Так прокомментировал заявление «Де Бирс» о новой стратегии, представленной общественности в июле, президент АК «АЛРОСА» Вячеслав Штыров.

Ещё несколько лет назад специалистами «АЛРОСА» в качестве одного из возможных сценариев развития мирового алмазного рынка рассматривалось разрушение одноканальной системы, соз­данной когда-то «Де Бирс» и практически до последнего момента контролируемой ею. Принцип сбыта алмазов через единый канал (ЦСО «Де Бирс») удовлетворял всех.

Существующая система позволя­ла регулировать мировые цены и поддерживать их уровень таким об­разом, чтобы предложение алмазов всегда соответствовало текущему спросу. Для производителей алмазов это обеспечивало монопольно высокие цены, для огранщиков – стабильность цен и сбыта бриллиан­тов, поскольку количество сырья на рынке соответствовало спросу на конечную продукцию.

Однако с середины 1990-х годов ситуация изменилась. Появле­ние на рынке новых производителей алмазов (например, Канады, ко­торая производит сегодня алмазной продукции на 300 млн. долларов, а в ближайшем будущем эта цифра, возможно, увеличится до 1 млрд.), неконтролируемый характер добычи вследствие гражданской войны в таких странах, как Сьерра-Леоне, Конго, Ангола, непрекращающиеся утечки алмазного сырья из России по контрабандным каналам спо­собствовали выходу части алмазов из-под контроля одноканальной системы «Де Бирс».

В результате сфера контроля рынка ТНК «Де Бирс» сократилась с 90%, как это было много лет назад, до 65% в настоящее время. Таким образом, возникла ситуация, в которой поддержка прежней системы для «Де Бирс» утратила смысл.

На основании исследований Аналитического центра «АЛРОСА», которые велись всё это время, был разработан план, включавший несколько пунктов.

Одним из этапов реализации плана было создание «АЛРОСА» собственного ограночного производства, которое позволило бы компании, в случае каких-либо непредсказуемых изменений на рын­ке алмазов, выйти с конечным продуктом на рынок бриллиантов. В этой связи было создано подразделение «Бриллианты АЛРОСА», которое произведёт уже в нынешнем году бриллиантов более чем на 100 млн. долларов.

Также были организованы два дочерних предпри­ятия в Орле. Кроме того, продолжают укрепляться связи компании с крупнейшими российскими производителями бриллиантов, таки­ми, как«Туймаада Даймонд» (Якутск) и производственное объединение «Кристалл» (Смоленск), с которыми «АЛРОСА» начинает сотрудни­чать на основании долговременных договоров с целью гарантиро­ванного сбыта в нестабильных условиях рынка.

План, разработанный «АЛРОСА», включал также развёртыва­ние собственной сбытовой сети за рубежом. С этой целью были открыты представительства компании в Израиле, Бельгии, Вели­кобритании, Анголе, которые при необходимости могли быть пре­вращены в торговые площадки. На это ушло несколько лет, и многое из этого плана реализовано.

Израиль. Вице-президент АК «АЛРОСА» ЮЛ. Дуденков, директор Представительства АК «АЛРОСА» в Израиле А.Г. Иванов, начальник Управления внешних связей АК «АЛРОСА» В.А.Порядин, вице-президент АК «АЛРОСА» С.А. Улин на алмазной бирже в Рамат-Гане. 2000 г.

Поскольку «Де Бирс» и «АЛРОСА» являются не только торговыми партнёрами, но и крупнейшими производителями алмазов в мире, заинтересованными в стабильности рынка, около полугода назад между компаниями начался активный обмен имеющейся инфор­мацией в области исследований рынка и результатов этих иссле­дований.

В итоге диалога в начале июня в Москве, в период работы Наблюдательного комитета, задолго до официального объявления о новой стратегии «Де Бирс», были сформулированы основные поло­жения и выводы относительно дальнейшего развития мирового АБК, вытекающие из новой стратеги «Де Бирс».

По мнению В. Штырова, можно рассмотреть несколько сценари­ев развития взаимоотношений двух лидеров мирового алмазного рынка.

Первый из них может подразумевать взаимоотношения двух крупных промышленных групп с вертикально интегрированным бизнесом и системой долгосрочных отношений с традиционными партнёрами. Этот вариант сценария подразумевает то, что все круп­ные производители, участвующие в алмазном бизнесе, начинают ре­гулировать рынок при помощи соглашения, по примеру участников, входящих в ОПЕК. Иными словами, осуществляется совместная це­новая, квотная политика в условиях самостоятельной работы на рынке каждого участника соглашения.

Другой сценарий развития отношений между «Де Бирс» и «АЛ­РОСА» заключается в наличии единого канала сбыта. Однако для этого «АЛРОСА» должна стать акционером «Даймонд Трейдинг Компани» (ЦСО «Де Бирс»).

Суть третьего сценария может состоять в изменении условий торгового соглашения, которые коснутся, главным образом, ассор­тимента наших продаж «Де Бирс» и условий ценообразования. В этом случае традиционные торговые отношения «АЛРОСА» и «Де Бирс» будут продолжены, но на ином качественном уровне.

И, наконец, самый неконструктивный вариант – это развитие взаимоотношений в условиях конкурентной борьбы, которая была бы губительной для всех производителей алмазов, независимо от мас­штаба их деятельности.

«Поэтому нам сегодня, как никогда прежде, необходимо искать наи­более конструктивные пути дальнейшего совместного существования в мировом алмазном сообществе», – заключил президент «АЛРОСА» Вя­чеслав Штыров.

Елена НИКИФОРОВА, «Российская газета», 22 июля 2000 г