Органично сочетать духовные традиции коренных народов и европейские формы жизни
Публикации за 2006 год
Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на Международном форуме «Устойчивое развитие стран Арктики и северных регионов Российской Федерации в контексте образования, науки и культуры» в г. Якутске 24 июля 2006 года
Уважаемый господин Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура!
Уважаемые коллеги и наши гости!
Позвольте сердечно приветствовать вас на якутской земле и от имени всех жителей Республики Саха (Якутия) выразить благодарность уважаемому господину Коитиро Мацууре за оказанную высокую честь личного участия в работе Международного форума.
Многонациональный народ Якутии выражает глубокую признательность ЮНЕСКО за признание якутского героического эпоса Олонхо шедевром устного нематериального культурного наследия человечества. О нашем духовном сокровище с помощью ЮНЕСКО узнали во всех уголках Земли наравне с японским театром Ка- буки, индийским народным представлением «Рамаяна», бразильским танцем «Самба де Рода» и другими величайшими образцами мировой культуры.
Обеспечение гармоничного сосуществования различных культур как в отношениях между государствами, так и внутри самих наших стран становится важнейшей задачей всего мирового сообщества на ближайшие десятилетия. Мы полностью разделяем позиции ЮНЕСКО в поддержке и развитии «диалога цивилизаций». Считаем, что от глубины и характера этого диалога во многом зависят как стабильность мирового порядка, так и процветание каждой страны. Необходимость такого диалога особо подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин на прошлогодней встрече глав крупнейших государств в Нью-Йорке.
Сегодня мы с большим воодушевлением отмечаем, что ЮНЕСКО органично вошла, как желанный гость, в жизнь всех стран на Земле. Организация привносит в жизнь мирового сообщества присущие ей одухотворённость, идеалы гуманизма, высокие моральные и этические принципы и ценности. Именно это обеспечило ЮНЕСКО высочайший, постоянно возрастающий авторитет в мире.
Идеи и наработки ЮНЕСКО легли в основу решений состоявшегося саммита «Большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге, где одной из приоритетных тем обсуждения стали вопросы развития современных систем образования. Целевые установки саммита содержат принципиальные положения о неразрывности связи устойчивого развития с культурным развитием, государственной поддержкой культурного и языкового многообразия и о прямой зависимости социально-экономического процветания от способности стран обеспечивать качественное образование всех членов общества.
Наша страна является одним из наиболее активных членов ЮНЕСКО и участвует во многих реализуемых по её линии проектах. Хотел бы особо подчеркнуть важность наращивания сотрудничества с ЮНЕСКО по линии российских регионов. Россия как евразийская страна является уникальным примером, где диалог культурных цивилизаций стал фактически многовековой традицией государственной и общественной жизни. Такое многообразие является нашим преимуществом, богатством страны, её сильной стороной.
Россия – это и северная страна. Российский Север является крупнейшим арктическим регионом планеты и занимает около трети всей площади Арктики. Уникальность нашего Севера в том, что здесь вся деятельность осуществляется в тесном взаимодействии многих народов. Народы, которые живут и работают на Севере, выстроили оригинальную уникальную систему хозяйствования, они создали особую арктическую культуру. Сохранить, сделать достоянием всего человечества удивительные по своей простоте и гениальные по жизнеспособности механизмы адаптации, сохранения здоровья, формирования образа жизни – долг каждого из нас.
Особое место в Российском Севере занимает Республика Саха (Якутия), где проживают представители более 120 национальностей, в том числе коренных малочисленных народов. Якутия – самый крупный по площади и один из самых богатых по минерально-сырьевым ресурсам субъект Российской Федерации.
Наша республика является стабильно развивающимся регионом России и устойчиво занимает одну из лидирующих позиций на Дальнем Востоке и Арктическом Севере страны по объёму промышленного и сельскохозяйственных производств, внешнеторговому обороту, естественному приросту населения, строительству жилья и объектов социально-культурной сферы.
Значительные средства республиканского бюджета направляются на поддержку агропромышленного комплекса, модернизацию инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, газификацию населённых пунктов республики, развитие здравоохранения и образования, строительство объектов культуры и спорта.
6 января нынешнего года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным здесь, у нас в г. Якутске, принято решение о разработке Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, что явится основой государственных программ социально-экономического развития Якутии.
Реализация крупномасштабных проектов, прежде всего в транспорте и горнодобывающем комплексе, нефтяной и газовой промышленности, позволит республике сделать в ближайшем будущем экономический прорыв и стать одним из локомотивов развития не только Дальневосточного региона, но и России в целом.
Для органов власти республики одинаково приоритетными являются две задачи: развивать природно-ресурсный комплекс для экономического развития и одновременно обеспечивать условия для полноценного традиционного природопользования коренных народов, проживающих в республике. На это направлены принятые нами законы о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера, об оленеводстве, рыболовстве, наши соглашения с недропользователями об их участии в социально-экономическом развитии территорий освоения, обеспечении экологической безопасности. Все вопросы, связанные с использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, отношениями между промышленностью и традиционным природопользованием, мы рассматриваем в комплексе, стремясь сохранять баланс интересов.
Реализуется республиканская целевая программа экономического и социального развития коренных малочисленных народов. Свыше 10 лет работает единственный в мире Институт проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук, деятельность которого направлена на создание фундаментальных научных основ возрождения и сохранения коренных малочисленных народов Севера. Республика вырастила целую плеяду творческой интеллигенции из числа коренных малочисленных народов – учёных, поэтов, писателей, художников, артистов, журналистов.
Принята программа языкового строительства, в соответствии с которой поощряется изучение, наряду с государственными русским и якутским языками, родных языков малочисленных народов Севера. Для обеспечения доступности образования для коренных народов идёт процесс восстановления кочевой школы, получивший поддержку ЮНЕСКО.
Палитра культуры и искусства современной Якутии основывается на органичном сочетании духовных традиций коренных народов и европейских форм социально-культурной жизни.
Мы совершили качественный прорыв в деятельности библиотек, создав единую компьютерную сеть по республике. Библиотеки стали информационными центрами, с учётом читательских интересов появились библиотеки нового типа: библиотеки семейного чтения, бизнес-библиотеки, библиотеки милосердия, библиотеки приключений и другие.
Приоритетной задачей республики на современном этапе является сохранение для потомков уникальной культуры и искусства народов Якутии. Поэтому в первоочередном порядке строятся здания, отвечающие требованиям сохранения культурных ценностей. Так, в последние годы построены выставочный павильон Государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е.М. Ярославского, новое здание Национального художественного музея им. М.Л. Габышева, отреставрировано историческое здание Национальной библиотеки. Реализуется уникальный проект по восстановлению исторического облика центральной части города Якутска «Старый город».
Культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, имеет решающее значение в формировании чувства самобытности людей во всём мире и в то же время способствует осознанию объективной общности позитивных идеалов и ценностей. В большой степени благодаря героическому эпосу Олонхо народ саха на протяжении тысячелетий сумел сохранить этническую самоидентификацию, самобытную культуру, родной язык, традиции, исконные нравственные обычаи и нормы морали. Это непреходящее духовное богатство, завещанное нашими предками и стремительно исчезающее на наших глазах в условиях надвигающейся глобализации. Получение статуса шедевра и объявление Десятилетия Олонхо возлагают большую ответственность на руководство, творческую интеллигенцию и общественность республики в деле сохранения, возрождения, изучения и популяризации якутского героического эпоса в мировом культурном пространстве. В связи с этим в республике разработана Программа по сохранению, возрождению и развитию якутского героического эпоса Олонхо на 2006-2015 годы, планируется создание Международного центра Олонхо в г. Якутске.
Хочу отметить, что культура малочисленных, исчезающих этносов будет возрождаться только тогда, когда их история, мировосприятие станут неотъемлемой частью культуры России и всего человечества.
Её интеграция в общероссийское и мировое культурное пространство, на мой взгляд, могла бы эффективно осуществляться в рамках программы под эгидой ЮНЕСКО «Устойчивое развитие Арктики в контексте образования, науки и культуры» с созданием в Якутске Арктического центра разработки проектов, направленных на сохранение, развитие и популяризацию культурного и природного наследия народов Арктики и субарктических регионов Российской Федерации.
Уважаемые участники форума!
«Образование для всех» – это прекрасный девиз ЮНЕСКО, способный изменить мир к лучшему. Именно образование лежит в основе устойчивого развития современного общества. Знания и культура определяют не только духовный и интеллектуальный потенциал нации, но и её место в настоящем и будущем мироустройстве. Вот почему образование – ключевой элемент наших инвестиций в человеческие ресурсы.
В Российской Федерации с 2001 года реализуется концепция модернизации образования. Совсем недавно состоялось заседание Государственного совета, по его итогам Президентом страны дан ряд поручений по вопросам её корректировки и совершенствования, дальнейшего продвижения приоритетного национального проекта «Образование».
В этом плане республике есть что сказать и показать, поделиться опытом. Например, у нас введена обязательность посещения дошкольного учреждения детьми с 5 лет для обеспечения подготовки к школе. Мы до самого недавнего времени являлись единственным регионом России, где введена обязанность каждого молодого человека иметь общее среднее образование. Республика гарантирует и обеспечивает бесплатность и доступность образования по 11-й класс, фактически 100% детей и молодёжи до 18 лет обеспечены различными формами получения среднего (школьного) и начального профессионального образования. За последние четыре года в Якутии построено более 60 школ, что является одним из самых высоких показателей в стране. По специальным программам обновляется материально-техническая база учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Одной из тенденций развития образования в республике является переход от унифицированной образовательной системы к вариативной, направленной на расширение возможностей выбора учащимися образовательных программ с учётом их интересов и потребностей. Ведётся целенаправленная работа по подготовке и переподготовке педагогических кадров, поддержке их социального статуса. Успешно развиваются ассоциированные школы ЮНЕСКО в республике.
Реализуется система государственного заказа на подготовку специалистов, в том числе целевая контрактная подготовка. Заключивший договор с государственным органом студент не оплачивает своё обучение, получает стипендию, и по окончании учёбы ему гарантируется рабочее место по распределению Правительства. Итоги весьма позитивны, так, в 2005 году трудоустроены в различных предприятиях и учреждениях республики, независимо от их статуса или ведомственной принадлежности, 96% выпускников высших и средних специальных учебных заведений.
С 1998 года Якутский госуниверситет участвует в международном проекте «Университет Арктики», основной целью которого являются развитие новых форм высшего образования, проведение исследований в интересах коренных жителей стран циркумполярного региона. Студенты проходят дистанционное обучение модулей «Университета Арктики», участвуют в конкурсных программах циркумполярной мобильности студентов, обучаясь в университетах Скандинавии и Северной Америки.
Республика выражает готовность включиться в реализацию программ ЮНЕСКО: «Образование для всех на протяжении всей жизни», «Наука на службе развития», «Образование для всех», направленных на обеспечение равноправного доступа к образованию, улучшение его качества и на поддержание здоровья школьников в условиях Крайнего Севера.
В нашей стране, особенно для её восточных регионов, очень актуальным является пространственный аспект, потому что на огромных просторах Сибири и Дальнего Востока образовательные центры удалены от мест расселения потенциальных потребителей услуг образовательных центров. Это огромная проблема, которую мы иногда недооцениваем. Традиционно она решается таким способом, который можно охарактеризовать или назвать «как человек идёт к знаниям». Иначе говоря, создаются транспортные системы, системы школьных автобусов, система интернатов, система, предположим, поощрения тех семей, которые содержат у себя обучающихся школьников. Это правильный путь, он требует поддержки, развития, но надо видеть и его ограничения, потому что при этом возникают физические нагрузки, особенно на маленьких детей, определённые психологические нагрузки на молодёжь и юношество. Ведь недаром врачи указывают на такой синдром, когда из-за того, что человек покидает родную семью, разрывается связь поколений, человек становится менее самостоятельным в своих решениях.
Для того чтобы преодолеть это, необходимо встать на второй путь, который характеризуется другим, противоположным вектором движения, который связан с тем, что теперь образование идёт к человеку. Это возможно реализовать при помощи современных, новых технологий. Это дистанционные системы образования, системы доступа к базе данных. Сегодня в Республике Саха (Якутия) 100 процентов школ компьютеризированы, но только 33 процента из них имеют доступ к Интернету.
Я совершенно согласен с мнением уважаемого господина Коитиро Мацууры, который, приветствуя участников Международной конференции по вопросам создания информационного общества в Санкт- Петербурге в мае 2005 года, отметил, что, несмотря на всеобщее признание огромной роли информации и знаний, до сих пор большое количество стран и регионов, а значит, живущих там людей, не имеют эффективного и равного доступа к знаниям, а следовательно, и к развитию. Ныне во всём мире обсуждаются и закладываются основы и пути формирования новой фазы развития человеческой цивилизации – глобального информационного общества. В этом контексте я высоко оцениваю дальновидность ЮНЕСКО в вопросе стимулирования и продвижения информационно-коммуникационных технологий как одного из ключевых направлений научно-технического прогресса в XXI веке. Хотел бы всемерно поддержать это направление деятельности Организации как одно из наиболее перспективных, отвечающее в полной мере потребностям стран-участниц ЮНЕСКО.
С марта 2006 года при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве реализуется проект «Обсерватория культурного разнообразия и образования народов Республики Саха (Якутия) с применением информационных и коммуникационных технологий как средство общения, диалога культур коренных народов», цель которого – сохранение и развитие культурного разнообразия, творчества и диалога народов Арктического региона, содействие стратегии устойчивого развития через расширение знаний о культурных процессах в образовательном и культурном пространстве Арктики. Благодаря такому сотрудничеству международное сообщество может ознакомиться с культурной политикой республики на английском, русском, якутском и эвенском языках, посетив портал Обсерватории культурного разнообразия в сети Интернета. В будущем видятся большие перспективы деятельности этого портала, который станет не просто информационной базой культурного наследия народов арктических регионов, а призван содействовать многоязычному содержанию Интернета, языковой поддержке народов Арктики, созданию электронных учебников исчезающих языков, что ведёт к развитию общей информационной системы культурного разнообразия народов Арктики в современном глобализирующемся мире.
С целью сохранения духовно-культурного наследия в рамках республиканской целевой программы «Память Якутии» ведётся работа по сохранению в информационных носителях наиболее ценных и редких документов, а также изданий дореволюционного периода. Оцифровано 1,5 тыс. фотографий, имеющих историческую ценность, в том числе такие коллекции, как «Старый город», «Купцы и предприниматели Якутии», «Дореволюционные учебные заведения Якутии» и другие.
В целом республика сегодня готова рассмотреть дальнейшее развитие информационных технологий в Республике Саха (Якутия) в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Уважаемые участники форума!
Почти всю площадь Якутии занимает вечная мерзлота. Хозяйственная деятельность человека активизирует развитие неблагоприятных криогенных процессов и явлений, приводящих к разрушению поверхности, изменению рельефа, что в свою очередь приводит к деформациям оснований и потере устойчивости инженерных сооружений. Поэтому понятие устойчивого развития северных территорий напрямую связано с устойчивостью криолитозоны. У нас в республике разрабатываются способы и методы сохранения вечной мерзлоты, а также новые конструкции сооружений, адаптированные к колебаниям климата.
Считаю необходимым интенсификацию скоординированных международных, междисциплинарных научных исследований и наблюдений, направленных на изучение полярных регионов Земли. При этом уделить особое внимание разработке и реализации международной программы комплексного экологического мониторинга арктических и северных экосистем, в том числе экосистем Якутии и влияния на них негативных последствий глобального потепления климата, деградации вечной мерзлоты, почвенно-растительного покрова и биоразнообразия криолитозоны. Необходимо также уделить внимание организации научных исследований по экотехнологии для экологически чистых форм производства, в частности утилизации промышленных отходов, а также прогнозированию, предупреждению и готовности к стихийным бедствиям в условиях вечной мерзлоты. Примером координации международных исследовательских программ является объявленный Арктическим Советом Международный Полярный 2007 год, направленный на продвижение в полярных исследованиях использования интеллектуальных ресурсов и научных активов государств всего мира. Его итогом будут новые системы наблюдений, технических средств и инфраструктуры.
Республика готова принять участие в научных программах ЮНЕСКО «Человек и биосфера», «Международная гидрологическая программа», «Управление социальными преобразованиями», «Международная программа по геонаукам».
Дамы и господа!
Уважаемые участники форума!
В заключение хотел бы ещё поблагодарить ЮНЕСКО за содействие в сохранении и возрождении нашего культурного достояния – Олонхо, которое поистине стало не только «времён связующей нитью», но и объединило людей разных культур.
Сегодня мы имеем все возможности выйти на новый, ещё более плодотворный этап сотрудничества с ЮНЕСКО. Надеюсь, что и наш сегодняшний разговор даст необходимый импульс развитию взаимодействия России с международными и региональными организациями. И что крайне важно – активизирует, подтолкнёт к такому сотрудничеству наши регионы.
Хочу пожелать больших успехов работе Международного форума и в целом деятельности ЮНЕСКО, с которой во многом связаны наши надежды на мир, благополучие и процветание. Благодарю за внимание.
«Якутия», 26 июля 2006 г.