Публикации за 1994 год

Доклад вице-президента, премьер-министра республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на первом совместном заседании палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха(Якутия)

26 января 1994 года

Уважаемые товарищи! У вас имеется доклад Правительства ре­спублики об итогах 1993 года и основных направлениях развития экономики и социальной политики на 1994 год. Этот доклад был под­готовлен специальной правительственной комиссией, обсужден и одобрен на заседании Правительства. Доклад будет опубликован, у вас он имеется на руках, поэтому мне нет смысла его зачитывать. Я лучше остановлюсь на некоторых принципиальных моментах даль­нейшего развития республики.

Совместное заседание палат Госсобрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия). г. Якутск. 1994 г.

Очевидно, что прежде чем говорить об основных направлениях развития экономики и социальной политики на 1994 год, необходимо подвести итоги предыдущей работы, оценить ту базу, на которой мы находимся, и на основании этого принимать решения о том, что де­лать дальше. Я напомню, что период начала экономических реформ в России в целом и у нас в Якутии совпал со временем, когда под руководством Президента было сформировано новое Правитель­ство республики после президентских выборов в нашей республике. С той поры прошло два года. По характеру решаемых задач и содержанию работы Правительства эти два года резко отличались друг от друга. Их можно охарактеризовать как два разных этапа проводимых в республике реформ.

В 1992 году главные направления деятельности Прави­тельства были связаны с так называемыми институцион­ными изменениями в экономике. Иначе говоря, в том году про­исходили коренные, качественные изменения во всей системе производственных отношений в Российской Федерации в целом и в Республике Саха, в частности. Суть этих изменений состояла в том, что осуществлялся переход от директивного централизованно­го управления, от плановой экономики к рынку. Этот переход сопро­вождался и изменениями отношений собственности, и изменениями отношений субъектов хозяйствования. Это была сложнейшая ком­плексная задача.

Я напомню, что для её решения в то время Пра­вительством был подготовлен специальный план, который был из­ложен на сессии Верховного Совета республики и состоял из восьми блоков. Это и новая политика в сфере регулирования оплаты тру­да, доходов населения, занятости, трудовых отношений в целом. Это определение идеологии и формирование системы социальной зашиты населения. Это разработка и реализация принципов, нор­мативных документов и программ разгосударствления, акциониро­вания и приватизации. Это изменение подхода к формированию бюджетной системы и новая налоговая политика.

Это и аграрная реформа, и преобразование кредитно-банковской сферы, и рекон­струкция структуры экономики. Теоретическая проработка возмож­ных решений по этим восьми блокам проблем и их практическая реализация и составили в 1992 году основное содержание работы Правительства. С позиций сегодняшнего дня возможно сказать, что Правительству удалось провести сбалансированную во всех своих ключевых элементах экономическую политику. Благодаря этому была обеспечена относительная стабильность со­циальной и политической обстановки в республике, не допущено развала производства и массовой безработицы, резкого падения жизненного уровня населения. Но главным по итогам 1992 года было формирование на базе проведенных институциональ­ных изменений нового рыночного хозяйственного механизма с сохранением достаточно эффективного государственного контроля за социально-экономическими процессами.

В работе Правительства были и серьезные недостатки, главным из которых можно назвать непоследовательность в проведении намеченной ли­нии. В частности, это касается действий в области либерализации цен, концентрации усилий в ходе структурной перестройки эконо­мики, разгосударствления и приватизации. Недостаточно внимания уделялось фактическому состоянию дел в отдельных отраслях и, как следствие этого, к концу года наметился серьезный спад в объемах промышленного производства, капитального строительства и в ра­боте транспорта.

Поэтому в плане действий Правительства на 1993 год были сделаны иные акценты.

Была поставлена задача, опираясь на те преобразования, которые были произведены в сфере производственных от­ношений, в хозяйственном механизме, развивая их дальше, сконцентрировать усилия на стабилизации экономики. Даль­нейшее падение уровня производства было чревато разрушением его структуры, потерей достигнутого технологического уровня, лик­видацией предприятий, массовой безработицей, обострением со­циальных проблем и политической обстановки.

Если оценить сде­ланное за год с этой точки зрения, то поставленные задачи были в основном выполнены. Продолжалось развитие начал рыночной экономики, механизмов государственного регулирования, новых от­ношений в сфере труда и капитала. Работа велась по всем восьми блокам, которые я назвал раньше. Но основные усилия были на­правлены на сохранение производственного потенциала, на стаби­лизацию уровня производства. В итоге все-таки удалось остановить падение объемов производства в основных, базовых отраслях на­родного хозяйства. В целом по республике снижение уровня произ­водства составляет, по предварительным данным, примерно 5%.

А по России ожидается, что цифра будет на уровне 20%. Я должен от­метить, что этот уровень — 5%, был заранее предопределен, потому что базу нашей экономики составляют горнодобывающие отрасли и в некоторых из них было принято решение несколько уменьшить производство конечного продукта, исходя из состояния рынков сбы­та. Примерно на 8% уменьшилось производство сельскохозяйствен­ной продукции. Но в то же время, несмотря на определенные труд­ности, удалось сохранить основные базовые параметры сельского хозяйства: поголовье скота и удовлетворительное состояние всей производственной инфраструктуры.

На заданном уровне сработали отрасли топливно-энергетического комплекса. Удалось стабилизи­ровать добычу угля. В пределах плановых объемов добыча нефти и газа. Несколько упало производство тепла и электроэнергии, но это связано с особенностями теплой зимы 1992-1993 годов. А в принци­пе электроэнергетика, за исключением критического периода 1993 года, отработала в прошлом году устойчиво.

Мы ожидали больших объемов падения в тех отраслях производ­ства, которые связаны с инвестиционным комплексом. Падение ожи­далось на уровне 50%, однако подотрасли промышленности строи­тельных материалов отработали год по объемным показателям на уровне 80% прошлого года. Это произошло за счет оживления ин­вестиционного спроса в конце 1993 года.

На стройках Якутии

По освоению капитальных вложений мы отработали на уровне прошлого года в сопоставимых ценах, в текущих же все объемные показатели значительно пере­выполнены. Более-менее устойчиво работали системы снабжения и транспорта, и нам удалось полностью обеспечить республику топли­вом и продовольственными товарами первой необходимости. Эту зиму, до новой навигации, мы должны прожить более-менее благопо­лучно. Если говорить об обобщающих финансовых показателях, то в целом по республике будет получено (данные уточняются) более 300 млрд. рублей прибыли, 94% которой приходится на долю гор­нодобывающих предприятий и топливно-энергетического комплекса.

Но в то же время нельзя не видеть негативные тенденции, кото­рые развивались в экономике в 1993 году. Наиболее зримым вопло­щением их является кризисное финансовое состояние республики. Сегодня имеется огромная как дебиторская, так и кредиторская за­долженность предприятий всех отраслей. Многие из них уже не мо­гут расплатиться по долгам. В промышленности примерно 5% пред­приятий являются убыточными. Это говорит не только об их плохом финансовом состоянии, но и экономическом неблагополучии. Если взять все народное хозяйство с учетом не только промышленности, но и сельского хозяйства, отраслей инфраструктуры, то количество убыточных предприятий резко возрастает. Особенно много их в ин­фраструктурных отраслях: торговле, снабжении, на транспорте.

Таким образом, итоги 1993 года можно оценить как положи­тельные. Однако, тенденции в состоянии финансов, которые сложились во второй половине года, потребуют экстренных мер для того, чтобы снизить их негативное влияние на эко­номику и социальную сферу. Такова база для того, чтобы стартовать в 1994 году.

Если законсервировать основные ценовые пропорции и говорить об экономике республики как о замкнутой системе, то эта база была бы достаточной для того, чтобы уверенно развивать народное хо­зяйство и поддерживать социальную сферу. Однако, динамика цен имеет неблагоприятную для нас направленность, мы находимся в едином экономическом пространстве Российской Федерации, и все те негативные моменты, которые имеются в российской экономике, как бы волнами достигают нас.

Если 1992 год мы прожили относи­тельно благополучно, то в 1993 году ситуация ухудшилась, но была несколько лучше, чем по Российской Федерации. Теперь переход к рынку скажется в значительной мере на экономике северных регио­нов и, в частности, нашей республики. Поэтому, когда мы говорим об основных направлениях развития экономики и социальной политики на 1994 год, мы должны заложить в сценарные условия не только представления о том, каково сейчас положение в республике, но и учесть все внешние факторы.

Исходя из этого Правительством было сделано несколько сцена­риев условий, в которых будет функционировать народное хозяйство в 1994 году. Они основывались на достигнутых к концу 1993 года количественных и качественных показателях развития экономики республики и прогнозных данных, которые мы имели от органов го­сударственного управления Российской Федерации: о вероятных из­менениях уровня цен, о вероятных изменениях курса доллара, об основных направлениях бюджетной, кредитной, налоговой, струк­турной политики Правительства России. Есть наихудший из сценари­ев, который предусматривает повышение входных цен в республику в соответствии с величиной предложенных Минэкономики России дефляторов и стабилизацию уровня тех цен, по которым мы будем продавать свою продукцию.

В этом случае, безусловно, надо свора­чивать все производство в республике и становиться дотационной территорией. Есть наилучший вариант, который рассчитан, исходя из предполагаемого курса доллара к рублю 1:5000. Это все сцена­рии, которые на самом деле могут осуществиться. За основу для прогноза взят средний вариант. Из него и вытекают предложенные в докладе основные направления развития экономики в 1994 году. Но мы пока, давайте, оставим все эти расчеты и задумаемся над тем, а что дальше будет происходить с точки зрения ка­чественной стороны дела. Как будут развиваться события в принципе, независимо от конкретных колебаний цен, других экономических параметров? Какие угрозы и вызовы содер­жатся для нас в самой сущности, направленности реформ? Как мы должны на них ответить?

Для ответа надо вспомнить, что Президент Российской Федера­ции, все политические партии, которые участвовали в выборах в органы законодательной власти Российской Федерации, Правитель­ство Российской Федерации подтверждают то, что курс на продол­жение рыночных реформ остается. Я и в начале выступления говорил, и сейчас говорю, что создание рыночной экономики — это комплексный и емкий процесс, который содержит в себе много элементов, аспектов, но все-таки я хотел бы выде­лить ключевые из них.

Во-первых, будет продолжен курс на свободную, откры­тую экономику. Поэтому надо понимать, что не говоря уже о внешних рынках, мы на внутренних российских вступаем в конкурентную борьбу как с отечественными, так и с ино­странными конкурентами. Все меньше становится товаров, при реализации которых сохраняются остатки старой системы. Вы по­смотрите, за эти годы прекратились поставки в централизованные фонды. Сегодня из всей продукции, которая производится на терри­тории Республики Саха, централизованные закупки остались только в золотодобывающей промышленности. До сих пор Минфин Россий­ской Федерации покупает у нас золото.

Все остальное мы продаем на свободных рынках, в том числе и алмазы. И по золоту возможны крупные изменения. Готовится решение Правительства Российской Федерации о том, что будет создан рынок золота. Это значит, что пропадает важнейший элемент, на котором строилась раньше эко­номика республики— централизованные государственные закупки.

Мы привыкли думать о централизованных поставках, но оказывает­ся, не менее важный элемент — централизованные закупки. В новых условиях мы не можем быть гарантированы в финансовом отноше­нии. И никто не обязан платить нам такие цены, которые фактически у нас складываются. И никто не будет покупать обязательно нашу продукцию. Мы вступаем в жесткую конкурентную борьбу с такими же товаропроизводителями, которые существуют внутри Российской Федерации и за рубежом.

Сегодня, допустим, на открытом рынке зо­лота Российской Федерации иностранные товаропроизводители мо­гут продавать его по цене, примерно, 30 тыс. рублей за грамм, в то время как наше золото по расчетам, которые представили в декабре наши основные золотодобывающие предприятия, стоит от 58 до 98 тыс. рублей за грамм. Тогда как мы можем конкурировать, как мы можем соревноваться в этой борьбе? То же самое в угольной про­мышленности. Сегодня угольная промышленность еще держится на дотациях, которые поступают от Правительства Российской Федерации.

Если произойдет переход на свободные цены, сумеем ли мы выдержать конкурентную борьбу с соседними производственными угольными объединениями, например, «Востоксибуголь», которое может быть потенциальным поставщиком угля на Дальний Восток? То же самое в других отраслях, за исключением алмазов, где мы занимаем монопольное положение. Итак, сам переход к открытому рынку и связанная с ним конкурентная борьба создают определен­ные угрозы, на которые мы должны отвечать.

Другой вопрос — либерализация цен. Никто не обязан постав­лять на Крайний Север свою продукцию по твердым закупоч­ным ценам. Этой системы больше не существует. Мы вынуждены покупать товары, которые нам необходимы, по тем ценам, которые складываются на рынках России. Следовательно, мы не можем ис­кусственно снизить себестоимость нашей продукции. Она такая, ка­кая есть и мы должны это понимать. Это тоже таит в себе опреде­ленные вызовы, определенные угрозы всей экономике республики.

Российское Правительство официально объявляет, что оно отказывается от поддержки предприятий, как это осу­ществлялось раньше, путем дотаций и субсидий. Каждое предприятие должно выжить в конкурентной борьбе само­стоятельно. По оценкам бывшего министра финансов России Б.Федорова, примерно, 20% предприятий потребуется санация и 30% в 1994 году должны быть ликвидированы. Это третий фактор — отказ от целенаправленной поддержки предприятий старыми ме­тодами. Он тоже много значит для нашей экономики.

Иначе говоря, как бы мы ни рассчитывали курс доллара, как бы мы ни рассчитывали входные цены, как бы мы ни оценивали величину дефляторов, качественная сторона перехода к рынку несет в себе определенные вызовы, на которые мы должны отвечать, даже, если ценовые пропорции будут в этом году для нас относитель­но благоприятными. Все это является следствием действия одной из главных функций рынка, которая по экономически называется «дифференциация товаропроизводителей». Это означает, что сильные выживают, слабые погибают. Экономика Се­вера слабая. Это обусловлено как объективными, так и субъектив­ными причинами.

Якутия. Нерюнгринский район.
Отгрузка угля Южной Якутии на предприятия Дальнего Востока

Исходя из этих стратегических выводов, мы должны говорить о качественной стороне преобразований экономики республики, обеспечивающих устойчивость, вы­живаемость народного хозяйства и его базовых отраслей в условиях жесткого конкурентного рынка, которые должны быть произведены в 1994 году. Количественная сторона, может быть не в полном объеме, заложена в докладе Правительства, она есть в бюджете, есть в основных направлениях кредитной политики, поэтому я буду говорить только о качественной стороне дела. Для выживаемости нашей хрупкой северной экономики в условиях рынка надо решить ряд конкретных задач. Их можно разбить на внешние и внутренние.

Все-таки мы являемся субъектом Российской Федерации и в этом качестве имеем право и должны активно воздей­ствовать на экономическую политику российского государ­ства. Мы — часть России со своими экономико-географическими и природно-климатическими особенностями. В экономической полити­ке Российского правительства должны учитываться особенности ре­гионов, не только северных — всех. Региональная политика всегда была в бывшем Советском Союзе и есть в других странах. Сегодня в России ее нет.

Следствием этого является унификация, стандартиза­ция конкретных решений в сферах кредитов, налогов, цен, бюджета. Это самым серьезным образом сказывается на экономическом по­ложении как регионов, так и России в целом. Поэтому мы должны активно участвовать в разработке и реализации экономической по­литики Российского правительства, формировании ее региональных аспектов. Наша задача сегодня — заключить целую серию соглаше­ний, в которых бы учитывались особенности нашей экономики. Я бы поставил в качестве ключевого кредитные соглашения. В прошлом году мы пытались подготовить такое соглашение, но оно не было за­ключено.

Конечно, можно сказать, что в этом проявилась определен­ная позиция Российского правительства, но в то же время слабость наших подходов к теории и практике кредитования стала причиной его отклонения. Необходимо продолжить работу по бюджетному со­глашению. Мы должны вернуться к соглашению о собственности, так как в его разделах о совместной собственности есть противоречия. Надо уточнить и развить это соглашение. Необходимо заключить но­вое пенсионное соглашение.

То есть мы всерьез должны заняться подготовкой и заключением целого ряда соглашений. Но для того, чтобы это сделать, необходима более глубокая чем раньше прора­ботка, новый уровень доказательств правоты наших подходов. Вот это одно из главных направлений действий Правительства. В этой связи Правительство должно организовать аналитические группы, которые будут работать по этим проблемам.

Но нельзя уповать только на то, что пройдут какие-то изменения в экономической политике России, что в целом она для нас станет более мягкой и ласковой. Мы должны исходить из того, что внешние наши действия имеют большое зна­чение, но основной объем работы — внутри республики. Для того, чтобы ответить на те вызовы, которые ставит переход к рын­ку, Правительство, на наш взгляд, должно сосредоточить­ся на решении следующих главных задач внутренней эконо­мической политики. На первый план выходит рациональная структурная политика. Необходимо, в качестве второй задачи, продолжить нашу работу по аграрной реформе. Третья задача перестройка кредитно-банковской сферы.И, наконец, надо поменять подходы к социальной сфере. Все остальные задачи должны быть построены под выполнение этих главных.

Если говорить о структурной политике, то здесь надо выделить два элемента. Первое. Мы должны создать новые отрасли экономики в республике, которые могли бы позволить решить следующие задачи: увеличить степень прибыльности или степень доходов, то, что экономисты называют увеличением величи­ны добавленной стоимости, создаваемой на территории республики, улучшить структуру занятости так, чтобы люди работали в производ­ствах и отраслях, где могли бы иметь достаточные личные доходы, нормальную зарплату.

Если учитывать особенности нашей республи­ки: экономико-географические, природно-климатические, сырьевую базу, то таких отраслей можно выделить немного. Это те отрасли, которые связаны с переработкой сырьевых ресурсов, в которых мы занимаем ключевые или монопольные положения на рынках. Это в первую очередь алмазы и золото. Будет продолжена работа Прави­тельства по созданию алмазоперерабатывающей промышленности. Я хочу подчеркнуть, что мы вступаем в новый этап ее развития. Если два года мы занимались созданием самой промышленности: вводи­ли заводы, готовили кадры, то теперь перед нами стоит не менее трудная задача — освоить рынки сбыта готовой продукции. Это за­дача серьезней и сложней, потому что на этих рынках никто нас не ждет, там своих производителей достаточно.

Не надо бояться, если мы на этом этапе понесем какие-то потери, если будем временно отступать. Стратегически мы имеем все шансы для конечного успе­ха. По-серьезному должен начаться разворот ювелирной промышленно­сти. Можно поставить перед собой задачу, чтобы 100% добываемых металлов перерабатывалось в ре­спублике. Эта работа только начата.

Конечно, мы гордимся тем, что нача­ли производить какие-то изделия, но эта мизерная доля того потенциала, которым мы располагаем. Надо най­ти совершенно новую форму подхо­да к решению этой задачи, включив в дело кустарей, ремесленников.

Надо продолжать работу над становлением камнеобрабатывающей промышленности, тем более, что перспективы минерального сырья у нас неплохие, и вполне возможно, что мы имеем на территории Республики все камни, которые относятся к разряду драгоценных. Необходимо усилить геологические работы по их разведке. Есть и совершенно новое направление, которое достойно внимания. Это проработка вопросов по организации парфюмерной, биологической промышленности. Отрасли, в которых мы можем иметь сильные кон­курентные позиции на внешних по отношению к республике рынках, в принципе, мы определили еще при разработке программ структур­ной перестройки экономики в 1992 году.

С изменением ценовых пропорций, ростом транспортных из­держек возникает настоятельная потребность в создании таких от­раслей, которые замещают ту продукцию, которую мы привозим, которая могла быть конкурентоспособной не на внешних рынках, а внутри республики. Начато производство линолеума — это первый обнадеживающий факт. В Южной Якутии имеется возможность развития целой серии таких производств. Это направление должно быть взято и в Западной Якутии.

Я имею в виду развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности. И, наконец, особо в структурной политике, в создании новых отраслей нужно отметить железнодорожный транспорт. Его развитие должно привести к пере­вороту, к освобождению нас от кредитной зависимости, в которой мы сегодня находимся как в кабале. При формировании новых отрас­лей надо ориентироваться прежде всего на создание рабочих мест в сельской местности, там у нас главные проблемы с занятостью, с эффективностью производства. В то же время там, где есть необхо­димые для этого ресурсы и возможности, они будут развиваться и в городской местности.

Якутия. Алданский район. В новом цехе по выпуску линолеума
ОАО «Алданслюда». Вице-президент Республики Саха (Якутия) В.

Второе направление структурной политики — это рацио­нализация существующих базовых отраслей. Жизнь показыва­ет, что многие предприятия не являются конкурентоспособными ни на наших внутренних рынках, ни на рынках за пределами республи­ки. Мы не сможем их спасти, делая туда бесконечные финансовые вливания, поскольку ресурсы ограничены.

Их судьба может быть ре­шена рынком очень сурово, вплоть до банкротства. Но если мы не будем понимать и контролировать ситуацию, то их коллапс может наступить внезапно. Это вызовет крупные социальные проблемы, обострение экономической и политической ситуации, поэтому не­обходимо планомерно заниматься рационализацией существующе­го производства. Она имеет несколько сторон. Во-первых, надо на основе тщательного экономического анализа осуществить процеду­ры банкротства и санации ряда предприятий. Кандидатов подбира­ется достаточное количество.

Бояться этого не надо, потому что в конечном итоге это один из способов лечения. Очевидно, что при этом встанет во весь рост проблема занятости. Существует несколь­ко прогнозов, сколько у нас может быть безработных. Есть такие рас­четы в Министерстве труда, которые говорят, что мы можем иметь до 100 тыс. безработных уже в следующем году. Следовательно, те меры, которые мы можем предпринять опережающе, мы должны предпринять. Нельзя дожидаться того, когда остановится производство, надо заранее целенаправленно решать вопросы об их ликви­дации и перевода персонала на другие предприятия. Это сложней­шая проблема.

Она имеет моральные и психологические аспекты. Она имеет и социальные аспекты. Она затрагивает судьбы десятков тысяч людей. Видимо, нужно предпринять меры к ужесточению под­хода к притоку рабочей силы. Если мы имеем такие проблемы с за­нятостью, если мы ожидаем, что у нас будет 100 тыс. безработных, то какой смысл иметь открытый рынок рабочей силы? Наверное при помощи экономических методов надо обеспечить устройство тех лю­дей, которые освобождаются внутри республики и резко ограничить приток извне республики.

Если говорить о рационализации существующего производства, повышении наших шансов в конкурентной борьбе, нельзя обхо­дить стороной вопрос об организационных формах, в кото­рых наиболее эффективно могут развиваться наши базовые отрасли. Я думаю, мы должны переоценить наши подходы к спо­собам разгосударствления и акционирования ведущих предприятий. Те теории, идеи, которые были развернуты на каких-то этапах под­готовки к приватизации в 1991-1992 годах у нас и в целом по России не во всем оправдали себя.

Сегодня мы должны строить свою экономику по-современному. В современной экономике основными товаропроизводителями яв­ляются крупные концерны и консорциумы. Мелкие производства, малый и средний бизнес, о котором столько много шума — это до­полнение к эффективно действующим крупным предприятиям. Для повышения наших шансов на внешних рынках, мы должны сделать шаги к тому, чтобы образовать в республике серию финансово­промышленных групп и концернов.

В первую очередь необходимо переоценить принятые решения по акционированию золотодобы­вающей промышленности. Сегодня комбинаты не в состоянии су­ществовать в одиночку. Они должны быть объединены в мощную финансово-промышленную группу и выступать как единое целое. Также следует подходить и к развитию алмазообрабатывающей промышленности. Не имеет никакого смысла внутри республики устраивать конкуренцию между гранильными заводами. Они долж­ны завоевывать внешний рынок, создавая общую сбытовую сеть. Здесь тоже может быть организована финансово-промышленная группа в расчете на конкуренцию внутри России и за ее пределами.

В направлении диверсификации производства, создания в своем со­ставе финансовых ветвей должно быть продолжено строительство внутренней структуры наших крупнейших акционерных компаний в горнодобывающей промышленности и энергетике.

Я думаю, что третья важнейшая задача, с точки зрения ра­ционализации существующих отраслей — возврат к рабо­те по повышению производительности труда, к вопросам техники, технологии и науки. Сегодня все целевые ориентиры предприятий, налоговая система, система оплаты труда таковы, что потеряны всякие стимулы для того, чтобы внедрять новую технику, новые технологии.

Но мы должны понимать, что существует только один способ победы на рынке — повышение качества продукции и снижение издержек производства за счет четкой организации, управ­ления и технологических новинок. Можно, конечно манипулировать деньгами, можно устраивать финансовые спекуляции, но ключевые вопросы находятся в сфере производства. Тот выигрывает, тот по­беждает, кто имеет лучший показатель по производительности тру­да, минимальные затраты. Я думаю, что мы совершенно не востре­бовали мощный научный потенциал республики с одной стороны, а с другой, пусть на меня не обижаются, наши ученые работают в от­рыве от экономики и практики, замкнулись в узком мире собственных интересов. Нам надо установить контакт между наукой и практикой. Это сложная задача, тут мы столкнемся с серией противоречий.

Во­прос может быть решен только через конкретные организационные формы и при помощи системы экономических стимуляторов, как в отношении производителей, так и в отношении научных учреждений и отдельных ученых.

Я не могу не остановиться на задаче колоссальной важности, ко­торую мы должны решить в ходе структурной перестройки экономи­ки. Основные проблемы, которые у нас имеются с занятостью, на самом деле, на селе. Жизнь нас подвела к тому, что мы не можем содержать село на бесконечных дотациях. Оно разорится. Поэтому должны быть предприняты опережающие меры по эффек­тивной занятости на селе. Необходимо создать в сельской мест­ности ряд производств, работа на которых может дать людям при­личный доход.

Работа в этом направлении уже началась, как уже говорилось, но она должна быть ускорена. И второе направление — надо осуществить в крупных масштабах перемещение тысяч людей из отраслей сельской сферы в промышленность, где есть дефицит рабочей силы. Эта работа должна быть начата в 1994 году. Конкрет­ные планы есть, и они должны быть реализованы как первоочеред­ное направление стратегии Республики Саха (Якутия). Однако, это не значит, что мы должны прекратить поддержку аграрного сектора. Сохранение аграрного сектора — это стратегический вопрос, потому что из него вытекают многие аспекты социальной, духовной жизни.

В конце-концов, это та сфера, через которую передаются традиции, через которую только и может осуществляться связь времен, сохра­няются этносы. Поэтому одновременно мы должны принять меры по развитию сельского хозяйства. Но надо все-таки задуматься над тем, что пора привести в равновесие объемы сельскохозяйственного про­изводства с продуктивностью сельхозугодий. Политика экстенсивно­го использования природы без ее восстановления приведет к тому, что природа будет погублена и сельское хозяйство не поднимется. В этой связи необходимо срочно предпринимать меры по повышению плодородия земель, улучшению их качества, развитию травосеяния, по оптимизации поголовья скота.

Считаю, что нам пора уже задуматься над тем, что происходит в селе с точки зрения преобразования системы производственных от­ношений. Была деколлективизация, разукрупнение и преобразова­ние совхозов, но теперь надо стимулировать процессы коопе­рации сельских товаропроизводителей. По-видимому должна быть создана такая система, когда каждый сельский товаропроиз­водитель должен одновременно участвовать в нескольких коопе­ративах: в производственных, потребительских, обслуживающих, сбытовых. Это связано с необходимостью создания таких условий хозяйствования, при которых сельские товаропроизводители станут хозяевами всего, что есть на селе.

Сегодня же все у нас перевернуто, все наоборот — над ними довлеют все, кто так или иначе связан с се­лом. Основной итог действий Правительства республики в аграрной сфере за последние два года заключается в том, что на самом деле произошли ключевые изменения в системе отношений собственно­сти, отношений по поводу земли. Каждый человек стал иметь воз­можность сам строить свою судьбу. Теперь надо выбравшим свою судьбу помочь во всех сферах и прежде всего, помочь поставить под контроль все без исключения сельские инфраструктурные отрасли, самим без посредников выйти на рынок, в том числе и госзаказа.

Это возможно только через кооперирование с участием сельских товаропроизводите­лей снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, сервис­ных предприятий. Совершенно должны поменяться функции Министерства сельского хозяй­ства, который из хозяйствую­щего субъекта должен стать органом организующим, норма­тивным. Аграрная сфера наибо­лее сложна. Я должен откровенно признать, что Правительство республики имело несколько концепций ее развития, но ни одна из них не была реализована, в том числе и потому, что эти кон­цепции были, по признанию самого Правительства, недостаточно отвечающими новым требованиям. Здесь нужно привлекать совер­шенно новые силы, новые идеи. Само собой ничего не решится.

Если говорить о кредитно-финансовой сфере, то мы в конце-концов должны навести порядок в деятельности бан­ков. В принципе, определенные сдвиги в лучшую сторону есть, хотя эта сфера нас коренным образом не удовлетворяет. Не только в на­ведении порядка будут заключаться действия Правительства. Мы должны освоить совершенно новые виды товаров денежного рынка, а именно ценные бумаги. Это ключевой, стратегический вопрос. Сегодня у нас нет средств к тому, чтобы вести в крупно­масштабных объемах капитальное строительство.

Якутия. Сунтарский улус. Открытие нового алмазно-гранильного завода
системы профтехобразования в селе Сунтар

Но в то же вре­мя существуют такие стройки, от которых мы никогда не сможем отказаться. Отказ от них чреват катастрофой для всей экономики республики. Например, железная дорога, Вилюйская ГЭС-3, про­граммы нефтяной и алмазоперерабатывающей промышленности и другие. Мы будем, насколько это, возможно, выделять средства из республиканского бюджета, выделять кредиты, мобилизовать сред­ства предприятий.

Но где взять еще источники? У нас до полутора миллиардов денежных средств выдается в год в виде зарплаты. По­лученные доходы в виде заработной платы минус произведенные в республике расходы, минус транспортные затраты, минус вклады в учреждения банковской сферы, показывают остаток на руках у на­селения до 500 млрд. рублей, в то время как в бюджете республики на капитальное строительство предусмотрено 350 млрд. Я думаю, что остаток средств у населения будет расти в связи с постоянно действующей тенденцией повышения заработной платы. И поэтому наша задача, с которой, честно говоря, мы не справились за пред­ыдущие годы и которая должна быть всерьез поставлена и решена мобилизация через рынок ценных бумаг денежных средств юридических и физических лиц на цели развития экономики.

На совместном заседании палат
Госсобрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия), г. Якутск, 1994 г.

Одной из ключевых задач является ускорение оборота то­варов в республике. Правительство будет в этом направлении проводить самую жесткую политику. Вы сейчас видите, что некоторые предприятия торговли и снабжения должны платить 420% годовых за просроченные кредиты. И не думайте, что кто-то их будет спасать. Будут платить именно эти 420%. Это цена за их неуклюжесть, ­непонимание того, что на рынке побеждает тот, кто быстрее оборачивает товары. У нас многие базы полны, по некоторым позициям есть запа­сы товаров на три года. А сегодня выгоднее везти самолетом товар, чем омертвлять кредиты. Конечно, я намеренно обостряю вопрос.

На самом деле существуют такие группы товаров, которые надо дер­жать, существуют объективные обстоятельства замедленного ­товарооборота, которые вытекают и из наших условий, и из взаимных не­платежей. Но все должны понимать, что старые времена кончились, и нужны новые способы действий. Оборачиваемость денег, товаров, кредитов — это ключевая задача для всех.

В этом году должна быть пересмотрена система бюджетно­го финансирования. Не может быть равномерного, непрерыв­ного бюджета, потому что и поступления доходов в бюджет неравномерны и тратятся средства неравномерно. Поэтому график исполнения бюджета должен представлять из себя кривую линию, развернутую во времени. Это чрезвычайно сложная задача, она должна иметь какое-то теоретическое обоснование, затем реа­лизована на практике.

Исходя из необходимости адекватно реагировать на трудности перехода к рынку, мы должны изменить свои подходы к соци­альной сфере. На сегодняшний день наша республика похожа на огромный собес. Например, так получается, что 60% жителей города Якутска имеет льготы по коммунальным услугам, а что, все они ин­валиды, больные, немощные? Почему у нас сын миллионера, учась в университете, получает такую же стипендию как сын из крестьян­ской семьи, в которой восемь человек?

Бесконечные пособия, до­тации, компенсации и так далее. Вся эта система должна быть пере­смотрена. Государство обязано создать условия каждому человеку для нормального труда, а человек должен сам себе заработать. Кто не в состоянии заработать, тому государство должно помочь. Но не всем подряд и поголовно, а имеющим объективные обстоятельства. Точно так же мы совершенно по-иному должны подойти к регули­рованию оплаты труда. Расслоение населения по доходам приняло явно гипертрофированный размах.

Принцип: «За равную рабочую силу — равная зарплата» — это не принцип социализма. Это прин­цип капитализма, в соответствии с которым одинаковый товар имеет одинаковую цену. Иными слова­ми, люди, которые имеют опре­деленные способности к труду, реализовывая эти способности, должны иметь одинаковую зар­плату. Примерно одинаковую. Такой подход реализован во всех рыночных странах. Это делает­ся на основе сложной системы регулирования вопросов опла­ты труда: через тройственные соглашения, через соглашения предпринимателей и профсою­зов, через сам рынок труда. У нас же сегодня оплата труда не зависит от твоего труда, не зависит от твоей квалификации.

Она зависит от того, какая на­шивка на твоей спецодежде: или ты будешь числиться в коммерческом банке, или ты будешь числиться в «Сельхозтехнике», или в крестьянском хозяйстве. Поэтому назрела реформа контроля за доходами. Однако, мы находимся в общей системе Российской Фе­дерации. Трудно одним предпринимать какие-то действия. Поэтому будем вносить свои предложения по этому вопросу на федеральный уровень.

Кооперация товаропроизводителей –
очередная задача аграрной
политики Правительства Якутии

Что касается цен — это тоже важнейший аспект социальной политики. Наш опыт показал, что полная либерализация цен в условиях Севера не оправдала себя. Ввиду того, что суще­ствуют естественные монополии в поставках и на транс­порте, которые невозможно ликвидировать, цены не вы­равниваются в результате конкурентной борьбы. Поэтому настала пора ужесточить государственный контроль за ними.

Основная идеология этого контроля сформулирована, есть постановление Правительства. Пока цены на ряд товаров будут установлены директивно. Со временем по этой группе товаров будет осуществлен переход на предельные цены. Это достаточно большой круг цен и сложная задача — удержать их на определен­ном уровне. Другая группа — регулируемые цены. Они должны формироваться на основе определенных правил, которые Комитет по ценам уже сформулировал и будет жестко контролировать их выполнение. По товарам, которые нельзя отнести к товарам первой необходимости, будет снят контроль за ценами. Вот такая выстраи­вается идеология цен.

Все, о чем я сейчас сказал, в принципе, заложено в докладе. Но заложено оно там в другой форме, более детально и с большим цифровым материалом. Вы, наверное, с ним сумели ознакомиться. Основная же суть моего выступления заключается в том, что мы по­дошли к новому этапу развития республики. На протяжении двух лет мы занимались формированием элементов рыноч­ной экономики, не форсируя, но в какой-то степени подстегивая этот процесс. Сегодня рынок стоит не за нашим порогом, он пришел к нам в дом.

Значительно усложнились и внешние условия функционирования экономики республики. Сама жизнь ставит но­вые, более сложные вопросы, требует новой глубины мыш­ления, быстрой и адекватной реакции на изменение политической, социальной и экономической обстановки в обществе и четких, слаженных действий. Я думаю, что ближайшие годы будут очень трудными. 1994 год — это не 1992-й. Хотел бы, чтобы и Правительство Якутии, и наш новый высший законодательный и представительный орган республики — Ил Тумэн понимали, в какой ситуации мы находимся и действовали согласованно, с осознанием своей ответственности.