Публикации за 1997 год

Из письма президента компании «Алмазы России-Саха» В.А. Штырова в Прави­тельство Российской Федерации в связи с разногласиями по оценке экспортных пар­тий алмазов.

Действующая система сортировки и оценки алмазов

Прейскурантная оценка алмазов, рассортированных по образцу, – фактически перемножение взятой из прейскуранта цены алмазов опре­делённой категории на массу алмазов этой категории, полученных в результате сортировки.

Сортировка алмазов производится с целью последующего опреде­ления их стоимости. Сортировка подразумевает разделение алмазов на классификационные группировки в соответствии с образцами.

Образцы – это набор из большого числа отдельных, не смешиваемых групп алмазов, каждая из которых включает в себя несколько кристал­лов (количество зависит от размера кристалла и характерных признаков качества), представляющих конкретную классификационную позицию.

Цены на природные необработанные алмазы, применяемые ком­панией «Алмазы России-Саха», а также используемые Гохраном Рос­сии для операций на внешнем и внутреннем рынках, определяются на основе прейскурантов, по которым «Де Бирс» закупает россий­ские алмазы.

Эти прейскуранты относительно стабильны, но периодически (от одного раза в несколько лет до двух-трёх раз в год) меняются в зависи­мости от состояния мирового рынка. В период, когда действовали тор­говые соглашения о продажах российских алмазов с ТНК «Де Бирс», и Гохран России, и компания «Алмазы России-Саха» имели возможность по результатам реализации отобранных от каждой экспортной партии «контрольных отрезков» проверять соответствие прейскурантов ры­ночным ценам. По результатам таких проверок перед «Де Бирс» ставил­ся вопрос о повышении прейскурантных закупочных цен на российские алмазы либо согласовывалось их снижение. Последний по времени со­гласованный сторонами прейскурант «Июль-9б» действовал до конца 1996 года, то есть до срока окончания соглашения России с ТНК «Де Бирс».

В связи с тем, что новое торговое соглашение с ТНК подписано не было, «Де Бирс» было официально заявлено о переходе в опера­циях с российскими необработанными алмазами на контрактные цены по каждой конкретной сделке, а сами эти контрактные цены должны соответствовать не прейскурантным, а текущим ры­ночным. При этом надо иметь в виду, что рыночная конъюнктура для алмазного сырья с начала 1997 года складывается неблагопри­ятно.

Имеет место снижение цен, в том числе из-за нелегальных поста­вок алмазов из России через совместные предприятия в обход мировой одноканальной системы продаж. Исходя из этого, ТНК «Де Бирс» были изменены все прейскуранты. Для российского сырья на случай всё-таки заключения торгового соглашения с АК «Алмазы России-Саха» по тра­диционной методике был подготовлен новый прейскурант «Март-97». Он соответствовал сложившейся ко второму кварталу года ситуации со спросом и предложением на алмазное сырьё на мировом рынке.

Было бы логичным и целесообразным ввести в действие после соот­ветствующих проверок прейскурант «Март-97» и в России. Но этого не случилось по организационным причинам (изолированность россий­ского рынка от мирового в условиях прекращения торговли с «Де Бирс», реорганизация Правительства, процесс перераспределения функций в Минфине и Гохране России, сложность процедур принятия решений и другие). Продолжал действовать старый прейскурант, устаревший уже на полгода.

Сортировка алмазов на Якутском предприятии по торговле алмазами ЕСО «Алмазы России-Саха». г. Якутск.

С начала 1997 года компания «Алмазы России-Саха» в силу того, что федеральным Правительством откладывалось и откладыва­лось решение о новом торговом соглашении с «Де Бирс», вынуждена была реализовать свою продукцию исключительно на внутреннем рынке. Значимая её часть не нашла спроса и была подготовлена к экспорту в разовом порядке с разрешения Правительства России. Экспортные партии прошли в установленном порядке сортиров­ку и оценку.

Сортировка производилась специалистами компании «Алмазы России-Саха» и проверялась Гохраном России. В настоящее время не существует объективных методов определения качественно-цветовых характеристик алмазов. Поэтому сортировка алмазов производится экспертами, в силу чего возможно проявление субъективного фактора – расхождение результатов сортировки одних и тех же алмазов разными экспертами.

Такие эффекты, как правило, наиболее сильно проявляются на так называемых «пограничных камнях» – камнях, которые (практиче­ски в равной степени) могут быть отнесены и к одной, и к следующей категории. Расхождение результатов сортировки партии алмазов раз­ными экспертами (одинакового уровня квалификации) в большинстве случаев не превышает 10% по массе. Тот факт, что результаты со­ртировки экспортных партий алмазов специалистами компании «Алмазы России-Саха» и Гохрана России совпали, показывает, что специалисты-сортировщики сработали качественно.

расхождение результатов сортировки одних и тех же алмазов разными экспертами. Такие эффекты, как правило, наиболее сильно проявляются на так называемых «пограничных камнях» – камнях, которые (практиче­ски в равной степени) могут быть отнесены и к одной, и к следующей категории. Расхождение результатов сортировки партии алмазов раз­ными экспертами (одинакового уровня квалификации) в большинстве случаев не превышает 10% по массе. Тот факт, что результаты со­ртировки экспортных партий алмазов специалистами компании «Алмазы России-Саха» и Гохрана России совпали, показывает, что специалисты-сортировщики сработали качественно.

Однако предназначавшиеся для экспорта партии были задер­жаны таможней. Причиной послужили разногласия в оценке алма­зов. Компанией «Алмазы России-Саха» они после сортировки были оценены по текущим рыночным ценам, то есть на основе прейску­ранта «Март-97», в то время как контролирующие органы ориен­тировались на устаревший прейскурант «Июль-9б». Последовали длительные разбирательства и споры. Компания вынуждена была официально потребовать от Гохрана России выкупить у неё алма­зы по старому прейскуранту. Естественно, последовал отказ, мо­тивом которого была невозможность в дальнейшем продать эти алмазы, так как сложившиеся рыночные цены были существенно ниже.

В конечном итоге партии были экспортированы, но компания «Алма­зы России-Саха» в очередной раз понесла крупные убытки. Этот при­мер не единичен.

В этой связи назрела необходимость перестройки системы го­сударственного регулирования ценообразования на необработан­ные алмазы.

  1. 0 государственном регулировании в Российской Федерации цен на необработанные алмазы

Система государственного регулирования в сфере алмазно­бриллиантового комплекса России, существующая в настоящее время, базируется на зафиксированных в Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре, иных нормативных актах Российской Федера­ции и субъектов Федерации: государственной собственности на недра; государственной системе лицензирования и квотирования добычи ал­мазов; первоочередном праве государства выкупать произведённые в Российской Федерации алмазы; государственном регулировании внеш­неэкономической деятельности с алмазами; государственном лицен­зировании и регистрации деятельности, связанной с переработкой ал­мазов; государственной системе ценообразования на необработанные природные алмазы.

Основным элементом системы госрегулирования является цено­образование. Однако именно этот вопрос в настоящее время не нашёл адекватного решения.

Практически, система ценообразования на алмазы в России свя­зана с ценами, по которым «Де Бирс» покупает алмазы в России и, в меньшей степени, с ценами, по которым последняя реализует их на ми­ровом рынке. «Де Бирс» является крупнейшим в мире производителем и продавцом алмазов. Получение Россией информации об уровне цен на необработанные природные алмазы обеспечивается в рамках согла­шений с«Де Бирс».

В России указанная информация о ценах «Де Бирс» подвергается анализу в Гохране России и компании «Алмазы России-Саха». По итогам продаж «контрольных отрезков» экспортных партий алмазов, серии консультаций между российскими организациями, а также между рос­сийской стороной и «Де Бирс» вырабатываются согласованные цены, принимаемые для расчётов за экспортные партии алмазов. Эти же цены используются в «Прейскуранте цен на сырьё алмазное», утверждаемом Министерством финансов России для расчётов между поставщиками и потребителями алмазов на внутреннем рынке. В периоды динамично­го изменения состояния мирового рынка алмазов цены меняются довольно часто, что отражается в изменении прейскурантов «Де Бирс». Однако процедуры обсуждения и утверждения «внутренне­го» прейскуранта зависят от российских органов государствен­ного управления и не связаны с положением на мировом рынке.

Как правило, отечественная система государственного регулирова­ния цен запаздывает из-за большого количества согласований, требуемых в процессе утверждения прейскурантов. Примером тому является ситуация, сложившаяся в настоящее время: Прейску­рант «Де Бирс», введённый в ноябре 1995 года, был утвержден в России апреля 1996 года – 5 месяцев запаздывания; прейскурант «Де Бирс» июль-96, был введён в России с 15 мая 1997 года – 9 месяцев запаздыва­ния; прейскурант «Де Бирс» март-97 планируется к введению в России в сентябре 1997 года – 6 месяцев запаздывания.

Такое положение приводит к объективному возникновению противоречия между российскими производителями алмазов, ра­ботающими в рыночных условиях, и системой государственного регулирования цен. В периоды падения цен на мировом рынке отме­ченное запаздывание российских прейскурантов приводит к затовари­ванию предприятий алмазами, нерентабельными к огранке в стране, поскольку продать их по более высоким ценам устаревших прейскуран­тов на мировом рынке нельзя. В периоды роста цен на мировом рынке российские производители алмазов недополучают доход от реализа­ции экспортных алмазов из-за более низких, чем на мировом рынке, российских цен. Потери в обоих случаях.

Кроме того, нарушается баланс между интересами государства, как регулятора внутренних российских цен на алмазы, и интересами того же государства, как собственника производителя алмазов – компании «Алмазы России-Саха», стремящегося повысить экономическую эффек­тивность производства, исключить потери.

В результате такого структурного несоответствия целей го­сударственного регулирования и методов, применяемых при этом регулировании цен, возникают коллизии, значительно затрудня­ющие деятельность предприятий алмазно-бриллиантового ком­плекса.

Ярким примером этому является положение, сложившееся вокруг экспортных партий алмазов акционерной компании «Алмазы России – Саха».

После почти пятимесячной задержки выпуска квотного постановле­ния на 1997 год в мае этого года экспортные партии алмазов были за­держаны таможней под предлогом проверки оценки алмазов. Компа­ния «Алмазы России-Саха», действуя в рамках существующего законо­дательства, производила их оценку, исходя из уровня текущих мировых цен. Но при проверке государственные органы применили действовав­шие в тот период внутри российские прейскуранты цен. В последнее время мировые цены на алмазы, нерентабельные к огранке в России, снижаются.

Внутрироссийские прейскуранты, как было отмечено выше, отстают по времени минимум на 6 месяцев. Цены, зафиксированные в них, выше текущих рыночных цен. Поэтому появляются (и просачива­ются в средства массовой информации) подозрения о занижении ком­панией «Алмазы России-Саха» стоимости экспортных партий алмазов. Величина занижения оценивается суммой до 26 млн. долларов США.

Указанные подозрения приводят к дальнейшим разбирательствам, задержке реализации алмазов, снижению доходов АК «Алмазы России- Саха» и налоговых отчислений в бюджеты различных уровней. Подры­вается авторитет основного производителя алмазов в стране. Растёт задолженность по выплате заработной платы работникам компании. Ухудшается социально-психологический климат в трудовых коллекти­вах предприятий, растёт забастовочная активность, что ведёт к обо­стрению общественно-политической обстановки в целом регионе – За­падной Якутии и Республике Саха (Якутия) в целом.

Кроме этого, продолжающийся конфликт с оценкой экспортных пар­тий алмазов компании приводит к возрастанию недоверия к последней со стороны Государственного таможенного комитета России, который начинает выдвигать дополнительные, противоречащие действующему законодательству, требования об экспертизе Минфином России всех экспортных партий алмазов, подготовленных к реализации компанией «Алмазы России-Саха».

В свою очередь, у алмазников возникают сомне­ния в профессионализме и бескорыстности государственных чинов­ников и недоверие к ним. Круг замыкается: недостаточно эффективная система государственного регулирования усугубляет положение пред­приятий отрасли и вызывает дополнительные циклы столь же неэффек­тивных регулирующих воздействий на предприятия.

Прервать этот замкнутый круг возможно лишь путём:

  • установления нормативных сроков принятия российских прей­скурантов цен на сырьё алмазное;
  • введения единого прейскуранта экспортных цен и цен внутрен­него рынка, равного по уровню ценам мирового рынка – ценам, по которым «Де Бирс» реализует алмазы.

Президент акционерной компании «Алмазы России-Саха» Вячеслав Штыров, июля 1997 г.