Публикации за 1997 год

По материалам информационного письма президента акционерной компании «Алмазы России-Саха» В.А. Штырова в Минфин и Минпром Российской Федерации.

1.Принципы определения объёмов поставки алмазов на внутрироссийский рынок

Объём поставок алмазов на внутрироссийский рынок опреде­ляется на основании установленной производственной мощно­сти ограночных предприятий, зарегистрированных в стране. При этом в расчёт берутся данные о фактическом наличии ограночных станков, квалифицированной рабочей силы, а также фактическая ва­лютная эффективность огранки алмазного сырья в России. Категории сырья, эффективного к огранке в стране, установлены в соответствии с протоколом от 5 октября 1995 года, подписанным Роскомдрагметом и компанией «Алмазы России-Саха». На основании этих двух показателей и определены объёмы алмазного сырья, ежегодно необходимого для обеспечения потребности отечественной ограночной промышленно­сти в период до 2000 года.

Объём экспортных поставок, таким образом, определяется по остаточному принципу: из объёма алмазов, представляющих ас­сортимент текущей добычи компании «Алмазы России-Саха», вы­читается доля, включающая реальный объём алмазов, которые могут быть огранены в стране.

2.Порядок отпуска алмазов на внутрироссийский рынок

В соответствии с действующим в компании «Алмазы России- Саха» порядком, потребители, желающие приобрести алмазы, должны представить свои уставные документы, а также реги­страционное удостоверение Пробирной инспекции России, под­тверждающее, что на предприятии созданы условия, отвечаю­щие требованиям для работы с драгоценными камнями. После получения и изучения документов специалисты компании посещают предприятие с целью ознакомления и подтверждения его реальной производственной мощности. Заявка предприятия на ассортимент алмазов рассматривается Единой сбытовой организацией «Алмазы России-Саха» (ЕСО) на предмет соответствия объёмам и ассортименту алмазов, реализуемых на внутрироссийском рынке. ЕСО также готовит предложения по возможному ассортименту поставок алмазов на каж­дое предприятие.

Документы и перечень предприятий, подавших заявки на покупку алмазов в компании, передаются на рассмотрение Конъюнктурного совещания компании «Алмазы России-Саха», созываемого по данному вопросу не реже четырёх раз в год, а при необходимости – чаще. Конъ­юнктурное совещание готовит предложения по списку клиентов компа­нии и рекомендации по объёмам и ассортименту отпуска алмазов по­требителям на внутреннем рынке. В состав Конъюнктурного совещания включены ведущие специалисты компании в области сбыта продукции и маркетинговых исследований. Список клиентов утверждается руко­водством. При необходимости отдельные вопросы взаимоотношений с клиентами могут быть вынесены на Совет по сбыту продукции Компа­нии. В состав Совета входят высшие руководители Компании.

3.Политика компании «Алмазы России-Саха» в области сбыта алмазов на внутреннем рынке

У компании есть два возможных варианта политики сбыта сырья на внутреннем рынке:

  • выстраивать отношения с российскими гранильными предприяти­ями исключительно на рыночных условиях, стремясь к максимизации прибыли в ценовой политике;
  • используя своё монопольное положение, стимулировать развитие внутреннего рынка через оптимизацию ассортимента поставляемого сырья, разнообразные формы интеграции.

На заседании Совета по сбыту АК «Алмазы России-Саха». Президент АК «Алмазы России-Саха» В.А. Штыров, первый вице-президент АК «Алмазы России-Саха» Л.А. Сафонов, руководители ЕСО «Алмазы России-Саха» – генеральный директор В.Ф. Красноштанов, директор Алмазного центра Ю.А. Дуденков. г. Москва, 1996 г.

Первый путь подразумевает копирование поведения «Де Бирс». Но «Алмазы России-Саха» не является эквивалентом последней. Это обусловлено тем, что Россия обладает четырьмя основными пре­имуществами перед другими участниками мирового алмазно­бриллиантового рынка (МАБР):

  • значительные запасы алмазов в госфондах и ЕСО «Алмазы России-Саха», способные повлиять на конъюнктуру рынка при их распродаже;
  • высокие качество минерально-сырьевой базы и объём произ­водства алмазов;
  • технологическая независимость ключевых звеньев российско­го АБК;
  • развитая отечественная ограночная отрасль.

Правильно используя эти преимущества, можно укрепить по­ложение страны, а также компании, на МАБР, в том числе за счёт переключения при необходимости потоков сырья с внешнего рын­ка на внутренний.

В этой связи внутренний рынок имеет для АК «Алмазы России-Саха» стратегически важное значение.

Поэтому компания «Алмазы России-Саха» отходит от деклари­рованной ранее (до 1996 года) стратегии раздельного развития добычи и огранки алмазов. При этом ключевым вопросом стано­вится выработка методов интеграции компании с ограночными предприятиями, поскольку:

  • ценовые преференции развитию гранильной промышленности не помогли, а лишь стимулировали контрабанду сырья из России;
  • универсальных организационных форм не существует.

Среди отечественных ограночных предприятий есть ядро, определяющее положение в промышленности в целом. Это Смо­ленский завод «Кристалл», потенциально – Барнаульский и, возможно, Московский заводы, а также всего несколько из более, чем ста него­сударственных предприятий и СП с иностранными партнёрами. На их долю приходится до 80% мощности ограночной промышленности. Они в основном определяют перспективы развития отечественной огранки. С этими предприятиями компании следует в первую очередь от­страивать отношения.

Остальным предприятиям придётся конкурировать между со­бой в борьбе за сырьё, повышая при этом эффективность своей работы. Чтобы дать им определённые новые возможности, не­обходимо сформировать вторичный внутренний рынок необрабо­танных алмазов.

В связи с изложенным компания «Алмазы России-Саха» намерена:

  • провести классификацию ограночных предприятий;
  • разработать систему взаимоотношений с ограночными предприя­тиями и приступить к её реализации уже с января 1997 года;
  • разработать систему мер для обеспечения кредитами стратегиче­ских партнёров компании из числа отечественных ограночных пред­приятий;
  • разработать систему контроля за выполнением клиентами договор­ных обязательств перед компанией по обработке и движению алмазно­го сырья.

Стратегической линией должно стать объединение субъектов АБК России вокруг компании «Алмазы России-Саха».

Подтверждением этих положений служит подписанное 11 января

  • года компанией «Алмазы России-Саха» соглашение со Смоленским ПО «Кристалл» (СЗК). В рамках договора с СЗК Компания обеспечивает:
  • стабильные объёмы поставок алмазов по согласованному с СЗК ас­сортименту;
  • беспроцентную отсрочку на 60 дней платежей за поставляемые ал­мазы;
  • фиксированные цены на алмазное сырьё.

Вторым примером может служить взаимодействие компании и Ал­тайского ПО «Кристалл» в разработке условий, способствующих органи­зационной интеграции предприятий.

Компания также осуществляет доверительное управление деятель­ностью акционерной компании «Туймаада Даймонд» (16 ограночных заводов) в Якутии. В его рамках основной задачей 1997 года является выведение вновь образованных предприятий на безубыточный уро­вень работы и проектные объёмы переработки алмазов. Этим пред­приятиям также предоставляются отсрочки платежей за поставляе­мые алмазы.

С целью поддержки сбыта продукции отечественных ограночных предприятий, особенно тех, которые не имеют собственной разветвлен­ной сети сбыта, компания образовала в составе своей Единой сбытовой организации подразделение, занимающееся реализацией бриллиантов российского производства на внешнем рынке.

4.Виды оплаты алмазов

Как правило, оплата алмазов клиентами компании производит­ся до поставки алмазов – предоплата. После подтверждения бухгал­терией ЕСО факта поступления денег на счёт компании от конкретного клиента партия алмазов, отобранных для этого клиента и хранящихся под двойными пломбами в ЕСО, отправляется в адрес клиента.

В некоторых случаях, учитывая значимость отдельных предприя­тий для отечественного АБК, сложности, связанные с несовершенством рыночных механизмов переходного периода, длительность торговых отношений с ними, компания предоставляет отсрочку платежа за алмазы. В этом случае поставка партий алмазов производится сразу после согласования стоимости партии, а оплата производится клиентом в течение не более 60 дней с даты подписания контракта. Такая льгота предоставляется в настоящее время Смоленскому заводу «Кристалл» и АК «Туймаада Даймонд» (Якутия). Рассматривается вопрос предостав­ления отсрочки Алтайскому ПО «Кристалл», поскольку собственных средств у предприятия до последнего времени было недостаточно для обеспечения загрузки производственных мощностей.

В исключительных случаях, связанных с задержками подписания торгового соглашения с «Де Бирс» или выпуска квотного постанов­ления Правительства Российской Федерации, компания вынуждена кредитоваться за счёт клиентов. При этом средства на счета Компа­нии поступают в оговоренные с клиентом сроки, а сроки поставки ал­мазов могут быть отдалены на период до 4-6 месяцев. В таком случае компании приходится платить за фактически предоставленный клиен­том краткосрочный кредит.

В настоящее время особую тревогу вызывает то обстоятель­ство, что ввиду отсутствия решения на правительственном уровне по экспортным квотам не только снижается поступление денежных средств, необходимых для осуществления алмазодобы­чи и обеспечения северного завоза в 1997 году, но и создаётся ис­кусственное положение, при котором российские производители алмазов устранятся с мирового алмазно-бриллиантового рынка, а преимущества получают наши конкуренты.

Президент акционерной компании «Алмазы России-Саха»
В. ШТЫРОВ, 15 января 1997 г.