«АЛРОСА» – новые задачи на новую пятилетку
Публикации за 2007 год
Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на Собрании хозяйственного актива акционерной компании «АЛРОСА» 31 марта 2007 года.
Уважаемые товарищи!
На сегодняшнем Собрании хозяйственного актива флагмана промышленности Якутии – акционерной компании «АЛРОСА» – рассматриваются итоги работы огромного трудового коллектива алмазников не только в прошедшем году, но и за последние пять лет.
Пятилетний план производственно-хозяйственной деятельности компании был составной частью индикативного плана социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2002–2006 годы, разработанного в 2002 году. И сегодня я могу сказать, что в целом по республике основные задачи пятилетки выполнены, контрольные её показатели достигнуты.
За пять лет в сопоставимых ценах выросли объёмы промышленного производства на 13%, при том, что АК «АЛРОСА», увеличивая добычу алмазов в денежном выражении, сохраняла производство в натуральном выражении на уровне 2002 года. Значит, лучше отработали, внесли больший вклад в общую копилку другие отрасли. Это очень важно, поскольку к началу планового периода в более или менее работоспособном состоянии, кроме алмазной компании, было по всей республике всего несколько крупных и средних предприятий. Сейчас устойчиво, с ростом работают золотодобыча, угольная промышленность, цветная металлургия, электроэнергетика и тепловое хозяйство, производство стройматериалов, пищевой продукции и товаров народного потребления.
Увеличились объёмы сельскохозяйственного производства на 6%; на 20% возросла работа транспорта; существенно увеличились объёмы работ у строителей – в сопоставимых измерителях на 36%. Торговый оборот в республике оживился и увеличился за прошедшие годы на 52%, что свидетельствует о росте доходов населения. В совокупности валовой региональный продукт вырос на 16%, это означает, что мы с вами больше произвели продукции, выполнили работ, оказали услуг. Экономика пошла на подъём.
Для достижения этих результатов Правительство республики вело активную работу по разным направлениям, при этом ключевым было оздоровление и стабилизация работы базовых отраслей народного хозяйства. После тяжёлого кризиса 1990-х годов, к 2002 году большинство предприятий были в убыточном состоянии, а целый ряд из них просто банкротами. Пришлось заниматься оздоровлением и реструктуризацией даже не отдельных предприятий, а целых отраслей народного хозяйства, таких как авиационный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, нефтегазовый комплекс, некоторые подотрасли цветной металлургии: оловодобывающая, сурьмяная.
Одновременно Правительством Республики Саха (Якутия) проводилась активная инвестиционная политика. Объём инвестиций, привлечённых в экономику за счёт всех источников, за пять лет возрос на 50%. Удалось реализовать ряд крупных инвестиционных проектов: силами АК «АЛРОСА» введены Нюрбинский ГОК и Вилюйская ГЭС-3 (теперь Светлинская ГЭС); за счёт федеральных и республиканских средств построены линии электропередач Нижний Куранах – Томмот, Хандыга – Джебарики-Хая, Мирный – Сунтар. Это позволило ликвидировать дефицит электроэнергии в важных регионах Республики Саха (Якутия).
Прошла реконструкция предприятий в угольной промышленности: полностью модернизирована шахта в Джебарики-Хая, началась реконструкция Нерюнгринского угольного разреза, который является самым крупным на востоке нашей страны.
Особенно большие изменения произошли в транспортном комплексе: введена железная дорога до города Томмота, с открытием постоянного пассажирского и грузового движения во все концы нашей страны; завершён первый этап создания опорных автомобильных дорог республики за счёт ликвидации грунтовых разрывов на автодорогах «Вилюй» (Мирный – Якутск) и «Колыма» (на участке Якутск – Хандыга); созданы две новые авиакомпании – «Якутия» и «Полярные авиалинии», которые вошли в число лучших по показателям на Дальнем Востоке.
Оздоровление народного хозяйства, пусть пока ещё умеренный, но устойчивый экономический рост создали базовые условия для начала поэтапного решения главных социальных задач. Денежные доходы населения удвоились в номинальном исчислении, а в реальном выросли за пять лет на 40%. Радикально ускорено обновление материальной базы социальной сферы. В 1992-1996 годах в республике построено:
- 75 новых школ, по этому показателю мы занимаем первое место в Российской Федерации;
- введено 1,2 млн. кв. м жилья – по этому показателю мы занимаем первое место на Дальнем Востоке;
- 50 новых объектов здравоохранения;
- более 100 объектов физкультуры и спорта, в том числе: 4 крупных спортивных комплекса в п. Хандыга, с. Майя, с. Сунтары, г. Мирном;
- новые учебные корпуса и общежития для студентов Якутской государственной сельхозакадемии, Якутского госуниверситета, Арктического государственного института культуры и искусств, Аданского политехникума;
- здания Дома народов Севера, Национального художественного музея и Национального цирка.
Республика живёт не только стройками и решением первоочередных экономических задач, но и продолжает развивать культурные традиции. Кульминацией всей работы на протяжении пяти лет стало признание ЮНЕСКО якутского национального эпоса «Олонхо» Шедевром мирового нематериального творчества.
Начали действовать четыре новых православных храма и одна мечеть в городе Якутске.
Проведены две спартакиады народов Республики Саха (Якутия), спартакиада по национальным видам спорта. Проведены очередные Международные игры «Дети Азии», в республике регулярно проходят фестивали народного творчества. Многие представители искусства и спорта высших достижений заняли ведущие позиции в Российской Федерации.
Предметом особого и постоянного внимания Президента, Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Правительства республики были вопросы государственного строительства. На основании совместно принятых решений двухпалатный парламент Якутии преобразован в однопалатный. Это позволило повысить оперативность и качество законодательной деятельности в республике, улучшило взаимодействие с законодателями на федеральном уровне. Принято решение о переходе на многопартийную систему выборов с 2008 года.
В республике активно идёт партийное строительство – формируются отделения федеральных партий. Для нахождения общих точек соприкосновения в партийных платформах действуют постоянные советы, например: Координационный совет при Президенте, Общественноконсультативный совет. Обеспечена возможность выражения различных точек зрения на дальнейшее развитие республики, и с другой стороны, консолидация в политическом отношении всего общества. Проведена работа по приведению законодательства Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством. Сделаны первые шаги по организации местного самоуправления, которого в последнее десятилетие в республике не существовало.
В целом итоги нашей с вами работы за последние пять лет – позитивные, Республика вышла в лидеры в Дальневосточном федеральном округе по многим показателям, а по некоторым из них заняла ведущие позиции в Российской Федерации.
Конечно, нельзя сказать, что абсолютно по всем направлениям мы добились успеха. Не удалось в полной мере возродить лесную промышленность, есть недоработки в реализации программы социально- экономического развития села. Остаётся актуальной проблема ветхого жилья в республике.
Но на первый план по значимости для всех якутян вышла проблема крайне низкого размера пенсий. Не решён вопрос на федеральном уровне о создании такой системы пенсионного обеспечения, которая автоматически бы гарантировала превышение размеров пенсии над прожиточным минимумом.
Эти вопросы не снимаются с повестки дня, будут постоянно находиться в работе у руководства республики.
В декабре 2006 года в соответствии с новым федеральным законодательством был избран Президент Республики Саха (Якутия). С участием депутатов Госсобрания (Ил Тумэн), в том числе представляющих алмазную провинцию, завершилось формирование нового Правительства Якутии, которое сейчас работает над вторым пятилетним планом социально-экономического развития республики, теперь на 2007-2011 годы.
Этот план, с одной стороны, станет логическим продолжением нашей предыдущей пятилетки, а с другой – первым этапом реализации одобренной Правительством Российской Федерации Схемы комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, разработанной по поручению Президента России В.В. Путина. В её разработке принимали участие федеральные министерства и ведомства, Правительство республики, научно-исследовательские институты всей страны. Схема является первым в России в постсоветское время документом долгосрочного стратегического планирования развития отдельного региона, рассмотренным, согласованным и одобренным на высшем уровне. Она должна послужить эталонным образцом для других субъектов Российской Федерации и целиком войдёт в разрабатываемые Стратегию и Государственную программу развития Дальнего Востока.
Схема предусматривает увеличение валового регионального продукта в расчётный период в 2,7 раза и решение на этой основе к 2020 году всех основных социальных проблем жителей республики на уровне федеральных стандартов. Якутия должна стать регионом – донором с точки зрения бюджетной обеспеченности, а реальные доходы населения увеличатся более чем в 3 раза.
Для достижения этих целей Схемой предусматривается развернуть работу по трём главным направлениям: обеспечение условий для стабильной работы с умеренным ежегодным ростом действующих базовых отраслей народного хозяйства республики; создание новых для Якутии производств горнодобывающего и топливо-энергетического комплексов, металлургической и обрабатывающей промышленности на основе реализации ряда крупномасштабных инвестиционных проектов; опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Решение задач первого стратегического направления кажется делом стандартным и несложным. Но это только на первый взгляд. На самом деле в каждой из действующих базовых отраслей народного хозяйства за последние полтора десятилетия накопилось изрядное число проблем. Прежде всего, это проблемы модернизации, технического перевооружения и освоения новых технологий.
Они и сложны, и капиталоёмки. Связано это не только со старением основных фондов и технологической отсталостью, но и с повсеместным исчерпанием эффективной минерально-сырьевой базы для золотодобычи, производства оловянных и сурьмяных концентратов, добычи угля. Ситуация может быть хорошо проиллюстрирована на нашем же примере, примере алмазодобывающей промышленности.
Добыча алмазов суперэффективным открытым способом постепенно, но неуклонно замещается подземной, приходится осваивать всё более бедные месторождения, на более отдалённых территориях вести геологоразведку. Всё это требует внимания, организационных усилий, интеллектуальной работы, больших финансовых ресурсов, нового качества подготовки кадров. Примерно так, конечно, с некоторой спецификой обстоит дело и в других наших действующих отраслях. Так что, ещё пуд соли, как говорится, придётся съесть, чтобы обеспечить их стабильную работу
Что касается второго стратегического направления – создания новых отраслей промышленности в Якутии, то Схемой предусматривается развитие добычи железной руды, редкоземельных элементов, новых для нас видов цветных металлов, урана, апатитов, организация на этой основе предприятий чёрной и цветной металлургии, химической промышленности, производства неорганических удобрений и других видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Уверен, что в новых проектах по добыче твёрдых полезных ископаемых самое активное участие должна принять компания «АЛРОСА». Это важно и нужно, прежде всего, для будущего компании.
В рамках второго стратегического направления будет особое внимание уделено созданию нефтяной промышленности общероссийского масштаба и газовой мирового уровня. Причём происходить это будет здесь – в Ленском, Мирнинском и других районах «алмазной провинции». Планируется в расчётный период довести добычу нефти по республике до 10-12 млн. тонн в год. В денежном измерении при сегодняшнем уровне цен это такой же объём валового продукта, который сегодня производит АК «АЛРОСА». Ещё более масштабные задачи перед нами стоят в развитии газовой промышленности. В 2006 году исполнилось ровно полвека газодобычи в Якутии.
Но до сих пор это была отрасль локального республиканского значения. На сегодня все газодобывающие предприятия республики, включая «АЛРОСА-газ», производят примерно 1,6 млрд. куб. метров газа в год. А предстоит выйти на 35 млрд. куб. метров. Это будет давать в годовом исчислении в копилку Якутии 5 млрд. долларов товарной продукции.
Вот тогда республика и станет бездотационной. Считал и считаю, что компании «АЛРОСА» нет никакого смысла участвовать в нефтяных и газовых проектах непосредственно. Не та сфера деятельности. Но вот оказать нефтяникам и газовикам разнообразные сервисные услуги силами своих подразделений и дочерних предприятий с выгодой для себя – вопрос, над которым следует поработать руководству и специалистам АК «АЛРОСА».
Понятно, что ни устойчивая работа традиционных отраслей, ни тем более планируемых к созданию новых предприятий невозможна без опережающего развития инфраструктуры.
Поэтому Схемой предусмотрено строительство каскада из 8 гидроэлектростанций в Южной Якутии и тепловых мини-электростанций в Депутатском, Джебарики-Хая и Зырянке; массовая модернизация источников тепловой и электрической энергии в отдалённых населённых пунктах; объединение энергосистем Южной, Центральной и Западной Якутии линиями электропередач и выход соединительными линиями этой объединённой энергосистемы на Дальний Восток и Восточную Сибирь.
Особая задача – развитие транспортного комплекса. Схемой предусмотрено завершение строительства железной дороги до города Якутска с мостом через реку Лена. Одновременно с этим ведётся строительство магистральных автомобильных дорог. Дорога «Вилюй» от Мирного до Якутска, которая ранее была республиканской, с 2007 года получила статус федеральной. Начнётся её строительство до города Тулун, для соединения с сетью федеральных дорог в Иркутской области. Таким образом, будет создана связь между Якутском и Иркутском. Завершится строительство дороги «Колыма», которая свяжет Якутию с Магаданом. Будет полностью реконструирована автомобильная дорога «Лена» из Амурской области до Нижнего Бестяха.
Таким образом, железная дорога, придя в Якутск, окажется связанной с тремя федеральными автомагистралями («Лена», «Вилюй» и «Колыма») и тремя республиканскими («Амга», «Умнас» и «Нам»), На половине территории Якутии, где проживает 90% её населения и производится львиная доля валового регионального продукта, появится возможность круглогодичного завоза грузов. Это будет коренным изменением в транспортной доступности республики. Намечены также реконструкция главных портов и модернизация речного флота, объединение 23 местных аэропортов в федеральное казённое предприятие с бюджетным субсидированием их деятельности.
Для реализации всех проектов Схемы потребуется 2,5 трлн. рублей, из них на инфраструктуру – около 0,5 трлн. рублей. По договорённостям с Правительством России инфраструктурные вопросы будут решаться за счёт средств федерального бюджета. На всё остальное надо искать источники финансирования. На первый взгляд поставленные задачи невыполнимы, но все проекты реальны и большинство из них уже имеют инвесторов и находятся в стадии исполнения.
В нефтяной промышленности активно работает ОАО «Сургутнефтегаз». Развивается Талаканский нефтяной комплекс, который должен быть введён в эксплуатацию в 2008 году с мощностью 3 млн. тонн добычи нефти, которая затем должна быть увеличена до 10 млн. тонн в год. Поставленная задача реальна и будет выполнена.
Строится нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», ведутся работы по трём горно-обогатительным комбинатам по добыче золота, создана дирекция строительства гидроэнергетического комплекса в Южной Якутии. В 2007 году на проведение изысканий для выбора створов будет направлено 3 млрд. рублей. Создана также дирекция по строительству уранового горно-обогатительного комбината. «Росатом» уже ведёт по этому проекту технико-экономические изыскания. Компания «Мечел» проектирует новый добывающий комплекс на Эльгинском месторождении коксующихся углей. Строятся новые шахты: «Инаглин- ская», «Денисовская». Готовится проект «Комплексное развитие Южной Якутии».
Дела начаты и идут. А успех будет зависеть от нашей воли, настойчивости и энергии.
***
Алмазная промышленность была, есть и будет стержнем экономики Якутии. Поэтому в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года алмазной отрасли уделено много внимания, не только как таковой, но и как структурообразующему элементу экономики Республики Саха (Якутия).
На основании положений Схемы разработан десятилетний план развития компании «АЛРОСА» до 2015 года и основные направления развития до 2020 года. Он одобрен Правительством Республики Саха (Якутия) и Наблюдательным советом, открывает перспективы для компании.
Принято решение о передаче в совместную федеральнореспубликанскую собственность и внесении в уставный капитал имущественного комплекса, который ранее компания арендовала. За счёт снижения при этом налогового бремени в размере более 9 млрд. рублей в году АК «АЛРОСА» открываются хорошие финансовые возможности. Эти средства могут послужить надёжным ресурсом для реализации планов развития компании, среди которых в качестве первоочередных должны быть те, о которых неоднократно говорилось: усиление геологоразведочных работ, внедрение новых технологий и проведение грамотной политики в области диверсификации.
Напоминаю, что выступая год назад с этой трибуны, я акцентировал ваше внимание именно на эти вопросы. В ходе разработки десятилетнего плана развития АК «АЛРОСА» их актуальность подтвердилась. Ведь расчёты показывают, что стабильная работа компании, если ничего не менять, обеспечена только до 2015 года, а на чуть более дальний период необходимо уже сегодня создавать новые заделы.
Надо сказать, что под нажимом республики и Наблюдательного совета руководством компании кое-что делается: несколько увеличены объёмы геологоразведки, больше внимания уделяется научно-техническим вопросам, пересмотрены подходы к диверсификации производства. Но делается ещё недостаточно. Надо наращивать усилия по каждому направлению.
В геологоразведке требуются не эволюционные, а революционные решения. Объёмы работ должны быть увеличены не на 15-17%, а удвоены, как минимум. Эксплуатационная разведка на действующих месторождениях, исследования остаточных перспектив Мало- Ботуобинского и Далдыно-Алакитского алмазоносных районов, доразведка Муно-Тюнгского и Средне-Мархинского рудного полей – это задачи существующих экспедиций компании. Но надо двигаться на север и восток: в Приленье, бассейны рек Большая и Малая Куонапка, Оленёк, Анабар.
Для работ на этих площадях необходимо создать новую экспедицию, причём не загруженную ничем, кроме поисковых работ. Я настаиваю на этом решении, иначе у нас не будет открытий новых месторождений. Этот вопрос обсуждался с президентом АК «АЛРОСА» С.А. Выборновым, понимание его важности есть, теперь нужны энергичные практические действия.
Остановлюсь на выборе рациональных направлений диверсификации компании. Дело это нужное. Ведь представьте себе такую ситуацию, что мы не сможем открыть новых месторождений, не овладеем технологиями отработки бедных месторождений. Что тогда? Остаётся добыча алмазов подземным способом на самых эффективных трубках. Но это не требует таких масштабов работ, как сейчас. Что тогда делать со значительной частью нашего трудового коллектива? Разбегаться кто куда?
Вот чтобы избежать такой ситуации, надо заранее продумывать будущие направления приложения сил АК«АЛРОСА». Алмазы – абсолютный приоритет, но плацдармы по другим направлениям должны быть подготовлены. Однако делать это надо, как говорится, с умом. В этой связи не могу не сказать, что принятое ранее решение об участии компании в масштабных нефтегазовых проектах Якутии было ошибкой. Это совершенно иная сфера деятельности, к которой «АЛРОСА» не готова технологически, кадрово, организационно. Некоторые могут возразить, что это не так, ведь в составе группы компаний «АЛРОСА» действует дочернее предприятие «АЛРОСА-газ». Да, действует. Но напомню, что оно было создано вынужденно в те уже далёкие времена, когда просто некому было обеспечить острейшую потребность в газе теплового хозяйства Мирнинского района.
Пришлось это делать самим. Но это локальное предприятие с абсолютно простой логистикой. Совсем другое дело начать с нуля и вступить в прямую конкуренцию с нефтегазовыми грандами, которые уже обустраиваются рядом. Повторяю, это была ошибка. Ответственность за неверно принятое решение возлагаю и на себя, так как Правительство Якутии в своё время не смогло противостоять уговорам руководства компании и просьбам членов Наблюдательного совета с федеральной стороны. К счастью, у нас нет финансовых потерь, поскольку, получив разрешение на покупку нефтегазовых активов, тогдашние руководители «АЛРОСА» в силу своей низкой квалификации не смогли его реализовать.
Этот пример я привожу и так долго разбираю исключительно для того, чтобы показать, что в таком важном и перспективном деле, как диверсификация производства, не должно быть спонтанных дилетантских решений «по наитию», а уж тем более чьего-либо лоббизма. Надо, прежде всего, учитывать исторически сложившуюся специализацию компании в конкретных отраслях горного дела.
В этой связи думаю, что будущее компании – в добыче и первичной переработке твёрдых полезных ископаемых. Например, редкоземельных элементов Томтора; железной руды, апатитов, угля, золота Южной Якутии; полиметаллов на востоке республики.
Минимум организационных, технологических, кадровых и логистических проблем. Единственный сложный вопрос – новые рынки сбыта, но уверен, что интеллектуальный уровень компании позволит их быстро освоить. Изучайте, обосновывайте, предлагайте. Поддержку Правительства Якутии получите.
К сожалению, узким местом в работе компании продолжает оставаться научно-техническая политика. По мировым меркам технологический уровень АК «АЛРОСА» довольно средний. Необходимо повысить роль института «Якутнипроалмаз», пригласить на работу новые кадры, усилить роль инженерной службы. Технологическое отставание существует не только в основном производстве, но и в других направлениях. Примером является совхоз «Новый», который по своему оборудованию уступает не только Нерюнгринской птицефабрике, но и соседям в сельских улусах. Эти вопросы должны быть в центре внимания руководства АК «АЛРОСА», они сложные, но решаемые.
Необходимо повышать внутреннюю эффективность деятельности компании, продолжать снижать издержки производства. Резервы для этого есть. Особенно обращаю внимание на неумелое управление дочерними предприятиями в течение двух последних лет. Ряд предприятий, ранее приносивших прибыль, сейчас являются убыточными: «АЛРОСА-Лена», «Гостиницы АЛРОСА» и другие. Убыточные предприятия отрывают от бюджета компании большие денежные средства, которые уходят на погашение их долгов. Необходимо выработать более чёткую линию в работе с дочерними обществами, как это было раньше. Ведь речь идёт о сотнях миллионов рублей, которые могут и должны быть потрачены на повышение заработной платы и решение других задач.
Есть проблемы в области реформирования ЖКХ. Они свелись в компании к банальному повышению цен, к попытке довести их до себестоимости. Но не в этом суть реформ. Должен быть создан институт собственников жилья, которые самостоятельно решают вопросы о найме подрядчиков, сами контролируют тарифы, влияют на формирование рыночной среды. В этом отношении компания отстаёт, а это сотни миллионов рублей, уходящие на поддержку отрасли.
Коренной реконструкции требует строительный комплекс компании. Он не конкурентоспособен, что подтвердили первые тендеры, проводимые по линии Правительства республики в Мирнинском районе. Ни одно строительное подразделение АК «АЛРОСА» не сумело выиграть тендеры на строительство объектов, финансируемых за счёт бюджета, таких как общежитие Мирнинского филиала Якутского госуниверси- тета, больница в п. Чернышевский, техникум в п. Светлый. Возможно, надо преобразовать строительный комплекс в инжиниринговую компанию с подразделениями, которые выполняют специализированные работы. Общестроительные же перевести на внешний подряд на тендерной основе. Конечно, любая реорганизация должна быть тщательно продумана.
В рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года ускоренное развитие получил нефтегазовый комплекс здесь, в Западной Якутии. В соответствии с нашими совместными с нефтяниками планами всё большее число местных жителей получают требующую высокой квалификации и хорошо оплачиваемую работу на их предприятиях. Мы оцениваем этот процесс как очень позитивный и всячески стимулируем его. Собственно говоря, ради возможности дать людям профессиональные перспективы и достойные заработки и затеяны наши экономические мегапроекты. Но есть и другая сторона дела: на рынке рабочей силы появилась конкуренция работодателей.
Если раньше в компании «АЛРОСА» нехватка кадров носила структурный характер, то теперь она стала абсолютной. Особенно это хорошо видно в Ленском районе, но скоро вопрос обострится и в Мирнинском. Возникает вопрос, как компании привлечь кадры, особенно молодёжь, на свои производства? Ответ как будто лежит на поверхности – повысить зарплату. Да, это надо делать. Но дело не только в зарплате. Вопрос и шире, и глубже. Тут должен быть целый комплекс мер.
Прежде всего, надо сделать более предметным и тесным взаимодействие компании с учебными заведениями республики. Вот, например, есть нехватка геологов. Амакинская и Ботуобинская экспедиции в отчётности показывают потребность ежегодно по двадцать специалистов. А в прошлом году 76 выпускников геологического факультета Якутского госуниверситета получили свободные дипломы, но ни один из них не трудоустроился в компании. Значит, надо наладить и информационный обмен между предприятиями и учебными заведениями, и договорные отношения. Число молодых людей, направленных по договорам с компанией на учёбу, должно быть резко увеличено. Как и контроль за выполнением тремя сторонами (АК «АЛРОСА» – вуз или техникум – студент) своих договорных обязанностей.
Нужна и финансовая поддержка учебных заведений со стороны промышленников, особенно Мирнинского индустриального техникума в п. Светлый, Политехнического института Якутского госуниверситета в г. Мирном. Институт мы все вместе должны поставить на ноги и удвоить число студентов в нём.
Для закрепления работников, особенно молодых специалистов в АК «АЛРОСА», очень важно сохранить социальный пакет, который имеет большее значение, чем заработная плата. Надо поддерживать и укреплять материально-техническую базу ОК «Прометей» и санатория «Голубая волна».
Требует серьёзного пересмотра и система охраны труда в компании. Уровень травматизма на рудниках, ведущих подземную разработку, вынуждает людей искать другие рабочие места.
Одной из важных причин кадрового голода стало отсутствие жилья. В Мирнинском районе фактически прекратилось жилищное строительство. Это является следствием неверной политики АК «АЛРОСА», которая целиком сосредоточена на предоставлении жилья своим работникам за счёт покупки квартир у выезжающих за пределы республики граждан. Надо менять эту линию.
Компания должна выступить организатором системы ипотечного кредитования на территории Западной Якутии, необходимо давать субсидии молодым специалистам, строить гибкие схемы, при которых часть стоимости жилья списывается в зависимости от стажа работы молодого специалиста в компании. Правительство республики готово помочь АК«АЛРОСА» в решении этих вопросов.
Необходимо создание новых объектов культуры и спорта.