Публикации за 1997 год

Из аналитической записки акционерной компании «Алмазы России-Саха» в Правительство Российской Федерации.

Развитие отечественной алмазообрабатывающей промышленности лежит в русле национальных интересов Российской Федерации в той мере, в какой обеспечивает рост занятости населения, валового наци­онального продукта, несырьевого экспорта и доходов бюджетов всех уровней. В этом также крайне заинтересована акционерная компания «Алмазы России-Саха», поскольку увеличение производства изделий из алмазов внутри страны ведёт к росту спроса на основную продукцию компании, а с другой стороны создаёт для неё возможности переклю­чения при необходимости потоков продаж алмазов с внешнего на вну­тренний сегмент рынка.

В то же время меры поддержки развития российской алмазо­обрабатывающей промышленности, особенно производства бриллиантов из сырья ювелирного качества, должны в полной мере учитывать особенности мирового алмазного рынка. В отличие от других, этот рынок в части необработанных алмазов являет­ся не конкурентным, а монопольным. Позволяющая поддерживать стабильно высокий уровень цен не только на сырьё, но и на готовую продукцию, монополия реализуется через созданную ТНК «Де Бирс» мировую одноканальную систему сбыта необработанных алмазов.

Раз­рушение этой системы чревато резким снижением цен и доходов товаропропроизводителей на всех пределах движения алмазов от их добычи до конечного потребления ювелирных изделий с брилли­антами. Примером могут служить события последних лет, когда в на­рушение действовавшего в 1990-1995 годах торгового соглашения Рос­сии с ТНК «Де Бирс» на мировой рынок из нашей страны непрерывным нелегальным или полулегальным потоком шли необработанные алмазы через вновь созданные совместные ограночные предприятия.

Это при­вело к почти тринадцатипроцентному сокращению цен на некоторые категории алмазного сырья. Очевидно, что такое положение дел не отвечает ни интересам государства, ни алмазодобывающей про­мышленности, ни, в конечном итоге, самих алмазообработчиков, если они собираются и дальше оставаться в этом бизнесе.

Мировая одноканальная система сбыта необработанных алмазов ТНК«Де Бирс». (Алмазный трубопровод)

Следовательно, структура и организация внутреннего алмазно­го рынка Российской Федерации должны обеспечивать, во-первых, полное удовлетворение потребностей в сырье отечественных алмазообрабатывающих предприятий, во-вторых, канализацию всех потоков необработанных алмазов на внешний рынок через единственный канал – акционерную компанию «Алмазы России- Саха», которая является уполномоченным решениями Президен­та и Правительства России их экспортёром.

Исходя из таких подходов компания и строит свою политику поддерж­ки алмазообрабатывающей промышленности Российской Федерации.

1.Обеспечение гранильных предприятий алмазным сырьём

Важнейшим шагом поддержки отечественной гранильной промыш­ленности стало заключение в январе 1997 года долгосрочного соглаше­ния компанией «Алмазы России-Саха» со Смоленским ПО «Кристалл». В соглашении оговорены ассортимент и объёмы поставляемого компа­нией алмазного сырья, порядок отсрочки платежей за него.

Был предпринят ряд мер, направленных на оказание помощи другим государственным ограночным заводам:

  • получены материалы по включению Алтайского ПО «Кристалл» в компанию в качестве её филиала. Соответствующее совместное пред­ложение одобрено Председателем Правительства России В.С. Черно­мырдиным. В настоящее время продолжается работа по этому вопросу с федеральными министерствами и Госкомимуществом;
  • готовятся предложения по возможным вариантам вывода из кризи­са Московского завода «Кристалл»;
  • «Алмазы России-Саха» осуществляет трастовое управление ОАО «Туймаада Даймонд». В 1996 году был предпринят ряд шагов, нацелен­ных на вывод заводов «Туймаада Даймонд» на безубыточный уровень работы. Бывший филиал барнаульского «Кристалла» в Троицке, рассчи­танный на 72 рабочих места, передан «Туймаада Даймонд» и работает сейчас на полную мощность.

С начала 1990-х годов, наряду с государственными, в Российской Федерации появились частные ограночные предприятия, в основ­ном совместные с участием иностранного капитала. Рост их чис­ла был особенно быстрым в последние годы. Как правило, совместные ограночные предприятия имеют небольшой уставный капитал при го­довом торговом обороте в десятки миллионов долларов, что обуслов­лено их постоянной готовностью уйти с российского рынка. Огранка алмазов на них производится, в основном, по российской технологии, с использованием российской оснастки. Российские управляющие на таких предприятиях не допущены к сбыту бриллиантов и работе с кли­ентурой.

Предприятия с иностранным капиталом не несут расходов, связанных с поддержанием промышленной инфраструктуры, уходят от налогов, характерных для чисто российских предприятий. Кроме того, из-за отсутствия производственных мощностей предприятия негосударственных форм собственности обрабатывают только часть приобретённого сырья, а другую часть нелегально, часто через использование для контрабанды схем так называемой «да­вальческой» обработки алмазов за рубежом, вывозят за границу в обход одноканальной системы продаж. Это подрывает стабиль­ность мирового алмазного рынка.

К началу 1996 года значительно снизились запасы алмазов в Гос- фонде Российской Федерации. Это привело к возрастанию давле­ния на компанию «Алмазы России-Саха» со стороны совместных ограночных предприятий с участием иностранного капитала с требованием поставки алмазного сырья. Причём действовали они не только непосредственно через сбытовые структуры компа­нии, но, стремясь получить дополнительные ценовые преферен­ции, лоббировали соответствующие решения в органах исполни­тельной власти страны. Часто очень успешно.

С целью достижения баланса спроса и предложения алмазного сы­рья на внутреннем рынке, формирования оптимальных планов его реализации, сочетающих удовлетворение потребностей отече­ственной гранильной промышленности и недопущение поставок алмазного сырья за рубеж в нарушение действующих торговых со­глашений с ТНК «Де Бирс», а также расширения ассортимента пере­рабатываемого в Российской Федерации алмазного сырья был раз­работан и принят Регламент подготовки справочной информации и формирования решений по составу клиентов АК «Алмазы России- Саха» («АЛРОСА»).

Согласно этому Регламенту проводится постоянная работа по сбору и анализу полной и достоверной информации с целью проверки деловой репутации, финансового положения потенциальных клиентов АК «АЛРОСА», определению объективности заявок клиентов по объёму и ассортименту требуемого сырья. Затем на этой основе вы­рабатываются предложения о целесообразности сотрудничества с дан­ным контрагентом. В этих же целях по обоюдной договоренности на российские предприятия направляются комиссии специалистов Единой сбытовой организации «Алмазы России-Саха» (ЕСО), которые определяют реальные производственные возможности фирмы и её гранильного про­изводства, поскольку запрашиваемые предприятиями объёмы сырья, как правило, значительно превышают их реальные производственные потребности.

Так, например, производственная мощность трёх предпри­ятий, совладельцем которых является господин Баннай, – 88 тыс. карат алмазного сырья в год, заявка генерального директора господина Добки- на на 1997 год составила 550,6 тыс. каратов, а запрашиваемый ими ассор­тимент сырья представляет собой в основном дефицитные позиции и не отражает технологический уровень самого предприятия.

С 1996 года, исходя из планов компании по реализации природных алмазов, была впервые введена в практику система утверждения списка клиентов на очередной месяц с указанием примерной стои­мости отпускаемого им сырья. В общей сложности за год поступило и рассмотрено около 50 заявок от гранильных предприятий, желаю­щих стать клиентами АК «АЛРОСА». Из них стали основными клиентами 14 предприятий, а 13 предприятий стали дополнительными клиентами. Два гранильных предприятия были исключены из числа клиентов ЕСО в связи с полученной информацией о прекращении ими производствен­ной деятельности и перепродажах закупленного алмазного сырья.

Введение Регламента и планирование ежемесячного состава клиентов позволило в значительной степени упорядочить рабо­ту с предприятиями российской гранильной промышленности.

Именно в рамках этого Регламента и проводится работа с предпри­ятиями с участием иностранного капитала, а не путём подписания ис­ключительного соглашения с каждым из них.

Правильность занятой «АЛРОСА» позиции в области поставок при­родных алмазов подтверждается совместным протоколом Минфина Российской Федерации, Гохрана России, Гохрана Республики Саха (Яку­тия) и АК «Алмазы России-Саха» от 25 ноября 1996 года № 33, где кон­статируются обязательства сторон по поставкам алмазного сырья на внутрироссийский рынок в 1997 году. Исходя из расчётов мощностей реально функционирующих в России ограночных предприятий различ­ных форм собственности, стороны, подписавшие этот протокол, приш­ли к выводу, что для полного удовлетворения спроса на алмазное сырьё в 1997 году оптимальными будут поставки на внутренний рынок в сле­дующих объёмах:

АК «Алмазы России-Саха» – 570 млн. долл.;

–   150 млн. долл.; – 50 млн. долл.;

–   770 млн. долл.

Гохран РФ Гохран РС (Я)
Итого:

Важно подчеркнуть, что свобода выбора из трёх поставщиков предо­ставляет ограночным предприятиям, особенно мелким, дополнитель­ную возможность для осуществления манёвра при покупке необходи­мых для осуществления производственной деятельности природных алмазов.

2.Отпускные цены на алмазное сырьё на внутреннем рынке Российской Федерации

Для обоснования ценовой политики компании «Алмазы России-Саха» на алмазное сырьё необходимо привести следующие предварительные пояснения.

Мировая добыча алмазов отличается высокой степенью концентра­ции. На долю Австралии, России, Заира, Ботсваны, ЮАР, Намибии и Анго­лы приходится более 80% её общемирового физического объёма. Добы­вающие предприятия ЮАР, Намибии и Ботсваны входят в корпорацию «Де Бирс» (головная компания – «Де Бирс консолидэйтед майнз, лтд.», Южная Африка). Доля «Де Бирс» в мировой добыче алмазов составляет около 25% по физическому объему и около 50% по стоимости. Удель­ный вес России составляет около 20% по стоимости. В России основная доля – 99,7% алмазодобычи – приходится на АК «Алмазы России-Саха». Таким образом, корпорация «Де Бирс» и АК «Алмазы России-Саха» явля­ются крупнейшими субъектами мирового рынка необработанных юве­лирных алмазов.

В силу исторически сложившегося на мировом рынке положения «Де Бирс» и её Центральная сбытовая организация (ЦСО) уже мно­го десятков лет выполняют специфические функции регулятора рынка, закупая алмазное сырьё у производителей (добывающих пред­приятий самой «Де Бирс», компании «Алмазы России-Саха», заирской компании «МИБА», в Анголе и Танзании) и перепродавая его алмазным фирмам, специализирующимся на торговле и обработке сырья.

Доля поставщика в валовых закупках ЦСО «Де Бирс» по долгосрочным соглашениям (% от общей стоимости) Доля поставщика в общей алмазодобыче его страны (% от общего объема)
Алмазы России-Саха 23 99,7
Эндиама (Ангола) 3 50-60
МИБА (Заир) 1 30-40
Аргайл (Австралия) 7 97-98
Вильямсон (Танзания) 0.2 100
Де Бирс (ЮАР) 20 95-97
Дебсвана (Ботсвана) 38 100
Намдеб (Намибия) 8 100

Кроме этого, ЦСО осуществляет закупки алмазов на свободном рын­ке – в ряде добывающих и в основных торговых и гранильных центрах, поддерживает значительные по величине коммерческие запасы и бе­рёт на себя обязательства по закупке у продуцента всего объёма про­изводимой им продукции и в полном ассортименте (то есть без выбора наиболее ходовых категорий). Таким образом, в деятельности ЦСО с чи­сто коммерческими интересами, то есть максимизацией прибыли «Де Бирс», сочетаются интересы по формированию баланса спроса и пред­ложения на мировом рынке, с целью стабильного роста цен на алмазы и изделия из них.

Такая деятельность ТНК «Де Бирс» по регулированию мирово­го рынка в целом отвечает интересам главных производителей необработанных алмазов. Безусловно, с большой долей вероятно­сти можно предположить, что в силу целого ряда объективных эконо­мических, политических и естественных горно-геологических причин созданная южно-африканской корпорацией одноканальная система организации мирового алмазного рынка уже в недалёком будущем пре­терпит изменения. Но сегодня она существует, и в интересах участ­ников всех звеньев «алмазного трубопровода» – от геологической лаборатории до покупателей бриллиантов – её поддерживать и сохранять.

Одной из главных заинтересованных в сохранении стабильно­сти рынка алмазов сторон, по крайней мере в ближайшие пять лет, является акционерная компания «Алмазы России-Саха». В свя­зи с близящимся исчерпанием эффективных запасов алмазной руды на месторождениях «Айхал», «Мир», «Сытыканская» компания ведёт стро­ительство второй очереди горно-обогатительного комбината «Юби­лейный», прииска «Анабар», подземного рудника «Интернациональ­ный». Начаты проектирование подземных рудников «Айхал» и «Мир», технико-экономические изыскания по освоению алмазныхтрубок «Дачная», «Зарница», «Комсомольская», Накынского рудного поля.

Ко всем этим объектам в Западной Якутии сооружается или проектируется не­обходимая обеспечивающая инфраструктура. Компания также участву­ет в освоении месторождения алмазов «Катока» в Республике Ангола. Единственным источником финансирования напряжённейшей и требующей огромных затрат инвестиционной программы явля­ется прибыль от деятельности АК «Алмазы России-Саха». Именно поэтому компания так заинтересована в стабильности мирового рынка алмазов в среднесрочный период.

Может быть, в меньших масштабах, но с аналогичными инвестицион­ными проблемами сталкивается и ТНК «Де Бирс», если её рассматривать как крупную алмазодобывающую компанию. Поэтому объективно, как главные производители необработанных алмазов, АК «Алмазы России-Саха» и ТНК «Де Бирс» одинаково заинтересованы в обеспе­чении стабильности рыночных цен на алмазное сырьё и создании условий для их роста как гарантии окупаемости сделанных инве­стиций, рентабельности функционирования своих предприятий.

В то же время их роли на мировом рынке разные.

«Де Бирс» находится в более сложном положении. Перед ТНК всегда стоит выбор: с одной стороны, необходимо увеличивать собственную добычу алмазов, чтобы сохранить свою долю на рынке, а с другой, осу­ществляя максимизацию прибыли за счёт монополии в продажах, необ­ходимо фиксировать на определённой величине уровень собственной добычи.

Компания «Алмазы России-Саха» по условиям проекта нового торгового соглашения с ТНК «Де Бирс» при существующей орга­низации мирового рынка не стоит перед угрозой снижения цен в случае увеличения своей рыночной доли и заинтересована в нара­щивании объёмов производства и продаж. Но чтобы это преиму­щество было действительно реализовано, необходимо чётко со­блюдать базовые условия проекта соглашения об экспорте всех необработанных алмазов из России через один канал.

Схема существующей в настоящее время одноканальной системы ор­ганизации мирового алмазного рынка приведена на рисунке.

При такой структуре мирового рынка существует три уровня цен на необработанные алмазы на пути их движения от добычи до конечного потребителя изделий из алмазов:

  • цены закупочного прейскуранта, используемые при расчётах между «Де Бирс» и производителями алмазного сырья;
  • цены продажного прейскуранта, используемые при продажах ЦСО «Де Бирс» алмазного сырья избранному числу покупателей- сайтхолдеров. Для обеспечения соответствия этих цен текущему уров­ню спроса «Де Бирс» использует ряд механизмов по регулированию объёма предложения сырья;
  • цены свободного рынка, которые превышают продажный прейску­рант «Де Бирс».

Расчёты между «Де Бирс» и производителями осуществляются по за­купочному прейскуранту, уровень цен которого на 10% меньше цен, по которым «Де Бирс» продает алмазы на мировом рынке. Дополнительная выручка, образующаяся как разница между продажными и закупочны­ми ценами «Де Бирс» на природные ювелирные алмазы, используется для поддержания огромных складских запасов, являющихся гарантом стабильности цен, для проведения рекламных кампаний по стимулиро­ванию потребительского спроса на ювелирные изделия с бриллианта­ми, на оплату рабочей силы специалистов-сортировщиков, производя­щих полную сортировку и оценку всего массива закупаемых алмазов, и для покрытия накладных расходов. В 1995 году величина полученной ЦСО комиссии оценивается в 451 млн. долл. (10% годовой стоимости продаж), при этом расходы составили: на рекламу – 190 млн. долларов, издержки – около 110 млн. долларов, коммерческие запасы возросли на 291 млн. долларов.

На рынке «Де Бирс» продаёт алмазы по продажному прейскуранту относительно небольшому числу потребителей – крупных оптовиков. В мире из более 20 000 ограночных предприятий клиентами же «Де Бирс» являются 100-160. Объём закупок таких компаний в среднем со­ставляет до 40 млн. долларов США в год. Цены, применяемые «Де Бирс» при продажах, являются оптовыми, на них не может повлиять ни один потребитель алмазов. По сути дела именно эти цены являются опреде­ляющими для всех ценовых пропорций мирового алмазного рынка, в том числе от них зависят цены и закупочных прейскурантов, и свобод­ного рынка. Поэтому в одноканальной системе их стабильность или рост постоянно поддерживаются ЦСО «Де Бирс» увеличением или уменьше­нием запасов алмазов, закупаемых у всех товаропроизводителей. Как видно из приведённых выше данных за 1995 год, на это уходит большая часть получаемой ТНК комиссии.

Цены свободного рынка, в отличие от продажных цен «Де Бирс», яв­ляются мелкооптовыми. Партии алмазов более равномерны по ассор­тименту, количество продавцов и покупателей велико. Этот рынок яв­ляется конкурентным, но основные тенденции цен задаются на нём «Де Бирс» посредством продаж больших партий алмазов своим отобранным 100-160 клиентам, которые, в свою очередь, часть сырья перепродают на свободном рынке. Как следствие, уровень цен свободного рынка выше, чем продажные цены «Де Бирс».

Что касается внутрироссийского рынка, то цены продаж алмазного сырья АК «АЛРОСА» являются постоянным предметом споров между компанией и ограночными предприятиями. Российские огранщики, преследуя цели увеличения своей прибыли, настаивают на применении на внутреннем рынке тех же цен, по которым алмазы закупает «Де Бирс». Но при этом замалчивается, что они не несут издержек по поддержанию стабильности мирового рынка, объёмы их закупок не сравнимы с объё­мами «Де Бирс». Следовательно, разница даже между прейскурантами, не говоря уже об отличии рыночных от закупочных цен, является в этом случае необременённой никакими затратами чистой спекулятивной прибылью гранильных предприятий. Именно возможность её задарма получить и притягивает в Россию иностранный капитал.

Опыт последних лет показал, к чему это приводит. Существовавшая в 1994-1995 годах разница между мировыми и внутрироссийскими ценами на алмазное сырьё привела к его массовому нелегальному экспорту из России в необработанном виде по различным схемам. Подлинным бедствием для страны стали операции с давальче­ским сырьём. Многочисленные совместные предприятия с участием иностранного капитала (СП), появившиеся в последние годы в России, в основном вывозили алмазы, купленные в России по дешёвым заку­почным ценам за рубеж, якобы на переработку. Однако вместо огранки эти алмазы (в обход соглашения с «Де Бирс») поступали на свободный рынок. Следует учесть, что рассматриваемая схема работы с давальче­ским сырьём позволяла СП уходить от российских налогов, поскольку выручка шла за рубеж. За границей они обычно тоже не платили на­логи, поскольку чаще всего были зарегистрированы как оффшорные предприятия. Масштабы деятельности подобных СП хорошо видны на примере официальных статистических данных Израиля. Так, импорти­ровав из различных стран 11,4 млн. карат природных алмазов на сумму 3,7 млрд. долларов, Израиль реэкспортировал 4,9 млн. карат на сумму 686 млн. долларов; большая часть этих алмазов была ввезена из России под видом давальческого сырья.

По оценкам «Де Бирс», «давальческий» вывоз сбил цены на сырые алмазы примерно на 30%. Это нанесло прямой ущерб интересам России как добывающей страны.Так, за период 1994-1995 годов цены на алмазы снижались дважды, соответственно российской стороной от экспорта алмазов было недополучено не менее 120 млн. долларов. Но дело не только в этом. В таких условиях происходит обесценива­ние национального достояния – алмазов в Государственном фонде и недрах России. Лишь огромные усилия АК «АЛРОСА» и перспективы заключения нового Соглашения между Россией и «Де Бирс» позволили избежать значительных потерь российской стороне и вернуть тенден­цию к росту цен на мировом рынке алмазов.

Аудиторы Счётной палаты, проводившие проверку деятельности Роскомдрагмета в апреле-июне 1995 года (сведения открыты по поста­новлению Коллегии Счётной палаты от 25 октября 1995 г. № 31), опро­вергли утверждения, что из России вывозится сырьё, невыгодное к огранке в стране: «Анализ качества экспортируемого сырья, проведён­ного Палатой, опровергает это утверждение, т. к. за границу вывозится… алмазное сырьё практически всех размерностей». Кроме того, проверив стоимость возвращаемых в Россию после огранки бриллиантов, ауди­торы обнаружили добавленную стоимость всего в 4%, что значительно ниже мирового стандарта, и пришли к заключению, что «добавленная стоимость поступает в Россию без учета её действительного возраста­ния. Поэтому доходы, получаемые от огранки российского сырья за гра­ницей, почти целиком остаются вне пределов страны».

Кроме утечек алмазов, такое положение способствует суще­ствованию экономически неэффективных производств. За счёт по­лученной скидки с цены сырья (относительно мировых цен) неэффектив­ные ограночные предприятия могут продолжать функционирование, не снижая издержки производства, не развивая свои сбытовые структуры. Фактически, при этом происходит перераспределение национального богатства в пользу таких производств. Решить эту проблему можно чисто экономическим путём за счёт применения на внутреннем рынке цен на сырые алмазы, равных продажным прейскурантным ценам ТНК «Де Бирс» на мировом рынке. В этом случае для россий­ских огранщиков цены будут несколько меньше, чем мировые сво­бодные. Но размер выгоды от этого станет не настолько велик, чтобы уравновесить риски при контрабанде сырья.

3.Вопросы налогообложения гранильной промышленности Российской Федерации

Эффективность работы предприятий алмазообрабатываю­щей промышленности и их конкурентоспособность на мировом рынке зависят не только от технологического уровня и цен на ал­мазное сырьё, но во многом определяются действующей в стра­не системой налогообложения. По проведённым специалистами компании «Алмазы России-Саха» исследованиям, ограночные пред­приятия в России по действующему законодательству должны платить налогов примерно в 16 раз больше, чем в Израиле или Индии – наших главных странах-конкурентах на мировых рын­ках изделий из алмазов. В них алмазообработка выведена из-под стандартных схем налогообложения, и в отрасли действует, по сути дела, один налог с оборота при покупках-продажах алмазов и бриллиантов. Такую же систему необходимо применить и в Рос­сийской Федерации.

Понятно, что тщательная проработка этого вопроса потребует опре­делённого времени. Поэтому в качестве первоочередных мер для неко­торого выравнивания условий хозяйствования российских ограночных предприятий с их зарубежными конкурентами предлагается:

  • начисление налога на имущество предприятий производить от базы, определённой без стоимости алмазного сырья, незавершённого производства и готовой продукции, учитывая длительность производ­ственного цикла (более 90 дней);
  • исчисление налогов на содержание автодорог, жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы, а также отчислений для созда­ния отраслевых и межотраслевых фондов НИОКР целесообразно про­изводить от базы, исчисляемой как сумма выручки от реализации про­дукции за вычетом стоимости алмазного сырья, бриллиантов и драго­ценных металлов, использованных при изготовлении продукции;
  • для выполнения одобренных Правительством России положений проекта торгового соглашения с ТНК «Де Бирс», согласно которым неко­торые российские ограночные предприятия станут её сайтхолдерами, то есть будут допущены к закупкам природных алмазов в Лондоне для их дальнейшей огранки в России, необходимо решить вопрос отмены импортных ввозных пошлин на алмазное сырьё.

4.Формировании в Российской Федерации вторичного рынка алмазного сырья

Акционерная компания «Алмазы России-Саха» заинтересована в реализации всего ассортимента добываемых алмазов и соот­ветствующим образом формирует свои продажные партии. В то же время для конкретного гранильного предприятия выгодно спе­циализироваться на обработке определённых категорий камней и купить именно их. Выход из этого объективного противоречия мог бы заключаться в двухуровневой схеме организации внутрен­него рынка. В этом случае несколько крупных покупателей приобре­тали бы сырьё непосредственно в АК «АЛРОСА» или Гохране России, а излишки его перепродавали другим предприятиям. Контроль за такими сделками мог бы осуществляться на Алмазной бирже. Однако создан­ная в 1995 году в г. Москве, она до сих пор не может начать нормаль­ное функционирование. Причина кроется в недостатке нормативно­правовой базы.

В этой связи настоятельно необходимо завершить работу по давно подготовленному и даже принятому Госдумой и Советом Федерации, но безосновательно отклонённому Президентом России Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

5.О влиянии условий проекта Торгового соглашения АК «Алмазы России-Саха» с ТНК «Де Бирс» на российскую гранильную промышленность

В проекте нового Торгового соглашения с «Де Бирс» полностью удовлетворены интересы отечественных огранщиков. В нём есть ряд преимуществ для алмазно-бриллиантового комплекса России как по сравнению со взаимоотношениями ТНК с другими странами, так и относительно ранее действующих соглашений с Советским Союзом и Российской Федерацией. Они заключаются в следующем:

  • объём и ассортимент экспорта необработанных алмазов из нашей страны непосредственно не связан с объёмами и ассортиментом алма­зодобычи, что оставляет определённую свободу для России;
  • независимое от ЦСО «Де Бирс» обеспечение потребностей россий­ской ограночной промышленности в алмазах ювелирного и техниче­ского качества;
  • возможность отслеживания и получения дополнительной инфор­мации о соотношении цен прейскуранта ЦСО и свободного рынка, в частности посредством продажи контрольных отрезков (в рамках 5% и 20% контрольных «окон»);
  • установление контрактных цен в увязке с ценами свободного рынка (так называемая «формула» – увеличение стоимости основной экспорт­ной партии в случае успешной продажи контрольного отрезка);
  • участие АК «АЛРОСА» в разработке (корректировке) образцов и со­ответствующего им прейскуранта на российские алмазы.

Якутия. Мирнинский район. В цехе сортировки алмазов.г. Мирный

В отличие от остальных крупных продуцентов алмазов в мире, вве­дённое с 1992 года снижение со стороны ЦСО закупок алмазов у своих контрагентов (снижение квот) не затронуло Россию.

Соглашение устанавливает минимальный объём продаж алмазов «Де Бирс» в 550 млн. долларов. За пределами этой цифры остаются техниче­ские алмазы и особо крупные алмазы ювелирного качества (последние являются самой ценной частью добычи).

При объёме добычи не менее 1400 млн. долларов и реальных воз­можностях отечественных огранщиков (по самым оптимистическим оценкам) – 660 млн. долларов, в 1997 году реально придётся прода­вать «Де Бирс» на 200 млн. долларов больше минимальной квоты. Эти 200 млн. долларов составят технические алмазы и те, что невыгодно об­рабатывать в России. По соглашению «Де Бирс» будет обязана купить весь этот объём алмазов, хотя это далеко не всегда выгодно для ТНК. В случае же роста потребности российских огранщиков в алмазах у АК «Алмазы России-Саха» есть возможность увеличить объёмы их добычи. Кроме того, в настоящее время отечественные огранщики могут поку­пать сырьё не только у компании, но и в Госфонде России и Комдрагме- те Республики Саха (Якутия).

Продажа сырых алмазов отечественным огранщикам соглашением не ограничивается. Они будут приобретать алмазы не у «Де Бирс», а у российских поставщиков. Вопрос экспорта российских бриллиантов не затрагиваются соглашением с «Де Бирс».

Меморандум запрещает вывоз из России давальческого сырья и по­луфабрикатов.

В предыдущих Соглашениях с ТНК «Де Бирс» вывоз сырья на перера­ботку (давальческого сырья) не оговаривался. Причина этого состояла в том, что невозможно было предусмотреть распада СССР и образования в России множества совместных предприятий, которые кроме огранки алмазов будут вывозить их за рубеж в качестве давальческого сырья. Приравнивание вывоза давальческого сырья к экспорту – это не уступка «Де Бирс».

Ведь таким образом можно вывезти всё добываемое в России сырьё, и соглашение с «Де Бирс» потеряет смысл, а мировой рынок, в том числе и наша страна как субъект этого рынка, понесут огромные по­тери. Следовательно, и здесь соглашение полностью соответству­ет интересам как России в целом, так и интересам всех субъектов российского алмазно-бриллиантового комплекса.

Президент акционерной компании «Алмазы России-Саха» В.А. ШТЫРОВ, 1 марта 1997 г