Публикации за 2018 год

Вячеслав Штыров, член Совета Федерации

С каждым днём становится сложнее обстановка вокруг России. И это не предел. Чтобы вырваться вперёд, нужен мощный экономический рывок. А сделать его можно только на основе стратегического плани­рования.

В июне 2014 года парламентом был принят закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Но почти сразу же его испол­нение было приостановлено до 1 января 2019 года. Причина? Правитель­ство объявило, что не готово организовать работу по его реализации.

И вот прошло почти четыре года. Близится время вступления в дей­ствие важнейшего для судеб страны закона. А изменилось ли что-то кардинально на этом направлении? В Совете Федерации рассмотрели положение дел в области стратегического планирования.

Из выступлений представителей Минэкономразвития следовало, что работа не просто идёт, а прямо-таки кипит. К закону уже принято пол­тора десятка постановлений Правительства, утверждён целый ряд меж­отраслевых, макрорегиональных и отраслевых стратегий. Процесс по­шёл вширь – на региональный и муниципальный уровень. Уже и в дерев­нях, где три дома и один сельский староста, пишут долгосрочные про­граммы. А всего в специальной информационной системе зарегистри­ровано около 57 тысяч документов стратегического планирования!

Но вот ведь незадача: не только от рядовых граждан, но и от руково­дителей очень высокого уровня можно зачастую услышать, что бредём мы неизвестно куда, без руля и без ветрил. И это близко к реальности. Дело в том, что все эти стратегии разрозненны, не связаны друг с дру­гом, а главное – с общими перспективами развития страны. Взять хотя бы временные горизонты их действия. Одни разработаны на период до 2025 года, другие – до 2030 года. А стратегия развития России в целом? До 2020 года. Как можно создавать стратегии, если они даже по срокам не совпадают?

Или возьмём региональные стратегии. Тут не учитывают даже то, что происходит у ближайших соседей. Так, сразу несколько дальневосточ­ных субъектов федерации планировали на базе своих железорудных месторождений создавать металлургические предприятия. А в это вре­мя уже действующий комбинат в Комсомольск-на-Амуре загружен дале­ко не полностью.

Подобное происходит и в других сферах. Например, транспортные магистрали иногда обрываются прямо в чистом поле, потому что со­оружение их отдельных участков предусмотрено в разных стратегиях и программах.

Таких примеров можно привести много. Всё это результат того, что в стране нет целостной системы стратегического планирования, постановки общих целей и задач. Как нет и главного документа – долгосрочной Стратегии социально-экономического развития России. А ведь именно исходя из её положений должны разрабатывать­ся все остальные и по горизонтали, и по вертикали. Сами по себе они бесполезны, как разбросанная в беспорядке по полю солома.

Конечно, утрата навыков стратегического планирования – важ­нейшего элемента управленческой культуры – является прямым следствием отрицания самой его необходимости в условиях рынка. Никаких планов! Так считалось в начале наших радикальных эко­номических реформ. Так и сегодня утверждают многие российские экономисты, имена которых на слуху. Например, известный Центр стратегических разработок в своих изысканиях и рекомендациях делает упор на продолжении так называемых институциональных изменений. Иначе говоря, речь идёт о совершенствовании лишь отдельных элемен­тов сложившегося хозяйственного механизма с целью улучшения усло­вий ведения бизнеса. При этом ни слова не говорится о направлениях и путях научно-технического развития страны в целом, механизмах пере­стройки экономики от сырьевой к высокотехнологичной, создании со­временной энергетической и логистической инфраструктуры.

Дескать, всё это решит автоматически сам рынок. Надо только дать ему окончательную волю. Конечно, решит, но только по-своему. Дей­ствующий сейчас хозяйственный механизм уже превратил Россию в удобную территорию для вывоза капитала как в денежной, так и в вещественной форме. Если ещё дальше усовершенствовать этот механизм в сторону рыночной либерализации, то только увеличится скорость вывоза. Это всё равно что ракете придать до­полнительное ускорение, включив в работу её вторую ступень. Страна всё дальше и быстрее будет откатываться на периферию мирово­го сообщества. Значит, нужна новая модель экономики и соответ­ствующий ей новый хозяйственный механизм. А их нет.

Попытка скопировать чужую успешную модель в специфических российских условиях неизбежно закончится провалом. Собственно, это уже и случилось, когда мы взялись и, к сожалению, продолжаем вы­страивать свой механизм хозяйствования по англосаксонским лекалам. А между тем есть другой опыт, обеспечивающий прорывное развитие. Опыт и наш собственный, и зарубежный. Я имею в виду опыт стратегиче­ского планирования. Его невозможно повторить в деталях, но надо учи­тывать. Возьмём тех же «азиатских тигров», к примеру – Южную Корею. В послевоенное время единственным экспортным товаром этой страны были швейные иголки. Сегодня это одна из мировых технологически развитых экономик. На трудном пути к восхождению южнокорейские лидеры разных поколений строго придерживались линии на всемер­ную поддержку передовых отраслей народного хозяйства, оставляли на откуп рыночных сил обычные виды деятельности, а те производства, которые считали бесперспективными, безжалостно уничтожали.

Сравним теперь эту сознательно выработанную стратегию с нашим современным образом действий хотя бы на примере Фонда развития промышленности. Этот Фонд из средств, которых и так в стране негу­сто, поддерживает развитие производства табуреток. Вот так – в XXI век с табуретками, лаптями и квасом. Ничего не скажешь, действительно, «прорыв к мировым технологическим высотам».

Очевидно, что найти свой путь в будущее, определить ключевые направления развития, обеспечивающие конкурентоспособность российской экономики по мировым меркам и безопасность страны, организовать их поддержку – задача непростая. Вот почему сейчас стране крайне необходимо воссоздание системы стратегического планирования, способной улавливать тенденции и риски развития мира, определять наши прорывные возможности. Иными словами, нужен своего рода Госплан рыночной экономики. Принятый и всту­пающий в действие со следующего года Федеральный закон «О страте­гическом планировании в Российской Федерации» создаёт рамочные предпосылки для этого. Но одной нормативной базой не обойтись, нуж­ны новые организационные решения.

В нынешней системе управленческих координат разработка страте­гий общегосударственного характера возложена на Минэкономразви­тия России. Такое положение вещей необходимо изменить кардиналь­но. Во-первых, определение целей, приоритетов и основных направле­ний государственного развития, а именно в этом суть стратегического планирования, есть функция Президента Российской Федерации. Во- вторых, задача это межведомственная, одной экономикой проблемати­ка не исчерпывается, в ней есть и геополитическая, и внутриполитиче­ская, и научно-техническая, и социальная, и другие важные составляю­щие. Следовательно, главный плановый орган страны должен работать под непосредственным контролем Президента России, вне правитель­ственных структур.

В своей работе он должен опираться на Академию наук, ведущие исследовательские и конструкторские центры страны, крупные промышленные корпорации, союзы и ассоциации товаро­производителей, а не на самозванные центры каких-то исследований. В чём-то здесь есть сходство с Госпланом СССР, но технологии прогно­зирования, целеполагания, планирования изменятся, наполнятся со­временным инструментарием. Хотя и из советской системы не мешало бы кое-что почерпнуть. Например, использование методов межотрас­левых балансов, многоступенчатую организацию самого процесса пла­нирования с привлечением отраслей и регионов.

Принятые стратегии не должны оставаться благими поже­ланиями. Механизмом их исполнения послужат государственные программы, нацеленные на достижение вытекающих из стра­тегий задач. В свою очередь, для реализации программ необходи­ма разработка специального инструментария, связанного с на­стройкой налоговой, ценовой, денежно-кредитной, тарифной, организационно-распорядительной политики. Только так может быть создан хозяйственный механизм, побуждающий бизнес, об­щественные организации и каждого человека к выполнению госу­дарственных задач. Он должен быть подобен магниту, который без прямого воздействия выстраивает частицы металла вдоль линий своего силового поля.

Чем быстрее мы создадим комплексную систему стратегического планирования, тем больше шансов, что ничто не сможет помешать раз­витию России.

«Аргументы и факты», № 16 (1953), 18-24 апреля 2018 г.