Публикации за 2009 год

Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров прокомментировал пресс-службе Президента и Правительства республики и НВК «Саха» итоги состоявшейся 12 августа в Сочи рабочей встречи с Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

В.А. Штыров отметил, что на этой встрече обсуждались вопросы, ко­торые касаются долгосрочной перспективы развития Дальнего Востока и Республики Саха (Якутия). Одним из основных моментов стало об­суждение проекта Стратегии развития Дальнего Востока на пе­риод до 2025 года. Она разрабатывается по решению Совета Безопас­ности Российской Федерации и до конца нынешнего года должна быть утверждена Правительством России.

Краснодарский край. На встрече Президента России Д.А. Медведева и Президента Якутии В.А. Штырова по вопросам разработки Стратегии развития Дальнего Востока на период до 2025 года. г. Сочи. 2009 г.

На основе анализа внешних и внутренних условий и рисков, а с дру­гой стороны – возможностей макрорегиона Стратегия должна опре­делить желаемый облик Дальнего Востока к концу расчётного пе­риода, дать его качественные и количественные характеристики, поставить цели, которых надо достичь, и задачи, которые надо решить. Но для достижения этих целей и решения этих задач не­обходим хорошо работающий механизм. В качестве такого меха­низма Президент республики предложил принять долговременную программу развития Дальнего Востока, рассчитанную на период действия Стратегии – до 2025 года и разбитую на три пятилет­них периода.

Да, это совершенно не соответствует ныне принятой в стра­не системе трёхлетнего планирования. Значит, надо её менять, ломать сложившиеся стереотипы. Это необходимо потому, что в любой текущей, даже сиюминутной, деятельности надо всегда не упускать из виду конечных стратегических целей. Трёхлетний горизонт планирования не позволяет это сделать, он всегда явля­ется реакцией на сложившиеся конкретно сегодня обстоятельства, а не исходит из дальних задач. Путь к цели разбивается на мелкие кусочки, из которых можно и не собрать целое.

Расширения горизонта государственного планирования требу­ет и то, что для достижения целей Стратегии развития Дальне­го Востока необходимо реализовать целый ряд крупнейших инве­стиционных проектов. В первую очередь это проекты, связанные с созданием в макрорегионе общенациональной инфраструктуры: реконструкция Транссиба и БАМа; сооружение новых железных дорог Якутск – Магадан, Усть-Кут – Непа – Ленск, Селихино – Ныш, Супкай – Самарга, Шимановск – Гарь – Февральск; реконструкция и строитель­ство автомобильных дорог «Амур», «Уссури», «Восток», «Лена», «Колы­ма», «Вилюй», Магадан – Анадырь, Лидога – Ванино; формирование объединённой энергосистемы Дальнего Востока с соединением её че­рез системные узлы связи с действующей объединённой энергосисте­мой Сибири; прокладка магистральных нефте- и газопроводов из Вос­точной Сибири на побережье Тихого океана.

Не менее масштабны и проекты развития отраслей специализации Дальнего Востока в общероссийском разделении труда: Восточная газовая программа; создание нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности; орга­низация горно-металлургических кластеров в Южной Якутии, Амурской и Магаданской областях; реконструкция традиционных центров маши­ностроения и судостроения в Хабаровском и Приморском краях; даль­нейшее развитие лесной и рыбной промышленности. Все эти проекты требуют участия государства: либо прямого, либо через подкон­трольные ему естественные монополии, либо в рамках системы государственно-частного партнёрства. Но они являются долго­временными и не могут основываться на краткосрочном периоде планирования.

Следовательно, и государственное планирование должно быть долговременным. Конечно, в условиях рынка, когда все экономические процессы носят вероятностный характер, пла­ны не могут быть строго детерминированными, директивными. Поэтому предлагается создать систему с целевыми прогнозными пятнадцатилетними планами и более жёсткими индикативными пятилетними.

Для современной Российской Федерации такая постановка во­проса необычная, новая. Президент Российской Федерации Д.А. Мед­ведев высказал интерес к этой теме и дал поручение Правительству Российской Федерации проработать вопрос в общей постановке и в практическом преломлении применительно к Дальнему Востоку.

На встрече обсуждалась также проблема обеспечения дальневосточ­ников жильём. Президент республики В.А. Штыров отметил, что «нужна специальная жилищная программа для Дальнего Востока, которая бы отличалась от стандартных, которые приняты в Российской Федерации. Сейчас все говорят: «Ипотека, банки, креди­ты», но для нас это не очень приемлемо, потому что из-за дороговизны строительства, если посчитать, сколько надо взять кредита на покупку квартиры и выплатить за него процентов, то наш уровень жизни не по­зволяет это сделать. Поэтому людям нужна государственная помощь либо в оплате части кредита, либо процентов по нему, в том числе и из федерального бюджета. Конечно, эта помощь должна быть обусловле­на обязательством гражданина перед государством по стажу работы на Дальнем Востоке, может быть, другим параметрам».

В.А. Штыров привёл в пример развитие Западной Якутии, когда строятся не только крупные промышленные предприятия нефтегазо­вого комплекса, но и планируется создание целых новых посёлков и городов. И здесь необходимо отработать механизм государственно­частного партнёрства в жилищном строительстве, где совмещались бы интересы и дела, и человека. «Нет смысла строить производственные мощности, когда люди там не живут, и мы же не достигаем своей глав­ной цели, чтобы Дальний Восток был заселён. В дальневосточной про­грамме должны быть другие подходы и по сносу ветхого жилья, и по строительству школ и детских садов», – отметил Глава республики. Было внесено предложение выделить вопросы социальной сферы Дальнего Востока отдельным разделом в предлагаемую Программу развития Дальнего Востока до 2025 года. Д.А. Медведев согласился с такой постановкой вопроса.

Далее были рассмотрены вопросы, касающиеся Крайнего Севера России. В.А. Штыров акцентировал внимание на проблемах жизни коренных малочисленных народов Севера в свете принятых феде­ральных законов об охоте, о рыболовстве, земельного и налогово­го кодексов.

«Получается, что каждый новый закон всё ухудшает и ухудшает положение наших коренных малочисленных народов. Приняли, на­пример, законодательство об охоте. В соответствии с его положениями охотничьи угодья распределяются на аукционе. Значит, надо выиграть аукцион и заплатить… Специалисты посчитали, что в наших условиях необходимо 28-30 тысяч гектаров на одного охотника, поскольку наша северная природа богата качеством объектов промысла, но бедна их количеством, нужны большие угодья. При расценке 50 рублей за гектар угодий получается порядка полутора миллионов рублей. Это, конечно, по максимуму, могут быть и другие цифры – поменьше. Ну, где взять че­ловеку такие деньги? Да и почему должны платить люди, жизнь которых веками основана на этом традиционном занятии на родовых террито­риях предков?

Якутия. Аллаиховский улус. Встреча Президента Якутии с рыбаками Индигирки. 2009

По новому законодательству о рыболовстве даже для собственного пропитания люди должны брать лицензии, с выполнением всех бюрократических процедур по полной программе… Те же оленеводы долж­ны платить за свои пастбища, и для них не предусмотрено никаких льгот и скидок. Если учесть, какие огромные площади требуются для выпаса оленей, то получаются миллиарды рублей. Абсурд. Эти деньги никто и не платит. Но по закону-то ведь положено».

В.А. Штыров обратился к Президенту с просьбой дать поручение федеральным структурам сделать анализ всех нормативных до­кументов, которые касаются коренных малочисленных народов Севера, на предмет выявления положений, ущемляющих их права.

«Эта большая комплексная проблема, которая назрела для решения. Я должен сказать, что Президент России очень внимательно отнёсся к ней, он эту проблематику знает. Им было дано поручение Правительству Российской Федерации рассмотреть этот вопрос совместно с север­ными субъектами Федерации и подготовить специальный доклад».

Следующий обсуждаемый вопрос касался бюджетных взаимоотноше­ний. Глава республики обратился к Д.А. Медведеву с предложением внести изменения в бюджетное законодательство, в части мобилизации финансовых средств в региональных бюджетах на проведение навига­ционного завоза ресурсов в районы Крайнего Севера.

«Из вопросов, касающихся непосредственно Республики Саха (Яку­тия), с Президентом России обсуждалась организация очередных международных спортивных игр «Дети Азии». Они стали масштабны­ми, приобрели значение для всей Российской Федерации. Мы сделали предложение, чтобы следующие Игры прошли под эгидой Президента, был издан его соответствующий специальный указ, был сформирован оргкомитет на федеральном уровне, чтобы придать этому общегосу­дарственное значение».

В.А. Штыров отметил, что встреча была конструктивная. Д.А. Медве­дев очень интересовался жизнью якутян, проблемами республики. По итогам встречи Президент России дал поручения рассмотреть Прави­тельству, федеральным министерствам и ведомствам все поставленные вопросы, сообщила пресс-служба Президента и Правительства Респу­блики Саха (Якутия).

ЯСИА, 28 августа 2009 г.