Без подъема экономики нам не добиться реального роста уровня жизни
Публикации за 2003 год
Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова в Музее государственности Республики Саха (Якутия) в с. Хатырык Намского улуса 28 апреля 2002 года. Выступление состоялось в дни празднования 80-летия образования Якутской Автономной Советской Социалистической Республики и 10-летия принятия новой Конституции Республики Саха (Якутия). Место выступления выбрано не случайно, намская земля – родина Максима Кировича Аммосова, с именем которого неразрывно связано образование нашей республики. В этой программной речи обозначены приоритетные направления экономической и социальной политики Республики Саха (Якутия) на ближайшие пять лет. (Текст публикуется с небольшими сокращениями.)
Оглядываясь на много десятилетий назад, анализируя произошедшие за это время события, сегодня с уверенностью можно сказать, что провозглашение Якутской АССР имело огромное значение в жизни Якутии, явилось важнейшим поворотным моментом в истории нашей родины.
Благодаря созданию Якутской Автономной Советской Социалистической Республики, было положено начало кардинальным политическим, экономическим, социальным преобразованиям. Впервые Якутия получила свою Конституцию, свод законов, определила магистральные пути своего дальнейшего развития. То, что было сделано за эти 70 лет автономии впечатляет.
На территории бывшего Советского Союза, наверное, не найдется другого региона, который бы так быстро и динамично развивался. За короткий срок республика стала одним из наиболее развитых субъектов Российской Федерации, войдя в десятку самых передовых в социальноэкономическом отношении регионов России. Иначе говоря, сам факт образования республики, принятие ее первой Конституции – ключевое и главное условие того, что Якутия стала экономически развитой территорией России. Сегодня мы имеем такие отрасли, которые выделяют нас как в Российской Федерации, так и во всем мире. Мы находимся на передовых позициях в горнодобывающей промышленности, по некоторым направлениям науки, медицины.
Образование республики имело и далеко идущие социальные последствия, стало фундаментом для создания собственной развитой социально-культурной базы. В этой связи хочу напомнить слова известного якутского ученого профессора Георгия Башарина. Он говорил о том, что одним из самых значимых событий явилось даже не создание промышленности, а создание Якутского государственного университета, который стал средоточием научной, духовной и культурной жизни нашей республики. За время существования республики совместным творчеством всех якутян была создана совершенно новая культура, которая вобрала в себя лучшие традиционные элементы национальных культур народов Якутии. И сегодня в своих высших достижениях самобытная культура республики известна не только в России, но и в мире.
Создание государственности республики способствовало сохранению коренных малочисленных народов Севера, которые сегодня не просто существуют, но и развиваются в социально-экономическом и культурном отношении, имеют свое собственное этническое самосознание, чувствуют себя равными в семье народов Российской Федерации. Десятилетия общей исторической судьбы консолидировали все народы Якутии. В республике возникла атмосфера взаимной поддержки, интернационализма, добрососедства и взаимопомощи.
Конечно, мало кто во второй половине 1980-х годов, когда начались процессы, так называемой перестройки, представлял, что в стране произойдет смена общественно-экономического строя, что через десять лет мы будем жить в совсем другом обществе, построенном на иных принципах. Но именно так и произошло в результате системного кризиса, охватившего страну на рубеже последнего десятилетия XX века.
Сегодня еще невозможно оценить, правильный ли мы сделали выбор, это покажет время. Тогда же, в бурные, переломные, «ревущие», как говорят некоторые публицисты, 1990-е годы перед республикой стояла сложнейшая задача поиска ответов на вызовы неизведанного новейшего этапа истории. Необходимо было сохранить заложенные Максимом Кировичем Аммосовым и его соратниками фундаментальные основы государственности республики, но в то же время в русле общероссийских радикальных реформ трансформировать её в направлении построения новых форм государственного устройства, основанных на принципах демократии, разделения властей, усиления роли гражданского общества.
Эта задача была решена принятием декларации о суверенитете Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации и новой Конституции республики. Разработка, обсуждение и принятие этих основополагающих документов осуществлялось руководством и народными депутатами Якутии с участием широкого круга специалистов, ученых, представителей общественности и при общенародной поддержке. Нельзя не отметить в этом огромную роль Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева. Начался новый этап в развитии государственности Якутии.
Становление и развитие государственности – это непрерывный процесс, все мы являемся его участниками. Время ставит перед нами новые задачи.
Сегодня в повестке дня, прежде всего, стоит вопрос о приведении нашего Основного закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Это необходимо не по прихоти отдельных политических деятелей, не потому, что мы решили свернуть со своего пути, а по велению времени. Конституция России принималась позже республиканской, естественно, в ней в большей степени учтены новые политические и социально-экономические принципы и реалии, новые подходы к решению конкретных вопросов государственного устройства Российской Федерации. Вот почему возникла настоятельная необходимость приведения нашей Конституции в соответствие с Конституцией России. Это наш долг и перед Федерацией, и перед всеми якутянами.
С другой стороны, сегодня в самой республике назрело много вопросов государственного строительства, которые требуют решения.
Первое, это совершенствование структуры органов государственного управления. Двухпалатный парламент себя оправдал на определенном историческом этапе, но сегодня пришло время признать, что в самой его структуре есть системные недостатки, которые мешают динамике законодательного процесса. Какие недостатки? С одной стороны это заторможенность законодательного процесса. Слишком долго через две палаты проходят законы. Обсуждаем проект закона в одной палате, потом направляем его во вторую палату, проходит время, и выходит, что закон уже устарел. С другой стороны, мы не успеваем за быстро меняющимися событиями в Российской Федерации.
Там принимаются очень многие законы, которые прямо касаются жизни каждого якутянина: о пенсиях, налогах, районных коэффициентах и так далее. Двухпалатная структура парламента не дает четкого ответа на вопрос, кто же отвечает за взаимодействие с федеральными законодательными органами? Кто отвечает за то, чтобы Государственная Дума и Совет Федерации России принимали те законы, которые отвечают нашим интересам – верхняя или нижняя палата? Эта неразбериха привела, например, к тому, что мы уже кое-что потеряли с принятием нового федерального пенсионного законодательства. И мы сегодня вынуждены просто договариваться с федеральным правительством, чтобы нам сохранили тот уровень пенсий, который у нас был, в то время, как по всей стране идет их повышение. Настало время переходить к однопалатному парламенту республики.
Другой очень важный вопрос – местное самоуправление. Мы должны честно признать, что в республике затянулся процесс создания местного самоуправления. Почти три года идут споры, как должно быть устроено местное самоуправление, какие принципы разграничения государственной власти и органов местного самоуправления должны быть, как дальше будет развиваться республика с переходом на местное самоуправление, хотя все субъекты Российской Федерации уже давно работают в этих условиях.
На самом деле, это не просто бумажный, а весьма практический вопрос, потому что, не имея местного самоуправления, мы во многом законсервировали общественную жизнь в республике: лишили население возможности участия в решении социально-экономических вопросов, заглушили инициативу на местах. Нам предстоит земельная реформа, где ключевую роль должны играть муниципалитеты, а их у нас нет. В республике только в зачаточном состоянии существует законодательная база для решения местных вопросов, потому что их некому решать, они и не решаются годами. Вот почему сегодня ведется целенаправленная работа по совершенствованию Конституции и законов Республики именно в области местного самоуправления. Важно, что в ней принимают участие представители улусов, наслегов, общественности. Надо отметить и активность депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Если вдуматься, вся наша работа над конституционными и законодательными реформами – это и есть процесс государственного строительства. Но этим он не исчерпывается.
Государственное строительство – это и создание гражданского общества. Власть должна быть эффективной в принятии решений и твердой в их реализации. В то же время она должна быть прозрачной и подконтрольной обществу, между ними необходимы постоянный диалог, прямая и обратная связь. Эту связь обеспечивают структуры гражданского общества: политические партии, профессиональные и творческие союзы, некоммерческие объединения, общественные движения, просто активные люди, их группы, имеющие свою точку зрения на те или иные вопросы государственной жизни. В республике идет процесс формирования и развития элементов гражданского общества, усложнения его структуры. Но необходимо найти каналы и механизмы его взаимодействия с органами государственной власти. В этом контексте большое значение я придаю подписанию Декларации «О консолидации, национальном согласии и взаимодействии власти и общества Республики Саха (Якутия)». Никто не говорит, что принявшие участие в подписании этой Декларации общественные деятели, объединения, партии, движения должны отказаться от своих убеждений и идей. Подписанием они подтвердили готовность к диалогу, добровольному и бескорыстному участию в рамках своих взглядов в открытом обсуждении важнейших государственных вопросов и возможных решений по ним. Конечно, Декларация – это только первый шаг, на ее основе мы должны создать конкретные механизмы постоянного взаимодействия власти и общества.
Прежде чем перейти к вопросам социально-экономического развития республики на ближайшие годы, я хотел бы сказать, что процесс формирования нового Правительства закончился. Структура правительства, назначения на ключевые посты согласованы с парламентом. Существенно сокращена численность госслужащих и работников аппарата в органах исполнительной власти за счет рационализации их структуры. Произошло разделение функций внутри центральных органов исполнительной власти республики: Правительство сосредоточится на решении задач социально-экономического развития, а объединенная администрация Президента и Правительства – на вопросах государственного строительства, внутренней политики, подбора и расстановки кадров, взаимодействия с общественными формированиями. Стало более четко акцентировано, кто и чем должен заниматься, кто и за что отвечает.
Вновь созданное Правительство начало активно работать над решением перспективных и конкретных вопросов экономического и социального развития республики. Пересмотрен бюджет, в котором расставлены новые приоритеты: аграрный сектор и жилищнокоммунальное хозяйство. Начата разработка ряда целевых программ, она будет завершена к июлю нынешнего года. Затем на их основе будет сформирован и утвержден индикативный пятилетний план социально-экономического развития Якутии на 2002-2006 годы.
Сегодня еще рано говорить о конкретных цифрах, я расскажу лишь об основных позициях и идеях, о направлениях развития республики, которые будут заложены в этот план.
Наша республика с экономической точки зрения является индустриально-аграрной. Это означает, что в республике развиты и в равной степени важны, как индустриальный, так и аграрный секторы. Это то, что отличает нас от многих других регионов Российской Федерации, даже от наших соседей на Дальнем Востоке. Мы в одинаковой мере придаем значение и промышленному, и аграрному развитию нашей республики.
Если говорить о промышленности, которая сегодня дает около 90 процентов валового регионального продукта республики, то ведущими в текущем пятилетии отраслями, конечно, останутся наши традиционные отрасли добычи полезных ископаемых. Прежде всего, это алмазная промышленность, которая является фундаментом экономики Якутии. Но в самой этой отрасли есть серьезные проблемы, которые должны решаться алмазниками при поддержке Правительства республики.
Для того чтобы сохранить позиции на мировом алмазном рынке, обеспечить внутреннюю финансовую устойчивость и ведущую роль алмазной промышленности в республиканской экономической структуре, необходимо не только стабилизировать уровень добычи алмазов, но и увеличить ее до 2 млрд. долларов США в год, начиная с 2005 года. Это далеко не простая задача. Прошли те времена, когда мы отрабатывали открытым способом самые лучшие, самые крупные месторождения в мире, такие как знаменитые трубки «Мир» и «Удачная». Сейчас надо наладить добычу алмазов под землей. В настоящее время мы строим сразу четыре подземных рудника, каждый из которых стоит от нескольких сот до миллиарда долларов.
Работу по созданию подземных рудников второй очереди «Интера» и «Айхал», мы должны завершить за эти пять лет. Плюс к этому мы должны ввести в строй Нюрбинский горно-обогатительный комбинат. В эту же пятилетку с 2002 по 2006 год необходимо полным ходом развернуть строительство подземных рудников «Мир» и «Удачный», а в следующую их ввести в строй. Эта программа потребует более 5 млрд. долларов США и потребует совместных усилий АК «АЛРОСА» и Правительства Якутии. Развитие алмазной промышленности по такому алгоритму будет заложено в пятилетний план республики, как приоритетная задача.
Вместе с тем мы с вами должны понимать, что алмазы алмазами, но республика не может базироваться на одной отрасли промышленности. Это чрезвычайно опасно. Например, уже в этом году мы не получаем доходов от АК «АЛРОСА» в том объеме, как это было в прошлом году. В связи с прошлогодним наводнением в г. Ленске у алмазников много средств ушло на ликвидацию последствий наводнения.
Кроме того, снизились мировые цены на алмазы, уменьшились доходы компании и, соответственно, отчисления в бюджет. Я говорю об этом для того, чтобы было понятно, насколько опасно опираться на одну отрасль, это все равно, что стоять на одной ноге. Поэтому одновременно с дальнейшим развитием алмазной промышленности мы должны предпринять меры для восстановления и поддержки традиционных и создания в республике новых отраслей. Что я имею в виду?
Якутия потеряла свои позиции крупнейшего золотодобывающего района России. Мы добываем сейчас золота вдвое меньше, чем в конце 80-х годов. Сегодня золотая промышленность с финансовой точки зрения стала обузой для республики. Поэтому, опираясь на те минеральносырьевые возможности, которые еще остались в республике и на геологический потенциал, необходимо воссоздать золотую промышленность, сделать ее прибыльной и доходной.
Сегодня мы добываем значительно меньше угля, чем раньше. Внутренние потребности мы можем удовлетворить, но для того, чтобы обеспечить приток денежных средств в республику, необходимо продавать больше продукции за ее пределы. Поэтому стоит задача через освоение новых месторождений, таких как, Эльгинское в Южной Якутии, через воссоздание малых угольных разрезов, через стабилизацию работы ГУП «Якутуголь» восстановить угольную промышленности хотя бы до уровня 90-х годов.
Перед нами стоит огромная задача по созданию двух новых отраслей в республике – нефтяной и газовой. Сейчас для этого есть возможности, потому что, благодаря упорной работе геологов в последние десять-пятнадцать лет, поставлены на баланс очень крупные месторождения нефти и газа. Одно из них, Талаканское месторождение нефти, сейчас выставлено на конкурс и в борьбе за право его разработки участвуют самые крупные всемирно известные нефтяные компании России. Другое – Чаяндинское газовое месторождение по мировой классификации относится к крупнейшим. Оно способно послужить основой для создания масштабной газовой промышленности общероссийского и, даже мирового, уровня в нашей республике. Это сложная задача. Надо понимать, что, несмотря на большие запасы, месторождения находятся в отдаленных уголках республики при отсутствии транспортной инфраструктуры. Правительству республики потребуется очень много работать, чтобы сделать эти проекты привлекательными, чтобы создать у себя настоящую нефтегазовую промышленность. Надо быть реалистами. Все это вряд ли удастся сделать за короткий промежуток времени. Но мы должны сделать первые шаги, для того, чтобы в течение десятилетия создать такую промышленность, которая по своим масштабам, по объемам деятельности стала бы равной, а затем и далеко превзошла бы «АЛРОСУ». Тогда мы получим такой прирост валового регионального продукта и национального дохода, который сможет обеспечить достойный уровень жизни населения республики.
Великие мыслители Якутии, такие как Алексей Кулаковский, говоря об экономическом развитии, утверждали, что республика должна научиться находить у себя в хозяйтве такие изюминки, такие перерабатывающие отрасли, которые могли бы дать новые доходы. Следуя этим советам, помимо горнодобывающей, мы должны создать у себя и обрабатывающую промышленность. Не во всех отраслях это возможно и не все надо делать самим, но в принципе, у нас есть возможности добиться позитивных сдвигов в этом направлении. Я имею в виду, прежде всего, гранильную и ювелирную промышленность, которые есть в республике, но находятся пока в зачаточном состоянии. Мы должны за пять лет утроить объемы производства и доходы от этих отраслей. Сделать так, чтобы ювелирное изделие с якутской маркой имело такое же звучание на мировом рынке, как, предположим, костюмы от фирмы «Версаче», чтобы оно стало нашей визитной карточкой.
Думаю, у нас есть возможности и для дальнейшего развития лесоперерабатывающей, для создания пушно-меховой и обувной промышленности хорошего уровня. И самое главное, мы плохо используем такой резерв, как переработка сельскохозяйственной продукции. Это нужно и для самого аграрного сектора, и для того, чтобы мы могли оптимизировать внутренний финансовый оборот с целью повышения налоговых поступлений.
Хотел бы особо остановиться на развитии сельского хозяйства. Всегда говорил и говорю, что село – это целый мир, в фундаменте которого лежит сельскохозяйственное производство. Оно обеспечивает связь человека и природы, а их взаимодействие в ходе исторического процесса рождает духовные и культурные основания этноса. Если будет разрушено сельское хозяйство, традиционный уклад жизни, это будет первым шагом к уничтожению культуры, а затем и самого этноса. Вот почему мы должны осторожно относиться к сельскому строю, не ломать его, а развивать, руководствуясь накопленным опытом, осторожно, по крупицам выбирая лучшее из нашего наследия.
Проблем на селе накопилось очень много как в производстве, так и в социальной сфере. Вопросы о том, как дальше развивать сельское хозяйство, какие выбрать направления, очень дискуссионные и спорные. Правительство разработало концепцию развития сельскохозяйственного производства, которая была опубликована в печати, получила много откликов и критики, и одобрения. С учетом этого многообразия мнений разрабатывается план действий по реализации концепции на ближайшие пять лет.
Какие принципы заложены в концепцию развития сельскохозяйственного производства? Первое – сельское хозяйство принципиально не может развиваться без государственной поддержки. Мнение о том, что село может работать абсолютно самостоятельно, исключительно рыночно, в корне не верно, и не оправдалось ни в одной стране мира. Поэтому первый принцип – государство будет активно поддерживать сельскохозяйственное производство и участвовать в его регулировании и развитии. Эти поддержка и участие будут иметь разные формы и идти по нескольким направлениям.
Мы должны прекратить дискуссию о том, что лучше – коллективное или фермерское хозяйство или какие-то иные формы. Любые формы сельскохозяйственного производства должны быть поддержаны государством. В каждом из них есть преимущества, в каждом из них есть недостатки. Надо, наконец, на деле признать равенство разных форм собственности, относиться ко всем производителям, как важным и нужным. Это второй принцип.
При переходе от плановой экономики к рынку изменились не только формы собственности, но и формы организации сельскохозяйственного производства. На смену крупным сельхозпредприятиям пришло множество мелких крестьянских, фермерских, частных хозяйств. За счет их появления, может, мы и выигрываем в интенсивности производства и заинтересованности людей, но проигрываем в технологическом и в организационном отношении. В конечном итоге, перед каждым хозяйством встает слишком большой круг и объем проблем, которые им трудно решать в одиночку. Именно поэтому, на мой взгляд, не существует иного пути для совмещения преимуществ крупного производства и частного хозяйства, как кооперация. Таким образом, третий принцип – государство будет поддерживать развитие кооперативного движения на селе, это станет приоритетом для органов государственного управления.
Найдут свое применение, поддержку и развитие разные формы вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция промышленных и сельскохозяйственных предприятий; тех, кто производит сельхозпродукцию и тех предприятий, которые ее перерабатывают и продают. Это еще один принцип.
Основываясь на этих четырех принципах, и будет строиться государственная политика на селе.
Хотел бы особо остановиться и на роли государства, на том, как государство будет реализовывать эту политику.
Первое. Правительство будет субсидировать и дотировать сельское хозяйство через создание системы закупок и гарантированных закупочных цен. Эта линия начата и будет реализовываться на протяжении всех пяти лет, а, возможно, сохраниться и дальше. И когда мне задают вопрос: «Сохранится ли система закупок в дальнейшем?», я отвечаю: «Да, сохранится». Каждый год будут выделяться средства для
закупки сельскохозяйственной продукции, причем, цены будут определяться таким образом, чтобы сполна компенсировать затраты, которые складываются в сельском хозяйстве.
Правительство возьмет на себя то, что было заброшено в последние годы – это работа по созданию инфраструктурных условий для сельского хозяйства. Порядком запущена и мелиорация, и создание водоводов, и улучшение полей. Эти системы будут восстановлены, и структуры, которые раньше этим занимались, будут воссозданы на республиканском или улусном уровне.
Государство должно заботиться о сохранении и развитии племенного и семеноводческого дела. На самом деле, у нас сегодня и эта система разрушена, в результате мы теряем технологический уровень сельского хозяйства, его продуктивность, доходы сельхозпредприятий и населения. То, что мы называем племенными хозяйствами – зачастую это рядовые предприятия, которые разводят племенной скот и тут же его забивают.
Система племенных хозяйств не по названию, а по сути будет восстановлена, и товарной продукцией для них станет не мясо, не молоко, не кормовые злаки, а племенной скот, сортовое зерно на семена. При этом будет восстановлена специализация сельскохозяйственных научноисследовательских институтов, которые именно этим должны быть заняты, плюс к этому они должны будут разрабатывать новые технологии для ведения сельского хозяйства. Будет развита и усовершенствована государственная система лизинга.
В связи с возникновением многообразия форм собственности крестьянином, фермером может стать любой, кто приобрел землю. Но не факт, что собственник будет использовать ее грамотно, рачительно и по назначению. Поэтому необходимо воссоздать государственный сельскохозяйственный контроль. По аналогии со старым, еще доколхозным, временем, в современных условиях должны быть улусные и наслежные агрономы, зоотехники, которые вели бы истории полей, родословные животных, которые помогали бы крестьянину советом, в технологическом плане, но в то же время контролировали бы использование земель. Земля сельхозназначения даже если она находится в частной собственности, все равно должна находиться под контролем. Кто неправильно ее использует, должен земли лишиться. Для того, чтобы осуществлять эти функции и помощи, и контроля, будет воссоздана система государственных сельскохозяйственных управлений на улусном, а возможно и наслежном уровнях.
По нашей оценке на реализацию программы развития сельскохозяйственного производства необходимо будет направлять не менее 4-4,5 млрд. рублей в год, что составит примерно 15 процентов республиканского бюджета, если считать по условиям 2002 года, это очень большая цифра. К сожалению, в Российской Федерации сельское хозяйство вообще не финансируется из федерального бюджета, а косвенные расходы, как-то связанные с сельхозпроизводством, составляют сотые доли процентов от его общего объема. Мы же считаем, что это государственная задача, государственная забота, поэтому, несмотря ни на что, будем изыскивать средства. Остальное должны сделать сами сельские производители. От их труда, от их инициативы теперь будет зависеть многое.
Еще раз хотел бы обратить Ваше внимание, что мы должны всячески стимулировать кооперацию на селе. Только так может раскрыться тот потенциал, который заложен в сельском хозяйстве. Мы все с вами привыкли к кооперации в виде «Холбоса», который занимается сельской торговлей. Да, это полезно, но это только одна из форм кооперации – потребительская кооперация, которая занимается снабжением товарами. А мы должны организовать производственную кооперацию, воссоздать машинно-тракторные станции на кооперативных началах, создать предприятия по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции также на кооперативных началах.
Заметьте, я все время делаю упор на словах «кооперативные начала». Это потому, что мы с вами уже имели неудачный опыт системы «Сельхозтехника», системы «Сельхозхимия», которые в начале 90-х годов были акционированы. Они тогда встали над крестьянами. Через некоторое время они монополизировали те или иные виды работ, взвинтили цены. В итоге и крестьянские хозяйства разорили, и сами разорились. А ведь они очень нужны для сельских товаропроизводителей. Чтобы не повторять подобных ошибок, контроль над деятельностью таких предприятий должны осуществлять сами сельские производители. Вот почему все эти структуры должны быть кооперативными, а значит подконтрольными сельским товаропроизводителям.
Не могу не остановиться и на том, что в республике ведется спор по такому вопросу: «Что лучше – семейная экономика или товарное производство?». Я бы сказал так – семейная экономика – дело полезное. Ее надо поддерживать, и правительство будет это делать. Но глубоко ошибается тот, кто думает, что семейная экономика – это магистральный путь развития сельскохозяйственного производства. Это лишь одно из направлений помощи, социальной поддержки сельских семей и больше ничего.
Делая ставку лишь на семейную экономику, мы не сможем создать современное высокотехнологичное сельскохозяйственное производство с привлекательными условиями труда, серьезными позициями на рынке. Это- тупик, возврат в XIX век. Поэтому Правительство и впредь будет поддерживать семейную экономику только в контексте социальной защиты населения, а упор будет сделан на товарное сельскохозяйственное производство. Это принципиальная позиция.
У нас много проблем в социальном развитии села. Я бы хотел отметить две из них. Во-первых, у нас не выполнена принятая несколько лет назад программа развития энергетики на селе. Ни одно производство невозможно запустить, потому что нет источников электроэнергии. Для топки вырубили лес вокруг крупных населенных пунктов, теперь сложилась непростая экологическая ситуация. Поэтому правительство на ближайшие пять лет поставило перед собой задачу о стопроцентной газификации тех наслегов Вилюйского, Кобяйского, Намского, Хангалас- ского, Горного улусов и города Якутска, которые находятся на трассе магистрального газопровода Мастах-Берге-Якутск. За пять лет это будет сделано, а в Намском улусе 2004 год – окончание всех этих работ.
Уже начаты работы по прокладке газовой трубы в заречную группу улусов. Одновременно идет проектирование газопроводов от месторождений, которые находятся на реке Вилюй, в сторону Верхневилюйска. Ведется строительство двух магистральных ЛЭП: из Мирного в Вилюйскую группу улусов, а так же из Нерюнгри – в центр республики. Это позволит нам создать предпосылки для того, чтобы, во-первых, совершенно изменить быт на селе, а во-вторых, сделать возможным организацию разнообразных производств местной промышленности, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции.
Не могу не сказать еще об одной чрезвычайно сложной сельской проблеме – это пришедшие в состояние ветхости и непригодности школы и другие объекты социальной сферы, большинство из которых было построено в 70-е – начале 80-х годов. Сегодня 60 процентов сельских школ республики находятся в ветхом или аварийном состоянии, через пять лет это число достигнет 80 процентов. Эта проблема повсеместная, мы должны ее решать всем миром, в том числе при помощи движения добрых дел. Иначе мы не справимся. Повторяю, решать проблему школ все вместе мы должны. Конкретный план действий по этому направлению сейчас готовится Правительством республики.
Для республики, помимо промышленности и сельского хозяйства, на которых я подробно останавливался выше, ключевая проблема – это транспорт. Я могу Вам доложить, что приняты все решения, и недавно возобновилось строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. К концу 2004 года мы планируем завершить основные работы до Томмота и пустить первый пассажирский поезд. И дальше строить дорогу на Якутск во что бы то ни стало. Мы совсем по- другому будем жить, если у нас будет железная дорога.
Также будет продолжено строительство магистральных автомобильных дорог, которых сейчас так не хватает республике. В первую очередь мы сосредоточимся на таких дорогах, как «Вилюй», «Колыма», «Амга», «Ко- бяй». Это дороги опорного транспортного каркаса республики. Они создают основу, к которой присоединятся улусные, затем местные дороги. Без опорных дорог бессмысленно строить все остальные, от них будет мало пользы. Образно говоря, для того, чтобы на дереве выросли «плоды», надо, чтобы сначала был ствол и скелетные ветви, затем ветви плодовые. Ствол – это федеральные и республиканские дороги, скелетные ветви – улусные, а плодовые – наслежные.
План дорожного строительства разработан и с этого года начнет поэтапно реализовываться. У нас большие проблемы возникли в авиации, которая является банкротом. После обсуждения специального плана действий в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), будут приняты все необходимые решения по этому вопросу.
Республика в последние годы достигла успехов в области культуры и искусства, образования и медицины. Политика их поддержки будет продолжена. Я хотел бы остановиться лишь на одном. Да, мы гордимся тем, что наш Якутский университет стал одним из самых крупных учебных заведений в Российской Федерации. Но вместе с чувством гордости, у нас должно быть и чувство ответственности за то, чтобы создать достойную материально-техническую базу нашему университету.
И поэтому сейчас Правительство разрабатывает пятилетний план создания материально-технической базы университета, и это также будет приоритетным направлением в работе Правительства и Администрации Президента. Будет меняться и система направления студентов на обучение. Каждый улус, ежегодно будет получать определенное количество мест, направлений на учебу, которые будут финансироваться за счет бюджета республики. Сами улусы будут направлять студентов на учебу, заключать с ними договоры, сами будут требовать, чтобы они возвращались на работу в улусы.
Иногда меня спрашивают: «Будет ли продолжена линия, которая была выбрана в последние десять лет под руководством Первого Президента республики по развитию здорового образа жизни, спорта, в том числе спорта высших достижений?». Я всегда говорил и говорю сейчас, что эта линия была, есть и сохранится. В этом году в Якутске пройдет чемпионат России по вольной борьбе, что для нас станет важным событием. Вы помните, что в последний раз такой чемпионат проходил у нас в 80-е годы. Нам специально Федерация борьбы и Госкомспорт России пошли навстречу, учитывая юбилейный год для республики. Мы проведем и очередные Игры «Дети Саха-Азия», попытаемся включить их в программу Олимпийского комитета.
Вы видите, сколько нам предстоит решить проблем, сколько масштабной, и сложной работы. Сегодня здесь, в Намском улусе, я хочу сказать,
что все наши планы, все программы – есть продолжение дел Максима Кировича Аммосова, других выдающихся людей республики, которые создавали и развивали республику в разные годы, в том числе в самые трудные, переломные, когда коренным образом менялся общественноэкономический строй и привычный уклад жизни. Исходя из позитивного настроя людей, который сложился сегодня в республике, той активности депутатского корпуса, общественных движений республики, Правительства, в улусах, я совершенно уверен, что нам любые задачи по плечу.
Выступления, доклады, интервью в 2002 году Президента Республики Саха (Якутия) В.А.Штырова – Якутск: Администрация Президента и Правительства
Республики Саха (Якутия), 2003. – С. 46-58.