Её особенностью станет то, что в сельских населённых пунктах газифицироваться будут не только жилые дома и объекты соцкультбыта, но и производственные объекты сельскохозяйственного назначения. По объёмным показателям новая пятилетняя программа газификации сравнима с предыдущей.
Всё, что сказано, очень важно, но будущее нашей газовой промышленности мы связываем с освоением газонефтеконденсатных месторождений в Западной Якутии, прежде всего Чаяндинского, Таас- Юряхского, Среднеботуобинского. По запасам углеводородов в соответствии с геологической классификацией они относятся к уникальным либо крупнейшим. На их базе в рамках федеральной Восточной газовой программы планируется создать газодобывающую и газоперерабатывающую промышленность общероссийского масштаба.
Однако проблема заключается в том, что сама Восточная газовая программа ещё не утверждена. По ней идут споры, суть которых в двух вопросах: очерёдность создания центров добычи газа в восточной части страны и маршрут трассы магистрального газопровода из Сибири на Дальний Восток. Мы настаиваем, чтобы создание Якутского центра добычи газа началось параллельно с Сахалинским уже в 2007 году, в крайнем случае с учётом подготовительного периода – не позже середины следующего пятилетия, а магистральный газопровод прошёл в одном коридоре с нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан». Наши геологические, орографические, экологические, логистические, экономические, геополитические доводы и обоснования известны, я на них останавливаться не буду.
У «Газпрома» своё видение. Он предлагает осваивать группы месторождений на востоке страны локальными центрами добычи газа в такой последовательности: Сахалин, затем Иркутская область, потом Якутия и, наконец, Эвенкия. В этой версии и система транспортировки газа не рассматривается сразу как единое целое. При таком подходе организация масштабной добычи газа в Якутии отодвигается на середину XXI века.
Окончательные решения по спорным вопросам Восточной газовой программы не приняты, идут затяжные дискуссии. На наш взгляд, в позиции «Газпрома» превалируют корпоративные интересы, а не общегосударственные. Поэтому свою точку зрения мы будем продолжать отстаивать. Она уже поддержана Минэкономразвития и Минприроды России, заинтересованными субъектами Федерации, кроме иркутян, разумеется. Надеемся на положительный для нас исход. Ведь в широко известном споре по маршрутам нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в конечном итоге был принять всё-таки наш – «северный» вариант.
– Когда появится ясность со вторым сроком вашего президентства?
– Как вы знаете, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Президент России должен за два месяца до окончания срока полномочий действующего главы субъекта, то есть в нашем случае – до 27 ноября, представить свою кандидатуру Государственному собранию (Ил Тумэн). Тогда и узнаем.
А что касается разработки новых планов, то она должна идти в любом случае. Это мой долг, я не могу всё бросить на полпути и ждать каких-либо решений относительно себя. Как говорится, капитан должен находиться на мостике и выполнять свои обязанности до последнего.
Штыров В.А. Устойчивое развитие: Проекты, перспективы.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 год. –
Якутск: Библиотека Президента Республики Саха (Якутия), 2007 г. – С. 168-174.